Файл: Панадиади, А. Д. Проблемы мелиоративного устройства нечерноземной зоны.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
Недостатки в проектах чаще всего возникают из-за:
плохого знания проектировщиками условий объектов, по ко торым ведется проектирование;
неполноты изыскательских материалов; неправильного ; подхода к оценке экономичности рекоменду
емых проектных решений; коротких сроков, выделяемых на проектирование, что исключа
ет возможность всестороннего продумывания возможных решений и их технико-экономического сопоставления.
Для изучения проектировщиками объектов, а также для обес печения должной полноты изыскательских материалов необходимо создать такой порядок, при котором разработка проекта велась бы лицами, принимающими участие в проведении изысканий.
Основываясь на своем многолетнем опыте руководства изыска тельскими и проектными организациями различного состава и наз начения, автор утверждает, что такая система не только может, но и должна быть осуществлена и в условиях узкой специализа ции исполнителей. Для этого необходимо, чтобы изыскательская партия (изыскательский отряд) возглавлялась лицом, которое в последующем будет руководить проектированием (главный инже нер проекта, руководитель группы, старший инженер).
На крупных объектах, где изыскания приходится вести партия ми в составе нескольких территориальных отрядов, кроме общего технического руководителя, которым, по нашему мнению, должен быть главный инженер проекта, целесообразно назначать также руководителей работ по каждому отдельному району, на которые в последующем будет разбит объект при проектировании. Эти ли ца и должны будут возглавлять проектирование по соответствую щим районам.
Все виды специализированных изысканий и работ (топографи ческие, почвенные, культуртехнические, гидрогеологические и др.) выполняются специалистами соответствующего профиля, но прини маются в поле непосредственно руководителем партии — проекти
ровщиком либо при его участии специалистами-инспекторами про ектной организации.
Гидротехнические, гидромелиоративные, гидрологические и ор ганизационно-строительные изыскания выполняются либо непо средственно руководителем-проектировщиком, либо под его руко водством специальным техническим персоналом.
Отрицательно сказывается на качестве проектов также и то, что на изыскания и проектирование нормативами предусматривается общий срок. Из-за большой трудоемкости и низкого еще уровня механизации изыскательских работ на их выполнение затрачива ется большая доля времени. В результате на разработку проекта остаются короткие сроки. Во избежание снижения качества про ектов по этой причине целесообразно было бы установить пре дельные сроки проектирования, независимые от сроков проведе ния изысканий.
36
Для сокращения сроков проведения изыскательских и проект ных работ необходимо шире применять новые технологические приемы, основанные на использовании цветной и черно-белой аэро съемки, геофизических методов разведки, меченых атомов, локато ров, счетно-решающих устройств, моделирования отдельных про цессов, механизированных способов проверки и размножения по лучаемых материалов и пр.
Необходима разработка мер по снижению стоимости изыска тельских и проектных работ, которая без видимых к тому основа ний за последние 20—25 лет увеличилась в сопоставимых ценах не менее чем в 3—5 раз. Одна из главных причин такого повыше ния стоимости — применение стандартного состава и стандартных способов проведения изысканий и ничем неоправдываемое увеличе ние объема проектных разработок. Отказ от этих стандартов и более полный учет природной обстановки позволили автору разра ботать для условий Барабинской низменности [74] состав изыска ний, при котором стоимость этих работ была снижена более чем
в2 раза. Еще более существенное снижение стоимости изысканий может быть достигнуто при использовании предложенной нами еще
в1948 г. [72] системы проведения кадастровых изысканий. Эффективность мероприятий по мелиорации земель снижается
также из-за недостатков в эксплуатации построенных сооружений и использовании мелиорируемых земель. Это, по неоднократно излагаемому мнению автора [71, 75, 77, 78, 85], вызывается недо оценкой вопросов эксплуатации при проектировании и строитель стве и неправильной организацией проведения эксплуатационных мероприятий.
Недооценка важности эксплуатационных мероприятий проектны ми организациями выражается в шаблонном изложении в проек тах общих элементарных сведений по эксплуатации, не отражаю
щих |
особенностей отдельных объектов и не определяющих системы |
мер, |
необходимых для решения важнейшей задачи эксплуата |
ции-регулирования влажности корнеобитаемого слоя мелиори руемой территории [76, 82].
Недооценка эксплуатационных мероприятий строительными ор ганизациями сказывается главным образом в том, что во время строительства не осуществляют мер ухода и надзора за построен ными каналами и сооружениями, а предусматриваемые в сметах средства на устройство сооружений для нужд эксплуатации рас ходуют зачастую на другие цели или они остаются неиспользован ными. В лриемо-сдаточных актах эти мероприятия обычно фигури руют как недоделки, подлежащие завершению, но остающиеся, как правило, незавершенными.
Техническая эксплуатация сооружений, зданий и машин во всех отраслях народного хозяйства осуществляется предприятиями или организациями ведомств, непосредственно заинтересованных в нормальной работе этих сооружений или устройств. В сельском же хозяйстве, несмотря на то, что урожай на мелиорированных зем
37
лях в большой степени зависит от правильности и своевременности проведения эксплуатационных мероприятий, планирование и реа лизация этих мероприятий проводятся двумя ведомствами — ор ганами Министерства мелиорации и водного хозяйства и органами Министерства сельского хозяйства. Такая двойственность в руко водстве эксплуатационными мероприятиями отрицательно сказы вается на своевременности и качестве проведения этих мероприя тий, а также на правильности хозяйственного использования ме лиорированных земель.
Эффективное использование мелиоративных систем, а следова тельно, и сохранность всех имеющихся каналов, сооружений и других устройств могут быть обеспечены, по мнению автора, лишь при условии, что мероприятия по технической эксплуатации будут выполняться организациями, заинтересованными и непосредствен но отвечающими за величину и качество урожаев, выращиваемых на мелиорированных землях. Такими организациями являются хо зяйства-землепользователи (колхозы, совхозы, лесхозы) и земель ные органы. Организации же системы Министерства мелиорации и водного хозяйства должны обеспечивать проведение механизирован ных ремонтных работ по договорам, заключаемым с управлениями по эксплуатации мелиоративных систем или с заинтересованными хозяйствами, как это предусматривается постановлением Цент рального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 16 июля 1970 г. в части, касающейся внутрихозяйственной сети.
Такая структура эксплуатационной службы позволит также значительно повысить качество мелиоративного строительства, так как приемка в постоянную эксплуатацию каналов и сооружений будет осуществляться лицами, не связанными ни административно, пи организационно со строительными организациями.
Гла в а IV. СХЕМА ВОДНО-МЕЛИОРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА
(НАЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ, СОСТАВ)
Мероприятия по мелиорации и использованию водных ресурсов, выполненные в каком-либо месте, оказывают влияние на природ ные и хозяйственные условия как района, где они проведены, так и других районов. Влияние это может быть и положительным и отрицательным, причем степень и значимость этого влияния зави сят от мощности возводимого сооружения, характера его воздей ствия на окружающую обстановку и от природных условий района, где это мероприятие осуществляется.
Устройство водохранилищ для регулирования стока, например, приводит к затоплению и подтоплению вышерасположенных зе мель, к повышению влажности воздуха и к снижению величины ис парения; затрудняется транспортное использование рек и ухудша ются условия прохода рыб. Однако создание таких водохранилищ позволяет использовать водную энергию; предохраняет нижерасположенные населенные пункты, промышленные предприятия и сельскохозяйственные угодья от наводнений; создает условия для улучшения водоснабжения и для увеличения длительности навига ции; облегчает условия проведения осушительных мелиораций.
В районах Полярного и Бореального климатических поясов повышение влажности воздуха и снижение величины испарения ве дут к усилению процессов переувлажнения и заболачивания поч венного покрова. В южных же районах, где много тепла и влаж ность воздуха невысокая, создание таких водохранилищ оказывает положительное влияние на санитарно-бытовые условия жизни на селения и на условия развития многих отраслей народного хозяй ства.
Несомненно, например, что переброска части стока северных рек на юг приведет к изменению температурного режима северных морей, хотя до сих пор неизвестно, как скоро и каким образом скажется это на климатических условиях. Однако эта переброска позволит расширить поливные площади в районах Средней Азии, улучшить условия водоснабжения населения и промышленных предприятий, а также организовать водный транспорт. И таких примеров как положительного, так и отрицательного влияния вод но-мелиоративных мероприятий на природные и экономические ус ловия можно привести немало. Но дело не в примерах. Важно все
39
гда помнить при планировании, что отрицательное влияние прове денных «сегодня» мероприятий может сказаться спустя многие и многие годы.
Так, чешский профессор К. Ружичка в тезисах к Международ ной конференции по орошению и осушению почвы [103] писал: «Мы (водохозяйственники всего мира) должны честно признать что существующее общегосударственное водохозяйственное плани рование везде и во всех странах до сих пор сильно искажено; взаимно не уравновешено по отдельным элементам; что оно осно вано более или менее на догадках и личном мнении; на инициати ве, возможностях и влиянии отдельных водохозяйственных секто ров. Ошибки и именно огромные ошибки в комплексных водохо зяйственных капиталовложениях являлись, в большинстве своем, недоказуемыми в то время, когда совершались, но теперь после не скольких лет они начинают, как правило, очень ярко проявляться».
Во избежание таких ошибок водно-мелиоративные мероприятия следует проводить лишь по таким объектам, взаимосвязи и влия ние которых на природные и хозяйственные условия могут быть либо определены по аналогии с другими ранее выполненными по добными объектами, либо установлены с достаточной достовер ностью соответствующими расчетами. Строительство объектов, влияние которых не может быть установлено указанными приема ми, недопустимо, так как это может отрицательно сказаться на условиях жизни не только современного, но и последующих по колений.
Из сказанного вытекает, что в перспективные, а тем более в пятилетние и годовые планы проведения мероприятий по мелио рации земель и использованию водных ресурсов можно включать строительство только тех объектов, по которым установлены взаи мосвязи и влияние на природные и хозяйственно-организационные условия. По объектам, по которым из-за недостаточной изученно сти невозможно установить такие взаимосвязи, при разработке планов на долгосрочную перспективу следует намечать предвари тельное проведение необходимых изысканий и исследований.
Для мероприятий по мелиорации земель и использованию вод ных ресурсов характерны большая трудоемкость и высокая стои мость; вследствие этого строительство и освоение таких объектов, как правило, приходится вести более пяти лет. Это предопределя ет необходимость приступать к выполнению мелиоративных меро приятий заблаговременно, с тем чтобы эффект от их освоения мог быть получен в сроки, обеспечивающие своевременное решение намечаемых задач. В связи с этим в нечерноземной зоне, где успешное развитие сельского хозяйства и ряда других отраслей связано с проведением мероприятий по мелиорации земель и использованию водных ресурсов, особенно большое зачение имеет разработка долгосрочных перспективных планов. О разработке та ких планов говорил Л. И. Брежнев в своем докладе на XXIV съез де КПСС.
40