Файл: Экологическое право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

Введение

Охрана окружающей среды является одной из наиболее актуальных проблем современности. Статья 42 Конституции РФ закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Реализация права человека на здоровую и благоприятную окружающую среду в наши дни уже невозможна без международного решения экологических проблем. В связи с этим, отечественное экологическое законодательство должно формироваться с учетом международных обязательств в области охраны окружающей среды. Россия участвует в более чем 80 международных договоров в этой сфере. Важнейшей предпосылкой для последовательного выполнения взятых на себя обязательств является регулирование соответствующих мер в российском экологическом законодательстве.

В настоящее время разработана концепция проекта Экологического кодекса Российской Федерации - основная цель которого заключается в кодификации законодательных и иных правовых актов, регулирующих отношения в сфере охраны окружающей среды, переходе от пообъектного к комплексному правовому регулированию экологических отношений, заполнении пробелов, согласованном развитии и применении законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, природоресурсного законодательства и гражданского, административного и иного законодательства, гармонизации с нормами международного права в сфере охраны окружающей среды, установлении новых правовых институтов, отвечающих современным требованиям экономического развития общества, с введением в максимально возможной степени норм прямого действия.

Законопроектом устанавливаются права и обязанности в области охраны окружающей среды и экологической безопасности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, природопользователей при осуществлении, соответственно, государственного регулирования и хозяйственной деятельности, права и обязанности граждан.


Предполагаемая кодификация в рамках Экологического кодекса потребует признания утратившими силу федеральных законов: «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «Об отходах производства и потребления», «Об экологической экспертизе». В отношении федеральных законов «Об особо охраняемых природных территориях», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О недрах», «О животном мире», «О гидрометеорологической службе», Лесного, Водного, Земельного кодексов Российской Федерации такая отмена не предусматривается. Следует особо отметить, что законодательство в области водных и лесных отношений содержит ряд отсылочных норм на законодательство в области охраны окружающей среды, которые в действующем правовом поле либо частично либо полностью не обеспеченны. В том числе, не в полной мере урегулированы вопросы антропогенного воздействия на водные и лесные экосистемы, что создает проблемы в администрировании в соответствующих сферах ведения. В процессе работы над текстом Экологического кодекса вопросы признания утратившими силу иных федеральных законов или внесения изменений в конкретные федеральные законы и определения дальнейшего действия либо отмены иных нормативных правовых актов будут решаться дополнительно.

Реформирование законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды путем кодификации будет способствовать его совершенствованию, а также стабильности и конструктивности как определяющих условий его эффективности. Это будет достигнуто за счет: системности и комплексности правового регулирования на основе установления единых принципов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; введения преимущественно норм прямого действия; развития экономических механизмов регулирования охраны окружающей среды.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема 1. Экологическое право как отрасль.

1. Понятие экологического права

2. Предмет, методы и система экологического права

3. Понятие экологического кризиса.

4. Основные принципы охраны окружающей среды.
1. Понятие экологического права

Экология как наука сформировалась в середине 19 столетия, когда возникло понимание, что не только строение и развитие организмов, но и взаимоотношения их с окружающей средой подчинены определенным закономерностям.



Термин – «экология» ввел немецкий зоолог Эрнст Геккель, издавший в 1866 году учение о балансе между организмом и окружающей средой. В переводе с греческого – «oikos» - дом, жилище и «logos» – наука, т.е. наука о месте обитания. В 1935 году английский ученый Тенсли ввел понятие экологической системы. С 1942 года экология стала точной самостоятельной наукой.

Россия стала одной из первых стран, в которой была создана нормативно-правовая база регулирования охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на государственном уровне.

Первый закон об охране природы был принят в РСФСР в 1960 году. В США подобный закон был принят на десять лет позже. Первое официальное международное мероприятие, посвященное вопросам охраны окружающей среды, было проведено только в 1972 году, на Стокгольмской конференции ООН.

Экологическое право развивается во всех странах и на международном уровне. Это обусловлено возросшим значением экологической проблемы и необходимостью установления экологического правопорядка, экологической дисциплины в жизни людей. Из примерно 200 существующих в мире государств 14 приняли общие законы об охране окружающей среды или о национальной политике в области окружающей среды и регулирования использования природных ресурсов.

В таких государствах как Колумбия, Сенегал, Филиппины приняты экологические кодексы. Кодификация законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды путем разработки и принятия Экологического кодекса отвечает общемировым тенденциям развития этой отрасли права.

Примером кодификации законодательства служат Экологический кодекс Франции 2000 года, Экологический кодекс Швеции 1999 года, Закон Голландии "Об охране (управлении) окружающей среды" 1997 года. Продолжается работа над проектом Экологического кодекса Германии, призванного систематизировать один из самых больших национальных массивов экологического права. Кодификация в этих странах проведена путем объединения ряда экологических законов с устранением дублирующих норм и систематизации общих положений в одном разделе. При этом соответствующие законы были отменены.

В 2005 года был разработан проект модельного Экологического кодекса государств-участников Содружества Независимых Государств, который был принят за основу при подготовке проектов Экологических кодексов Украины и Казахстана.

В 100 государствах созданы министерства или аналогичные органы, отвечающие за охрану окружающей среды и регулирование использования природных ресурсов.


Россия не может стоять в стороне от цивилизованных процессов. В сложных условиях политической, экономической и социальной жизни шаг за шагом идет развитие этой отрасли.

Экологическое право как отрасль права – система правовых норм, регулирующих общественные отношения по сохранению, воспроизводству и изучению окружающей среды, а также по рациональному использованию природных ресурсов.

Окружающая среда – это естественная среда обитания человека, биосфера, которая служит условием, средством и местом жизни человека и других живых организмов.

Природные ресурсы – компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Охрана окружающей среды – это деятельность органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление окружающей среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

22 апреля на планете празднуется Международный день Земли, призванный объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды. Основателем Дня Земли считается Джон Стерлинг Мортон, предложивший в 1872 году назначить ежегодный день, посвященный озеленению окружающей территории. В России День Земли официально отмечается с 2000 года. В этот день каждый житель планеты может внести свой маленький вклад в дело защиты окружающей среды: очистить от мусора прилегающие территории, высадить хотя бы одно дерево, отказаться хотя бы на один день от использования автомобиля. Также в этот день принято проводить семинары, фестивали, митинги, посвященные охране окружающей среды.
2. Предмет, методы и система экологического права

Предмет экологического права – общественные отношения, которые имеют своим объектом охрану и использование окружающей среды и урегулированы нормами экологического законодательства.

Важнейшей задачей регулирования общественных отношений является сохранение благоприятного состояния всей окружающей среды и ее восстановление для удовлетворения потребностей человека.


В настоящее время, регулируемые общественные отношения ученые условно разделяют на три видимые составные части, в которых группируются отличающиеся друг от друга правовые нормы.

Первую часть составляет собственно природоохранное право, регулирующее общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов охраны окружающей среды в целом. Сюда относятся нормы Закона РФ «Об охране окружающей среды», Федеральных законов «Об экологической экспертизе», «О радиационной безопасности населения», «Об особо охраняемых природных территориях».

Вторая составная часть включает в себя регулирование природоресурсного права, которое призвано обеспечивать охрану и рациональное использование отдельных природных ресурсов – земли, ее недр, вод, лесов, животного мира, атмосферного воздуха и т.п.

В третью часть входят нормы других отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды. Это нормы конституционного, гражданского, налогового, административного, уголовного и иных отраслей права.

Метод экологического права – способ правового воздействия на поведение участников правовых отношений по реализации правомочий собственника природных ресурсов, обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

В действующей системе права преобладают два традиционных способа воздействия на поведение участников экологических правоотношений – административно-правовой и гражданско-правовой.

Административно-правовой метод заключается в установлении предписаний, дозволений, запретов, обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний.

Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства, в связи с чем участники экологических правоотношений находятся в неравном положении – власть со стороны государства и подчинение со стороны хозяйствующих субъектов.

Этот метод опосредствуется в нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и т.д. Он выражается в установлении допустимых выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду предприятиями, пользователями, выдаче им специальных лицензий на такой выброс, дозволении на принятие решений о строительстве, запрете ввоза в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств, применении мер юридической ответственности.