Файл: Экологическое право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



6) Конференция на высшем уровне по устойчивому развитию - проходила в г. Йоханнесбурге (ЮАР) с 26 августа по 4 сентября 2002 г. В работе Саммита приняли участие около 22 тыс. человек из 191 страны от правительств, межправительственных и неправительственных организаций, частного сектора, гражданского общества, научных кругов. На Конференции были приняты два документа «Политическая декларация» (Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию) и «План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию». Вопросы окружающей среды рассматривались в основном с позиций охраны природно-ресурсной базы экономического и социального развития и управления ею, включая изменения структуры потребления и производства, т.е. явно преобладал антропоцентрический подход. Тем не менее, проблема потери биоразнообразия выделена в Политической декларации Йоханнесбурга как имеющая важное значение.

Так же, как и в Рио, за пределами повестки дня Саммита были вопросы военной деятельности и окружающей среды (устойчивого развития), разоружения, а также ядерной безопасности. В Политической декларации говорится только о том, что вооруженные конфликты создают угрозу устойчивому развитию. По некоторым вопросам возникли разногласия по направлению действий и срокам. Так, не были установлены сроки для действий по санитарии и гигиене, возобновимым источникам энергии, прекращению субсидий в энергетике, химикатам и здоровью, деградации природных ресурсов, потере биоразнообразия и истощению рыбных запасов. Разошлись мнения участников по применимости двух принципов Рио - принципа 7 (об общей, но дифференцированной ответственности стран за сохранение природной среды) и 15 (принцип предусмотрительности), скорейшему подписанию Киотского протокола, вопросам управления обществом, торговли, финансам и глобализации, здоровья и прав человека.

Так как Встреча на высшем уровне в Йоханнесбурге была посвящена рассмотрению хода выполнения ранее принятых решений, она не принесла каких-либо особенно эффектных результатов. Вместе с тем, в Йоханнесбурге были поставлены новые важные цели, такие, как: к 2010 г. добиться существенного снижения нынешних темпов утраты биологического разнообразия

; до 2015 г. обеспечить сохранение и даже частичное восстановление истощенных рыбных запасов до уровней, которые могли бы обеспечивать максимальный и устойчивый вылов; к 2015 г. вдвое снизить долю населения, не имеющего доступа к основным санитарным услугам; к 2020 г. добиться значительного уменьшение вреда, причиняемого здоровью людей и окружающей среде производством химических веществ. План выполнения решений ВСУР состоит из 11 глав, затрагивающих предметные вопросы (искоренение нищеты, изменение неустойчивых моделей потребления и производства, охрана и рациональное использование природной ресурсной базы экономического и социального развития, здоровье населения), региональные проблемы (малые островные развивающиеся страны, Африка, другие регионы), а также механизмы реализации решений.

  5. Международная эколого-правовая ответственность.

Международное правонарушение – деяние субъекта международного права, нарушающие нормы международного права и свои международные обязательства, наносящее другому субъекту или всему мировому сообществу в целом ущерб материального и нематериального характера.

Международно-правовая ответственность может наступать не только в силу нарушения норм международного права, но и за вредные последствия правомерной деятельности. Она может наступать при нанесении ущерба источником повышенной опасности, использование или применение которого не запрещено международным правом (ответственность за риск). Например, в ст. 2 Конвенции международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1972), говорится, что запускающее государство «несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическими объектами на поверхности Земли или воздушному судну в полете».

Мировое сообщество уже давно осознало, что окружающая среда и ее компоненты являются общим достоянием человечества. Защита окружающей среды и рациональное использование ее ресурсов - глобальная проблема современности. Основными условиями реше­ния этой проблемы являются доверие и взаимопонимание между го­сударствами, проведение всеми государствами единой политики по отношению к окружающей среде и принятие на своей территории всех мер по ее охране и, прежде всего, развитие    природоохранительного законодательства.      Среди целого ряда принципов, характерных для международно-правовой охраны окружающей среды, международная ответ­ственность за ее сохранение занимает одно из главенствующих мест.


Вопросы международно-правовой ответствен­ности субъектов международного права нашли отражение в Ус­таве ООН, Конвенции ООН по морскому праву и в других доку­ментах.      

Основанием возникновения международно-правовой ответст­венности субъекта международного права является совершение им международного правонарушения (деяния субъекта международно­го права, нарушающие нормы международного права и свои между­народные обязательства, наносящие другому субъекту или группе субъектов международного права или всему международному сооб­ществу в целом ущерб материального и нематериального характера). Никакие ссылки государства на национальные законы и правила в оправдание своего поведения, приведшего к нарушению норм меж­дународного права и нанесению вреда или ущерба, недопустимы. Также недопустимы ссылки на незнание норм международного пра­ва или их неправильное толкование и применение. Субъектами этой ответственности наряду с государствами могут выступать международные организации.

      Международные правонарушения подразделяются на ординар­ные правонарушения и международные преступления. Важным эле­ментом правонарушения является причинно-следственная связь между противоправным поведением и причиненным ущербом. Су­щественное значение имеет вина государства-правонарушителя, хотя существует и безвинная (объективная) ответственность.   

    В настоящее время существуют и действуют более 200 двусто­ронних и многосторонних договоров и соглашений в области охраны окружающей среды. Однако в подавляющем большинстве они уста­навливают обязательства государств по охране тех или иных объек­тов природы, т. е. формулируют первичные (материальные) нормы, которые, как правило, не фиксируют юридических последствий их нарушения. Это связано с тем, что согласно общей теории междуна­родного права для возникновения ответственности государств до­статочно самого факта нарушения международного обязательства.

Существуют два вида международно-правовой ответственности:

- политическая ответственность – применениесанкций, то есть принудительных мер к государству-нарушителю. Применяется только в случае совершения тяжкого международного преступления.

- материальная ответственность – наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанного с причинением материального ущерба.

Может выражаться в форме:

репарации – возмещение ущерба в денежном выражении;


реституции – возврат в натуре неправомерно изъятого имущества;

ресторации – восстановление государством-нарушителем прежнего состояния объекта, например, восстановление качества чистоты воды, загряз­ненной по его вине.

субституции – замена неправомерно уничтоженного или поврежденного природного объекта.

Российская Федерация как правопреемник бывшего СССР при­няла к исполнению свыше 50 договоров, соглашений, конвенций, протоколов и других международно-правовых актов Союза ССР. Как самостоятельный субъект международного права она стала чле­ном многосторонних конвенций, таких как Конвенция о биологиче­ском разнообразии (1992 г.), рамочная Конвенция об изме­нении климата (2 июня 1992 г.), Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (21 апреля 1992 г.), Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (17 марта 1992 г.) и др.

В настоящее время, несмотря на существование различных форм и видов меж­дународной ответственности, в международ­ном экологическом праве отсутствует четкое регулирование вопросов объема и ха­рактера причиненного ущерба, определения способа его компенсации и методики исчисления. Все существенные положения сегодня требуют дора­ботки и законодательного урегулирования на международном уров­не, исходя из принципов единого жизненного пространства, более тесного взаимодействия государств в экономической сфере и осо­знания необходимости предотвращения глобального экологического кризиса, экологических бедствий и катастроф, деградации окружаю­щей среды.


1 Ерофеев Б.В. Экологическое право России. -М.2013. С.91

2 ФЗ от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» // Собрание законодательства РФ от 23 июля 2001 г. № 30. Ст. 3060.

3 Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 29 октября 2001 г. № 44. Ст. 4147.

4 Лесной кодекс Российской Федерации, принят 4.12.2006 г. № 200-ФЗ.

5 Федеральный закон «О недрах» от 21.02.1992. № 2395-1 //Собрание законодательства 3.12.2007. Ст 6056.

6 Водный кодекс Российской Федерации от 12 .04.2006. № 74-ФЗ. //Сборник законодательства РФ от 5.06.2006 № 23. Ст. 2381.

7 Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.1995. № 52-ФЗ.//Собрание законодательства РФ 1.01.2007. № 1 (ч.1). Ст. 21.