Файл: О прохождении учебной практики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Порядок направления налоговыми органами запросов в банк на бумажном носителе утвержден приказом ФНС России от 25.07.2012 N ММВ-7-2/518@.

Порядок направления налоговыми органами запросов в банк в электронном виде утвержден приказом ФНС России от 25.07.2012 N ММВ-7-2/520@.

Непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 Кодекса, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечет налоговую ответственность банка, предусмотренную статьей 135.1 Кодекса.

Непредставление банком справок об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 Кодекса, а также представление справок с нарушением установленного срока или справок, содержащих недостоверные сведения, влекут налоговую ответственность банка, предусмотренную пунктом 6 статьи 135.2 Кодекса.

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговый орган оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет административную ответственность должностных лиц банка, предусмотренную частью 1 статьи 15.6 КоАП;

Статьей 31 Налогового кодекса РФ установлены дополнительные права налоговых органов в отношении проверки банков. Так, налоговые органы имеют право требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации.

Кроме того, п. 14 ст. 31 НК РФ установлено право налоговых органов предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски (заявления) о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам.


Пунктом 2 ст. 31 НК РФ предусмотрена возможность осуществления налоговыми органами других прав. Например, в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ они могут затребовать следующие документы:

- справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах;

- выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей);

- справки об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств. Указанные документы банк должен представить в течение трех дней после поступления запроса от налогового органа. Налоговый орган вправе требовать от банка копию поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджет РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, оформленную налогоплательщиком на бумажном носителе. Банк обязан представить ее в течение пяти дней со дня получения требования налогового органа (ст. 45 НК РФ).

Причем следует отметить одну особенность. В НК РФ определено два вида проверок: камеральные и выездные. Однако истребовать документы у банка налоговый орган вправе и вне рамок налоговых проверок. Пунктом 1 ст. 93.1 НК РФ предусмотрено, что эти документы (информацию) у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), вправе затребовать должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку.

Дополнительные обязанности банков В Налоговом кодексе РФ определены и дополнительные обязанности банков. Так, банки должны исполнять поручения о списании денежных средств. Поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов (п. 6 ст. 46 НК РФ). Взыскание налога за счет электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится путем направления в банк, в котором находятся электронные денежные средства, поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств на счет налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банке (п. 6.1 НК РФ). Глава 18 НК РФ содержит специальные виды ответственности банков (см. таблицу 1)..



Таблица 1 – Специальные виды ответственности банков

Норма НК РФ

Нарушение

Штрафные санкции

Ст. 132

Открытие банком счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица

Взыскание штрафа в размере 20 000 руб.

Несообщение банком в установленный срок налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, или адвоката, учредившего адвокатский кабинет

Взыскание штрафа в размере 40 000 руб.

Ст. 133

Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора), авансового платежа, пеней, штрафа

Взыскание штрафа в размере 1/150 ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки

Ст. 134

Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента

Взыскание штрафа в размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности – в размере 20 000 руб.

Ст. 135

Неправомерное неисполнение банком в установленный НК РФ срок поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней, штрафа

Взыскание штрафа в размере 1/150 ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки

Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в банке находится поручение налогового органа

Взыскание штрафа в размере 30% от не поступившей в результате таких действий суммы

Ст. 135.1

Непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган

Взыскание штрафа в размере 20 000 руб.

ст. 135.2

Предоставление права организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, использовать корпоративное электронное средство платежа для переводов электронных денежных средств без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, а равно предоставление указанного права при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении переводов электронных денежных средств этого лица

Взыскание штрафа в размере 20 000 руб.

Несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений о предоставлении (прекращении) права организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа

Взыскание штрафа в размере 40 000 руб.

Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении переводов электронных денежных средств налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения на перевод электронных денежных средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа

Взыскание штрафа в размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности - в размере 20 000 руб.

Неправомерное неисполнение банком в установленный НК РФ срок поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств

Взыскание штрафа в размере 1/150 ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки

Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия остатка электронных денежных средств налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которого в банке находится поручение налогового органа

Взыскание штрафа в размере 30% от не поступившей в результате таких действий суммы




Непредставление банком справок об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в налоговый орган

Взыскание штрафа в размере 10 000 руб.


Налоговым кодексом РФ (ст. 46, 60, 76 и 86) налоговые органы не наделены полномочиями по проведению проверок кредитных организаций на предмет исполнения ими специальных обязанностей. Такую же позицию по вопросу о полномочиях налоговых органов по проведению налоговых проверок в отношении банков высказал и Президиум ВАС РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 21.12.2010 N 11515/10 по делу N А32-46798/2009-33/633). Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах в Российской Федерации", Налоговый кодекс РФ не предоставляют налоговым органам право на осуществление контроля исполнения банками обязанностей, предусмотренных ст. 46, 60, 76, 86 НК РФ, путем проведения выездных налоговых проверок. Порядок контроля исполнения кредитными организациями этих обязанностей федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Банком России до настоящего времени не утвержден. На этом основании банк может оспорить решение налогового органа. Рассмотрим основные претензии, которые предъявляют налоговые органы банкам. Основные виды претензий налоговых органов Чаще всего налоговые органы предъявляют претензии к банкам в связи с неисполнением ими обязательств, предусмотренных специальными нормами налогового законодательства. Рассмотрим рейтинг основных претензий налоговых органов за 2013 г. Отказ в предоставлении выписки в отношении клиента банка Налоговый орган в связи с проведением камеральной налоговой проверки направил в ЗАО "ИпоТек Банк" запрос о предоставлении выписки по операциям на всех открытых счетах клиента банка за определенный период. Банк отказал в предоставлении выписки, так как посчитал, что форма запроса нарушена и в нем отсутствует надлежащая мотивировка для истребования выписки. В постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2013 N 09АП-24707/2013 по делу N А40-31389/13 суд встал на сторону налогового органа. Отказ в предоставлении выписки является незаконным, так как запрос был направлен в связи с проведением в отношении клиента банка налоговой проверки. Вместе с тем налоговым органом при принятии оспариваемого решения не были учтены обстоятельства, смягчающие ответственность. ЗАО "ИпоТек Банк" посчитал, что мотивированным будет только такой запрос, в котором четко указано на конкретное мероприятие налогового контроля (выездная или камеральная проверка), а также отражены исчерпывающие признаки, позволяющие банкам установить законность проведения в отношении клиента соответствующего мероприятия. Однако суд с этим не согласился. Существует и противоположная практика. Так, в решении Арбитражного суда Свердловской области от 28.10.2013 по делу N А60-27805/2013 налоговый орган не доказал право на проведение в отношении общества контрольных мероприятий. Так как решение о проведении проверки было вынесено после направления запроса в банк, право на получение информации об обществе не в рамках налоговой проверки необоснованно. Мнимость заключенных сделок Еще одной претензией со стороны налоговых органов является мнимость заключенных сделок и направленность действий банка на получение необоснованной налоговой выгоды. Налоговые органы часто подозревают банки в наличии сговора с клиентами. Однако суды не всегда поддерживают налоговые претензии. Так, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 17.12.2013 по делу N А53-24284/2012 суд встал на сторону банка, так как банк и его заемщики являлись участниками реальных хозяйственных отношений, при
совершении сделок банк действовал добросовестно, с разумной деловой целью, в рамках обычной для себя предпринимательской деятельности (выдача кредитов). Суд основывалась на следующем. Согласно п. 1 ст. 292 и в целях гл. 25 НК РФ банки вправе создавать резерв на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности в порядке, предусмотренном ст. 292 НК РФ. Суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные в порядке, устанавливаемом Банком России в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", признаются расходом с учетом ограничений, предусмотренных ст. 292 НК РФ. В случае расторжения кредитного договора по основаниям, установленным гражданским законодательством, кредитной организации необходимо включить в доход для целей налогообложения прибыли сумму отчисления в резерв на возможные потери по ссудам, ранее учтенную в расходах для целей налогообложения прибыли. Примечание. Полномочия налоговых органов по проведению проверок исполнения кредитными организациями специальных обязанностей, предусмотренных ст. 46, 60, 76 и 86 НК РФ, не установлены. Доначисление налогов при осуществлении выплат по векселям При осуществлении выплат по векселям налоговые органы рассматривают банки в качестве налоговых агентов. Например, в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 по делу N А56-35618/2013 рассматривается ситуация, когда налоговый орган доначислил банку НДФЛ. Но суд не согласилась с позицией налогового органа. Статья 209 НК РФ определяет объект налогообложения по НДФЛ как доход, полученный физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ, от источников в Российской Федерации и (или) от источников за ее пределами. В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" и гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (п. 1 ст. 807 ГК РФ). По мнению судей, оснований для исчисления и перечисления налога на доходы физических лиц у налогоплательщика-банка не возникло, поскольку, осуществляя выплаты по векселям, банк исполнил обязательства по возврату долга, а не произвел путем предъявления векселей к платежу операции купли-продажи ценной бумаги, в связи с чем выплаты вексельных сумм не могут считаться доходами физических лиц. Доначисление налога в рамках процесса секьюритизации Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в деле N А56-22243/-2013 рассмотрел следующий спор (постановление от 04.12.2013). По мнению проверяющих, банк неправомерно занизил налоговую базу по налогу на прибыль за 2010 г. на сумму необоснованного убытка от реализации закладных по операциям с ООО "КИТ Финанс Капитал" в размере 903 159 908 руб. 17 коп. Инспекция усмотрела в таких сделках получение заявителем необоснованной налоговой выгоды в виде незаконного уменьшения своих публично-правовых обязательств. Банк же оспаривал доначисление налогов. Материалами дела подтверждается, что денежные средства, полученные ООО "КИТ Финанс Капитал" от размещения облигаций за минусом произведенных организацией затрат на выпуск ценных бумаг и расходов на обслуживание, перечислены налогоплательщику и получены последним в рамках общей сделки по реализации закладных. Требования банка были удовлетворены, поскольку налоговый орган не доказал получение необоснованной налоговой выгоды в результате примененного способа в рамках процесса секьюритизации. Дополнительные выплаты сотрудникам банка Часто банки предоставляют работникам дополнительные гарантии, не