Файл: Кузнецов, Б. Г. Этюды об Эйнштейне.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Столько из все возраставших собственно математике' ских трудностей, сколько из сознания, что единая теория поля не может получить экспериментальной проверки. В 1950 г. в письме к Соловину Эйнштейн говорит:

«Единая теория поля теперь уже закончена. Но к ней трудно подойти метафизически, и, несмотря на весь затраченный труд, я не могу ее проверить ка­ ким-либо способом. Такое положение сохранится на долгие годы, тем более, что физики не восприни­ мают логических и философских аргументов» '.

Но и для самого Эйнштейна возможность экспе­ риментальной проверки теории была весьма сущест­ венным критерием для ее выбора.

Отсутствие эмпирической основы для единой тео­ рии поля было связано с характером развития фи­ зики в 30— 50-е годы. В 1961 г. в статье «Замечания к эйнштейновскому наброску единой теории поля» Гейзенберг писал:

«Эта великолепная в своей основе попытка сна­ чала, как будто, потерпела крах. В то самое время, когда Эйнштейн занимался проблемой единой теории поля, непрерывно открывались новые элементарные частицы, а с ними — сопоставленные им новые поля. Вследствие этого, для проведения эйнштейнов­ ской программы еще не существовало твердой эм­ пирической основы, и попытка Эйнштейна не приве­ ла к каким-либо убедительным результатам»2.

Сейчас положение изменилось. Никто в настоящее

время не станет возражать

против принципиальной1*

1A. E i n s t e i n . Lettres à Maurice Solovine, p. 75.

1 В сб. «Эйнштейн и развитие

физико-математической

мысли». М., 1962, стр. 63.

 

76

возможности единой теории элементарных частиц, как и против утверждения о том, что такая теория будет единой теорией полей, которым соответствуют частицы различных типов. Взаимодействие этих ча­ стиц и соответственно полей, превращения частиц, ультрарелятивистские эффекты становятся исход­ ными понятиями научной картины мира. Но нас здесь интересуют выявившиеся в связи с таким пре­ образованием картины мира новые стороны теории относительности Эйнштейна, новый смысл его физи­ ческих воззрений.

Первоначально теория относительности представ­ лялась обобщением классической механики, очище­ нием «классического идеала» от противоречащих ему понятий мгновенного дальнодействия (специаль­ ная теория) и выделения инерциальных систем (об­ щая теория). В генезисе общей теории относитель­ ности существенную роль играл принцип Маха: все процессы объясняются движением частиц, которое в свою очередь объясняется их взаимодействием. По­ следовательное проведение полевой точки зрения вывело теорию относительности за пределы этого представления и заставило Эйнштейна лишить прин­ цип Маха его универсального характера. В автобио­ графии 1949 г. Эйнштейн писал:

«По мнению Маха, в действительно рациональной теории инертность должна, подобно другим ньюто­ новским силам, происходить от взаимодействия масс. Это мнение я долгое время считал в принципе пра­ вильным. Оно неявным образом предполагает, одна­ ко, что теория, на которой все основано, должна принадлежать тому же общему типу, как и ньютоно­ ва механика: основными понятиями в ней должны служить массы и взаимодействия между ними.

77


Между тем нетрудно видеть, что такая попытка ре­ шения не вяжется с духом теории поля» >.

Выход теории относительности за пределы прин­ ципа Маха и, более того, за пределы «классического идеала» был результатом как внутренней логики развития теории, так и развития квантовой физики, учения о квантованных полях и их взаимодействиях, т. е. линии, которая до определенного этапа шла па­ раллельно «классической» теории относительности.

В заключение хотелось бы подчеркнуть еще раз, что мировоззрение Эйнштейна указывает путь к еди­ ной теории как синтезу релятивистских и квантовых идей.

Чтобы конкретнее иллюстрировать это, по-види­ мому, бесспорное, но крайне общее положение, нуж­ но перейти к менее достоверным оценкам; в области прогнозов существует своеобразное соотношение до­ полнительности между достоверностью и конкрет­ ностью: чем определеннее прогноз, тем он менее до­ стоверен по своему содержанию. Можно, например, предположить, что в микроскопических масштабах пространство-время дискретно. Такое предположение позволило бы устранить весьма тяжелые затрудне­ ния современной физики. Но его трудно согласовать с теорией относительности: в клетках дискретного пространства-времени трудно представить себе про­ цессы, подчиненные релятивистской причинности, трудно говорить о событиях, связанных взаимодей­ ствиями, распространяющимися со скоростью, не превышающей скорости света. Между тем теория ультрамикроскопических процессов должна с перехо-

' А . Э й н ш т е й н . Собр. научных трудов, т. IV,

стр. 267—268.

78

дом к большим масштабам приводить к релятивист­ ской причинности, к соотношениям теории относи­ тельности Эйнштейна. И тут вспоминается замечание Эйнштейна, приведенное в начале этого очерка: тео­ рию относительности нельзя считать завершенной, пока поведение масштабов и часов, т. е. метрика че­ тырехмерного мира, не выведено из более общих за­ кономерностей бытия. Весьма перспективными ка­ жутся направления современной физической мысли, которые стремятся вывести релятивистскую причин­ ность из дискретной структуры пространства-вре­ мени и, таким образом, получить картину мира, обладающую и «внешним оправданием» и «внутрен­ ним совершенством». Во всяком случае, нельзя не согласиться со словами И. Е. Тамма:

«Никто не может, конечно, предсказать, каким бу­ дет дальнейшее развитие физики, но одно, мне ка­ жется, можно утверждать с несомненностью — идеи Эйнштейна, его анализ понятий пространства и вре­ мени и взаимосвязи пространственно-временных со­ отношений с находящейся в пространстве и времени материей могут претерпеть в дальнейшем глубокие изменения, но именно они несомненно послужат от­ правной точкой целой исторической эпохи дальней­ шего развития физики» *.

Эта эпоха более радикального, чем в первой поло­ вине столетия, отхода от классической физики моди­ фицирует, быть может, идеи Эйнштейна (сохранив их полностью для определенных масштабов и обла­ стей), но она не сойдет с пути, на который теорети­ ческая мысль встала после Эйнштейна: она не отка­

1 И. Е. Та мм. Эйнштейн и современная физика. «Ус­ пехи физических наук», 1956, 59, вып. 1, стр. 10.

79



жется от критериев «внешнего оправдания» и «вну­ треннего совершенства», она будет искать в природе ее объективную каузальную гармонию, она будет находить для математических понятий их реальные, физические эквиваленты, она не остановится ни на одном рубеже и будет продолжать поиски все более точного отображения действительности.

Заметки об Эпикуре и Лукреции, Галилее и Ариосто, Эйнштейне и Достоевском1

1.Эпикур и Лукреций.

2.Галилей и Ариосто.

3.Рационалистическая поэтика.

4.Поиски неэвклидовой гармонии.

5.Вопрос Достоевского и ответ Эйнштейна.

6.Экзистенция, бытие и неклассическая физика.

1

Если бы поэзия передавала науке свои умоза­ ключения, она бы лишила науку достоверности; если бы наука отдавала поэзии свое позитивное

содержание, свои выводы, поэзия теряла бы при этом свою проникающую силу, трансформирующую стиль интеллектуальной и эмоциональной жизни че­ ловечества. В действительности поэзия дает науке не элементы знания, а импульсы, зависящие не столько от представлений поэта о мире, сколько от особенностей его художественного творчества. Не­ посредственный эффект влияния поэзии (она здесь представляет искусство в целом) на науку — не науч­ ные концепции, а подход ученого к миру, не содер­ жание научной теории, а черты научного темперамен­ та. Наука соответственно служит для поэзии не скла­ дом тем для дидактического изложения, а источни­ ком импульсов, причем таким источником служат не столько позитивные результаты, сколько стихия по­ исков, апорий, нерешенных проблем — драматиче­ ская и наиболее эмоциональная сторона науки. Тако­ го рода взаимодействие не может быть явным; в нем существенную роль играет интуиция. Поэтому и ана­ лиз подобного взаимодействия не может претендо­ вать на исчерпывающую однозначность.

Существует классический во многих смыслах при­ мер связи между наукой и поэзией, который говорит на первый взгляд о другом.

82

Поэма Лукреция «О природе вещей» многим ка­ залась, да и сейчас кажется, каноческим изложением позитивных концепций Эпикура. В свою очередь ее влияние на науку иллюстрируется множеством за­ имствований из текста поэмы, вышедших непосредст­ венно или через опосредствующие звенья в содер­ жание научных трактатов средневековья и Возрож­ дения. Можно показать, однако, что поэма Лукреция была не столько рифмованным изложением резуль­ татов Эпикура, сколько поэтическим обобщением жи­ вых апорий античной атомистики. Можно также по­ казать, что для наиболее близких по духу мыслите­ лей поэма Лукреция была источником не сведений

оприроде, а импульсов для поисков новых сведений. Остановимся сначала на идеях Эникура, а потом

перейдем к Лукрецию.

Идеал Эпикура — жизнь, свободная от страданий. Главная причина страданий — вера в богов. Счастье достигается освобождением от религии. Такому осво­ бождению служит атомистическая система мира. Эпи­ кур утверждал, что сам он достиг спокойной и радо­ стной гармонии духа. Накануне смерти, уже чувствуя ее приближение, он начал письмо Идоменею словами: «В этот счастливый и, вместе с тем, последний день моей жизни пишу вам следующее...» Затем речь идет о болезни и тяжелых физических страданиях. «Но всему этому противоборствует душевная радость при воспоминании бывших у нас рассуждений» *.

Существует легенда о Демокрите, который осле­ пил себя, чтобы чувственные впечатления не мешали абстрактному мышлению. Маркс в своей юношеской

' Л у к р е ц и й .

О природе вещей, т. II. Фрагменты

Эпикура. М.,

1947, стр. 635.

83


диссертации о натурфилософии Демокрита и Эпику­ ра говорит: «В то время, наконец, как Демокрит, от­ чаявшись в знаниях, лишает себя зрения, Эпикур, чувствуя приближение смерти, садится в теплую ван­ ну, требует чистого вина и рекомендует своим друзь­ ям остаться верными философии»

Демокрит разработал весьма цельную концепцию природы, пользуясь понятиями «бытия» — гомоген­ ного вещества и «небытия» — пустоты. Многокрасоч­ ность чувственного мира должна была стать феноме­ нологическим занавесом, через который просвечива­ ют движения частиц, отличающихся лишь величиной и формой. Вместе с тем Демокрит чувствовал за­ труднения и противоречия замкнутой системы миро­ здания. Как и другие мыслители древней Греции, Демокрит включал в свои натурфилософские пост­ роения то динамическое, обращенное в будущее ощу­ щение незаконченности своей системы, то гениальное предвосхищение принципиально иных закономерно­ стей, которое так характерно для подлинной, не высушенной последующей канонизацией античной мысли.

Для Эпикура антидогматическое предвосхище­ ние границ данных закономерностей и возможности иных закономерностей было необходимой основой моральных выводов философии, т. е. главной цели его учения. Для Эпикура счастье человека невоз­ можно без свободы. Но полная обусловленность дви­ жений частиц привела бы к естественнонаучному

фатализму, т. е. к тому, что через

две тысячи лет

с лишним

после

Эпикура

было

отождествлено с

К. М а р к с

и Ф.

Э н г е л ь с .

Из

ранних произведе­

ний. М., 1956, стр.

34.

 

 

84

«кисметом» восточных религий'. Фаталистическая детерминированность природы кажется Эпикуру худ­ шей модификацией традиционной религии. «В самом деле, — говорит Эпикур в письме к Менекию, — луч­ ше было бы следовать мифу о богах, чем быть рабом физиков (естествоиспытателей), миф дает намек на надежду умилостивления богов посредством почита­ ния их, а судьба заключает в себе неумолимую необ­ ходимость» 2.

И вот на сцене появляются знаменитые clinamen — микроскопические спонтанные отклонения частиц от прямолинейных траекторий. Эта идея про­ бивает оболочку механического фатализма, и в обра­ зовавшуюся брешь входят понятия и образы, дале­ кие от цельной и замкнутой механической картины мира. Далекие во времени. Тому, что отличало Эпи­ кура от универсального механического понимания природы, предстояло в течение двух десятков веков дожидаться собственно физических эквивалентов.

Атомы Эпикура сталкиваются, и в краткие проме­ жутки между столкновениями они обладают одной и той же постоянной скоростью. Такая концепция вы­ сказана в письме Эпикура Геродоту. Постоянная скорость имеет конечную, но очень большую величи­ ну. Эпикур приравнивает ее скорости мысли («...атом будет иметь движение с быстротой мыс­ ли...»). С подобной скоростью атомы движутся вниз под влиянием собственной тяжести и с той же ско­ ростью — в стороны под влиянием толчков.

Таким образом, толчки изменяют не абсолютную

скорость

атомов, а

только ее

направление.

Отсюда

' См.

Ф.

Э н г е л ь с .

Диалектика природы.

М., 1955,

стр.

175.

 

 

т. II, стр. 599.

 

“ Л у к р е ц и й . О природе вещей,

 

85