ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
тии. «Движение падения есть движение несамостоя тельности» ■ . Сейчас мы можем выразить эту мысль в собственно физической форме. Без движения, само стоятельного по отношению к макроскопической схе ме мировых линий, последние лишаются физического бытия. Без предикатов, несводимых к макроскопиче ски определенному движению, атомы были бы неот личимы от геометрических объектов; их пути оказа лись бы геометрическими линиями. Но сИпатеп при дают атомистике физический смысл и в другом отношении. Они создают макроскопические тела. Без последних движения атомов непредставимы. Движе ния эти происходят в том или ином направлении, они, как мы бы теперь сказали, отнесены к пространству, натянутому на макроскопические тела. Макроскопи ческий аспект как и микроскопический — два аспекта физического бытия. Об этом в нашей книге речь бу дет идти не раз. Здесь отметим только, что такая по становка проблемы бытия идет от Эпикура. Не в смысле «предвосхищения». Эпикур, как и другие мыслители древней Греции, ставил вопросы, на кото рые тогда нельзя было дать однозначный ответ. Эти вопросы оказались сквозными, они ставились все вновь и вновь в течение веков. Они не сняты и ныне.
Протест против фатализма сам по себе не может привести к познанию объективной истины, но он мо жет толкнуть человека к познанию, сделать это по знание настойчивым, не останавливающимся перед парадоксом, направленным на обнаружение принци пиально новых закономерностей. Речь идет о стиму лах познания. Содержание познанного не зависит от стимулов. Но от них зависит темперамент познания,
'К . М а р к с и Ф. |
Э н г е л ь с . Из ранних произведе |
ний. М„ 1956, стр. |
42. |
93
скорость, с которой человеческий гений переходит от одной истины к другой, более точной истине. В этом смысле поэма Лукреция содержит нечто большее, чем атомистика Эпикура. Наряду с собственно науч ным обобщением той или иной концепции, т. е. пере несением ее на более общий класс понятий, соотно шений и фактов, может существовать поэтическое обобщение научной теории. Подобно собственно науч ному обобщению, поэтическое обобщение отнюдь не тавтологично. Оно включает ряд идей, образов (в пер вую очередь именно образов) и понятий, которые, даже не раскрывая новых сторон действительности, служат стимулами для дальнейших поисков. Именно эту сторону, как мы вскоре увидим, ценил в античной поэзии Галилей. Поэтическое обобщение науки «ра ботает» в этом смысле не столько на науку, сколько на историческое развитие науки, не на уровень зна ний, а на производную по времени от уровня, на темп прироста, исторический градиент науки. В ука занном отношении поэма Лукреция оказала на нау ку трудно определимое, но несомненно огромное воз действие.
Если попытаться все же определить его и пере числить ссылки на Лукреция в средневековой и позд нейшей научной литературе и отрывки, где запечат лелось влияние поэмы без ссылок на нее (таких от рывков было немало, в особенности во времена, ког да имена Эпикура и Лукреция фактически были под запретом), то можно прийти к некоторым неожидан ным выводам. Прежде всего, очень трудно разграни чить воздействие того, что собственно принадлежит Лукрецию — новых, не имевшихся у Эпикура (или утерянных) образов, настроений и идей,— того, что было названо поэтическим обобщением эпикурейской
94
натурфилософии, и того, что было у Эпикура и лишь изложено в поэме Лукреция, того, что можно наз вать поэтическим изложением фрагментов греческо го философа. Дело в том, что определенный психоло гический подтекст, определенные импульсы для на учного творчества (они обладают помимо определен ной интенсивности определенным направлением) сопутствуют не только новым образам, но и поэтиче скому изложению старых греческих фрагментов. Поэ зия Лукреция конгениальна натурфилософии Эпику ра не только своим содержанием, но и поэтическими средствами, поэтической формой. Шедевр римской поэзии не только чарует читателя звучностью и по разительной естественностью ритма. Классическая точность эпитетов, глубина и «многомерность» срав нений толкают мысль к тому идеалу ясности и опре деленности, который, например, в эпоху Ренессанса, был общим идеалом и механиков — предшествен ников Галилея, и многих художественных и литера турных школ.
Для Лукреция характерны и однозначная точ ность и в то же время красочность аналогий, с по мощью которых он излагает концепцию Эпикура. Со четание этих, казалось бы собственно литературных, качеств приводит к нетавтологичности изложения. Мы проиллюстрируем указанную связь лишь одним примером.
Из представления о постоянной величине скорости атомов (исотахия) вытекает следующее затруднение эпикурейской концепции. Атомы движутся с посто янной скоростью, видимые тела — с различными ско ростями, в том числе с нулевой скоростью. Послед ний случай казался особенно трудным: атомы дви жутся, а видимое тело неподвижно. Абстрактно-ло-
95
гическое решение проблемы наталкивалось на отсутствие важных логических звеньев. Лукреций решает ее с помощью аналогии, которая поражает точностью, красочностью и «многомерностью»:
« Здесь не долж но вызыват ь у д и в л е н ь я в тебе, что в то
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
врем я, |
Han обретаются все в движ ении п ервон ачала , |
|
|
|||||||||
И х совокупност ь |
дл я |
нас |
пребывает |
в полнейш ем |
покое, |
||||||
Е сли |
того |
н е считать, |
что |
движ ется |
собст венным |
телом, |
|||||
Ибо лежит далеко за пределам и наш его чувст ва |
|
|
|||||||||
В ся п ри рода начал. Поэтому, р а з недост упны |
|
|
|||||||||
Н аш ем у |
зрен ью |
они, |
то |
от нас и |
движ ен ья их |
скрыты. |
|||||
Даж е |
и |
то ведь , |
что м ы |
способны |
увидет ь, скрывает |
||||||
Часто |
движ ен ья |
с во и |
н а |
далеком |
от нас расст ояньи: |
||||||
Часто по скло н у холм а густ орунн ы е о вц ы пасут ся, |
|
||||||||||
М едленн о и д я туда, к у д а их н а пастбище тучном |
|
|
|||||||||
С веж ая манит трава, свер к а я алм азн ой росою , |
|
|
|||||||||
Сытые прыгают там и резвят ся, бодаясь, ягнята. |
|
|
|||||||||
В се это |
и зд а л и нам предст авляет ся |
сли вш и м ся |
вместе, |
||||||||
Такж е, к о гда , побеж ав, леги он ы м о гуч и е быстро |
|
|
|||||||||
В сю д у |
по |
полю |
снуют, |
предст авляя |
при м ерн ую |
битву, |
|||||
Б леск от оруж ия их возносит ся к н еб у и всю ду |
|
|
|||||||||
М едью сверкает зем ля , |
и от пост упи тяжкой пехоты |
|
|||||||||
Г у л раздает ся кр уго м . |
П от рясенные крикам и , горы |
|
|
||||||||
Вторят им |
гром ко, и |
ш ум |
несется |
к |
небесны м со звездья м , |
||||||
В садн ики |
скачут |
в о к р у г |
и |
в натиске |
быстром внезапно |
||||||
П ересекают п ол я , |
пот рясая и х топотом гром ким . |
|
п ол е» !. |
||||||||
Но н а |
вы соких го р а х н епрем енно есть место, откуда |
||||||||||
Каж ется |
это пятном, |
неподвиж но |
сверкаю щ им |
в |
Какая механическая схема излагается в описании стада и в описании битвы? Кинетическое представ ление о неподвижной системе, состоящей из движу щихся элементов, требует, чтобы система была от несена к числу объектов, подчиненных в своем поведении принципиально иным закономерностям, чем составляющие ее элементы. Механика смогла
‘ Л у к р е ц и й . О природе вещей, т. X, стр. 91—93.
96
ввести необходимое здесь различие закономерностей, став статистической механикой. Статистический ан самбль подчинен законам, которые определяют практически достоверный результат множества слу чайных процессов. Случайные с точки зрения макро скопического закона микроскопические процессы (например, игнорируемые термодинамикой индиви дуальные движения и столкновения отдельных моле кул) образуют макроскопически закономерные про цессы.
Картина неподвижного или медленно движущего ся стада и картина неподвижного поля боя были историческим антецедентом подобной классическистатистической концепции — статистической теории молекулярных систем. Но классической статистиче ской механикой не ограничиваются позднейшие фи зические аналоги приведенных стихов Лукреция. Мы можем представить себе движение одной части цы как макроскопический результат случайных блужданий, происходящих всегда с одной и той же скоростью. Наблюдаемая макроскопическая скорость частицы может при этом принимать самые различ ные значения. Она зависит от симметрии вероятно стей отдельных сдвигов, из которых складывается микроскопическая траектория частицы.
Мы еще вернемся к этой схеме. Здесь она долж на только проиллюстрировать эвентуальную дли тельность ряда последующих исторических эквива лентов и модификаций тех идей, которые таятся в строках Лукреция.
Именно таятся. Мысль — и античная, и после дующая,— сталкиваясь с образами поэмы Лукреция,
извлекает из них то, что содержалось |
в потенции, |
а может быть, и не содержалось вовсе. |
Наука всегда4 |
4 Б. Г. Кузнецов |
97 |
находит больше того, что ищет и часто — больше то го, чем содержалось в месте находки. В этом и состо ит каталитическая функция проблем, вопросов, апо рий, противоречий: ведь в результате реакции мы все гда получаем то, что не содержалось в катализаторе.
Идеи Эпикура оказывали каталитическое дейст вие уже в древности. Приведем следующий пример,
который |
нам пригодится и позже. |
В среде |
эпику |
рейцев |
зародилось представление о движении, как |
||
о ряде |
регенераций — исчезновений |
тела в |
одной |
клетке дискретного пространства-времени и возрож дении его в соседней клетке.
Такое представление выводило атомистику за пределы механического представления: основным, элементарным понятием картины мира вместо не прерывного движения оказываются дискретные пре вращения частицы в одной клетке пространства в частицу, находящуюся в следующей клетке. Именно так может быть выражена современным языком мысль эпикурейцев, которую Александр Афродисийский излагал во II в. н. э.:
«Утверждая, что и пространство, и движение, и время состоят из неделимых частиц, они утверж дают также, что движущееся тело движется на всем протяжении пространства, состоящего из неделимых частей, а на каждой из входящих в него неделимых частей движения нет, а есть только результат дви жения».
Быть может, Александр Афродисийский через четыреста лет после Эпикура и через полтораста лет после Лукреция мог преувеличить определенность старой концепции. Но это и показывает, что концеп ция не только сохранилась, но и эволюционировала в сторону большей определенности.
98
У Лукреция уже была мысль о слиянии дискрет ных впечатлений от исчезающих и появляющихся образов в непрерывно движущийся образ:
« ...Л иш ь п ер вы й |
и счез, |
как |
сейчас же в ином полож енъи |
Н овы й родит ся за |
ним , |
а нам |
каж ется,— д в и н у л с я первы й » |
Отметим теперь существенный для оценки поэмы Лукреция факт. Ее длительный, уходящий в века «каталитический» эффект тесно связан с характе ром поэтических средств Лукреция. По поводу сде ланных только что сопоставлений можно было бы сказать, что речь идет об ассоциациях, возникших позже и не характерных для античной поэмы. Но возможность подобных ассоциаций вытекает из поэ тики Лукреция.
Поэтика Лукреция раскрывает одну очень важ ную особенность в отношениях науки и поэзии и даже более общую особенность истории культуры. Она раскрывает существенность жанра для содер жания, зависимость содержания от того, что назы вают формой, зависимость излагаемого от путей из ложения, зависимость вина от формы мехов, взаим ный характер зависимости между ними. Если бы Лукреций только изложил недошедшее до нас в це лом произведение «О природе» или известные нам фрагменты Эпикура стихотворной речью, он бы не был поэтом. Но тем самым он не мог бы оказаться в своем творчестве конгениальным Эпикуру. Верси фикатор не может изложить ничего, кроме позитив ных высказываний мыслителя, но ни один мысли тель не ограничивал свой вклад в культуру пози тивными высказываниями; он сообщал культуре романтику первого взгляда на мир, романтику во просов, поисков, отражение исследовательского тем-1
1 Л у к р е ц и й . О природе вещей, т. I, стр. 251.
4* 99
перамента. Все это может передать поэтическая (свойственная поэзии, отличающаяся от свойствен ных другим областям культуры) компоновка поэти ческих элементов. Она создает содержательное отли чие поэтического произведения от исходной системы. Лессинг не считал Лукреция поэтом, потому что не видел содержательного эффекта его поэтики. «Раз мер и рифма,— писал Лессинг,— не превращают уложенную в них систему в поэзию» *. Лессинг при поразительном по точности и тонкости понимании ан тичной поэзии не мог уловить связанного с поэзией Лукреция отхода от системы Эпикура в сторону апо рий и поисков; Лессинг был сыном времени, когда на ука обращала внимание на позитивные системы. Нам легче увидеть, в чем состояло преобразование идей Эпикура, связанное с их поэтическим изложением.
Система Эпикура была системой логического выведения одних понятий из других, одних заключе ний из других. Она была системой силлогизмов. Силлогизмы, изложенные в стихотворной форме, были бы версификацией. Поэтическое отображение системы Эпикура превратило ее в систему образов. Эти образы чувственно-конкретные, почти такие же яркие, как реальные впечатления бытия, но упоря доченные и отчетливые, сплетаются в цепи и обра зуют образное, красочное представление о мире. При этом, как заметил один из наиболее тонких коммен таторов Лукреция, теряется различие между нагляд ностью образа и логической доказательностью вы вода 2.1
11L e s s i n g . |
Werke, V. Lpz., 1911, S. 459. |
|
См. Я. М. |
Б о р о в с к и й . Поэтика |
доказательства у |
Лукреция. |
В кн.: Л у к р е ц и й . |
О природе вещей, |
т. II, стр. 205.
100
Что отсюда следует? Во-первых, перенос центра тяжести из области моральных выводов в область описания природы. У Эпикура система природы представляет собой служебную конструкцию: она должна обосновать то настроение спокойной отре шенности от горя и страха смерти, которое Эпикур считал задачей своей философии. У Лукреция систе ма природы, выведенная во всей ее многокрасочно сти из движения атомов, стала самостоятельной и, более того, основной частью поэмы.
Далее, система природы теряет свой законченный характер. Возьмем письмо Эпикура Геродоту с из ложением основных принципов атомистической фи зики. В начале письма устанавливаются непротиво речивые исходные принципы и понятия — простран ства, тел, движения,— с помощью которых логиче ски конструируется картина мира. У Лукреция в основе изложения лежат не какие-либо непротиворе чивые логические понятия (эпцкурова «каноника»), а зрительные образы. Поэтому и вся система приоб ретает незамкнутый характер. Следует подчеркнуть еще одно существенное отличие. Внимание Эпикура было приковано к логически построенной схеме дви жения ненаблюдаемых атомов. Мысль и воображение Лукреция движутся по преимуществу в другой сфе ре — в сфере наглядных и, следовательно, макроско пических образов. Поэтому его особенно интересует связь невидимых процессов с видимыми, макроско пическими. Переходя от фрагментов Эпикура к поэ ме Лукреция, мы попадаем из мира атомов в мир, где эти атомы сгруппированы в камни, деревья, тела животных и человека, потоки воды, языки пламени, в красочный макроскопический мир.
101