ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 0
следует, что скорость атома в течение сравнительно большого интервала времени (т. е. на усередненной траектории) может иметь любое значение, в том числе нулевое, но всегда меньшее, чем скорость на микроскопическом прямом отрезке между двумя со ударениями и на составленной из таких отрезков пройденной атомом ломаной линии.
Движение атома на микроскопическом отрезке между соударениями или спонтанными отклонения ми недоступно чувственному восприятию. Чувствен ным образом в принципе можно воспринять лишь ре зультирующее смещение на сравнительно значитель ное, макроскопическое расстояние. Когда Эпикур говорил о фундаментальной скорости — постоянной скорости элементарных сдвигов (они были названы «кинемами»), как о скорости, равной скорости мыс ли, то речь шла не только и даже не столько о пред полагаемой колоссальной скорости мыслительного процесса. Речь шла о предельной скорости, пости гаемой мыслью и непостигаемой по своей величине непосредственным наблюдением.
Нам сейчас нетрудно понять, что результирующая макроскопическая скорость атома зависит от симмет рии отдельных кинем. Если число кинем в одном нап равлении будет равно числу кинем в противополож ном направлении, результирующая скорость окажет ся равной нулю. Если диссимметрия будет весьма значительной, результирующая скорость приблизится к максимальной скорости — скорости движения на микроскопических отрезках.
Поскольку отдельные кинемы, связанные со спон танными отклонениями, носят случайный характер, речь должна идти о вероятностях тех или иных на правлений. Если вероятности кинем противоположно
86
го направления мало отличаются одна от другой, результирующий макроскопический сдвиг и результи рующая макроскопическая скорость окажутся незна чительными и, вообще говоря, они пропорциональны диссимметрии вероятностей. Подобного статистиче ского представления о наблюдаемых движениях у Эпикура, насколько нам известно, не было. Оно, быть может, сыграет некоторую роль в современных концепциях движения элементарных частиц. Но что важно для рассматриваемой здесь проблемы — это то, что Лукреций через два с лишним столетия пос ле Эпикура, излагая идеи греческого мыслителя, сде лал шаг в сторону подобной концепции.
Об этом будет сказано немного позже, в связи с поэмой Лукреция. Возвращаясь к Эпикуру, следует подчеркнуть связь понятия кинем и постоянной мак симальной скорости (исотахии) с концепцией диск ретного пространства и времени.
Эпикур говорит о непрерывном времени, состоя щем из недоступных восприятию интервалов, в тече ние которых происходят прямолинейные сдвиги ато мов. Расстояния, проходимые атомами, соответствен но делятся на дискретные элементы — расстояния, проходимые в течение минимальных интервалов вре мени. Но наблюдаемое время, так же как наблюдае мое пространство, непрерывно. Такая непрерыв ность зависит не только от того, что мы рассматри ваем движение в течение сравнительно большого срока. Она возникает также в силу больших прост ранственных размеров наблюдаемых тел. В макро скопическом, наблюдаемом мире мы видим тела, ко торые движутся в одном направлении, несмотря на беспорядочные движения составляющих эти тела атомов. «Даже в самый малый период непрерывного
87
времени атомы в сложных телах несутся к одному месту». Иначе говоря, пока речь идет о чувственнопостигаемых пространственно-временных областях, случайные блуждания отдельных атомов остаются несущественными для наблюдаемой картины.
Какой своей стороной, благодаря каким особенно стям концепция Эпикура кажется направленной в бу дущее?
Эпикур отнюдь не противопоставляет объективную картину дискретного движения субъективному впе чатлению непрерывного движения тел с различными скоростями. Нет, обе эти картины имеют объектив ный характер, соответствуют объективной истине. «...Истинно только все то, что мы наблюдаем чувст вами или воспринимаем умом путем постижения»,
Из этой идеи, существенно опередившей механиче
ское естествознание и близкой |
представлениям |
|
X IX — X X |
вв., следует существование объективного |
|
различия |
между закономерностями |
непрерывного |
и дискретного движения, а также существование объективной связи между теми и другими. Скорость
и вообще течение непрерывного процесса |
связаны |
с течением дискретных процессов через |
понятия |
средних значений и вероятностей последних. Мы это знаем после Максвелла, Гиббса, Больцмана, после появления статистической физики и статистических теорий вообще. Было бы неправильно модернизиро вать взгляды Эпикура и приписывать ему статисти ко-вероятностную концепцию движения. Речь идет не о близости ответов Эпикура, т. е. его позитивных идей, к позитивным идеям современной науки. Речь
идет о близости |
вопросов |
— противоречий, |
поисков, |
|
подходов, нерешенных |
проблем античной |
науки — |
||
к современным проблемам. |
|
88
Именно эта обращенная в будущее, «вопрошаю щая» сторона науки чаще и больше всего служит ка тализатором художественного творчества. Особенно в такие моменты, когда художественное творчество защищает свободу и разум человека от авторитарно го принуждения.
Вподобный исторический момент Лукреций изло жил систему Эпикура в поэме «О природе вещей».
ВI в. до н. э. римское общество переживало тя желую полосу своей жизни. Жестокая диктатура Суллы, кровавое подавление восстания Спартака, граж данская война, небывалое до того усиление прави тельственного произвола и с другой стороны, мистицизм, направленный против претензий разума. Религия и система мелочной религиозной регламен тации воплощали обе эти тенденции. Общественная оппозиция тянулась к образцам свободной греческой
мысли и хотела |
их видеть не только изложенными |
на родном языке, |
но и в художественной форме, |
адресованной не только уму, но и чувству.
И как всегда (или почти всегда), отражение кол лизий сегодняшнего дня приводило к созданию бес смертных произведений, остающихся близкими лю дям всех последующих исторических эпох. Художест венная литература отвечает на вопросы современни ков с такой широтой обобщения, что ее ответы сохраняют свое значение и тогда, когда о первона чальных вопросах давно забудут. А так как широта обобщения в какой-то мере пропорциональна общест венному темпераменту художника (коэффициентом пропорциональности является его талант), то полу чается на первый взгляд противоречивое соотноше ние: злободневные интересы служат катализаторами подвигов гения, создающего вечные ценности. Для
89
Лукреция, как И дЛя Многих других, характерна не явная связь запросов времени с содержанием творче ства. В поэме «О природе вещей» нет прямых упоми наний об идейной атмосфере в Риме в I в. до н. э. Но нельзя сомневаться в том, что пропаганда эпикурей ской натурфилософии была существенным элементом борьбы против авторитарного государства и мистиче ских веяний. Только связи проходили очень глубоко: лишь в глубокой и по большей части неявной форме они вели к созданию вечных ценностей.
В начале своей поэмы Лукреций говорит об Эпикуре:
«В те |
врем ена, пак у |
всех |
на |
гл а за х |
безобразн о |
влачилась |
||||
Ж и зн ь |
л ю дей |
на зем ле под |
р ел и ги и |
тягостным гнетом, |
||||||
С областей неба гл а в у |
я вл я вш ей , взи р а я оттуда |
|
||||||||
Л ипом |
уж асны м своим на смертных, |
поверж енны х |
долу, |
|||||||
Э ллин вп ер вы е один осм ели лся смертные |
взоры |
|
||||||||
Против |
нее обратить |
и отваж ился |
выступить против. |
|||||||
И н и м о л ва о богах, н и м олньи , |
н и рокотом грозн ы м |
|
||||||||
Н ебо его запугат ь не м огли , но, |
напрот ив, |
сильн ее |
|
|||||||
Д ух а |
решимость его |
побуж дали к |
тому, |
чтобы крепкий |
||||||
Врат |
при роды |
затвор |
он п ер вы й |
сломить уст ремился, |
||||||
Силою д у х а ж ивой одерж ал он п о б еду , |
и вы ш ел |
|
||||||||
Он далеко за п р едел ы |
о гр а ды |
огненной м ира, |
|
|||||||
По безгран и чн ы м п рой дя своей м ы слью и духом |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пространствам» *. |
Трудно представить себе, чтобы картина религиоз ного гнета, как наихудшего несчастья человечества, была лишена в I в. до н. э. актуального подтекста. Но он остается подтекстом и, как полагается катализа тору, не входит в результат процесса. Главное в этих начальных строках поэмы — пафос бесконечной при роды. Для Лукреция границы мироздания («ограда
' Л у к р е ц и й . О природе вещей, т. I, стр. 11.
90
огненная мира») играют роль границ науки. Их-то и сломал Эпикур. Природа бесконечна в пространстве
иво времени. Пространство однородно, так же как
иматерия. Гомогенные, лишенные качественных раз личий атомы движутся в пустоте, не имеющей ни центра, ни границ. Время, в отличие от пространства, не имеет самостоятельного существования, одно мгновение отличается от другого новой пространст
венной конфигурацией тел. Кроме изменения этой конфигурации, в природе нет других процессов. По этому нет физического эквивалента времени самого по себе, физического процесса, протекающего только во времени. Иными словами, в природе нет процес сов чисто качественных, происходящих в простран ственной точке, не состоящих в пространственных смещениях.
Подобная чисто кинетическая картина движений изгоняет из природы мистические силы. Но Лукре цию, как и Эпикуру, мало такого освобождения человеческой мысли. Им нужно, чтобы сама картина мира не претендовала на догматическую закончен ность, не ограничивала функции разума простым восприятием и изложением окончательной истины. Именно эта антидогматическая сторона учения Эпи кура вызывает у Лукреция особенный интерес и осо бенное сочувствие. Лукреций отказывается от абсо лютной однозначности картины мира во всех ее де талях. Приводимые им объяснения явлений демон стрируют принципиальную возможность причинного истолкования природы, но последовательно разви вающееся познание не может сразу отыскать одно значный механизм во всех случаях. В различных ми рах бесконечной Вселенной могут действовать раз личные причины явлений.
91
Но неоднозначности причинных объяснений мало, чтобы спасти человека от власти догмата. Нужно, чтобы в самой природе сохранялась некоторая неза висимость явлений от чисто кинетической схемы толчков и космического падения атомов. Здесь на сцену и выходят сНпашеп — спонтанные отклонения атомов. Лукреция очень интересует связь концепции сНпашеп с отказом от фатализма. Ограничение ме ханической обусловленности в природе введено, что бы человек
((...вы нуж ден н е бы л Только сносить и терпеть и п ред ней побеж денны й
склонят ься,
Л егк о е служит к тому п ерви ч н ы х начал отклоненье,
Но не в полож енны й срок и совсем не н а месте извест ном » *1.
Но сНпашеп вовсе не прагматическая идея. Она вытекает из несомненного объективного существова ния соударений атомов:
«Я бы ж елал, |
чтобы ты бы л о сведом л ен |
зд есь |
точно так же, |
|||||||
Что, ун о ся сь , |
в пустоте, |
в н ап равлен и и |
|
к н и зу |
отвесном, |
|||||
Собственным |
весом , тела изн ачальн ы е |
в |
н екое |
врем я |
||||||
В месте |
н еведом ом |
нам |
начинают слегк а |
отклоняться, |
||||||
Так |
что |
ед ва |
и назват ь |
от клонением |
это |
возмож но. |
||||
Е сли |
ж, |
как капли |
дож дя, они вн и з |
продолж али |
бы падать, |
|||||
Н е от клоняясь |
ничуть на пути в пустоте |
необъятной, |
||||||||
То н икаких бы н и |
встреч, н и толчков у начал |
не |
рож далось, |
|||||||
И н ичего |
н и к огда |
породит ь не м о гл а бы |
природа» 2. |
В 1841 г. в своей диссертации «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпи кура» Маркс связал эпикуровы сНпашеп с проблемой бытия. По мнению Маркса, прямолинейное падение атома сделало бы его геометрической точкой и уже нельзя было бы говорить о его самостоятельном бы
1 Л у к р е ц и й . О природе вещей, т. I, стр. 89. 1 Там же, стр. 85.
92