ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
или психологичное положение, и с какою силою про ницательности, с какою поражающей верностью рас сказывает он о состоянии души этого человека» *. То, что Достоевский ценил у Эдгара По, было свой ственно ему самому в колоссальной мере. Самые фантастические ситуации в рассказах По кажутся обыденными по сравнению с теми мгновениями, ког да в наиреальнейшей каморке, где-нибудь вблизи Обводного канала, или в провинциальном трактире, под стук биллиардных шаров и хлопанье пивных пробок, мысль человека, стоящего на краю безумия, мучительно бьется над проблемами, охватывающими все мироздание, всю историю космоса, весь его смысл, всю его гармонию и дисгармонию, когда ка жется, что в этой обстановке вот-вот будут решены самые коренные проблемы, и наиреальнейшая обста новка начинает просвечивать, и через нее становятся видными космические коллизии. Именно в этих кол лизиях, в поисках истины, в жажде узнать, прове рить, решить — оправдание и смысл стремительных сюжетных поворотов, нечеловеческих мучений, са мых неожиданных мечтаний большой души героя. И именно познавательная, экспериментальная зада ча сообщает романам Достоевского своеобразную мелодичность. Какими бы неожиданными, резкими и парадоксальными ни были повороты событий, по ступки, реплики, каждый раз, когда поворот опре делился, поступок совершен, реплика брошена, у нас возникает ощущение их однозначной необходимости.
Необходимости для решения |
задачи — моральной, |
|||
философской, психологической. |
Мелодичность и до |
|||
‘ Ф. М. Д о с т о е в с к и й . |
Полное |
собрание |
художе |
|
ственных произведений, |
т. XIII. |
М.— Л., |
Госиздат, |
|
1930, стр. 523. |
|
|
|
|
128
стоверность самых резких диссонансов, самых фан тастических ситуаций характерна для любого произ ведения Достоевского. Достоевский — художник достоверного парадокса.
4 ,
Когда речь идет о наиболее общих моральных и пси хологических проблемах нового времени, приходится все время возвращаться к трагедии датского прин ца, которая представлена у Шекспира с такой ши ротой художественного обобщения, что самые отда ленные позднейшие коллизии кажутся повторением шекспировских сцен и реплик. Когда Гамлет стре мится превратить мысль в действие, он видит в мести за отца восстановление мировой гармонии. Мысль о мировой гармонии — одна из самых главных сквозных идей нового времени. У Спинозы мораль ная гармония оказалась тесно связанной с космиче ской гармонией, с поисками единых законов, управ ляющих космосом и микрокосмосом. Рационализм вырывает моральную гармонию из-под власти тра диционной веры и связывает ее с универсальной гар монией мироздания. Это относится и к рационализ му X V II в., и к рационалистическому мировоззре нию Эйнштейна. Поиски космической гармонии рассматривались как сила, реализующая моральную гармонию; достижения науки были успехами рацио налистической этики; поражения и неудачи науки казались ущербом морального идеала. В статье о Ньютоне Эйнштейн говорил об идеях классической механики как о торжестве разума, воспоминание о котором должно помочь человечеству найти выход5
5 Б. Г. Кузнецов |
129 |
из обрушившихся на него испытаний, помочь бороть ся против шовинизма и культа иррациональных ин стинктов
Речь идет о классическом идеале — схеме миро здания, в которой нет ничего, кроме взаимно сме щающихся тел. Теория относительности была очи щением классического идеала от несвойственных ему ссылок на абсолютное пространство и абсолют ное время, которые фигурировали в «Началах» Нью тона, она была приближением к классическому идеа лу, который Эйнштейн называл «программой Нью тона». Таким образом, речь шла о борьбе за «программу Ньютона» против пятен на солнце нью тоновой механики.
Программа освобождения классического идеала от «темных пятен» не была завершена. Абсолютное пространство было устранено из картины мира сна чала только для прямолинейного и равномерного движения, затем, в общей теории относительности, для ускоренного движения, в этом втором случае — с помощью понятия искривленного пространства-вре мени. Гравитационные поля были отождествлены с искривлениями пространства-времени. Но попытки отождествить другие поля с изменением геометри ческих свойств пространства-времени не имели успе ха. Эйнштейн выдвигал в высшей степени остроум ные предположения, он обобщал геометрические со отношения в’ надежде найти, наряду с кривизной, другие свойства пространства-времени, которые мож но было бы отождествить с электромагнитным по лем. Он переходил от неэвклидовой геометрии, свя-1
1A. E i n s t e i n . |
Conceptions scientifiques, morales et |
sociales. Paris, |
1952, p. 209. |
130
занной с отказом от эвклидова постулата параллель ных, к еще более парадоксальным геометриям. Наброски единой теории поля не противоречили фактам, но и не приводили к возможности экспери ментального подтверждения; из них не следовало таких выводов, по отношению к которым экспери мент мог бы сказать однозначно: да, только эта кон цепция объясняет полученный результат, иные кон
цепции противоречат наблюдаемым |
соотношениям. |
||
К возможности |
такого |
решающего |
эксперимента |
(«ехрептепШ п |
сгишБ») |
Эйнштейн не мог подойти. |
Поэтому варианты единой теории поля были лишены физической содержательности.
Единая теория поля, к которой стремился Эйн штейн, должна была исходить из строгих динамиче ских законов. Научная картина мира не должна включать неопределенные микроскопические собы тия, безразличные для целого. Эйнштейна не устраи вала статистическая концепция микромира: в общем случае законы природы указывают только вероят ность микроскопических процессов, которая прибли жается к достоверности, если перед нами очень большое число случаев. В таком представлении от дельные микропроцессы выходят в какой-то мере из-под власти макроскопических законов. К указан ному взгляду приближалась созданная в 1924— 1926 гг. квантовая механика. Длительное, по выра жению Макса Борна, «ворчание» Эйнштейна по ад ресу квантовой механики исходило преимущественно из интуитивных предубеждений. Конкретные эйн штейновские аргументы против квантовой механики успешно отражались Нильсом Бором, но это не убеждало Эйнштейна. Последний признавал, что квантовая механика согласуется со всеми фактами,
5* 131
нигде не приводит к противоречиям и нужна для истолкования ряда фактов. Но, как говорил Эйн штейн, «нельзя из нужды делать добродетель»: квантовая механика противоречит его научному ин стинкту. «Бог не играет в кости»,— писал Эйнштейн Борну в 1947 г. У этого эйнштейновского «бога» всегда подразумеваются иронические кавычки. Этот «бог» очень далек от бога Достоевского; но имеет общие черты с «богом» Ивана Карамазова, с тем «богом», провиденциальную гармонию которого от ринул Иван Карамазов с такой потрясающей логи ческой и образной, предметной, воистину художест венной убедительностью. Мы вернемся еще к «Бунту» — кульминационной главе «Братьев Кара мазовых» — и увидим, что Ивана Карамазова сму щала статистическая, игнорирующая индивидуаль ные судьбы природа отринутой гармонии. Для Ивана Карамазова «бог», установивший провиденциальную гармонию, был неприемлем, потому что эта гармо ния зиждилась на игнорировании микроскопической иррациональности.
Чем не устраивал Эйнштейна «бог, играющий в кости», «бог» средних, «бог» статистических законо мерностей? В одном из писем Джеймсу Франку Эйн штейн говорил по поводу квантовой механики:
«Я еще могу представить, что бог создал мир, в котором нет законов природы, короче говоря, что он создал хаос. Но чтобы статистические законы были окончательными и бог разыгрывал каждый
случай в отдельности,— такая мысль |
мне крайне |
несимпатична» *.1 |
Werk eine» |
1 C. S e e 1i g. Albert Einstein. Leben und |
|
Genies unseres Zelt. Zürich, 1960, S. 396. |
|
¿32
Разумеется, физические аргументы против кван товой механики не имеют ничего общего с мораль ными аргументами против статистической гармонии. Физические аргументы должны рассматриваться со стороны их физической убедительности. Речь идет совсем не об этом. Речь идет о моральных идеалах Эйнштейна и некотором параллелизме моральных идеалов и поисков космических гармоний, весьма эмоциональных, подчас трагических.
Такой параллелизм может быть показан довольно явственно. Ведь для Эйнштейна сам интерес к нау ке, к познанию мира вытекал из бегства от иррацио нальности и моральной неполноценности повседнев ной жизни.
В 1918 г., в день шестидесятилетия Макса План ка, Эйнштейн произнес речь с характеристикой внут ренних, психологических запросов, приводящих лю дей в науку. Эта речь посвящена Планку, но вместе с тем автобиографична: она раскрывает те стиму лы научного труда, которые были общими и для
Планка, |
и для некоторых других крупных физиков |
X X в. и, |
может быть, в наибольшей мере характер |
ны для Эйнштейна. Многие, говорит Эйнштейн, при ходят в храм науки потому, что научное творчество создает у них радостное ощущение напряженности интеллектуальных сил. Других интересуют резуль таты исследований. Но Планк принадлежит к- дру гому типу. Таких людей тяготит чисто личное су ществование, и они переходят к созерцанию и иссле дованию объективного. «Эту причину можно срав нить с тоской, неотразимо влекущей горожанина из шумной и мутной окружающей среды к тихим вы сокогорным ландшафтам, где взгляд далеко прони кает сквозь неподвижный чистый воздух и наслаж
133
дается спокойными очертаниями, которые кажутся предназначенными для вечности» ’ .
Моральный подтекст научного творчества связан с эстетическим подтекстом. Именно в силу такой связи Эйнштейн искал в трудах многих мыслителей не логические конструкции, а эстетические впечат ления. Например, в трудах Канта. Конструкции Канта ничего не давали Эйнштейну, но он читал Канта с большим удовлетворением потому, что язык и манера мышления философа напоминали ему о расцвете немецкой культуры, об идеалах — в пер вую очередь, моральных идеалах — немецкой ин теллигенции времен Лессинга и Канта. Связь мо ральных идеалов и эстетических интересов еще отчетливее, когда речь идет о художественных произ ведениях. Мы остановимся лишь на музыкальных симпатиях Эйнштейна. Эйнштейна больше всего увлекали произведения, выражавшие стройную гар монию бытия. Музыка Баха казалась ему «архитек турной» — она ассоциировалась с образом стройного готического собора и вместе с тем со стройной си стемой логических выводов. Вагнер казался ему слишком личным. В музыке Вагнера мир представ ляется упорядоченным гением композитора, эта му зыка не раскрывает объективную гармонию мира. У Моцарта он ценил человечность, изящество и юмор. Эйнштейн говорил, что у него юмор «смягчает легко ранимое чувство ответственности» и помогает переносить «грубые зрелища повседневности» *2.
Для Эйнштейна искусство было источником мо ральных импульсов. Оно не позволяло забывать
'А . Э й н ш т е й н . Собр. научных трудов, т. IV, стр. 40. 2A. E i n s t e i n . Comment je vois le monde. Paris, 1934,
p. 9.
134
о «ранящих впечатлениях повседневности» и о со циальной ответственности, но делало эти впечатле ния и чувства переносимыми, позволяло преобра жать их в научные интересы, в поиски космической гармонии, связанной в сознании Эйнштейна с мо ральной гармонией.
Перейдем теперь непосредственно к проблеме кос мической и моральной гармонии в художественном творчестве Достоевского. Прежде всего отметим су щественное различие между отношением Эйнштейна к поискам «внеличной» гармонии и отношением До стоевского к аналогичным поискам. У Эйнштейна «внеличное» было действительно внеличным: он пол ностью забывал о себе. Научные открытия такого масштаба, как теория относительности, не могут быть сделаны без способности к поискам «зеленой палочки». Напомним этот эпизод из воспоминаний Льва Толстого: чтобы найти орудие общего счастья, некую зеленую палочку, нужно было, как ему рас сказали, просидеть час, ни разу не вспомнив о ка ких-то безразличных вещах. Для Эйнштейна такими безразличными вещами была собственная личность, и полное забвение ее было условием научного по двига.
У Достоевского все иначе. Он ни на мгновение не забывает о себе, о своих собственных психологи ческих коллизиях. Он не заглушает голоса своих ге роев, но в какой-то мере в каждом герое воплощает свои мысли, чувства, воспоминания, и по существу, как это не раз уже указывалось, все романы До стоевского в той или иной мере автобиографичны. Когда мы ближе присматриваемся к самой личности Достоевского и ее отражению в творчестве, мы убеждаемся в следующем: Достоевский непрерывно
135