Файл: Кузнецов, Б. Г. Этюды об Эйнштейне.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

драгоценное, что хватит его все сердца, на уто­ ление всех негодований, на искупление всех зло­ действ людей, всей пролитой ими их крови, хватит, чтобы не только было возможно простить, но и оправдать все, что случилось с людьми,— пусть, пусть это все будет и явится, но я-то этого не при­ нимаю и не хочу принять1 Пусть даже параллельные линии сойдутся и я это сам увижу: увижу и скажу, что сошлись, а все-таки не приму»

Почему Иван Карамазов не приемлет «неэвкли­ довой гармонии»? Этот вопрос (и вся беседа Ивана с Алешей Карамазовым) рассмотрены в следующем параграфе. Здесь отметим только «макроскопиче­ ские» пороки гармонии: с ее основным пороком — игнорированием индивидуальных «микроскопиче­ ских» судеб — мы познакомимся позже.

«Макроскопические» пороки провиденциальной гармонии указываются во многих произведениях Достоевского, и в наиболее концентрированной фор­ ме — в репликах черта, беседующего с Иваном Ка­ рамазовым. Первый порок — статичность этой гар­ монии. Вечная гармония без необратимой эволюции, вечное пребывание без индивидуальных событий ка­ жутся скучными и, более того, фиктивными, нере­ альными, призрачными. Возьмем некоторую гармо­ ничную схему, не заполненную какими-то неигнорируемыми индивидуальными событиями. Существует ли реально такая гармония, не является ли она пустым и притом скучным призраком?

У Достоевского есть очень неожиданный и глу­ бокий образ скучной и призрачной вечности. В «Пре­

Ф. М. Д о с т о е в с к и й - СРбр. соч-, Т- 9, стр. 395—39§,

144

отуплении и наказании» Свидригайлов говорит Рас­ кольникову:

«Нам вот все представляется вечность, как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное! Да почему же непременно огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность. Мне, знаете, в этом роде иногда мерещится» *.

Целое, где элементы игнорируются, перестает быть реальным. Достоевский постоянно возвращает­ ся к распаду целого на не связанные с ним, игнори­ руемые элементы и к призрачности такого целого. Вот картина Петербурга, как всегда точная и кон­ кретная. Но это картина распада, взаимного игно­ рирования, взаимного равнодушия. В романе «Под­ росток» герой идет по Петербургу:

«Совсем уже стемнело, и погода переменилась; было сухо, но подымался скверный петербургский ветер, язвительный и острый, мне в спину, и взве­ вал кругом пыль и песок. Сколько угрюмых лиц простонародья, торопливо возвращавшегося в углы свои с работы и промыслов! У всякого своя угрюмая забота на лице, и ни одной-то, может быть, общей, всесоединяющей мысли в этой толпе! Крафт прав: все врозь. Мне встретился маленький мальчик, та­ кой маленький, что странно, как он мог в такой час очутиться один на улице; он, кажется, потерял до­ рогу; одна баба остановилась было на минуту его

выслушать, но

ничего не поняла, развела руками и

пошла дальше,

оставив его одного в темноте»2.

1 Ф. М.

Д о с т о е в с к и й .

Собр. соч.,

т.

5, стр. 299—

300.

До с т о е в с к и й-

Собр. соч., т.

8,

стр. 84.

* Ф. ВД.

145


Многочисленные замечания о городе-фантоме, о городе, который кому-то приснился и может вдруг исчезнуть, основаны на подобных констатациях. Целое, лишенное подлинной (т. е. не игнорирующей индивидуальные судьбы) гармонии,— призрачно.

В «Братьях Карамазовых» мы встречаем шедевр характерного для Достоевского письма просвечиваю­ щими красками: краски яркие и точные, образ наи­ реальнейший по конкретности, и вдруг он начинает просвечивать и оказывается чистым фантомом. Ива­ ну Карамазову является черт. Это — фантом.

Разумеется, смысл слова фантом здесь не пол­ ностью совпадает с обычным. Оно выражает специ­ фическое для Достоевского ощущение неполноцен­ ности разорванной, разобщенной жизни. Вместе с тем это ощущение при всей его специфичности логи­ чески и эмоционально родственно очень общей мыс­ ли о неполноценности бытия, лишенного одной из своих компонент, одного из своих аспектов. Речь идет о макроскопическом и микроскопическом аспек­ тах. Город-фантом Достоевского не обладает подлин­ ным бытием, потому что он атомизирован, в нем нет «общей воссоединяющей мысли». Мы сейчас уви­ дим, что целому, где игнорируются составляющие его атомы, Достоевский также отказывает в подлин­ ном бытии. Но до этого нужно вернуться к сопостав­ лению «Эйнштейн — Достоевский». В данном случае это означает: к сопоставлению проблемы бытия в физике и той же проблемы в жизни людей.

Уже у Эпикура две эти проблемы были тесно связаны. Чтобы люди не стали «рабами физиков», т. е. чтобы макроскопический детерминизм физиче­ ского мира не лишил их свободы и индивидуального бытия, Эпикур ищет в физике понятия, освобождаю­

146

щие атом от полного подчинения макроскопическим законам. Это одна из идей античной мысли, направ­ ленных в будущее. Частица, лишенная качественных определений, растворяется в пространстве, теряет физическое бытие, становится геометрическим поня­ тием, и в этом смысле природа «фантомизируется», становится совокупностью геометрических образов. Геометрический образ описывает черты реальности, но сам он лишен физического бытия, он не воздейст­ вует на другие объекты, но взаимодействует с ними, не может стать объектом эксперимента и наблюде­ ния. Стремление превратить геометрические фанто­ мы в тела, обладающие физическим бытием, то, что можно назвать «тенденцией бытия», привело к по­ нятию взаимодействия, превращающего мир в связ­ ное целое. Эта тенденция характерна и для неклас­ сической физики, где идея Вселенной, как целого, сочетается с современными эквивалентами Эпикуровых сНпатеп, гарантирующих индивидуальность частиц — вторую компоненту физического бытия. По-видимому, и в современной науке и в современ­ ной жизни людёй становится существенным воспо­ минание об Эпикуровом объединении физической проблемы индивидуального бытия частицы и про­ блемы индивидуального бытия человека *.

У Достоевского защита индивидуального бытия человека включает впечатление призрачности такого бытия, оторванного от «общей всесоединяющей мыс­ ли», и невероятно острый протест против «термо­ динамического», статистического игнорирования ин­ дивидуальных судеб. Такое игнорирование лишает1

1 См. ниже параграф 6 («Экзистенция, бытие и неклас­ сическая наука») и далее очерк: «Относительность и дополнительность» (стр. 349—420).

147


Вселенную действительного бытия. В «Братьях Ка­ рамазовых» мы встречаем шедевр характерного для Достоевского письма «просвечивающими красками»: краски яркие и точные, образ наиреальнейший по конкретности, и вдруг он начинает просвечивать и оказывается призрачным. Ивану Карамазову явля­ ется черт. Это — призрак, и Иван знает, что перед ним его собственные мысли, именно те, которые яв­ ляются наиболее мучительными. Но фантом вопло­ щен очень добротно, его видит не только Иван Ка­ рамазов, но и читатель, видит не менее, может быть, а более отчетливо, чем реальные персонажи.

Это совсем не байроновский собеседник Каина, не величавый дух зла, это такой же конкретный об­ раз, как свидригайловская баня, только еще более бытовой, обычный, пошлый. Черт рассказывает Ива­ ну Карамазову о своем назначении. Его функция — отрицание гармонии. Без такого отрицания все исче­ зает. Если бы на земле было все гармонично, то ни­ чего бы и не произошло. Не было бы «происшест­ вий», а без них вообще ничего не было бы. Жизнь, существование, реальность имеют место, когда утверждение «макроскопической» гармонии «прохо­ дит через горнило сомнений». Иначе «один бесконеч­ ный молебен», святая, бесконечная скука призрач­ ного бытия.

У Достоевского два полюса квазибытия, иллюзор­ ного бытия, каждый из которых не может стать реальным существованием без другого. Один по­ люс — разрозненные, распавшиеся индивидуальные жизни, без объединяющей идеи, без общей «макро­ скопической» гармонии. Таков Петербург, город, ка­ жущийся призраком из-за распада целого. Другой полюс — гармония целого, не включающая «проис­

148

шествий», которые меняли бы всю историю вселен­ ной и придавали бы ей некоторый необратимый ха­ рактер. Подобный вечный круговорот, вечное повто­ рение — тоже «скучища неприличнейшая» и, в сущ­ ности, является иллюзорным существованием.

Мысль об иллюзорности индивидуальных собы­ тий, не связанных в общее гармоническое целое, и о столь же иллюзорной космической гармонии, игно­ рирующей индивидуальные судьбы, не исчерпывает основных идей творчества Достоевского. Но, может быть, именно эта мысль в наибольшей мере привле­ кала Эйнштейна, и, может быть, с ней связана, хотя бы в некоторой мере, фраза: «Достоевский дал мне больше, чем Гаусс». Такое предположение вытекает из анализа гносеологических позиций Эйнштейна и внутренней логики его физических теорий. Что же касается прямых свидетельств в пользу этого пред­ положения, то мы располагаем одним замечанием Эйнштейна, сделанным в беседе с Мэрфи и Салливэном, опубликованной в 1930 г .1

В этой беседе Салливэн упомянул о Достоевском. По его мнению, основной проблемой, которой зани­ мался Достоевский, была проблема страдания. Эйн­ штейн отвечал:

«Я не согласен с вами. Дело обстоит иначе. До­ стоевский показал нам жизнь, это верно: но цель его заключалась в том, чтобы обратить наше внимание на загадку духовного бытия и сделать это ясно и без комментариев».

У Достоевского, во всех его основных произведе­ ниях, мы находим неисчезающий вопрос: сохраняет-

1 «Science and

God; A. Dialogue».

«Forum», 1930,

v. 83.

p. 373—379.

Русск. пер. см.: А.

Э й н ш т е й н .

Собр.

научных трудов, т. IV. стр. 163—165.

 

149



ея ли реальная интеллектуальная и эмоциональная жизнь человека при его изоляции, при его отключе­ нии от целого. Иначе говоря: обладает ли духовное бытие человека абсолютным смыслом?

Термин абсолютный смысл означает здесь сле­ дующее.

Некоторое свойство, величина, понятие называ­ ются абсолютными, если они сохраняют свой смысл и значение независимо от существования или отсут­ ствия других свойств, величин или понятий. В про­ тивном случае они являются относительными, по­ скольку отношения между объектами теряют смысл, когда перед нами изолированный объект, когда дру­ гие объекты не существуют или когда несущество­ вание игнорируется. Абсолютные понятия и вели­ чины сохраняют смысл при отсутствии «координат­ ных систем», «тел отсчета» и т. д. (кавычки здесь означают возможность обобщения, выхода за преде­ лы геометрических координат и физических тел от­ счета). «Абсолютное место» и «абсолютное движе­ ние» Ньютоновой механики сохраняют свой смысл при отсутствии координатных систем и тел отсчета (без кавычек).

В классической науке существовала более общая абсолютизирующая тенденция. Она приписывала телу реальные предметы, пространственные и непро­ странственные (например, массу), независимо от взаимодействия с другими телами, от существования других тел, независимо от существования космоса в целом. Такой постулат абсолютного бытия встречал­ ся и вне естествознания. Общественно-философская и экономическая мысль X V II—X V III вв. также ис­ ходила из постулата абсолютного бытия. В много­ численных робинзонадах изолированный человек

150

казался обладателем абсолютных экономических функций, а духовное бытие человека, оторванного от общества, казалось его абсолютным предикатом.

Такой тенденции противостояла другая. Уже в X V I в. Джордано Бруно считал реальное бытие тел зависящим от существования бесконечного космоса. В следующем столетии эта мысль получила чрезвы­ чайно глубокое воплощение в философии Спинозы. Она воплотилась не только в натурфилософские концепции. Спиноза говорил о постижении истины как о важнейшей компоненте духовного бытия.

Философия Спинозы отражалась в мировоззрении Эйнштейна в большей степени, чем какая-либо дру­ гая философская система. Вслед за Спинозой Эйн­ штейн видел в поисках истины выход в надличное, заполняющий сознание и придающий ему истинное духовное бытие. Вслед за Спинозой он связывал поиски истины с поисками добра, с моральным само­ сознанием человека.

Здесь нужно несколько уточнить то, что уже го­ ворилось о связи научных и этических мотивов в мировоззрении Эйнштейна. Это поможет объяснить смысл приведенной оценки Достоевского («загадка духовного бытия») и тем самым — фразы о Досто­ евском и Гауссе. Эйнштейн часто говорил о незави­ симости моральных норм от выводов науки и неза­ висимости научных выводов от моральных крите­ риев. В 1951 г. он писал Соловину:

«То, что мы называем наукой, преследует однуединственную цель: установление того, что сущест­ вует на самом деле. Определение того, что должно быть, представляет собой задачу, в известной сте­ пени независимую от первой; если действовать по­ следовательно, то вторая цель вообще недостижима.

151