ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
драгоценное, что хватит его все сердца, на уто ление всех негодований, на искупление всех зло действ людей, всей пролитой ими их крови, хватит, чтобы не только было возможно простить, но и оправдать все, что случилось с людьми,— пусть, пусть это все будет и явится, но я-то этого не при нимаю и не хочу принять1 Пусть даже параллельные линии сойдутся и я это сам увижу: увижу и скажу, что сошлись, а все-таки не приму»
Почему Иван Карамазов не приемлет «неэвкли довой гармонии»? Этот вопрос (и вся беседа Ивана с Алешей Карамазовым) рассмотрены в следующем параграфе. Здесь отметим только «макроскопиче ские» пороки гармонии: с ее основным пороком — игнорированием индивидуальных «микроскопиче ских» судеб — мы познакомимся позже.
«Макроскопические» пороки провиденциальной гармонии указываются во многих произведениях Достоевского, и в наиболее концентрированной фор ме — в репликах черта, беседующего с Иваном Ка рамазовым. Первый порок — статичность этой гар монии. Вечная гармония без необратимой эволюции, вечное пребывание без индивидуальных событий ка жутся скучными и, более того, фиктивными, нере альными, призрачными. Возьмем некоторую гармо ничную схему, не заполненную какими-то неигнорируемыми индивидуальными событиями. Существует ли реально такая гармония, не является ли она пустым и притом скучным призраком?
У Достоевского есть очень неожиданный и глу бокий образ скучной и призрачной вечности. В «Пре
Ф. М. Д о с т о е в с к и й - СРбр. соч-, Т- 9, стр. 395—39§,
144
отуплении и наказании» Свидригайлов говорит Рас кольникову:
«Нам вот все представляется вечность, как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное! Да почему же непременно огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность. Мне, знаете, в этом роде иногда мерещится» *.
Целое, где элементы игнорируются, перестает быть реальным. Достоевский постоянно возвращает ся к распаду целого на не связанные с ним, игнори руемые элементы и к призрачности такого целого. Вот картина Петербурга, как всегда точная и кон кретная. Но это картина распада, взаимного игно рирования, взаимного равнодушия. В романе «Под росток» герой идет по Петербургу:
«Совсем уже стемнело, и погода переменилась; было сухо, но подымался скверный петербургский ветер, язвительный и острый, мне в спину, и взве вал кругом пыль и песок. Сколько угрюмых лиц простонародья, торопливо возвращавшегося в углы свои с работы и промыслов! У всякого своя угрюмая забота на лице, и ни одной-то, может быть, общей, всесоединяющей мысли в этой толпе! Крафт прав: все врозь. Мне встретился маленький мальчик, та кой маленький, что странно, как он мог в такой час очутиться один на улице; он, кажется, потерял до рогу; одна баба остановилась было на минуту его
выслушать, но |
ничего не поняла, развела руками и |
||||
пошла дальше, |
оставив его одного в темноте»2. |
||||
1 Ф. М. |
Д о с т о е в с к и й . |
Собр. соч., |
т. |
5, стр. 299— |
|
300. |
До с т о е в с к и й- |
Собр. соч., т. |
8, |
стр. 84. |
|
* Ф. ВД. |
145
Многочисленные замечания о городе-фантоме, о городе, который кому-то приснился и может вдруг исчезнуть, основаны на подобных констатациях. Целое, лишенное подлинной (т. е. не игнорирующей индивидуальные судьбы) гармонии,— призрачно.
В «Братьях Карамазовых» мы встречаем шедевр характерного для Достоевского письма просвечиваю щими красками: краски яркие и точные, образ наи реальнейший по конкретности, и вдруг он начинает просвечивать и оказывается чистым фантомом. Ива ну Карамазову является черт. Это — фантом.
Разумеется, смысл слова фантом здесь не пол ностью совпадает с обычным. Оно выражает специ фическое для Достоевского ощущение неполноцен ности разорванной, разобщенной жизни. Вместе с тем это ощущение при всей его специфичности логи чески и эмоционально родственно очень общей мыс ли о неполноценности бытия, лишенного одной из своих компонент, одного из своих аспектов. Речь идет о макроскопическом и микроскопическом аспек тах. Город-фантом Достоевского не обладает подлин ным бытием, потому что он атомизирован, в нем нет «общей воссоединяющей мысли». Мы сейчас уви дим, что целому, где игнорируются составляющие его атомы, Достоевский также отказывает в подлин ном бытии. Но до этого нужно вернуться к сопостав лению «Эйнштейн — Достоевский». В данном случае это означает: к сопоставлению проблемы бытия в физике и той же проблемы в жизни людей.
Уже у Эпикура две эти проблемы были тесно связаны. Чтобы люди не стали «рабами физиков», т. е. чтобы макроскопический детерминизм физиче ского мира не лишил их свободы и индивидуального бытия, Эпикур ищет в физике понятия, освобождаю
146
щие атом от полного подчинения макроскопическим законам. Это одна из идей античной мысли, направ ленных в будущее. Частица, лишенная качественных определений, растворяется в пространстве, теряет физическое бытие, становится геометрическим поня тием, и в этом смысле природа «фантомизируется», становится совокупностью геометрических образов. Геометрический образ описывает черты реальности, но сам он лишен физического бытия, он не воздейст вует на другие объекты, но взаимодействует с ними, не может стать объектом эксперимента и наблюде ния. Стремление превратить геометрические фанто мы в тела, обладающие физическим бытием, то, что можно назвать «тенденцией бытия», привело к по нятию взаимодействия, превращающего мир в связ ное целое. Эта тенденция характерна и для неклас сической физики, где идея Вселенной, как целого, сочетается с современными эквивалентами Эпикуровых сНпатеп, гарантирующих индивидуальность частиц — вторую компоненту физического бытия. По-видимому, и в современной науке и в современ ной жизни людёй становится существенным воспо минание об Эпикуровом объединении физической проблемы индивидуального бытия частицы и про блемы индивидуального бытия человека *.
У Достоевского защита индивидуального бытия человека включает впечатление призрачности такого бытия, оторванного от «общей всесоединяющей мыс ли», и невероятно острый протест против «термо динамического», статистического игнорирования ин дивидуальных судеб. Такое игнорирование лишает1
1 См. ниже параграф 6 («Экзистенция, бытие и неклас сическая наука») и далее очерк: «Относительность и дополнительность» (стр. 349—420).
147
Вселенную действительного бытия. В «Братьях Ка рамазовых» мы встречаем шедевр характерного для Достоевского письма «просвечивающими красками»: краски яркие и точные, образ наиреальнейший по конкретности, и вдруг он начинает просвечивать и оказывается призрачным. Ивану Карамазову явля ется черт. Это — призрак, и Иван знает, что перед ним его собственные мысли, именно те, которые яв ляются наиболее мучительными. Но фантом вопло щен очень добротно, его видит не только Иван Ка рамазов, но и читатель, видит не менее, может быть, а более отчетливо, чем реальные персонажи.
Это совсем не байроновский собеседник Каина, не величавый дух зла, это такой же конкретный об раз, как свидригайловская баня, только еще более бытовой, обычный, пошлый. Черт рассказывает Ива ну Карамазову о своем назначении. Его функция — отрицание гармонии. Без такого отрицания все исче зает. Если бы на земле было все гармонично, то ни чего бы и не произошло. Не было бы «происшест вий», а без них вообще ничего не было бы. Жизнь, существование, реальность имеют место, когда утверждение «макроскопической» гармонии «прохо дит через горнило сомнений». Иначе «один бесконеч ный молебен», святая, бесконечная скука призрач ного бытия.
У Достоевского два полюса квазибытия, иллюзор ного бытия, каждый из которых не может стать реальным существованием без другого. Один по люс — разрозненные, распавшиеся индивидуальные жизни, без объединяющей идеи, без общей «макро скопической» гармонии. Таков Петербург, город, ка жущийся призраком из-за распада целого. Другой полюс — гармония целого, не включающая «проис
148
шествий», которые меняли бы всю историю вселен ной и придавали бы ей некоторый необратимый ха рактер. Подобный вечный круговорот, вечное повто рение — тоже «скучища неприличнейшая» и, в сущ ности, является иллюзорным существованием.
Мысль об иллюзорности индивидуальных собы тий, не связанных в общее гармоническое целое, и о столь же иллюзорной космической гармонии, игно рирующей индивидуальные судьбы, не исчерпывает основных идей творчества Достоевского. Но, может быть, именно эта мысль в наибольшей мере привле кала Эйнштейна, и, может быть, с ней связана, хотя бы в некоторой мере, фраза: «Достоевский дал мне больше, чем Гаусс». Такое предположение вытекает из анализа гносеологических позиций Эйнштейна и внутренней логики его физических теорий. Что же касается прямых свидетельств в пользу этого пред положения, то мы располагаем одним замечанием Эйнштейна, сделанным в беседе с Мэрфи и Салливэном, опубликованной в 1930 г .1
В этой беседе Салливэн упомянул о Достоевском. По его мнению, основной проблемой, которой зани мался Достоевский, была проблема страдания. Эйн штейн отвечал:
«Я не согласен с вами. Дело обстоит иначе. До стоевский показал нам жизнь, это верно: но цель его заключалась в том, чтобы обратить наше внимание на загадку духовного бытия и сделать это ясно и без комментариев».
У Достоевского, во всех его основных произведе ниях, мы находим неисчезающий вопрос: сохраняет-
1 «Science and |
God; A. Dialogue». |
«Forum», 1930, |
v. 83. |
p. 373—379. |
Русск. пер. см.: А. |
Э й н ш т е й н . |
Собр. |
научных трудов, т. IV. стр. 163—165. |
|
149
ея ли реальная интеллектуальная и эмоциональная жизнь человека при его изоляции, при его отключе нии от целого. Иначе говоря: обладает ли духовное бытие человека абсолютным смыслом?
Термин абсолютный смысл означает здесь сле дующее.
Некоторое свойство, величина, понятие называ ются абсолютными, если они сохраняют свой смысл и значение независимо от существования или отсут ствия других свойств, величин или понятий. В про тивном случае они являются относительными, по скольку отношения между объектами теряют смысл, когда перед нами изолированный объект, когда дру гие объекты не существуют или когда несущество вание игнорируется. Абсолютные понятия и вели чины сохраняют смысл при отсутствии «координат ных систем», «тел отсчета» и т. д. (кавычки здесь означают возможность обобщения, выхода за преде лы геометрических координат и физических тел от счета). «Абсолютное место» и «абсолютное движе ние» Ньютоновой механики сохраняют свой смысл при отсутствии координатных систем и тел отсчета (без кавычек).
В классической науке существовала более общая абсолютизирующая тенденция. Она приписывала телу реальные предметы, пространственные и непро странственные (например, массу), независимо от взаимодействия с другими телами, от существования других тел, независимо от существования космоса в целом. Такой постулат абсолютного бытия встречал ся и вне естествознания. Общественно-философская и экономическая мысль X V II—X V III вв. также ис ходила из постулата абсолютного бытия. В много численных робинзонадах изолированный человек
150
казался обладателем абсолютных экономических функций, а духовное бытие человека, оторванного от общества, казалось его абсолютным предикатом.
Такой тенденции противостояла другая. Уже в X V I в. Джордано Бруно считал реальное бытие тел зависящим от существования бесконечного космоса. В следующем столетии эта мысль получила чрезвы чайно глубокое воплощение в философии Спинозы. Она воплотилась не только в натурфилософские концепции. Спиноза говорил о постижении истины как о важнейшей компоненте духовного бытия.
Философия Спинозы отражалась в мировоззрении Эйнштейна в большей степени, чем какая-либо дру гая философская система. Вслед за Спинозой Эйн штейн видел в поисках истины выход в надличное, заполняющий сознание и придающий ему истинное духовное бытие. Вслед за Спинозой он связывал поиски истины с поисками добра, с моральным само сознанием человека.
Здесь нужно несколько уточнить то, что уже го ворилось о связи научных и этических мотивов в мировоззрении Эйнштейна. Это поможет объяснить смысл приведенной оценки Достоевского («загадка духовного бытия») и тем самым — фразы о Досто евском и Гауссе. Эйнштейн часто говорил о незави симости моральных норм от выводов науки и неза висимости научных выводов от моральных крите риев. В 1951 г. он писал Соловину:
«То, что мы называем наукой, преследует однуединственную цель: установление того, что сущест вует на самом деле. Определение того, что должно быть, представляет собой задачу, в известной сте пени независимую от первой; если действовать по следовательно, то вторая цель вообще недостижима.
151