ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 0
Наука может лишь устанавливать логическую взаи мосвязь между моральными сентенциями и давать средства для достижения моральных целей, однако само указание цели находится вне науки» *.
Вместе с тем Эйнштейн видел тройную связь науки и морали. Во-первых, между ними, при отсут ствии прямых определяющих воздействий, сущест вует некоторый изоморфизм: одни и те же логиче ские конструкции соединяют научные умозаключе ния и моральные сентенции. Научные констатации, сверх того, определяют значение моральных норм, они позволяют, например, приписать моральным нор мам роль одного из условий духовного бытия чело века, его связи с «надличным».
Во-вторых, независимая от моральных критериев наука становится зависящей от них, как только мы начинаем говорить не о содержании научных пред ставлений, а об исторических и психологических движущих силах науки.
В-третьих, мораль, не зависящая от науки, пока речь идет о содержании моральных норм, становится зависящей от науки, когда вопрос стоит о реализа ции этих норм.
И констатация этих сложных зависимостей, и мысль о взаимной независимости содержания науч ных представлений и содержания моральных норм и спинозовское понимание духовного бытия человека, и роль художественного восприятия мира высказаны в заключительной реплике Эйнштейна, которая была адресована Мэрфи в этой беседе, в которой говори
лось о загадке |
духовного бытия у Достоевского. |
• А . Э й н ш т е й н , |
Собр. научных трудов, т. IV. |
стр. 564—565. |
|
152
В этой реплике Эйнштейн говорит, что здание науч ной истины может быть построено из собственных материалов науки, скрепленных логическими опера циями. Но для такого сооружения нужны творче ские способности художника: ведь здание нельзя построить только из камня и извести. Моральное самосознание, чувство прекрасного и тот психологи ческий подъем, который Эйнштейн сближал с «ре лигиозным инстинктом» *, помогают мысли прийти к высшим достижениям науки.
«Именно в этом проявляется моральная сторона нашей натуры — то внутреннее стремление к пости жению истины, которое под названием amor intellectualis так часто подчеркивай Спиноза. Как вы ви дите,— продолжает Эйнштейн, обращаясь к Мэр фи,— я полностью согласен с вами, когда вы гово рите о моральных основах науки. Но обращать эту проблему и говорить о научных основах морали нельзя» 21.
Из последней фразы видно, что связь художест венной литературы и науки необратима. То, что мы назвали «преобразованием от Достоевского к Эйн штейну», не образует группы. Достоевский мог дать импульс amor intellectualis. Но наука не может опре делить моральных норм.
Не может, пока нет речи о реализации этих норм. Как и мораль не может воздействовать на науку, пока нет речи о силах развития науки. Сейчас мы перейдем именно к этим аспектам науки, к аспектам, раскрывающим связь собственно моральных проблем
в творчестве Достоевского |
с современной |
наукой. |
1О смысле такого сближения см. стр. 17—18. |
т. IV, |
|
2А. Э й н ш т е й н . Собр, |
научных трудов, |
|
стр. 166. |
|
|
153
При этом на задний план отходит биографическая и историко-научная проблема расшифровки относя щихся к Достоевскому замечаний Эйнштейна, на задний план отходят взгляды Эйнштейна и поэтика Достоевского. «Эйнштейн и Достоевский» оказывает ся символическим обозначением проблемы: «совре менная наука и моральные запросы человечества». Как только мы переходим к реализации моральных запросов, творчество Достоевского поворачивается иной стороной, по сравнению с той, которая интере совала Эйнштейна и которая в наибольшей степени определила воздействие писателя на идеи ученого. Но и идеи Эйнштейна поворачиваются другой сто роной, как только мы говорим о реализации мораль ных идеалов человечества. Объектом анализа стано вится воплощение этих идей и воздействие их на современную цивилизацию.
5
В конце четвертой книги «Братьев Карамазовых» описана встреча Алеши Карамазова со штабс-капи таном Снегиревым, которого незадолго перед тем оскорбил Дмитрий Карамазов. Алеша дает Снеги реву денег, тот мечтает выбиться из нужды, строит планы... И вдруг резкий поворот. Штабс-капитан мнет полученные от Алеши деньги, бросает их на землю и топчет *.
Вскоре Алеша рассказывает Лизе о происшедшей сцене. Он объясняет, почему Снегирев стал топтать деньги и почему теперь он их обязательно примет. Парадоксальный поворот становится естественным.
' См. Ф. М. Д о с т о е в с к и й . Собр. соч., т. 9, стр. 260
154
единственно возможным, как только вводится пара доксальный постулат: мятущаяся, слабая и робкая душа боится раскрыться и эта боязнь обнаружить свою слабость и свое смятение только и может вы явиться во внезапном переходе от умиленной благо дарности к уязвленной и терзающей себя гордости. И, конечно, здесь рационалистическая поэтика: па радоксальный постулат вводится не силлогизмом, а
конкретизацией образа («...голос |
был |
такой сла |
бый, ослабленный, и говорил он |
так |
скоро-ско |
ро...» '), вернее силлогизмом, воплотившимся в об раз, поэтическим силлогизмом. И, конечно, это рационалистическая поэтика: ведь конкретизация об раза оправдана охватившим Алешу познавательным порывом, он увлечен не только выводом: «на следу ющий день штабс-капитан возьмет деньги», но и самой возможностью рационального объяснения ирра циональной сцены.
Но здесь начинается поворот к очень острой, мо жет быть самой острой, проблеме рационализма. Лиза спрашивает, нет ли в этом объяснении, одно значно определяющем поведение человека, презре ния к нему. Каждая рационалистическая схема вы черчивает некоторую определенную кривую поведе ния человека. Но сохраняется ли при этом индиви дуальное, неповторимое бытие личности? Нет ли здесь игнорирования личности, низведения ее до уровня подопытной, покорной особи, которая должна своей судьбой подтвердить, продемонстрировать, про иллюстрировать рационалистическую схему?
Наступает великое испытание мысли. Может ли мысль, суверенная, освобожденная от веры, от тра-1
1Там же, стр. 270.
155
диции, идущая до конца в своих заключениях, может ли она избежать самой страшной угрозы — прене брежения микроскопической судьбой, превращения этой судьбы в пренебрежимую деталь макроскопиче ской гармонии? Алеша отвечает ссылкой на смире ние. «Рассудите, какое уж тут презрение, когда мы сами такие же, как он, когда все такие же, как он» '. Но испытание только началось. Разговор Алеши с Лизой открывает пятую книгу «Братьев Карама зовых», которая называется: «Pro и contra». В тот же день Алеша встречается с Иваном Карамазовым, и между ними происходит разговор о мировой гар монии целого и муках отдельного существа.
Первый аргумент, колеблющий мировую гармо нию,— жестокость человека, истязания беззащитно го существа. Метания штабс-капитана Снегирева объяснены. Но можно ли примириться с его судь бой? И можно ли примириться с судьбой любой не винной жертвы? Эти микроскопические жертвы, эти отдельные факты, не укладывающиеся в гармо нию, не должны быть игнорируемы. Понимание гар монии, рациональная схема — измена фактам. «Если я захочу что-нибудь понять, то тотчас же изменю факту»,— говорит Иван Карамазов. И чтобы не из менить ему, Иван отказывается от рациональной гармонии бытия — даже от самой парадоксальной «неэвклидовой гармонии». Сначала падает «эвкли дова» гармония — простая, традиционная схема:
виновных |
нет, все обусловлено. Но испытанию долж |
|
на быть |
подвергнута |
каждая рационалистическая |
схема бытия.1 |
Собр. соч., т. 9, стр. 272, |
|
1Ф. М. Д о с т о е в с к и й , |
156
В «Преступлении и наказании» вопрос о локаль ном критерии общей гармонии поставлен в таком аспекте, который позволяет видеть его «антистатистический» смысл. Раскольников встречает на буль варе, на скамье, пьяную, обесчещенную девушку и думает о ее будущем. Ее ожидает больница, вино, кабаки, опять больница, ранняя смерть. И вот Рас кольников саркастически говорит о всепримиряющей статистике:
«Тьфу! А пусть! Это, говорят, так и следует. Та кой процент, говорят, должен уходить каждый год...
куда-то... к черту, должно быть, чтоб остальных ос вежать и им не мешать! Процент! Славные, право, у них эти словечки: они такие успокоительные, на учные. Сказано: процент, стало быть, и тревожиться нечего. Вот если бы другое слово, ну тогда... было бы, может быть, беспокойнее...» 1
Появлялось ли у Достоевского представление о дополнительности локального, индивидуального, не повторимого бытия, с одной стороны, и рациональной общей схемы мировой гармонии? Иначе говоря, о гармонии, не игнорирующей индивидуальные судь бы, и об индивидуальных судьбах, содержащих эвен туальную гармонию целого? Да, такое представление появлялось. Но оно никогда не приобретало четких контуров и не реализовалось в позитивную социаль ную и моральную программу. Творчество Достоев ского осталось неразрешенным, обращенным в бу дущее вопросом, требованием, мольбой о такой гар монии. Достоевский думал об индивидууме как но сителе гармонии целого, но его размышлениям не хватало слишком многого, чтобы воплотиться в об-1
1 Ф. М. Д о с т о е в с к и й . Собр. соч., т. б, стр, 66.
157
разы. Был один замысел, который с этой стороны очень интересен. Достоевский думал о дальнейшей судьбе Алеши Карамазова и представлял его рево люционером, идеализированным Каракозовым. Но Достоевский ушел слишком далеко в сторону Побе доносцева и Каткова, чтобы этот план мог реализо ваться, даже если бы смерть писателя не оборвала мыслей о продолжении «Братьев Карамазовых».
Даже негативная концепция — индивидуум вы зывает «цепную реакцию», разрушающую целое,— не воплотилась в художественные образы, столь же конкретные, как чисто «вопрошающие». В рассказе «Сон смешного человека» герой постепенно теряет «мировую линию», его жизнь становится чисто ин дивидуальным процессом. Рассказ кончается пози тивной «цепной реакцией». Герой излечивается от равнодушия к миру, и его существование становится исходным пунктом преобразования нашего мира. Но и негативная и позитивная версии индивидуально» судьбы, заполненной, реальной, обращенной к инте гральной гармонии, остаются абстрактными и не ха рактерны для поэтики Достоевского. Последняя рас крывает только вопрос о неигнорируемой и сущест венной для «мировой линии» индивидуальной судьбе.
У Бредбери есть фантастический рассказ: путе шественники в прошлое охотятся на чудовище тре тичной эры. Один из них нечаянно раздавил какуюто бабочку, и вот земля развивается по-иному: воз вратившись в настоящее, путешественники застают мир изменившимся, на президентских выборах не ожиданно побеждает другой кандидат, и стране угро жает фашизм. Индивидуальный, игнорируемый, с точки зрения статистической концепции бытия, ма кроскопически неуловимый и поэтому как бы ли-
158
шейный физического существования единичный факт меняет мировую линию целого, может быть оп ределен таким изменением и становится реальным, существенным для целого.
Индивидуальный биологический или механиче ский эпизод не может изменить судьбу человечества, но ее может в какой-то мере изменить индивидуаль ная жизнь человека — если его стремления идут по макроскопической «мировой линии». Из таких стрем лений и их реализации складывается заполнение мировой линии, последняя превращается из форму лы в историю людей. Вместе с тем и индивидуаль ные судьбы, когда их содержанием становится вари ация «мировой линии», стремление к той или иной макроскопической эволюции человечества, приобре тают определенность, реальное бытие, макроскопи ческую значительность.
Индивидуальное бытие, включающее эвентуаль ную «мировую линию», не было показано Достоев ским с конкретностью, свойственной его художест венному гению. Здесь сказалось влияние тенденции, взглядов, окружения, среды. Поэтика создает под час независимую от намерений писателя внутрен нюю логику произведений. В свою очередь тенден ция воздействует на поэтику. В этом «неконтроли руемом воздействии» одной стороны творчества на другую выражается весьма глубокая и общая допол нительность двух компонент творчества — абстракт но-рационалистической и конкретной, образной, по этической. Обе они, взятые порознь, теряют смысл и, по сути дела, перестают существовать. Абстракт но-логическое конструирование произведения, отор вавшись от конкретной поэтики индивидуальных, «пренебрежимых» судеб, становится мыслью ни о
159