ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 0
Кьеркегор, и Достоевский — не могли видеть ни пу тей дальнейшей эволюции представлений о макро- и микроскопических законах, ни путей ликвидации от чуждения личности.
Протест Кьеркегора был гносеологическим и про тивостоял философии, исходившей из всевластия макроскопических законов и отрицания внутренних степеней свободы человека. Но эти внутренние сте пени свободы абсолютизировались и представлялись независимыми от макроскопического мира, от того общего, что объединяет индивидуальные экзистен ции. Кьеркегор не видел, что иллюзорна не только «Вселенная без происшествий», но и «происшествия без Вселенной». Он не видел, что истинное, конкрет ное, подвижное бытие включает и индивидуальные экзистенции и макроскопический интегральный мир, что эти полярные компоненты бытия теряют смысл одна без другой.
Достоевский видел эти полюсы. Слово видел имеет здесь более прямой смысл. Он действительно видел их с превышающей видение реальных предметов яс ностью, какая свойственна созданиям художествен ного гения. Вспомним еще раз картину Петербур га, где «у всякого своя угрюмая забота». Этот образ неотделим от полярного ему образа — вселенской гармонии игнорирующей «неглижаблей». Они сли ваются в наивысшей абстракции и в то же время наи конкретнейшем, приниженном опустошенном образе вечности в разговоре Свидригайлова с Раскольнико вым.
Достоевский не может разорвать полюсы бытия — экзистенцию и интегральную гармонию,— потому что его творчество пронизано рационалистической поэтикой, а в ее пределах нельзя уйти в логические
178
конструкции, нужно оставаться в сфере конкретного, а здесь связь полюсов бытия нерасторжима.
Исходный пункт конструкций Кьеркегора — абст рактный индивидуум, внутренняя экзистенция кото рого отринута философией. Исходный образ Достоев ского — это конкретный человек, конкретный, за хлебывающийся от крика ребенок, конкретнейший штабс-капитан Снегирев. Каждый из них несомненно обладает внутренними степенями свободы, только они игнорируются, причем не философией, а самой жизнью. Существование индивидуального, конкретно го, отдельного, частного, демонстрируется эстетиче ски; сама поэтика Достоевского, достоверность дета лей, мелодичность каждого образа, мелодичность па радоксальная, противоречивая, но несомненная, по казывающая, что перед нами люди, конкретная жизнь которых не только отрицается теоретически (это важно для Кьеркегора и иже с ним), а сжата, сдавлена, не реализована. Уже не точность и строгость логических конструкций, а поэтика, с ее беспреце дентным даром создания конкретного образа, стано вится арбитром интеллектуальных коллизий. Кьер кегор говорит о человеке. Говорит с болью, с горе чью, с эмоциональным порывом, с трагическим ощу щением неполноценности жизни и неотвратимости смерти. Достоевский приводит человека во всей его конкретности, и конкретные черты — трясущиеся ру ки, сдавленный шепот, растерянная улыбка — де монстрируют реальность индивидуальной жизни, без которой макроскопический мир становится призрач ным. Для Кьеркегора мысль воплощена в диктатуре Логоса, отринувшей иррациональную жизнь инди вида. Для Достоевского мысль воплощена в интел лектуальных коллизиях индивидуума, которому про-
179
ТЙёоСтоит иррациональность Целого. Поэтому Кьер кегор, по преимуществу мыслитель, становится адеп том иррационализма, а Достоевский, по преимуще ству художник, становится корифеем рационалисти ческой поэтики.
Перенесемся теперь в наше время. Современные экзистенциалисты, подобно своим предшественникам, хотели бы сохранить барьер между законами приро ды и законами человеческой истории, чтобы не обес человечить последнюю. Мы коснемся только тех за мечаний, которые были сделаны Ж.-П. Сартром и Ж . Ипполитом в 1961 г. в дискуссии на тему: «Яв ляется ли диалектика только законом истории или также законом природы»'. Экзистенциалистская критика диалектики природы была в этой дискуссии связана с общей антипатией к объединению природы
ичеловеческой жизни одними и теми же законами.
Всвоем выступлении Ж. Ипполит говорил, что попытка найти общие для природы и человеческой истории диалектические законы, «историзация» при роды и «натурализация» истории, приведет к тяже
лым последствиям21. Сартр, развивая эту мысль, утверждает, что диалектика природы — распростра нение диалектических категорий и законов на приро ду — превращает человека в нечто пассивное, под чиненное единому естественному миропорядку. «Чув ствуешь себя совершенно муравьями и даже про стыми номерами» 3.
1 «Marxisme et existentialisme. Controverse sur la dialec tique». Paris, 1962.
2 «Marxisme et existentialisme», p. 46.
3 Там же, стр. 82.
180
Ё основе этйх замечаний, кай й в осйовё давней антипатии к объединению законов истории с закона ми природы, лежит, как мы сейчас увидим, игнори рование радикально неклассического характера со временного естествознания. В своем докладе (им на чалась дискуссия 1961 г.) Сартр говорит, что для понимания судеб человека природу нужно рассматри вать как совокупность отнюдь не диалектических сил. Речь идет о силах природы, понимание которых не требует выхода за пределы классической науки. Именно они представляют собой естественную среду для человеческого общества. «Все инструменты и ма шины — по крайней мере, пока речь не идет об ис пользовании атомной энергии,— используются чело веком в качестве функции инерции, которую он здесь находит, а не функции диалектического движения. И человек — это диалектическое создание, окружен ное природой в качестве внешней среды, по крайней мере на этом уровне» '. В предыдущей фразе Сартр разъясняет, что инерция — это общая основа того, что находит объяснение в рамках классической ме ханики.
Любопытная связь между гносеологическими принципами и характеристикой той науки, которая используется человеком! Причем между общими гно сеологическими принципами и весьма преходящими и условными характеристиками. «По крайней мере, пока речь не идет об использовании атомной энер гии...» А если речь идет и обязательно должна идти о таком использовании? Если именно неклассическое содержание и неклассический стиль науки опреде ляют ее воздействие на судьбу человека?1
1Там же, стр. 10.
181
Нельзя думать, что классическая наука — вне диалектики природы. Неклассическая наука делает диалектические понятия более явственными, физи чески осязаемыми и именно поэтому диалектическое обобщение классической науки было в известной мере предвосхищением неклассической науки, не классическим прогнозом, констатацией имманентных противоречий, отказом от классической аподиктичности. Когда эта классическая аподиктичность ру шится, с ней исчезают основания для иррационализ ма, вступающегося за индивидуальность, попирае мую и отчуждаемую априорным, неподвижным и абсолютным миропорядком. Но этого мало. Неклас сическая наука делает физически осязаемой и дру гую сторону дела. Единичное становится фантомом без сИпатеп, без «происшествий» («...скучища не приличнейшая»,— говорит черт в беседе с Иваном Карамазовым). Но единичное — это фантом и в том случае, когда оно — вне Всеобщего, когда нет диссимметрии сИпатеп, превращающей случайные блуждания частицы в макроскопическую линию, ког да индивидуальный процесс не взаимодействует с интегральным. Такое отчуждение индивидуальности происходит и в природе и в жизни человечества,
иречь здесь идет не об аналогии, вернее не только об аналогии, а о реальном единстве природы и че ловека, о реальных единых диалектических законах,
ипонятиях. Неклассическая наука весьма явным об разом демонстрирует единые диалектические законы бытия, охватывающие природу и человеческую исто рию. Именно их единство и является наиболее общей основой сближений типа «Эйнштейн — Достоевский». Мы увидим сейчас (отчасти уже видели), что подоб ное сближение позволяет понять механизм, противо
182
стоящий игнорированию личности и «отчуждению природы».
Начнем со второго, с «отчуждения природы». Наука, ограничивающаяся описанием и - анализом поведения тел, стоит перед опасностью такого от чуждения. Если движение частицы сводится к пере ходу из одной точки пространства в другую, то движение перестает отличаться от четырехмерного геометрического образа, мировая линия становится чисто геометрическим понятием, природа геометризируется. Одной из стержневых линий прогресса фундаментальных представлений о мире было спа сение природы от такого отчуждения, спасение фи зики от абсолютной геометризации. Квантовая меха ника была важнейшим узловым пунктом этой линии. Она приписала частице взаимодействие с макроско пическим телом, изменяющее ее динамические пере менные, размывающие мировую линию, но придаю щие ей физический смысл, спасающие ее от «отчуж дения». Но чтобы увидеть универсальный характер подобной тенденции, нужно разглядеть в современ ной науке ее тенденции, нужен прогнозный подход к ее содержанию и стилю. В дальнейших очерках рассматривается, в качестве условной иллюстрации этой вполне реальной тенденции, схема трансмута ций-регенераций, превращений частицы одного типа в частицу другого типа в дискретных пространствен но-временных клетках. Но чисто трансмутационная картина не имеет физического смысла. Трансмута ция — это изменение массы, заряда — вообще тех свойств, которые отличают один тип частиц от дру гого. Но и масса и заряд имеют физический смысл, если существует макроскопически непрерывная ми ровая линия, по длине и форме которой можно
183
судить о типе частицы. Совокупность чисто трансму тационных актов была бы физическим эквивалентом экзистенции, но не обладала бы физическим бытием. Мы можем представить себе, что регенерации части цы происходят на минимальных расстояниях (напри мер, 10~13 см) в минимальные временные интервалы (10~24 с е к) и что диссимметрия вероятностей таких элементарных сдвигов приводит к существованию макроскопически непрерывной траектории и макро скопической скорости, которая приближается к ско рости света в зависимости от величины указанной диосимметрии вероятностей направлений таких эле ментарных сдвигов *.
Подобная схема иллюстрирует тенденцию, харак терную для неклассической науки. С классической точки зрения она парадоксальна. Исходный пункт — трансмутация частицы. Но понятие трансмутации не имеет смысла, пока нет представления о мировой линии и под трансмутацией понимается переход от одной эвентуальной мировой линии к другой. Мы отождествляем регенерировавшую частицу с исход ной и имеем право на это, только предвидя переход к макроскопической мировой линии частицы. Миро вые линии проходят в непрерывном пространствевремени и без последнего теряет смысл фигурирую щее в изложенной схеме дискретное пространствовремя. В свою очередь мировая линия — это множество мировых точек, пространственно-времен ных локализаций частицы, чем-то отличающегося от самой мировой точки. Значит, здесь требуется су ществование частицы, обладающей какими-то свой-1
1См. стр. 198—201 и, особенно, 360—370.
184
етвами помимо локализации, Какймй-то «некартёзианскими» свойствами, в данном случае трансмута циями. Получается некоторый замкнутый круг: два полюса — мировые линии частицы и ее ультрамикроскопические трансмутации — требуют для каждого из них эвентуального существования другого полюса. Физическая содержательность становится чем-то вро де денег в известной анекдотической ситуации: «С чего они живут? Они занимают один у другого!»
Но в современной физике такая ситуация пред ставляется допустимой. Она иллюстрирует различие между индивидуальной «экзистенцией» частицы и ее физическим бытием, включающем, кроме экзистен ции, и макроскопические свойства частицы. Если трансмутации теряют физический смысл без макро скопического каркаса мировых линий, значит ультрамикроскопический, ультрарелятивистский дис кретный мир не обладает физическим бытием без эйнштейновского, релятивистского мира непрерыв ных движений, непрерывных мировых линий. Эти миры исключают друг друга. Аннигиляция частицы и ее возникновение в другом, неопределенном по направлению пункте на расстоянии в 10~13 с м через 10~24 с е к означают, что в этих масштабах «нет дви жения, а только результат движения», нет мировых линий, нет эйнштейновских соотношений. В свою очередь, в макроскопической картине нет трансму таций тождественной себе частицы. Но два аспекта один без другого теряют физический смысл. Транс мутация без мировых линий — бессодержательное понятие. Мировая линия без трансмутаций — физи чески бессодержательное понятие, чисто геометриче ский образ.
185