ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 0
Движение частицы отличается от чисто геомет рического образа четырехмерной линии тем, что помимо этой линии, описывающей поведение части цы, оно включает ультрамикроскопические процес сы, придающие частице ту или иную массу, тот или иной заряд. Мы приходим к понятию функции бытия, функции, которой соответствует макроскопически непрерывная мировая линия, составленная из ультрамикроскопических процессов *. Нужно подчерк нуть, что подобная схема лишь иллюстрирует (неод нозначным и условным образом) тенденцию со временной науки, тенденцию, которая может реализоваться и в иной конкретной схеме. Но неза висимо от неоднозначности конкретных схем (их од нозначность исключала бы прогноз как эпистемоло гическую категорию), сама «тенденция бытия» не сомненно принадлежит к числу фундаментальных тенденций науки. Под бытием здесь понимаются определения, исключающие друг друга (например, непрерывность мировой линии и трансмутации-сдви- ги в клетках дискретного пространства-времени), но теряющие физический смысл одно без другого и поэтому неотделимые одно от другого, дополнитель ные одно по отношению к другому. При всем разно образии смысла, который различные философские системы вкладывали в понятие бытия, такое понима ние имеет право на жизнь, хотя бы по историческим основаниям: ведь Демокрит назвал бытием вещество в его отличии от пространства.
Имеет ли смысл обобщение категорий, появив шихся в квантовой теории поля, возведение их в ранг общих, философских категорий? Следует ли,1
1См. стр. 355—356, 361—372 и 427—428.
186
иными словами, обобщать эти физические по своему происхождению понятия так, чтобы они могли быть применены вне физики, вне естествознания, при ана лизе исторических судеб человека?
Положительное и отрицательное решение этого вопроса соответствуют двум концепциям, столкнув шимся в дискуссии 1961 г. и, явно или неявно, бо ровшимся еще в X IX в. Если природа подчинена принципиально иным законам, чем история, то «на турализация» истории, о которой говорили Сартр и Ипполит, неправомерна. Но если эти законы едины, если наряду с диалектикой человека («человек — диалектическое создание») существует диалектика природы, если природа служит оселком диалектики, то «натурализация» неизбежна.
Экзистенция, в защиту которой выступали Сартр и Ипполит, это абсолютизированная одна сторона бытия. Выше, в связи с беседой Эйнштейна и Салливэна, была затронута проблема абсолютной реаль ности индивидуальной интеллектуальной и эмоцио нальной жизни человека при ее изоляции от при роды и от общества, т. е. от «надличного». Экзистенциализм абсолютизирует изолированный по ток сознания. Рационализм выводит этот поток за рамки индивидуального сознания, превращает экзи стенцию в бытие, рассматривает другую составляю щую бытия. С этим связана и проблема смертной экзистенции и бессмертного бытия, связи индиви дуального сознания с внеличным, с природой и с обществом. К тому, что было сказано об отношении к смерти у Толстого, Достоевского и Эйнштейна, прибавим еще одно замечание. В психологии ученого объединяются выходы во внеличное —■ науку и во внеличное — общество. Природа представляется во
187
истину не храмом, а мастерской — объектом позна ния и преобразования. Но подобное объединение — это не только психология науки, но и ее история. Это существенная сторона истории мысли и творче ства в целом. Ее воплощением было представление Спинозы об amor intellectualis. В современной не классической физике такой подтекст часто становит ся текстом. Теория относительности и квантовая ме ханика видят в физических процессах нечто принци пиально постижимое с помощью эксперимента. В эксперименте микроскопические объекты, взаимо действуя с макроскопическими, приобретают экспе риментально постижимый характер. Современный ученый не может сделать ни одного шага вперед, не поднимаясь практически от личной экзистенции к объективному внеличному, к объективному ratio природы и к коллективному разуму человечества, отыскивающего это ratio.
Подобная «тенденция бытия» — явная диалекти ческая тенденция. Она проявляется в сопряженности неотделимых один от другого аспектов — макроско пического и микроскопического, в неотделимости квантового объекта и макроскопического объекта, в неотделимости макроскопической диссимметрии и локальных ультрамикроскопических сдвигов. Такая дополнительность аспектов не похожа на классиче скую неотделимость макроскопической термодинами ки и микроскопических локальных моделей кинети ческой теории газов. Здесь локальные процессы не игнорируются. Любой индивидуальный акт может вызвать цепную реакцию и изменить ход макроско пических событий. Интегральные законы перестают быть независимыми от микроскопических, локаль ных индвидуальных процессов. Соответственно ме
188
няется стиль научного познания. Микроскопические и ультрамикроскопические процессы определяют границы применимости всеобщих законов, управляю щих эволюцией космоса. Соответственно эти законы явно, физически ощутимо, теряют аподиктический и неизменный характер.
Вспомним, что именно априорная аподиктичность законов казалась угрозой человеку. Казалась — по тому, что уже в пределах классической науки диа лектическая мысль увидела имманентные противо речия, ограничивающие неподвижность космических законов, исходных категорий и понятий.
Если не игнорировать новый, принципиально неклассичеЬкий характер современной науки, если, более того, подходить к ней с прогнозами (без кото рых сейчас явно невозможно обобщение науки), то старые опасения представляются архаичными. Нау ка, фундаментальные законы которой подлежат пе ресмотру и не являются по самому своему содер жанию априорными и аподиктичными, такая наука не может угрожать обесчеловечиванием при распро странении и универсализации своих законов и по нятий. Но теперь вопрос может быть поставлен не сколько по-иному. Может ли диалектическое обобще ние неклассической науки, современная диалектика природы, внести свой вклад в процесс объективации личности, противоположной ее отчуждению?
Этот весьма общий философский вопрос тесно связан с весьма конкретными и практическими. Ар хаическая картина диалектики природы, обесчело вечивающей историю, заставляет отказать науке в роли исходного аргумента технических, технико-эко номических, социальных и культурных сдвигов, ко торые должны предоставить человеку собственно
189
человеческие функции, объективировать его мысль. Напротив, реальная картина обобщения неклассиче ской науки обосновывает предоставление ей такой роли. Какова же связь между неклассической нау кой и объективацией личности?
При характеристике неклассической науки речь шла о «тенденции бытия», противостоящей «отчуж дению природы». Остается показать, что эта тенден ция связана с тенденцией, противостоящей «отчуж дению личности». Свяць здесь не сводится к анало гии, она демонстрирует реальное единство природы и человеческой истории, реальность категорий, об щих для природы и истории.
Дело в том, что социальные процессы, ведущие к объективации личности, связаны с применением не классической науки. Неклассические, парадоксаль ные с классической точки зрения процессы — основа техники, предоставляющей человеку собственно че ловеческую функцию — преобразование все более общих основ производства, все более фундаменталь ных научно-технических принципов. Объективация личности происходит через «цепную реакцию», о ко торой говорилось в предыдущем параграфе: индиви дуум может реализовать свою мысль так, чтобы она вызвала макроскопические результаты. В таком макроскопическом результате индивидуального со знания и индивидуальной деятельности состоит смысл жизни индивида, превращающей индивиду альную экзистенцию в бытие человека, для которого характерна неотделимость макроскопического и ло кального аспектов.
Эйнштейновский критерий «внутреннего совершенства» физической теории и концепция дискретного пространства-времени123*
1.О физической содержательности идеи дис кретного пространства.
2.Ультрарелятивистская и релятивистская причинность.
3.Логическая структура концепции дискрет ного пространства-времени.
1
ернштейн поставил в эпиграфе своего «Опы |
|
Бта аксиоматического обоснования теории |
веро |
ятностей» 1 слова Лапласа (из «Théorie |
anali- |
tique des probabilités»): «Человеческий разум испы тывает меньше трудностей, когда он продвигается вперед, чем тогда, когда он углубляется в самого себя». В какой-то мере «продвижение вперед» и «углубление в самого себя» были связаны между собой на всем протяжении истории науки. Но сейчас такая связь стала несравненно более сильной и яв ной, чем раньше. Можно думать, что специфические трудности современной теории поля связаны с необ ходимостью для разума очень радикально углубить ся в самого себя, чтобы продвинуться вперед. Речь идет о продвижении по основному руслу современ ной теории поля, о поисках единой теории элемен тарных частиц и полей.
В 1949 г. в своем автобиографическом очерке Эйнштейн, как уже говорилось, выдвинул два кри терия для выбора и для критики физической тео рии2. Первый критерий он назвал критерием внеш него оправдания. Речь идет о проверке теории на блюдениями, о ее соответствии экспериментальным данным. Второй критерий Эйнштейн назвал крите
рием |
внутреннего совершенства. В понятие |
«внут-7* |
71 С. |
Н. Б е р н ш т е й н . Собр. соч., т. IV. М., |
1964, |
стр. |
10. |
|
См. «Мировоззрение Эйнштейна и теория относитель ности», стр. 26—33.
192
реннего совершенства» Эйнштейн включает естест венность теории, логическую простоту посылок, определенность утверждений, отсутствие логическо го произвола при выборе данной теории среди рав ноценных и аналогично построенных теорий. Мы ограничимся только одной стороной дела — естест венностью теории, ее однозначным выведением из максимально общих физических постулатов, отсут ствием искусственных (т. е. введенных ad hoc, для данной, конкретной проблемы) допущений. Уже го ворилось также, что это требование весьма харак терно для генезиса теории относительности. Эйн штейн придал постоянству скорости света субстан циональный характер и связал его с новыми весьма общими представлениями о соотношении простран ства и времени. Именно такое объяснение результа тов оптических наблюдений Эйнштейн называл систематическим.
Быть может, аналогичным образом следует по дойти и к современным апориям физики. С 40-х го дов неоспоримые результаты физических экспери ментов засвидетельствовали существование взаимо действия между частицей, например электроном, и вакуумом электромагнитного и электронно-пози тронного полей. Если учитывать это взаимодействие, собственная энергия и соответственно масса элек трона оказываются бесконечными. Чтобы избежать такого физически абсурдного вывода, было выдви нуто большое число конструкций, которые не пре тендовали на что-либо большее, чем на чисто рецеп турную ценность, и часто сопровождались ссылка ми на еще не созданную общую теорию, которая обоснует устранение бесконечных значений собствен ной энергии и массы. Многие попытки подобного7
7 Б. Г, Кузнецов |
193 |
обобщения релятивистской квантовой физики вклю чают идею квантования пространства и времени. Речь идет о существовании минимальных простран ственных расстояний и минимальных длительностей. Обычно минимальное расстояние р принимается по порядку величины равным 10-13 см, а в качестве минимального интервала времени т берут время, не обходимое свету, чтобы пройти расстояние р, т. е. интервал порядка 10-24 сек. Ряд соображений позво ляет предположить еще меньшие элементарные раз меры— например, порядка 10~17 см и 10~28 сек. Удалось в некоторой мере согласовать схему дис кретного пространства с требованиями теории отно сительности ’ , но в целом задача не решена и ло- ренц-инвариантная теория дискретного пространства не построена. Можно предположить, что полному решению задачи, т. е. систематическому (в том смысле, какое придавал этому слову Эйнштейн в уже упоминавшейся характеристике) построению лоренц-инвариантной теории дискретного простран ства, способствовало бы некоторое уточнение крите рия «внутреннего совершенства» при оценке идеи дискретного пространства и времени.
Обладает ли указанная идея «внутренним совер шенством» в том смысле, в котором Эйнштейн при менял этот критерий при построении теории относи тельности? Вопрос можно поставить и по-иному: какими чертами должна обладать концепция дис кретного пространства-времени, чтобы ее можно было сблизить не с введенной ad hoc лоренцовой теорией сокращения, а с эйнштейновской теорией относительности?1
1Н. S n y d e r . «Phys. Rev.», 1947, 71, 38.
194