ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 0
ким повторением и некоторым уточнением общего вывода о бивалентно-тривалентном характере логи
ки, соответствующей нерелятивистской квантовой механике.
Тривалентная логика отказывается от принципа исключенного третьего и вводит, наряду с оценками «истинно» и «ложно», третью оценку. В квантовой механике такой оценкой служит «неопределенно». Речь пока идет о собственно логических сужде ниях, не связанных с измерением и с существова нием измеримых, бесконечных предикатных много образий. Последние по определению являются мно гообразиями нетождественных предикатов одного и того же тождественного себе субъекта. Нам придет ся, если не определить (это требует ненужных здесь довольно сложных построений), то хотя бы несколь ко приблизиться к определению понятия себетождественности. Воспользовавшись все той же физиче ской интерпретацией логических суждений — карти ной движущейся частицы, мы дадим представление о тривиальной себетождественности (частица тожде ственна себе в одной и той же точке, в один и тот же момент времени) и о нетривиальной себетождест венности (частица остается тождественной себе на некоторой ненулевой траектории, в течение некото рого времени, т. е. обладает различными простран ственно-временными координатами). Нетривиальная себетождественность частицы гарантируется: 1) ее непрерывным достоверным существованием на тра ектории (т. е. «заполненностью» ее мировой линии) и 2) непрерывным однозначным действием закона, определяющего в каждой точке скорость частицы (т. е. определенной формой мировой линии). Позже
мы остановимся на дополнительности этих гарантий.
208
В квантовой механике они перестают действовать совместно; в общем случае достоверное пребывание частицы в точке несовместимо с однозначным опре делением ее скорости. Принцип дополнительности Бора, принцип неопределенности Гейзенберга и при надлежащую Борну вероятностную интерпретацию волновой функции обычно рассматривают с их нега тивной и антиклассической стороны: квантовая ме ханика отказывается от абсолютно точного опреде ления классических величин, т. е. величин, хаарктеризующих основные процессы классической картины мира. Но, как уже говорилось, квантовая механика имеет и позитивную сторону, причем «консерватив ную» (в прямом смысле сохранения) в отношении классических понятий: последние при известных условиях с известными ограничениями могут быть применены к микропроцессам. Более того, кванто вая механика ценой этих условий и ограничений рас ширяет объем информации об импульсах, энергиях и пространственно-временных координатах частицы. Определенным и достоверным значением в каждой точке и в каждый момент обладает в общем случае вероятность пребывания частицы. Определенное зна чение вероятности пребывания, оказавшись предика том частицы, позволяет применить к утверждению «частица обладает этим предикатом» оценки «истин но» и «ложно» и гарантировать себетождественность частицы. Непрерывно изменяющаяся (описываемая волновым уравнением) вероятность пребывания га рантирует себетождественность частицы, потому что она может стать сколь угодно большой в каждой точке, сколько угодно приблизиться к достоверности за счет соответствующего возрастания неопределен ности скорости. В свою очередь значение скорости
209
частицы в каждой точке может быть определено с неограниченной степенью достоверности за счет не определенности ее положения на траектории в дан ный момент.
Таким образом, мы получаем бесконечное множе ство предикатов тождественного себе субъекта. В этом смысле квантовая механика сохраняет (це ною вероятностного переосмысления — вместо опре деленного значения переменной берется определен ная вероятность — и ценою неточности сопряженной динамической переменной) логическую схему пере хода от бивалентных суждений о динамических пере менных частицы к бесконечно-бивалентной схеме: частица обладает бесконечным множеством предика тов, образующих непрерывное предикатное многооб разие.
Эволюция релятивистской квантовой механики, квантовой электродинамики и релятивистской кван товой теории в целом приводила ко все большему последовательному ограничению бесконечно-бива лентной схемы для некоторых процессов. Мысль Л. Д. Ландау и Р. Пайерлса1 о невозможности точ ного определения одной переменной, развитая Бо ром и Л. Розенфельдом2 и получившая форму тео рии индивидуальных ошибок, положила начало ука занной тенденции. Впоследствии она сплелась с другими. В 30—40-е годы почти каждый крупный шаг в сторону обобщения теории поля в той или иной мере и в той или иной форме, прямо или кос-
1«Zs. f. Phys.», 1931, 69, 56. |
Selsk., Math.-Phys. |
Medd.», |
||
2 «Kong. |
Danske |
Vidensk. |
||
1933, 12, |
N 8. |
См. также |
Л. Р о з е н ф е л ь д . |
Кванто- |
вая механика. В сб. «Нильс Бор и развитие физики».
М., 1958, стр. 96— 128,
21Q |
I |
|
венно, явно или неявно был связан с признанием бо лее общей неопределенности динамических перемен ных, чем неопределенность сопряженных перемен ных, раскрытая Гейзенбергом и Бором в 1926— 1927 гг. Упомянем о методе 5-матрицы, который разрабатывал Гейзенберг Ч Этот метод позволяет от казаться от прослеживания поведения частиц в очень малой пространственной области и в краткий интер вал времени, когда происходит взаимодействие час тиц. В конце 40-х годов ряд физиков пришел к мыс ли об ограниченной пригодности методов, прослежи вающих движение частиц от точки к точке и от мгновения к мгновению. В теории квантованных по лей такое представление о движении вступает в конфликт с картиной взаимодействия частиц и полей.
Перечисленные, а также многие другие тенденция физической мысли как бы пересекаются в одном пункте: они допускают существование пространствен но-временных областей, где нельзя представить себе движение физического объекта из одной части та кой области в другую часть. Это значит, что есть области, где появление частицы в одном пункте и ее исчезновение в другом пункте уже нельзя считать результатом бесконечно малых сдвигов, т. е. непре рывного движения. Такое появление мы начинаем рассматривать как элементарный процесс — регене рацию частицы после ее исчезновения в другом пункте.
Если минимальные расстояния и минимальные интервалы времени дают в частном скорость света, то мы приходим к уже известной нам схеме дискрет ного пространства-времени на световом конусе.1
1«гв. Г. РЬув.», 1943, 120, 513, 637.
211
Логически э»о значит, что суждение о принадлежно сти субъекту данного предиката (о принадлежности частице данных пространственно-временных коорди нат) может иметь только одну оценку— «истинно». Если субъект не обладает этим предикатом — перед нами иной субъект, если он теряет указанный преди кат — субъект исчезает. Здесь область моновалент ной логики. Очевидно, моновалентные суждения не могут образовать непрерывного ряда, в котором од ному и тому же субъекту приписывается бесконечное множество предикатов — непрерывное предикатное многообразие.
Отметим, что невозможность инфинизации моно валентной логики, невозможность бесконечно-моно валентной логики разъясняет логическую природу затруднений, стоящих перед релятивистской теорией дискретного пространства и времени.
Преодоление указанных затруднений требует пе рехода от тривиальной себетождественности субъек та к нетривиальной себетождественности. Нетриви- ально-себетождественный субъект может обладать различными предикатами, входящими в непрерывное многообразие. Относительно каждого их них возмо жен, вообще говоря, неопределенный ответ на во прос, «обладает ли субъект данным предикатом (имеет ли движущаяся частица данные координа ты)». Неопределенный ответ может при некоторых условиях (в квантовой механике — за счет неопре деленности сопряженной переменной и за счет пере хода от пребывания частицы к вероятности пребы вания) приблизиться к определенному и тривалентная оценка — перейти в бивалентную. Таким обра зом, континуализация движения частицы, переход от ее регенераций на световом конусе к непрерывному
212
движение СО скоростью V < е соответствует логике переменной валентности.
Мысль о дискретности пространства-времени на световом конусе интерпретирует указанные логиче ские конструкции (вернее, логико-математические: ведь переход от дискретных трансмутационных ак тов к непрерывным движениям внутри светового ко нуса — это переход к физическим прообразам мате матического анализа). Указанная мысль отнюдь не претендует на роль однозначной физической концеп ции. Для современной теоретической физики харак терны подобные попытки иллюстрировать смысл «внутреннего совершенства», попытки, не претен дующие на роль однозначной физической теории, сопоставимой с наблюдениями и указывающей свой ехрейтепШ т сгишэ, иными словами, на роль тео рии, сочетающей «внутреннее совершенство» с «внешним оправданием». Такие попытки так же ха рактерны, как рецептурные приемы, достигшие вы сокой согласованности с наблюдениями, но не пре тендующие на «внутреннее совершенство». Отсутст вие претензий с обеих сторон показывает, что синтез «внутреннего совершенства» и «внешнего оправда ния» стал сознательной целью и аксиоматизирую щей тенденции и деятельности теоретиков, следую щих за экспериментом.
Если говорить об аксиоматизирующей тенденции, то тяготение к синтезу выражается не только в ука занном отсутствии претензий, но и в стремлении по ложить в основу логических конструкций понятия, допускающие хотя бы в принципе физическое осмыс ление, т. е. получение выводов, сопоставимых с на блюдениями. Мне хотелось показать, что этот путь по своему направлению продолжает путь Эйнштей
213
на. Для мировоззрения Эйнштейна чрезвычайно ха рактерно стремление исключить феноменологиче ские концепции, выдвинутые ad hoc и не дающие си стематического объяснения фактов. Но для Эйн штейна не менее характерно стремление к физически содержательным исходным понятиям, «физикализация» исходных логико-математических понятий. У Эйнштейна можно найти также звено, «физикализирующее» априорно-геометрическую концепцию дис кретности. Это звено — понятие трансмутации эле ментарных частиц, содержавшееся в релятивистском соотношении энергии и массы и ставшее явным, когда изучение все более высоких энергий указало физике не только на релятивистские поправки, не обходимые при анализе энергий, сопоставимых с внутренней энергией частиц, но и на ультрарелятивистские эффекты, связанные с энергиями, равными полной энергии частиц или превышающим ее.
Мы убеждаемся, что расширение однозначных представлений о микромире («продвижение разума вперед») очень тесно связано сейчас с пересмотром логической структуры физической теории («углуб лением разума в самого себя»). Все дело в том, что, «углубляясь в самого себя», т. е. отыскивая новые логические . конструкции, разум современной фи зики требует, чтобы эти конструкции отличались фи зической содержательностью, т. е. приводили к за ключениям, в принципе допускающим эксперимен тальную проверку.
Является ли физически содержательной концеп ция регенераций на световом конусе, переходящих в непрерывное движение внутри светового конуса? Нет, изложенная схема сама по себе еще не обла дает физическим смыслом. Чтобы понятие регенера
214
ции и вообще трансмутации частиц получило какойто смысл, нужно иметь возможность определить тип частиц, т. е. ее массу покоя, заряд, спин и т. д. Но все это — характеристики макроскопической, непре рывной мировой линии частицы. Поэтому требование физической содержательности заставляет современ ную физику искать такие общие (гарантирующие «внутреннее совершенство» теории) понятия, в кото рых сочетаются в качестве исходных (и дополнитель ных!) ультрамикроскопический образ дискретного пространства времени и макроскопический образ ча стицы, обладающей непрерывной и определенной ми ровой линией*.
** *
Сформулируем вкратце основные выводы из анализа концепции дискретного пространства-времени и ее внутреннего совершенства, т. е. естественного выве дения из максимально общих принципов.
Критерий внутреннего совершенства неотделим от критерия внешнего оправдания: возможно более об щие исходные посылки должны допускать эмпириче скую проверку сделанных из них выводов. Такой ха рактер имели исходные посылки специальной и об щей теории относительности. Идея неархимедовой, дискретной геометрии приобретает подобную физиче скую содержательность при допущении регенерации элементарных частиц на световом конусе. В этом случае пространство-время становится дискретным в физически содержательном смысле: внутри мини-1
1 Проблема физической |
содержательности |
этих исход |
ных, дополнительных одно по отношению |
к другому |
|
определений освещена |
в очерке «Относительность и |
|
дополнительность», стр. 349—420. |
|
315