ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 0
сти — одну часть, когда пройдено Первое элементар ное расстояние, и другую часть, когда пройдено вто рое элементарное расстояние. Следовательно, интер вал времени будет делим или неделим в зависимости от того, к какому ряду отнесено движение тела.
Актуально бесконечное число временных интерва лов умножается на два, если движение тела отнесе но к иному по сравнению с предыдущим ряду тел от счета. При этом число элементарных интервалов остается равным самому себе.
Таким образом, апория «стадион» указывает еще на одну особенность актуальной бесконечности. Из апории Ахиллеса и черепахи вытекает, что беско нечное число обладает парадоксальным свойством: если от числа элементов отрезка (путь Ахиллеса) от нять некоторое второе число таких элементов (путь Ахиллеса до исходного пункта движения черепахи), то число не изменится (разность — путь черепахи — состоит из того же числа элементов, что и путь Ахил леса). Иными словами, а —•(5= а. Теперь из апории «стадион» мы узнали, что 2а = а.
Из указанных свойств актуальной бесконечности следует весьма существенный вывод. Мерой отрезка, состоящего из актуально бесконечного числа непро тяженных точек, не может быть число точек (если не обобщить и не модифицировать существовавшего с древности понятия меры). Оно бесконечно в каж дой части отрезка и не меняется, если отрезок разде лить или отнять от него меньший отрезок. Мера от резка не является суммой мер его элементарных ча стей. Поэтому меру отрезка, состоящего из беско нечного множества точек, устанавливают иначе — оп ределяют положение концов отрезка относительно тел отсчета и затем сопоставляют числам, указываю
231
щим положение концов отрезка, некоторое положи тельное число, которое мы называем расстоянием между ними, или длиной отрезка. Такое определение меры отрезка называется относительным мероопре делением. Если бы число частей отрезка не могло превысить любое конечное число, мы могли бы счи тать число частей мерой отрезка. Подобное мерооп ределение является абсолютным мероопределением, оно не требует тел отсчета.
Здесь и находится самый кардинальный пункт свя зи между бесконечностью и относительностью. Вме сте с тем этот пункт является самым существенным для современного развития теории относительности. Мы уже упоминали о нем, а подробнее остановимся на нем позже, в связи с идеями Римана.
Сейчас относительность мероопределения и тот факт, что мера отрезка не совпадает с суммой акту ально бесконечного множества его элементов, не ка жутся парадоксальными. Но в древности метрические соотношения конечных величин переносили на бес конечные величины, не обобщая метрических поня тий, не расширяя таких понятий, как число, не при сваивая числу неизвестных ранее свойств, выражаю щихся в формулах а — ,р = а, 2<х = а и т. д. В этом исходный пункт парадоксов движения.
3
Космология Аристотеля, в которой изотропная Все ленная была представлена чрезвычайно стройной конструкцией, отошла от идеи однородности и бес конечности пространства, фигурировавшей в космо логии Демокрита. Понимание изотропности простран ства, отсутствия абсолютного «верха» и «низа», воз
232
можности существования антиподов было куплено ценой отказа от однородности пространства; послед нее приобрело центр — Землю с обращающимися во круг нее небесными сферами, причем наиболее уда ленная сфера служит границей конечного мирового пространства.
Мы увидим вскоре, что эта картина неоднородной, конечной, изотропной Вселенной тесно связана с аристотелевой трактовкой бесконечности и лежит в основе понятий абсолютного и относительного дви жения у Аристотеля.
Начнем с понятия бесконечности как результата сложения конечных величин. Вводя это понятие, Аристотель сразу же отбрасывает бесконечность про странства. Но время бесконечно. С указанным раз личием связаны понятия актуальной и потенциаль ной бесконечности. Аристотель отвергает возмож ность чувственно воспринимаемого бесконечного по размерам тела (актуально бесконечного тела), но до пускает существование потенциальной бесконечности. Ее нельзя понимать в том смысле, в каком, напри мер, статуя потенциально содержится в меди. Такой взгляд означал бы, что потенциальная бесконечность в конце концов превращается в актуальную. Потен циально бесконечное все время остается конечным и все время меняется, причем этот процесс изменения может продолжаться как угодно долго.
«Вообще говоря, бесконечное существует таким образом, что всегда берется иное и иное, и взятое всегда бывает конечным, но всегда разным и раз ным» *.1
1 А р и с т о т е л ь . |
Физика, 206а. Перевод В. П. Карпо |
ва. М., 1936, стр. |
52. |
233
Актуальная бесконечность — это бесконечные размеры тела в тот момент, когда оно фигурирует как чувственно воспринимаемый объект. Иными сло-- вами, это бесконечное пространственное расстояние между пространственными точками, связанными в единый объект в некоторый момент времени. Это чи сто пространственное одновременное многообразие. Таким одновременным многообразием бесконечных размеров реальное тело, по мнению Аристотеля, не может быть. Реальным эквивалентом бесконечности может быть бесконечное движение, процесс, происхо дящий в бесконечном времени и состоящий в беско нечном возрастании некоторой величины, все время остающейся конечной. Таким образом, реальным эк вивалентом обладает понятие потенциальной беско нечности, протекающей во времени. Нет бесконечно го «теперь», но есть бесконечная последовательность конечных «теперь».
Итак, аристотелевская концепция потенциальной бесконечности и отрицание актуальной бесконечно сти связаны с высказанным в «Физике» и в других трудах Аристотеля представлением о пространстве и времени и их связи. Актуальная бесконечность — это некоторая обладающая реальным физическим бы тием величина, достигшая бесконечного значения в данный момент. Если выражение «данный момент» понимать буквально, то под актуально бесконечным объектом следует подразумевать мир, существующий в течение мгновения, иначе говоря — пространствен ное многообразие. Аристотель, говоря об актуальной бесконечности, имеет обычно в виду бесконечное про странство, вернее бесконечную протяженность реаль ного, чувственно постигаемого тела. Отрицание акту альной бесконечности связано с физической идеей —
234
отрицанием бесконечности мира в пространстве й бесконечности самого пространства. Напротив, потен циальная бесконечность развертывается во времени. Каждое конечное значение возрастающей величины связано с некоторым «теперь», и это значение, оста ваясь конечным, меняется по мере того, как меняется «теперь».
Конечность пространства и существование центра Вселенной создают опору для системы абсолютных мест и понятия абсолютного движения. Вообще для Аристотеля характерно представление о движении, происходящем всегда из чего-то во что-то, направлен ном из естественного начала движения к естествен ному концу его. Эти «что-то» и определяют движение. Они могут быть связаны с качественными и субстан циальными изменениями. Как известно, Аристотель включал в понятие движения наряду с пространст венным движением (фора) количественное движение, т. е. рост (аи ^ ле), и качественное изменение (аААо 1шз1£ ). Для определения исторических прообразов тех современных концепций, где исходным понятием служат трансмутации элементарных частиц, сущест венно включение в понятие движения субстанциаль ного движения, т. е. возникновения (т^г|31д) и уни чтожения (фдора).
Но независимо от качественных изменений, воз никновения и уничтожения тела пространственное движение может иметь абсолютное начало отсчета, если тело движется к своему естественному месту. Естественное место тяжелых тел, находящихся внут ри ближайшей к Земле лунной сферы,— Земля. Ког да тяжелое тело падает на Землю, оно стремится к своему естественному месту, где достигает абсолют ного покоя. Таким образом, точки на радиальной пря
235
мой, вдоль которой тело движется к своему естествен ному месту, неравноправны, пространство вдоль этой прямой неоднородно, и движение имеет абсолютный характер.
Какое же относительное движение может иметь место в пространственно-ограниченной и бесконечной во времени Вселенной Аристотеля? Сказанное рань ше позволяет задать тот же вопрос в иной форме: где во Вселенной Аристотеля можно найти прообра зы однородного пространства и бесконечного движе ния?
В конечном пространстве бесконечным может быть, например, циклическое движение, а отсутствие выделенных точек на траектории движущегося тела заставляет думать о круговом движении. В космоло гии Аристотеля естественное круговое движение при суще неразрушаемым и неуничтожаемым телам над лунного мира. На круговых орбитах, окружающих Землю, точки равноправны и движение относительно. Если бы у Аристотеля было понятие пространства, противостоящее понятию вещества, то можно было бы сказать: концентрические сферы, окружающие центр Вселенной,— это исторический прообраз одно родного искривленного пространства. Но, несмотря на отсутствие у Аристотеля прямых эквивалентов та кого чисто современного понятия, оно позволяет нам увидеть внутреннюю, неявную, но несомненную ло гическую связь между ограниченной Вселенной Ари стотеля и аристотелевыми концепциями пространст ва, времени и бесконечности.
В искривленном пространстве с положительной кривизной любое расстояние между точками ограни чено максимальным значением. На поверхности сфе ры движение не наталкивается на ограничивающую
236
его последнюю точку, но две различные точки не могут находиться одна от другой на расстоянии, пре вышающем половину геодезической окружности. Ко нечные размеры Вселенной Аристотеля, конечная длина радиальных траекторий тяжелых тел и огра ниченность расстояний на кривых поверхностях кон центрических сфер мироздания исключают реальное существование сколь угодно больших пространствен ных расстояний. Вселенная и все составляющие ее тела не могут быть физическими прообразами бес конечности. Следовательно, бесконечность как бес конечное бытие, как нечто достигнутое и существую щее в данный момент не может существовать. Но это не значит, что понятию бесконечности не соответству ет реальный прообраз. Движение — именно круговое движение — может быть бесконечным, потому что время у Аристотеля, в отличие от пространства, од нородно, не имеет начального и конечного моментов. Повторение одной и той же пространственной траек тории в течение бесконечного времени позволяет из мерять время, делить его на равные конечные части, которые бесконечно прибавляются к уже отсчитан ному конечному числу конечных интервалов.
Обратимся теперь к бесконечности как результа ту деления конечной величины. В отличие от про странства Эпикура пространство Аристотеля непре рывно и бесконечно делимо. Поэтому Аристотель мог сопоставить пространство потенциальной бесконеч ности. Но служит ли бесконечно делимое тело про образом актуальной бесконечности? Может ли вооб ще существовать в природе актуально бесконечная величина? Чтобы ответить на вопрос, имелись ли в учении Аристотеля об абсолютном и относительном движении прообразы актуальной бесконечности как
237
результата деления конечных величин, нужно пред варительно остановиться на проблеме интегральных закономерностей в перипатетической космологии и физике.
В картине непрерывного вещества и непрерывного движения Аристотель фактически исключал законо мерности, действующие от точки к точке и от мгно вения к мгновению. Поэтому бесконечное деление конечной величины лишалось физического смысла. Движение тела по круговой орбите определяется (не гативным образом, в смысле отсутствия каких-либо' различий в поведении тела) однородностью простран ства вдоль орбиты, равноправием точек. Но для Ари стотеля в точке не только ничего не происходит, но и ничего не может произойти. Движение тела, падаю щего на Землю, определено неоднородностью прост ранства в радиальном направлении, существованием выделенных, естественных мест. Но определяющие (в данном случае позитивным образом) движение тела суммарные, общие закономерности не превращаются в закономерности, действующие от точки к точке. Для Аристотеля каждый процесс идет из «чего-то» во «что-то» и эти «что-то» разделены конечным от резком: в точке («здесь») и в мгновении («теперь») ничто происходить не может. Понятия скорости в точке или мгновенной скорости, мгновенного ускоре ния и т. д. чужды динамике Аристотеля.
Из сказанного следует, что у Аристотеля не мог ло быть физических эквивалентов актуальной беско нечности не только как результата сложения, но и как результата деления конечных величин. Отсюда простое опровержение парадоксов Зенона: первой точки движения (апория стрелы) и его последней точки (апория Ахиллеса и черепахи) нет, потому
238
что путь движущегося тела вообще не состоит из то чек, а время движения из мгновений.
Уже в эллинистических государствах начался про цесс преобразования научной картины мира, вклю чавший возврат к идее бесконечного неискривленного пространства. В частности, этот возврат опирался на развитие геометрии. Постулаты Эвклида соответ ствуют бесконечному неискривленному однородному пространству Ньютона, а если говорить о прошлом — пространству Демокрита, в большей степени, чем конечной и неоднородной Вселенной Аристотеля. В общем наука эволюционировала в сторону идеи од нородного непрерывного пространства, но вместе с тем появлялись все новые концепции минимальных протяженных элементов пространства и времени.
4
Классическое ньютоново представление о пространст ве исходит из его однородности. Однородность про странства — стержневая и исходная физическая идея X V II в., последовательно развивавшаяся в трудах Коперника, Бруно, Галилея, Декарта и, наконец, Ньютона. Ее развитие разрушило аристотелев мир — изотропный, но неоднородный, с границами, центром и системой естественных мест.
Коперник заменил естественные движения, на правленные к Земле как центру мирового простран ства, естественными движениями, направленными к Земле как телу, движущемуся в пространстве. Далее в X V II в. отказались от неподвижного Солнца в центре мира и объявили Вселенную бесконечной. Тем самым мировое пространство стало однородным,
239