ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 0
тождественна сама себе, если каждому непрерывно му многообразию ее пространственных координат соответствует невырожденное непрерывное многооб разие моментов времени. Логика теории относитель ности Эйнштейна оперирует четырехмерным непре рывным предикатным многообразием *.
Перейдем от теории относительности к некоторым связанным с ней сторонам мировоззрения Эйнштей на. Речь идет о его взглядах на математику и логи ку. Эйнштейн говорил, что геометрия может пере ходить в зависимости от физических условий от од ной системы исходных понятий и другой. Но она остается логической наукой, так как выводит след ствия из постулатов строго логически. При этом Эйн штейн не сомневался в неизменности логических правил, с помощью которых геометрия переходит от одной теоремы к другой. Меняются исходные гео метрические утверждения (о размерности и кривиз не данного пространства) и соответственно меняются выводы. Но логические правила сохраняются. Логи ка не подвергается «физикализации», которую пре терпела геометрия.
3
Для Бора, как и для Эйнштейна, характерно систе матическое построение физической теории, т. е. вы ведение ее из возможно более общих допущений. Парадоксальные, с точки зрения классической элект родинамики, факты устойчивости атомов и дискрет ности спектров были первоначально объяснены дву-1
1См. стр. 206—207.
318
мя постулатами: двигаясь по «разрешенной» орбите, электрон не излучает; излучение обязано переходу электрона на другую орбиту. Эти постулаты сняли печать парадоксальности с наблюдаемой устойчиво сти атомов и дискретности спектров; печать парадок сальности перешла на воровские постулаты. Но это было только начало «бегства от чуда» в атомной фи зике. Парадоксальные постулаты Бора вскоре стали естественным следствием квантовой механики.
Во второй половине 20-х годов устои классиче ской физики были расшатаны и феноменологическая трактовка неопределенности уже не могла иметь успеха. Были попытки спасти классические устои, ограничив неопределенность сопряженных перемен ных феноменологическими рамками. Речь идет об идее «скрытых параметров»: мы не можем точно определить значения координат и составляющих им пульса, времени и энергии, потому что нам неизвест ны дополнительные параметры, определяющие до стоверным образом указанные физические величины. Можно увидеть некоторую аналогию между идеей скрытых параметров и лоренцовой концепцией абсо лютного сокращения. Лоренцова концепция ограни чивала феноменологическими рамками постоянство скорости света в различных инерциальных системах: свет в эксперименте Майкельсона меняет скорость, но мы не можем зарегистрировать изменение, по скольку оно компенсируется сокращением продоль ного плеча интерферометра и вообще продольным сокращением масштабов по сравнению с абсолютны ми масштабами. Аналогичным образом существуют точные значения координат и составляющих импуль сов, но они по тем или иным причинам не могут быть обнаружены.
319
Объективный характер парадоксальных утвержде ний квантовой механики пытались обойти и иными путями. Некоторые физики склонялись к более или менее последовательному отрицанию объективного субстрата наблюдаемых и измеряемых процессов. Сейчас вряд ли возможен сколько-нибудь серьезный рецидив критики квантовой механики с классических позиций, как и рецидив ее феноменологической трак товки. Принцип дополнительности представляется объективной констатацией и, подобно теории относи тельности, указывает на объективную парадоксаль ность бытия.
Что касается математического аппарата, то Бор сравнительно мало интересовался его «парадоксализацией». Методы матриц, операторов, собственных функций, гильбертово пространство и т. д. не меня ли смысла исходных постулатов квантовой механи ки и в сущности не нужны для понимания физиче ской сущности этих постулатов. Общую теорию от носительности нельзя понять без метрических категорий, основы квантовой механики могут быть поняты при неметрическом противопоставлении про цессов измерения сопряженных переменных. Может быть, именно поэтому в работах Бора по квантовой механике так мало сколько-нибудь сложных матема тических конструкций. Ко дело не в этом. Противо поставляя в известной мере физико-геометрическую тенденцию Эйнштейна и физико-логическую тенден цию Бора, мы можем охарактеризовать с некоторой новой стороны важный для мировоззрения Бора
переход от понятия неопределенности к понятию до полнительности.
Принцип дополнительности непосредственно не применяется в физике. Для квантовомеханических
320
расчетов достаточно принципа неопределенности е форме соотношений, написанных Гейзенбергом. Эти соотношения имеют метрический смысл, речь идет об измерении координат, импульсов, времени и энер гии. Соотношение неопределенности указывает на условия, делающие возможным сколько угодно точ ное определение значений переменной, получение не прерывного многообразия таких значений и всех свя занных с подобным многообразием метрических по нятий.
Напротив, принцип дополнительности делает акцент на неметрической ситуации — существовании двух нетождественных систем: квантового объекта и, иного по логическому характеру его анализа, классического объекта. Каждый из этих объектов в силу контролируемого взаимодействия позволяет сколь угодно точно определить одну из сопряженных переменных и в то же время своим неконтролируе мым взаимодействием препятствует определению со пряженной переменной. Если можно провести неко торую границу между принципом неопределенности и принципом дополнительности, то по одну сторону останется измерение величин, а по другую — логи ческое противопоставление измеряющих схем.
Принцип относительности при его аксиоматизации приближается к геометрическим схемам инвариант ности по отношению к той или иной группе преобра зований и к метрическим понятиям. Принцип неопре деленности при своей аксиоматизации (а именно в этом значение воровской дополнительности) прибли жается к логическому противопоставлению. Таково в сущности и противопоставление квантового и клас сического объектов. Мы делим серию связанных друг с другом физических процессов на две части: одна1
11 Б. Г. Кузнецов |
321 |
из них рассматривается в микроскопическом аспекте (мы здесь учитываем влияние взаимодействий на значения переменных), в другой части мы отказы ваемся от такого учета. Тот предикат квантового объ екта, который получает количественную оценку при взаимодействии с классическим объектом, может быть определен с неограниченной точностью. Дру гой предикат (сопряженная переменная) может быть определен с неограниченной точностью при взаимо действии с другим классическим объектом. Но раз личие между классическими объектами, с одной сто роны, и квантовыми объектами, с другой,— это ло гическое различие.
Итак, аксиоматизация неопределенности у Бора сохраняет единство и неизменность математических понятий и метрических соотношений при определе ния переменных, но не сохраняет единства логиче ских норм.
4
Эйнштейн считал выдвинутую Бором модель атома гениальным взлетом физической интуиции. Модель Бора была построена на основе отрывочных и, как казалось тогда, разрозненных фактов.
«Это было так,— вспоминал впоследствии Эйн штейн,— точно из-под ног ушла земля, и нигде не было видно твердой почвы, на которой можно было бы строить. Мне всегда казалось чудом, что этой ко леблющейся и полной противоречий основы оказалось достаточно, чтобы позволить Бору — человеку с ге ниальной интуицией и тонким чутьем — найти глав нейшие законы спектральных линий и электронных оболочек атомов, включая их значение для химии.
322
Это кажется мне чудом и теперь. Это — наивысшая музыкальность в области мысли» *.
Слово «музыкальность» может многое объяснить. Из эпистемологических взглядов Эйнштейна вытека ла его оценка роли интуиции в поисках научной тео рии, адекватной действительности. Эйнштейн, как мы видели, не придавал логическим схемам самим по себе онтологической ценности. Результаты логи ческого анализа приобретают физический смысл при сопоставлении с наблюдениями, но уже на исходных стадиях логического анализа интуиция подсказывает, какая система понятий найдет наиболее близкий путь к вычислению величин, допускающих эмпирическую проверку, к эксперименту и к количественно-матема тическому сопоставлению с наблюдениями и изме рением.
Исходная физическая интуиция, как ее понимал Эйнштейн, близка к тому моменту музыкального творчества, о котором говорил наиболее любимый Эйнштейном и наиболее конгениальный ему по духу композитор — Моцарт. Он упоминал о моменте, «когда в одно мгновенье слышишь всю, еще не на писанную симфонию». Исходная интуиция Эйнштей на предвосхищала симфонию вычислений и экспери ментов. Такой была и гениальная интуиция, оправ давшаяся впоследствии в целой симфонии спектраль ных наблюдений и расчетов атомной физики.
Но в конце 20-х годов выявилось и различие меж ду характером физической интуиции Эйнштейна и «наивысшей музыкальностью в области мысли», как называл Эйнштейн интуицию Бора. Принцип допол-1
1 А. Э й н ш т е й н . Собр. научных трудов, т. IV,
стр. 275.
11* 323
нительности в этом отношении отличается от прин ципа относительности. Если вслед за Эйнштейном
сравнивать характер физического |
мышления |
с му |
||||
зыкальным |
творчеством, |
то для |
Эйнштейна |
наибо |
||
лее близким |
будет |
лейбницева |
формула — «музы |
|||
ка — наслаждение |
души, |
которая |
вычисляет, сема |
|||
не зная того». Интуиция |
Эйнштейна была предвос |
хищением допускающих ту или иную эмпириче скую проверку вычислений, причем вычислений, ко торые, в отличие от известных Лейбницу и класси ческой науке, в целом производятся по тем или иным правилам в зависимости от физических условий. Ин туиция Бора (неявно — уже при разработке модели атома и явно — в работах по квантовой механике) предвосхищала не только вычисления, но все кон струкции разума, нарушающие старые логические правила физических умозаключений.
В 1927 г. начался растянувшийся почти на три десятилетия спор между Эйнштейном и Бором об основах квантовой механики. В конце 40-х годов по зиции того и другого были высказаны в итоговых очерках, помфценных в сборнике статей о мировоз
зрении Эйнштейна *. Существует |
обширная литера |
||||||||||
тура, |
посвященная |
дискуссии |
Эйнштейна с Бором |
||||||||
«The |
Library |
of living |
philosophers. A l b e r t , E i n s t e - |
||||||||
i n. |
Philosopher-Scientist». Ed. |
by |
Paul |
Arthur Schilp. |
|||||||
ed. |
2. Tudor |
Publishing |
Comapny. N. Y„ |
1951; |
N. B o h r . |
||||||
Discussion |
with Einstein on |
Epistemological |
Problems |
||||||||
in |
Atomic |
Physics, |
p. 199—214 |
(русск. перевод в кн.: |
|||||||
H. |
Бор. |
Атомная |
физика и |
человеческое |
познание. |
||||||
М., |
ИЛ, 1961, стр. 51—93); A. |
E i n s t e i n . Remarks to |
|||||||||
the |
Essays |
Appearing |
in |
this |
Collective |
Volume, |
|||||
p. |
663—668 |
(русск. |
перевод |
см. А. |
Э й н ш т е й н . |
||||||
Собр. |
научных трудов, |
т. IV, |
стр. |
294—315). |
|
324