ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
и другими представителями господствующего на правления в квантовой механике. Мы ограничимся лишь несколькими замечаниями.
Напомним приведенное в первом очерке этой кни ги замечание Эйнштейна о квантовой механике. Эйн штейн писал о сторонниках господствующего вероят ностно-статистического понимания квантовой меха ники: «...они из нужды делают добродетель» *. Нужда состоит в существовании множества эксперименталь ных доказательств волновой природы частиц и кор пускулярной природы волновых полей, т. е. проти воречия, которое может быть разрешено квантово механическими соотношениями. Квантовая механика подтверждается всей суммой подобных доказа тельств, и в этом смысле без нее нельзя обойтись. «Нужда» указывает на «внешнее оправдание» кван товой механики. Но следует ли отсюда «доброде тель», можно ли удовлетвориться квантовой механи кой с точки зрения «внутреннего совершенства» теории?
С этим связан вопрос о причинности. Если кван
товая механика в |
той форме, какую она получила |
в 1925— 1927 гг., |
не только соответствует фактам, |
но и обладает достаточным «внутренним совершен ством», достаточной «добродетелью», то представле ние о статистических закономерностях микромира может претендовать на роль наиболее общего прин ципа, из которого естественно вытекают соотноше ния квантовой механики. Иначе говоря, «бог играет
в кости». Это характерная |
для Эйнштейна форма |
тезиса: «основные законы |
бытия —- статистические1 |
1См. стр. 69. |
|
325
законы». Такую мысль Эйнштейн приписывал своим оппонентам 1.
Сам он держался иной концепции — «бог не иг рает в кости».
Эйнштейн видел, что его позиция не имеет, как он писал, «осязаемого фундамента», не обладает «внешним оправданием». Тем не менее Эйнштейн продолжал искать решения проблемы на путях еди ной теории поля.
Здесь важно подчеркнуть следующее. Эйнштейн разрабатывал проблемы единой теории поля не в корпускулярно-квантовом разрезе, т. е. как теорию перехода частиц одного типа в частицы другого типа, образования частиц различных масс и т. д. Он раз рабатывал единую теорию в континуально-геометри ческом разрезе, как учение о свойствах простран ственно-временного континуума, причем — о его метрических свойствах. Иными словами, Эйнштейн анализировал изменение геометрических свойств кон тинуума, переход от одной метрики к другой, от од ной аксиоматизированной системы метрических по нятий к другой, он создавал все новые геометриче ски парадоксальные конструкции и не покушался на общую логическую базу всех этих конструкций.
Теперь нам известно, что такой путь не мог при вести к единой теории поля. Нам теперь известно также, что вопрос о единой теории лежал все же в основном фарватере физики. Отметим только, что континуально-геометрическая трактовка пространст ва-времени привела к теории относительности, но не могла вывести относительность из более общих допущений. В статье «Замечания к эйнштейновскому1
1См, етр. 70,
326
Наброску единой теорий поля» Гейзенберг говорил, что поведение масштабов и часов принимается в тео рии относительности как данное и не выводится из каких-либо более общих допущений. Между тем мас штабы и часы «построены, вообще говоря, из многих элементарных частиц, на них сложным образом воз действуют различные силовые поля, и поэтому не понятно, почему именно их поведение должно опи сываться особенно простым законом» *.
Эйнштейн видел необходимость выведения реля тивистских пространственно-временных соотношений из более общих характеристик, учитывающих дис кретность вещества. В первом очерке этой книги приводилась итоговая характеристика теории отно сительности, где Эйнштейн считает необходимым вывести поведение масштабов и часов из их корпу скулярной структуры21. Но основной фарватер твор чества Эйнштейна был направлен к континуально геометрической единой теории и к поискам исходных нестатистических законов бытия.
Попытки построения единой теории поля не мог ли вывести теорию относительности из более общих постулатов и не обнаружили -нестатистических зако номерностей бытия, которые оказались бы более об щими, чем статистико-вероятностные закономерно сти квантовой механики. Но критика Эйнштейна спо собствовала эволюции квантовой механики. В 1961 г. в Москве, в Институте физических проблем Бор го ворил: «Ответы на многие вопросы, в свое время вызывавшие ожесточенные дискуссии, в наши дни известны каждому начинающему. А мне хочется
1 В сб. «Эйнштейн и развитие физико-математической мысли». М., 1962, стр. 65.
2 См. стр. 7.
327
сегодня, когда Эйнштейна уже нет с нами, сказать, как много сделал для квантовой физики этот человек с его вечным, неукротимым стремлением к совер шенству, к архитектурной стройности, к классиче ской законченности теорий, к единой системе, на основе которой можно было бы развивать всю физи ческую картину. В каждом новом шаге физики, ко торый, казалось бы, однозначно следовал из преды дущего, он отыскивал противоречия, и противоречия эти становились импульсом, толкавшим физику впе ред. На каждом новом этапе Эйнштейн бросал вызов' науке, и, не будь этих вызовов, развитие квантовой физики надолго бы затянулось».
Бор говорит о «неукротимом стремлении к совер шенству». Это и есть то «внутреннее совершенство», которое выдвигал Эйнштейн в качестве критерия вы бора физической теории. Поиски «единой системы, на основе которой можно было бы развивать всю физическую картину», не могли поколебать кванто вую механику. Бор находил все новые и новые контр аргументы, парировал критические замечания Эйн штейна, разъяснял все глубже и точнее смысл принципов неопределенности и дополнительности и показывал, что в пределах своей применимости кван товая механика дает полное описание поведения фи зических объектов. Что же касается пределов при менимости квантовой механики, то они были обнару жены позже, когда наметились контуры концепции, еще более радикально отступающей от классической
картины |
мира. |
Эта |
концепция покушается на: |
1) сколь |
угодно |
точное |
определение отдельной ди |
намической переменной за счет неопределенности сопряженной переменной, 2) образ «классического объекта» с заведомо точными динамическими пере-
328
менными. Указанная концепция покушается и на релятивистские соотношения. Слово «покушается» в данном случае не имеет агрессивного смысла. Еще Герц говорил, что, оставаясь в пределах данной кар тины мира, мы не можем дать ей рациональное объ яснение — нельзя от Понтия отсылать к Пилату. Релятивистская концепция не может дать обоснова ния исходных постулатов относительности. Кванто вая механика не может дать обоснования своих ис ходных постулатов. Может быть, их даст более об щая теория, которую назовут квантово-релятивист ской не только потому, что она присоединяет реляти вистские критерии к квантовым, а потому, что из нее вытекают те и другие.
Чтобы закончить беглые замечания о споре меж ду Эйнштейном и Бором и перейти к проблеме син теза их идей, нужно еще остановиться на истоках той удивительной лояльности, с которой велся спор. Речь идет даже не о лояльности, а о чем-то большем: Эйнштейн и Бор остро переживали угрозу их исход ным идеям, таившуюся в аргументах противника,
ирадовались каждому найденному контраргументу. Но и Эйнштейн, и Бор видели друг у друга не толь ко угрожающие их позициям аргументы, но и им пульсы для развития и уточнения своих позиций. Конечно, это связано с личными чертами Эйнштейна
иБора, но не только с ними. Для обоих мыслителей характерно очень глубокое понимание недостаточно сти, ограниченности и неокончательного характера
каждой физической концепции. Более того, и у Эйн штейна, и у Бора существовало интуитивное пред восхищение синтеза противоречивых идей.
Речь идет не только о близости позиций Эйнштей на и Бора, но также о постоянном излучении каждой из противостоящих друг другу концепций образов и
329
идей, ^которые становились для другой концепции исходным пунктом уточнения и обобщения. Только сейчас и только в самой неоднозначной форме мы можем сказать, куда толкало физику подобное взаи модействие идей Эйнштейна и Бора.
Сейчас видно, что конфликт между Эйнштейном и Бором отражал не столько психологические или биографические различия, сколько длительную разоб щенность исходных постулатов теории относительно сти, с одной стороны, и квантовой механики — с дру гой. Такого рода конфликты могут быть сняты толь ко самой наукой при переходе ее на такую ступень, где разобщенные постулаты оказываются выводами из более общего постулата. Во второй половине сто летия, когда теоретическая физика все решительнее стремится перейти от релятивистских поправок, вно симых в квантовомеханические соотношения, к си стематическому (в смысле, о котором говорил Эйн штейн, т. е. обладающему «внутренним совершенст вом») синтезу релятивистских и квантовых идей, яснее видны и сущность конфликта, и действитель ная конгениальность, и пути синтеза идей Эйнштей на и Бора.
5
Реплики Эйнштейна по существу касались не толь ко той грани, которая отделяет квантовую механику от классических (в общем случае релятивистских) представлений. Они касались и той грани, которая отделяет квантовую механику, созданную в 1924— 1927 гг., от более радикальной неклассической пози ции. Именно поэтому указанные реплики и толкали
330
Квайтбвуй Механику йе назад, а вперед к дальней шему обобщению и уточнению. Квантовая механика зиждется на некоторых допущениях, без которых она переходит в более общую теорию. Бор менее, Чем кто-либо другой, был склонен абсолютизировать Допущения, лежащие в основе квантовой механики. Поэтому его мысль так резонировала на реплики Эйнштейна. В результате споров все отчетливее вы рисовывалось основное допущение квантовой меха ники. Эйнштейн указывал на те стороны квантовой механики, которые, как ему казалось, были лишены «внутреннего совершенства». Бор в своих возраже ниях все точнее формулировал квантовомеханиче ские соотношения как вывод из наиболее общего (для квантовой механики), единого постулата. В чем же состоит этотпостулат? О нем сейчас можно ска зать гораздо конкретнее и точнее, чем в начале дис куссии между Эйнштейном и Бором.
Конкретнее и точнее можно сейчас охарактеризо вать и основной постулат, лежащий в основе теории относительности.
Этот исходный постулат становился более ощути мым и явным в результате развития квантовой ме ханики. Эйнштейну в полемике с Бором не нужно было защищать основные идеи своей теории. Прин ципы теории относительности не были предметом дискуссии. Эйнштейну не приходилось защищаться. Он мог занимать в споре чисто наступательную по зицию. И это было трагедией Эйнштейна, потому что по существу ему нечего было защищать. Еди ная концепция поля не приобрела такой формы, ко торая позволила бы ей соперничать с идеями Бора. Но реплики Бора и развитие квантовой механики в целом находили живой отклик в сознании Эйнштей
331
на, потому что они наталкивали его мысль на грань, действительно отделяющую теорию относительности от более общей концепции. И здесь, как и в кванто вой механике, грань была логической. Между тео рией относительности, сформулированной в начале столетия, и попытками построения единой теории поля нет логической грани, здесь только переход от одной геометрической аксиоматики к другой, анало гичный переходу от специальной теории относитель ности к общей. Геометрия Эйнштейна, положенная в основу единой теории поля (несимметричный метри
ческий |
тензор),— более общая, чем риманова |
гео |
метрия |
общей теории относительности, так же |
как |
и геометрия Вейля (градиентно-инвариантная), |
гео |
метрия Калузы (пятимерная) и т. д. Но в приведен ных строках автобиографического очерка 1949 г., когда Эйнштейн говорил о зависимости поведения масштабов и часов от атомной структуры, речь шла о другом. Эйнштейн писал, как мы помним, что раз деление мира на 1) поля и материальные точки и 2) независимые от своей дискретной структуры мас штабы и часы нелогично.
Итак, в качестве исходного постулата теории от носительности мы встречаемся с существованием макроскопических пространственно-временных объ ектов с гарантированным и независимым от их мик роструктуры поведением.
Независимые от своей микроструктуры тела про странственного и временного отсчета логически близ ки к «классическим объектам» квантовой механики,
т. е. к телам |
взаимодействия. |
Для релятивистской |
||
|
постулата |
|||
физики достаточно |
независимых тел от |
|||
счета, для квантовой физики |
необходим |
постулат |
||
тел взаимодействия, |
которые испытывают |
воздейст |