ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
Определение щ как субъекта нетривиального сужде ния а; е состоит в констатации: a¡ входит в мно жество нетривиально-тождественных а,-, образующих субъект А , который характеризуется определенным поведением, определенным набором предикатов Хг, образующих непрерывное и подчиненное некоторому закону предикатное iмнoгooбpазиe. Значит, определе
ние |
а |
антиципирует определение |
А . |
Но и само опре |
||||||||||
деление |
А |
имеет смысл, если перед нами не простое |
||||||||||||
предикатное многообразие |
х и |
х 2, |
..., |
|
х п , |
а конъюнк |
||||||||
ция суждений щ е |
Х 1 |
Д о ! е 1 |
2Д ... |
Д а л Е |
Х п . |
От |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сюда и вытекает фундаментальная дополнительность, которая выражается в двух основных формах. Вопервых, она выражается в локальной дополнитель ности, связанной с воздействием определения А на определение а,-. Во-вторых, она выражается в инте гральной дополнительности, связанной с воздейст вием определения a ¡ на определение А . Первую мы обозначим как ( А — >- а)-дополнительность, вторую — как (а-—^^-дополнительность. Впоследствии мы ука жем основания, позволяющие назвать первую допол нительность квантовой, а вторую — релятивистской.
Возьмем конъюнкцию суждений о принадлежно сти субъектам аь а2, .... а „ предикатов х и х 2, ..., х п , образующих непрерывное многообразие.
Присвоим определенную оценку конъюнкции в ‘целом и каждому из ее элементов. Критерием для отбора предикатов я; было интегральное определение многообразия х , закон, выражающийся в неизмен ности некоторого предикатного отношения. Закон этот определяет форму конъюнкции. Подойдем к ней с двумя вопросами: с вопросом о чисто логической справедливости конъюнкции и с вопросом о ее су ществовании, т. е. с экзистенциальной оценкой.
392
Конъюнкция будет истинной, если истинны все без исключения суждения ж4. Но будет ли она существо вать? Для этого необходимо экзистенциальное «под тверждение» оценки суждения х {. «Суждение ж4 справедливо». Это — первая оценка. Затем мы рас сматриваем эту оценку как суждение и спрашиваем:
«справедливо ли суждение: |
„суждение /(ж*) = Д — |
|||||
справедливо“ ?» |
Если ответ положителен, |
то, во-пер |
||||
вых, справедливо суждение |
/(ж*) = Л и, |
во-вторых, |
||||
справедливо |
суждение, |
состоящее |
в |
признании |
||
/(ж,) = Д справедливым: |
/[/(ж4) = Д] = |
Л. |
|
|||
Аналогичную |
вторую |
оценку можно дать и всей |
||||
конъюнкции. |
По определению этой логической фор |
мулы конъюнкция справедлива, если справедливы все суждения ж4. Но мы задаем второй вопрос: истин но ли суждение
/(^ А ^ А - ■• Л хп)= к
об истинности конъюнкции? При утвердительном от вете получаем:
/ [/(% А жг А • • • А хп) =Щ = я.
В бивалентной логике оценка суждения /(ж) = Д
совпадает с оценкой суждения ж: если |
/(ж) = Д, |
то |
||
/[/(ж) = Д] = Д, если /(ж) = Д, XV,то |
Щ ( х ) |
= Л] = |
Д. |
|
|
|
|
В тривалентной логике с оценками Д, Д и И7 такие
оценки не совпадают: если /(ж) = |
то /[/(ж) = |
Р] = Д. |
||
Назовем |
метасуждением суждение об истинности |
|||
суждения |
х {, |
т. е. об истинности |
суждения |
«субъ |
|
|
|
|
ект а,- обладает предикатом ж<». Какова оценка ме тасуждения? Вторая оценка (оценка оценки) относит ся к содержательности суждения ж*, т. е. к вопросу: являются ли предикаты ж4 предикатами существую щих субъектов а4? Наличие такого субъекта, т. е.
393
содержательность а; е Х {, само является предика том. Здесь мы позволим себе отойти от абстрактно логического рассуждения и проиллюстрировать вво димые понятия. Когда мы указываем координаты точки, они могут быть предикатом, входящим в пре дикатное многообразие (в данном случае — простран ство); но здесь еще нет речи о субъекте, о частице, обладающей данными координатами. Суждения о принадлежности предиката субъекту, т. е. констата ции положения частицы, здесь еще нет. Физическиэкзистенциальное суждение придает физический смысл определению положения: определяется поло жение не точки, а частицы. Частица может быть от несена к тому или иному типу, если антиципируется ее мировая линия. Скорость означает направление мировой линии, далее определяется кривизна миро вой линии, т. е. ускорение частицы, и отношение кри визны к полю, т. е. заряд и масса частицы. Таким образом, экзистенциальная истинность утверждения /(ж;) = Л, иначе говоря, утверждение /[/(ж) = Л] = Л само является предикатом субъекта щ — антиципа цией конъюнкции (ее роль в приведенном примере играла заполненная мировая линия). Мы назовем та кой предикат метапредикатом по отношению к ж{ и будем обозначать его через ж/. Это как бы локаль
ное |
отображение всей конъюнкции |
а ц ^ Х ^ |
Д а2 е |
||||
е ! |
г Д ... Д а » е |
Х п , |
гарантия того, что а;х подчинен |
||||
определенному закону |
перехода |
от ж¡ к |
к , |
что а,- |
|||
обладает не только локальным |
бытием, |
но и эвен |
|||||
туальным поведением. |
|
|
|
|
|
Теперь для нас ясна связь понятий метасуждения и метапредиката с принципом бытия. Первый преди кат — это чисто локальное определение, это про странственно-временная локализация. Принцип су-
394
1дествования требует, чтобы первый предикат был дополнен антиципацией интегрального определения. Именно в этом, в такой антиципации состоит мета предикат. В свою очередь он сам по себе не удов летворяет принципу бытия: указание на определен ную форму мировой линии не гарантирует суще ствования «реальной» частицы на этой линии. Экзистенциальное суждение должно приписывать субъекту и предикат, и метапредикат. Но этого мало. Необходимо указание на некоторый субстанциаль ный процесс, связывающий предикат и метапреди кат. Он определяется их дополнительностью.
Чем строже мы подходим к определению дп, тем с меньшей определенностью мы рисуем эвентуаль ную конъюнкцию, указывающую на дальнейшее по ведение субъекта а. Иначе говоря, чем определеннее оценка суждения, приписывающего субъекту преди
кат |
тем неопределеннее оценка суждения, припи |
|||
сывающая субъекту предикат |
х / |
= |
[/(х;) = Д]. Если |
|
|
|
|
обозначить, как мы это уже делали, суждения теми же символами, что и приписываемые предикаты, то
мы получаем¡ формулу |
Ш. |
|
{ х [ = [/ (ж4) = Л ] } = |
соответственно: |
|
Для оценки /(ж*) = |
мы получаем |
|
¿ { щ = |
[ / ( ж 4) = Ш ] } = П . |
Это и есть логический принцип дополнительности. До сих пор логический анализ оставался тавтоло гическим, дело сводилось к логическим псевдонимам физических соотношений. Непрерывное предикатное многообразие — это логический эквивалент непре рывной мировой линии, предикат Х{ — это мировая точка частицы, метапредикат х / — это энергия и им
395
пульс частицы, т. е. локальная характеристика фор мы мировой линии. Локальное определение — коор динаты частицы — не образует экзистенциального утверждения о пребывании в ац реальной частицы; такое пребывание определяется дополнительной ха рактеристикой, определенной формой эвентуальной мировой линии, позволяющей отнести частицу к тому или иному типу. Локальное отображение мировой ли нии — скорость частицы, ¡которая в данном случае физически расшифровывает понятие метапредиката. В соотношениях, которые названы логическим прин ципом дополнительности, нет ничего, что не содер жалось бы в боровской формулировке принципа до полнительности. Интерпретируя таким образом логи ческие понятия, мы возвращаем физике только то, что взяли у нее. Смысл логического обобщения фи зических понятий состоит в возможном их распро странении на иные физические понятия и выявлении скрытых связей между понятиями. По-видимому, для перечисленных понятий такое распространение не ис ключено.
До сих пор речь шла о воздействии интегрального определения на локальное, об (А — >-а)-представлении. Локальное отображение эвентуальной мировой ли нии — импульс частицы (или же энергия) — нахо дится в отношении дополнительности к чисто ло кальному определению, к положению частицы в про странстве (или же ко времени). Без дополнительного определения локальное определение не имеет физи ческого смысла, но эти дополнительные определения не могут быть даны в бивалентной форме при взаи модействии частицы с одним и тем же макроскопи ческим телом.
Перейдем теперь к ( а — >- .^-представлению, т. е.
396
к воздействию ультрамикроскопйческих,. локальных процессов на макроскопические. Подойдем к этой проблеме со стороны логико-математических по нятий.
Первое логико-математическое понятие — это пе реход от дискретных предикатных многообразий к непрерывным. Для подобного перехода требуется критерий выбора предикатов, определенный закон перехода от х* к х к . Этот закон выражается отноше нием А п х 11А п у{
А пх Ч А пуг ~
АЪг *
которое сохраняется при переходе от хг к х к . Напом ним об интерпретации этого отношения: оно может быть скоростью, ускорением, отношением ускорения к полю, т. е. массой; во всяком случае, это — опреде ление поведения частицы, ее эвентуальной мировой линии. Форма конъюнкции ничего не говорит о ее су ществовании. Она говорит о возможности событий, о пространственно-временной последовательности со бытий, но «е о самих событиях. Бели мы хотим анти ципировать физическую содержательность логики, необходимо к указанному определению конъюнкции присоединить другое определение, непосредственно зависящее от заполненности конъюнкции локальными событиями. Эти события создают новое свойство конъюнкции: ее существование. Они изменяют отно шения Дпг1/Дпг!- в других конъюнкциях В . Подобное изменение не позволяет определить воздействие конъ юнкции В на конъюнкцию А . Поэтому между Д-свой- ствами конъюнкции, независимыми от локальных свойств, и (а—>-Д)-свойствами существует отношение дополнительности.
397
Свойства конъюнкций, Зависящий от лойаЛьных определений, т. е. ( а — >-Л)-свойства, придают конъ юнкции экзистенциальную истинность. В первом слу
чае |
мы получали из отдельного предиката |
сужде |
ние |
Теперь мы из предикатного многообразиях, |
|
т. е. хь х2, ..., х „, получаем конъюнкцию а Д |
а2е |
еХ г Д ... Д а „ е Х „ . В случае многообразия мы знали только закон перехода от х4 к х к и логическая истин ность конъюнкции гарантировала, что все xi подчиня ются этому закону. Но физический закон подобен государственному, который не может быть проверен по своей экзистенциальной содержательности без лю дей, подчиняющихся закону или нарушающих его. Заметим, кстати, что экзистенциальная содержатель ность государственного закона превращает его из совокупности норм поведения в совокупность реаль ных поступков людей. Вообще, экзистенциальная истинность логической конъюнкции превращает ее из совокупности логических норм 1В совокупность собы тий, подчиненных этим нормам.
4
Вернемся к боровскому определению явления: «чтото такое, о чем возможно однозначным образом ин формировать». Теперь договоримся о смысле слова «информировать». Будем рассматривать только та кую информацию, которая содержит сведения о дей ствительных физических процессах. Тогда количест венным определениям информации сопоставляются количественные определения физических явлений, процессов, о которых можно что-либо рассказать од нозначным образом, т. е. проверив рассказ экспери ментом.
398