ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
переменной . Можем, впрочем , только в нерелятйвй-
стокой квантовой механике. В релятивистской кван товой теории исчезает, вообще говоря, возможность точного измерения значений даже одной переменной. Мы постараемся показать, что и здесь возможность оперировать образами нетривиально-себетождествея- ных частиц вытекает из принципа дополнительности. Но для этого требуется изложить принцип дополни тельности в более общей форме, отказавшись от спе цифического для нерелятивистской квантовой меха ники противопоставления сопряженных динамических переменных. Такое обобщение оказывается нетавто логическим; оно позволяет увидеть некоторые новые аспекты релятивистской теории элементарных ча стиц. Но при этом модифицируется (и усиливается!) требование физической содержательности понятий и «внутреннего совершенства» теории.
Если для теории относительности основой экспе риментальной проверки выводов из исходных посту латов служит существование макроскопических тел отсчета, а для квантовой механики — макроскопиче ских тел взаимодействия, то для теории вакуумных процессов «физикализатором» — телом взаимодейст вия, позволяющим зарегистрировать поведение вир туальных частиц, служит одна реальная, нетрквиаль- но-себетождественная частица, т. е. частица, движу щаяся в относительно макроскопических, больших по сравнению с элементарными клетками областях и обладающая определенной мировой линией, опре деленной зависимостью мировой линии от поля (за ряд, масса, спин и т. д.). Конечно, в реальном прибо ре, в реальном эксперименте, например в опыте Лэмба — Ризерфорда, фигурирует множество таких частиц, но в принципе здесь достаточно одной «ре
378
альной» частицы. Эта частица «физикализирует», т. е. превращает, воздействия внешних виртуальных частиц в принципиально наблюдаемые процессы.
Обратимся теперь к другой стороне дела. Какие абстрактные понятия обрели бы в трансмугационной картине физический эквивалент, если бы эта карти на могла претендовать на некоторую, хотя бы про блематическую, однозначность? Здесь, с одной сто роны, фигурируют дискретные события — элементар ные трансмутации, а с другой — непрерывные движения тождественных себе частиц. Вторые слу жат физическим эквивалентом непрерывных много образий, упорядоченных множеств бесконечно ма лых элементов, непрерывных линий. Иными слова ми,— геометрических понятий. А первые? Какие понятия обретают физический смысл в образе дис кретных траномутационных актов?
Выше уже говорилось о нульмерном пространст ве, которое соответствует картине элементарных трансмутаций и тривиально-себетождественных ча стиц (частица тождественна себе лишь в данной точке в данный момент) и которое переходит в че тырехмерное пространство с его трехмерными, дву мерными и одномерными подпространствами. Нуль мерное пространство — это квазигеометрическая форма множества, которое превращается в подлинно геометрическое в традиционном смысле, соответст вующее той или иной геометрии эрлангенской про граммы Клейна. Неэрлангенокое, выходящее за. рамки топологии — самой широкой эрлангенской гео метрии, множество дискретных, виртуальных, три- виально-себетождественных частиц можно было бы назвать объектом неэрлангенской физики, если бы это множество могло быть в какой-то мере наблюдаемым.
3 7»
Но наблюдаемым оно становится при появлении реальных частиц с непрерывными мировыми ли ниями, при переходе нульмерного пространства в четырехмерное. Такой транстопологический переход и обретает физический смысл в процессе возникно вения «реальных» частиц. Он относится, собственно, не к математике, а к логико-математической обла сти, к метаматематике. По-видимому, физическое обобщение принципа дополнительности, распростра нение его на квантово-релятивистские и релятивист ские соотношения связано с физической трактовкой некоего метаматематического алгоритма, описываю щего принцип дополнительности в самом общем виде.
3
В теоретико-множественном аспекте дополнитель
ность выражается в операторной природе |
двух опре |
||||
делений: |
|
|
|
|
|
1) определения принадлежности элемента сц мно |
|||||
жеству |
А , |
состоящему из |
элементов сц, |
а2, .... |
а „ , |
и 2) определения законаА .перехода от а,- |
к аь,А |
т. е. |
|||
определения множества |
Соотношение |
щ е |
яв |
ляется оператором, когда мы имеем в виду физиче скую содержательность, или, пользуясь введенным выше выражением,— экзистенциальную истинность
этого соотношения. Представим себе, что А — миро вая линия частицы. Утверждение, что мировая точ ка а, лежит на А , не имеет физического смысла, не ведет к экспериментально проверяемым выводам. Таким смыслом будет обладать утверждение о дейст вительном пребывании частицы в этой мировой точ ке. Но объектом экспериментальной проверки могут
380
быть лишь свойства мировой линии, и пребывание частицы в а; имеет физический смысл, если оно изменяет эвентуальную мировую линию А в указан ной мировой точке и соответственно вид функции, описывающей форму этой мировой линии. Требова ние физической содержательности заставляет припи
сать |
соотношению а ¡ е 4 операторную природу. |
||
В |
свою очередь мировая линия |
А |
имеет физиче |
|
|
|
ский смысл, если она не просто состоит из мировых точек аь но состоит из заполненных мировых точек. Каждая экспериментальная проверка закона, харак теризующего А , делает проблематичным пребывание частицы на ней, т. е. делает проблематичным физи ческую содержательность а е 4 . Речь по существу идет о том, что каждое определение локализации на кривой А сопоставляется оператору вариации, опера тору перехода к другой эвентуальной кривой А ' . В свою очередь определение формы кривой А сопо ставляется оператору сдвига или приращения функ ции. Подобная дифференциально-вариационная до полнительность является естественным обобщением идеи нелинейных функций и идеи операторного пред ставления координаты и ее производной в квантовой механике. Она расширяет физическую интерпрета цию понятий вариационного исчисления. В классиче ской физике вариация считалась чисто мысленной операцией и не имела физического эквивалента. Сейчас мы рассматриваем виртуальные процессы как физический прообраз вариации. Указанный про образ является физическим только в той мере, в ка кой он характеризуется эвентуальной кривой, к ко торой направлена вариация. Эвентуальная кривая может быть мировой линией нетривиально-тождест венной себе частицы, если она является непрерывной
381
иопределенной. Операторный эффект проверки
утверждения может иметь физический смысл только при непрерывном действии нарушаемого ва риацией закона, определяющего множество А . Отсю да следует, что вариации носят локальный характер и в макроскопических масштабах не разрушают мно жества. По отношению к подобным локальным собы тиям каждое множество А является статистическим
множеством.
Математический алгоритм, с помощью которого можно обобщить понятие дополнительности, основан на операторном представлении о логическом сужде нии, приписывающем субъекту а; предикат х {. Такое приписывание рассматривается как операция, изме няющая другие логические суждения. Тем самым ло гическим суждениям придается физический смысл, они сопоставляются с экспериментом и антиципи руют эксперимент. Исторически такой алгоритм свя зан с развитием релятивистской и квантово-реляти вистской логики. Относятся ли к релятивистской и квантово-релятивистской логике замечания Бора о ненужности логики, которую разрабатывали, чтобы придать логически стройный характер нерелятивист ской квантовой механике?
В статье «Квантовая физика и философия» Нильс Бор считает неправильными такие выражения, как «наблюдение возмущает явление» или «измерение создает физические атрибуты объектов», выражения, которые кажутся противоречащими обычной логике и служат поводом для обобщения последней — пере хода от бивалентной логики с оценками «истинно» и «ложно» к поливалентной логике, например тривалентной, с третьей оценкой: «неопределенно». Если «явление» — это нечто допускающее в принципе ин
382
формацию, а «йзмеренйё» — это сравнение ,с этало ном, то обобщение логики не нужно: утверждения квантовой ¡механики о явлениях и измерениях не противоречат обычной логике и не требуют ее поли валентного обобщения *.
Мысль Бора проникает в самое существо вопроса. Квантовая механика вовсе не описывает коллизию «явление — наблюдение» или «физический атри бут — измерение». «Явление» — это нечто по самой своей природе допускающее экспериментальное на блюдение и бивалентное решение вопроса о сущест вовании некоторого физического объекта. Тривалентная логика не нужна и для трактовки «физического атрибута»: последний имеет смысл при наличии мак роскопического эталона. Соотношения между «физи ческими атрибутами» подчинены бивалентной логике. Позитивно-классическая сторона квантовой механики именно и состоит в указании условий применения к микромиру бивалентных суждений о классических динамических переменных. Но с точки зрения прин ципа бытия возможность наблюдения, непрерывность мировой линии, наличие макрообъекта — уже не по стулаты, а выводы из более общих допущений. Соот ветственно бивалентный логический алгоритм выво дится из более общего, и квантово-релятивистские концепции выходят за пределы бивалентного алго ритма. Это не переход к другой, например тривалентной, логике. Это — алгоритм возникновения бива лентных оценок из других, это — алгоритм перемен
ной валентности.
Логика переменной валентности вводится совсем
1 См. Н. Б ор . Квантовая физика и |
философия. «Успе |
хи физических наук», 1959, 67, вып. |
1. |
383
йе йотому, ЧтО квантовые понятия «явЛёнйй» й «Из мерения» якобы противоречат обычной логике и обычному словоупотреблению. Она необходима по тому, что два полюса дополнительности — локальные (дискретные траномутащии) и интегральные опреде
ления (непрерывные |
мировые линии) — принадле |
жат к различным по |
валентности логическим фор |
мам. Для нерелятивистской квантовой механики это несущественно, потому что ее постулатом служит существование макроскопических тел, открывающих дорогу в микромир классическим понятиям ценой их неопределенности. В более общей квантово-реляти вистской теории нужно проследить, как возникает понятие непрерывной мировой линии, как возникает возможность игнорировать квантовую структуру поля, взаимодействующего с данным, и т. д. Анализ такого возникновения требует явного логического алгоритма. Чтобы подойти к нему, вспомним уже встречавшееся понятие непрерывного предикатного многообразия *.
Но, собственно, куда, в какую область вводится это понятие? Является ли логика непрерывных пре дикатных многообразий логикой? Ведь здесь по существу возникает представление об измерении, о размерности, причем о размерности, неравной нулю, невырожденной; здесь мы имеем дело с непрерыв ным пространством, в котором может быть опреде лена та или иная метрика. Переход от логики с ко нечным числом оценок к логике с бесконечным чис лом оценок — это переход от логики к математике, это генезис .понятия континуума; непрерывные пре дикатные многообразия служат последним понятием1
1См. стр. 200—208.
384
Логикй и первым понятием математики. Это — логи ко-математическое понятие.
Почему же в развитии классической физики ни логические, ни даже логико-математические понятия никогда не формулировались и не модифицировались, почему физика никогда не ощущала потребности в такой формулировке и модификации и соответствен но не искала их физического смысла? Эйнштейн сде лал большой шаг в сторону физического осмысления математических аксиом и математических понятий, более общих, чем те, которые получили физический смысл в классической науке. Но аксиома параллель ных и ее обобщение относились к определению и из менению метрики, а не к обоснованию самого поня тия метрики; речь шла о структуре континуума, а не об условиях существования континуума (о таком обосновании и о таких условиях говорил Риман, но он отказывался обсуждать их физический смысл). В своей автобиографии Эйнштейн говорил, что «свя зи понятий и предложений между собой — логиче ского характера, задача логического мышления сво дится исключительно к установлению соотношений между понятиями и предложениями по твердым пра вилам, которыми занимается логика» '. Понятия и предложения — в том числе математические: кривиз на, метрика и т. д .— имеют физические истоки и меняются в зависимости от тех или иных выполнен ных или предполагаемых экспериментов. Но связи между предложениями и понятиями имеют логиче скую природу и подчиняются «твердым правилам».
Нельзя думать, что Эйнштейн не думал об изме-
1 А. Э й н ш т е й н . |
Собр. научных трудов, т. IV, |
стр. 262—263. |
|
13 Б. Г. Кузнецов |
385 |