Файл: Кудимов, Л. П. Технология и комплексная механизация подготовки торфяных месторождений к разработке.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
Рис. 16. Машина МЭД-1 |
для дренирования торфяной залежи: |
||
( -• рабочий аппарат (винтовая |
фреза); 2 — трубоформователь; |
3 — редуктор; 4 — шасси; 5 — закрывающий |
|
аппарат; |
0 — визирное |
приспособление; 7 |
— механизм трубки |
Среднее удельное давление под катками машины, |
кгс/см2: |
в рабочем положении.................................................... |
0,2 |
в транспортном положении......................................... |
0,22 |
Диаметр закладываемой трубки, мм: |
От 40 до 60 |
винипластовой............................................................... |
|
полиэтиленовой ............................................................ |
До 110 мм |
Обслуживающий персонал, чел............................................. |
2 |
Технология закладки готовых трубок и формуемых из ленты одинакова и осуществляется следующим образом.
После установки на машину бухты полиэтиленовой трубки (или рулона пленки) ее конец подается в направляющий аппарат и зажимается якорным устройством. После подъезда машины к валовому каналу шнек опускается до нужной отметки. Оператор совмещает визир рабочего аппарата с двумя визирами, установ ленными по заданному уклону на другой стороне канала, и сле дит за ними в процессе работы. При включении поступательной скорости якорное устройство удерживает устье трубки на откосе валового канала. Усилие натяжения трубки заставляет барабан вращаться и разматывать бухту, укладывая трубку на дно тран шеи. При отклонении фрезы от заданногоуклона корректировка ее положения производится вручную с помощью гидрораспреде лителя.
Удельный расход энергии для винтовой фрезы, экскавирующей пластическую несыпучую массу, может быть определен по фор муле, предложенной проф. М. В. Мурашевым '(КПП),
А = /еЮ4 + |
— |
(кгс-м)/м3, |
(12) |
где L — длина винтовой части |
фрезы; |
0 — величина |
предельного |
напряжения сдвига массы торфа, находящегося на фрезе; k — ко эффициент сопротивления резанию торфа, который определяется по формуле Г. Н. Скрябина (КПП)
^ = 0 , 5 + 4 = + |
0,1щ |
(13) |
Т Оср |
|
|
где бср— средняя толщина стружки, |
мм; |
v — скорость реза |
ния, м/с. |
|
|
По данным Калининского филиала ВНИИТП, удельный расход энергии на фрезерование винтовой фрезой изменяется в пределах от 0,2 до 1 (кВт-ч)/м3.
Энергетические измерения производились на скоростях фрезе рования от 5,2 до 14,8 м/с и подачах от 1 до 11 мм/об на торфя ной залежи верхового типа, сложенной медиум и сосново-пуши-
цевым видами торфа влажностью в пределах от 82,2 до 89,5%.
Измерения показали, что удельный расход |
энергии |
значительно |
|||||||||
зависит |
от подачи |
при |
раз- |
|
|
|
|
|
|||
личной |
скорости |
резания |
|
|
|
|
|
||||
(рис. 17). |
При |
наиболее |
|
|
|
|
|
||||
устойчивом |
режиме |
работы |
1 |
|
|
|
|
||||
машины |
со |
скоростью |
вра- |
< |
|
|
|
||||
щения фрезы, равной |
10,4 |
м/с, |
|
|
|
|
|||||
|
I V\х |
|
|
|
|||||||
удельный |
расход |
энергии на- |
^ |
|
|
|
|||||
о\Х |
|
|
|
||||||||
ходился в диапазоне от 0,5 до |
b s |
|
|
|
|||||||
|
L. * * |
|
|
||||||||
0,8 (кВт-ч)/м3. |
|
|
|
|
I |
|
|
|
|
||
Загрузка двигателя во вре |
• * 0,4 |
|
□ |
|
|
||||||
мя работы |
составляла |
70— |
|
|
|
• |
• _•_ |
||||
95 л. с. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оборудование АПД-Ок ма |
|
|
Подача, мм/об |
|
|
||||||
шине К-1БМ позволяет меха |
|
|
|
|
|
||||||
низировать |
процесс |
закладки |
Рис. 17. Зависимость удельного расхода энер |
||||||||
пластмассового |
дренажа |
на |
гии от подачи при различной |
скорости реза |
|||||||
беспнистых |
и |
малопнистых |
|
|
ния: |
|
|
||||
|
14,8 м/с; |
X ■ 10,4 м/с: |
□ — 7,4 м/с: |
||||||||
торфяных залежах. Это обо |
|
|
— 5,2 м/с |
|
|
||||||
рудование представляет |
собой |
|
|
|
|
|
новый рабочий аппарат с механизмом укладки готовой трубки. Его параметры обеспечивают отрытие траншеи с заданным уклоном дна и с одновременной укладкой дренажной трубки. Оборудование АПД-0 состоит из следующих основных частей: ковшового устройства, механизма для укладки трубки в дрену, барабана с трубкой, якорного устройства и скрепера. Ковшовая рама включает сварную раму, ведущий и натяжной валы и тяго вые цепи с ковшами,- Механизм для укладки дренажной трубки состоит из сварной направляющей, вертикального шарнира и ро ликов, предназначенных для •направления трубки в щель тран шеи. Барабан — сварной, регулируемый по диаметру и ширине. Он установлен на оси, закрепленной на портале машины. Якорное устройство, так же как и у других машин, рассмотренных выше, служит для стопорения дренажной трубки в начальный период закладки дрен у валового канала. Заданный уклон дна траншеи осуществляется электрогидравлическим устройством, имеющимся на канавной машине. Подъем и опускание рабочего аппарата осуществляются с помощью гидроцилиндров, установленных на машине. Скрепер, соединенный с ковшовым устройством, помогает выравнивать поверхность дна траншеи.
Производительность машины за 1 ч чистой работы состав ляет 186 м при отрытии траншеи глубиной до 2,8 м и шириной 0,25 м. Ковши имеют емкость 7 л и движутся с ковшовой цепью со скоростью 1,5 м/с. Масса дополнительного оборудования состав ляет примерно 3 т. Пластмассовая трубка, закладываемая в тран шею, имеет диаметр 40 мм и толщину стенки 1,5 мм.
аз
§ 14. Схема работы дренажных машин
Дренажные машины применяются на торфяных залежах, осу шаемых по комбинированной схеме. При этом вся открытая от водящая и осушительная сеть остается без изменения. Располо жение дренажной сети предопределяется существующей сетью открытых каналов. Глубокие щелевые дрены с пластмассовыми трубками закладываются параллельно картовым канавам и впада ют в валовые каналы. Дрены — тупиковые, с односторонним ук лоном и выходом в валовый канал. Длина такой дрены, как пра вило, не более 250 м. Машина после совершения рабочего прохода до середины карты возвращается с выглубленным рабочим аппа ратом к валовому каналу со смещением на трассу следующей дрены. Расстояние между дренами зависит от стратиграфии вер ховой залежи и ее фильтрационных свойств и находится в преде лах 5— 10 м (рис. 18).
Рнс. 18. Схема комбинированного осушения верховой торфяной залежи:
1 — картовые канавы; 2 — дрены (начальное положение): 3 — поверхность карты после осадки и сработки при эксплуатации; 4 — положение картовой канавы после углубле ния; 5 — положение дрен после повторного дренирования карт шириной 20 м
Глубина закладки дрен определяется толщиной пласта залежи. На глубокой залежи (более 2,7 м) дрены выполняются глубиной в устье 2,5 м. На мелкой залежи глубина закладки дрен должна быть на 20 см выше границы торфяного пласта, а устья дрен должны быть выше уровня воды в валовом канале на 20 см.
Уклон дрен в залежи, выполняемых машиной МТП-39, состав ляет 0,001—0,0015, а машиной МЭД-1— до 0,003.
§ 15. Устройство мостов-переездов
Мосты-переезды через осушители устраиваются для проезда технологического оборудования и размещения штабелей торфа по краям рабочих карт. В связи с необходимостью углубления карто-
84
вых канав в процессе эксплуатации производственных площадей через каждые два-три года производится переукладка мостов: Объемы работ по устройству или переукладке являются весьма значительными, поскольку на 1 га производственной площади приходится один-два моста-переезда длиной 35—40 м для работы комплектом машин УМПФ и длиной 16—20 м для работы с убо рочно-перевалочными машинами ФПУ-2. При современном уровне механизации этих работ капитальные и эксплуатационные затраты
на сооружение и переукладку мостов |
составляют значительную |
часть от всех затрат на осушение. |
|
По своей конструкции мосты-переезды подразделяются на на |
|
стильные и трубчатые. Н а с т и л ь н ы е |
п е р е е з д ы вследствие |
значительного расхода лесоматериалов, высокой стоимости, а так же большой трудоемкости ремонта и прочистки повсеместно вы тесняются трубчатыми. Трубы изготавливаются из бетона, дерева и других материалов. В прошлом на ряде торфопредприятий по лучили распространение гончарные или бетонные трубы диамет ром 150—200 мм.
В табл. 17 приведена количественная оценка применения на торфопредпрнятиях различных материалов для труб в 1972 г. по данным Калининского филиала ВНИИТП.
В последние годы становится характерной особенностью все большее применение пластмассовых труб (полиэтиленовых, вини-
пластовых) благодаря их меньшему весу (в |
10— 15 раз) и боль |
шей пропускной способности по сравнению с |
другими материала |
ми при одинаковых размерах труб. Другим достоинством полиэти леновых труб является большой процент их пригодности для
Материалы для строительства нартовых мостов-переездов
Т а б л и ц а 17
Применение мостов из различных материа лов на обследованных торфопредприятнях по трестам, %
Владимирский |
X |
Ореховский |
ск |
ЧислоторфопредпрнятнЙ |
Среднийпро центприме нения |
|
S |
|
tj |
|
|
|
X |
|
С |
|
|
|
и |
|
а |
|
|
|
2 |
|
5 |
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
о. |
|
О |
|
|
|
X |
|
Си |
|
|
|
|
|
|
1 1 |
|
Трубы:
деревянные..................... |
* ................. |
22,2 |
63,7 |
50,0 |
34,5 |
20 |
31,2 |
металлические..................... |
|
---- |
— |
17,2 |
12 |
18,8 |
|
полиэтиленовые . . . г ..................... |
|
11,2 |
36,3 |
28,6 |
13,8 |
13 |
20,3 |
гончарные............................................. |
|
22,2 |
— |
7,1 |
10,3 |
6 |
9,4 |
бетонные .............................................. |
|
— |
— |
— |
6,9 |
2 |
3,1 |
песчано-цементные................. |
... |
22,2 |
— |
— |
— |
2 |
3,1 |
асбоцементные....................................... |
|
— |
— |
7,1 |
3,5 |
2 |
3,1 |
Деревянные навесы ................................... |
|
22,2 |
|
7,2 |
13,8 |
7 |
11,0 |
85
повторного использования, в то время как у деревянных труб при годность составляет примерно 33%, у асбоцементных, бетонных и гончарных 60%- По сведениям торфопредприятий составлена табл. 18, которая дает примерное представление о распростране нии мостов-переездов с пластмассовыми трубами в 1972 г.
Число торфопредпринтпй, Тресты с которых по лучены сведе
ния
Т а б л и ц а 18
Переезды |
на торфопредпрпп- |
Применение |
|
тлях, шт. |
|
|
|
переездов с |
всего |
из них с пласт |
пластмассовы |
массовыми |
ми трубами, %. |
|
|
трубами |
|
Горьковский . |
3 |
6810 |
2344 |
34,4 |
4 |
3619 |
281 |
7,8 |
|
Кировский.......................... |
5 |
7398 |
3912 |
52,8 |
Смоленский .......................... |
4 |
1039 |
519 |
50,0 |
Ярославский...................... |
4 |
8521 |
1586 |
18,6 |
Ленинградский................... |
5 |
13 166 |
1873 |
14,2 |
В с е г о . . . . |
25 |
40 553 |
10515 |
25,9 |
В настоящее время пластмассовые трубы поставляются пока еще в ограниченном количестве и стоимость их высока. Поэтому на местах изыскиваются другие способы изготовления труб дли устройства мостов-переездов. Калининским политехническим ин ститутом разработан способ изготовления витых гофрированных, труб из вииипластовой каландрированной пленки шириной 350 мм'
итолщиной от 0,5 до 0,9 мм, а также создан трубонавивочный станок ТНС-Б. Этот станок изготовлен на торфопредприятий Бакшеевское по чертежам КПП. С помощью указанного стайка на лажен выпуск труб для закладки мостов-переездов полумехапизированным способом с обязательной присыпкой труб вручную мелким сырым торфом слоем 30—40 см. Наблюдения за мостами из винипластовых труб в 1970 г. показали, что 9.7% из них нахо дятся в работоспособном состоянии, тем не менее они имеют сле дующие недостатки: трубы, изготовленные иЗ пленки толщиной 0,5 мм, могут сдавливаться; винипластовая пленка при низкой температуре изменяет механические свойства, становится хрупкой, поэтому устья и истоки труб теряют первоначальную форму; го ризонтальные защитные устройства на верховых залежах первого
ивторого года эксплуатации быстро засоряются; трубы становят ся непригодными для переукладки.
На торфопредприятий «Озерецкое» была широко проверена в производственных условиях укладка безраструбных бетонных труб, малого диаметра. Масса этих труб по сравнению с раструбными трубами диаметром 200 мм сокращается в 6—8 раз, а стоимость
86