Файл: Кудимов, Л. П. Технология и комплексная механизация подготовки торфяных месторождений к разработке.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ный ход передается от раздаточного редуктора через коробку ско­ ростей, задний мост и цепную передачу. Управление машиной сосредоточено в кабине водителя и осуществляется рычажной системой, за исключением подъема ковшовой рамы, который про­ изводится с помощью гидросистемы. К машине создано также сменное оборудование для закладки пластмассового дренажа

(см. § 13).

Техническая характеристика канавной машины К-1БМ

Марка двигателя.....................................................

 

 

 

Д-50

Мощность двигателя, л. с.......................................................

 

 

 

50

Частота вращения, об/мин.....................................................

 

 

 

1600

Параметры ковшового устройства:

 

 

45

емкость ковша, л

. ............................

число ковшей ................................................

 

 

 

14

шаг,

мм:

 

 

 

 

 

ковшей

.................................................

 

 

 

320

ковшовой цепи.............................................................

 

 

 

Скорость, м/с:

 

 

 

 

0,838

ковшовой цепи............................................................

 

 

вращения разбрасывателя.................. ......................

 

7,2

ленты конвейера............................................................

 

 

 

1,22

•Скорости передвижения ............................(рабочие), м /ч

 

 

0,055—0,292

База гусениц, мм:

 

 

 

4100

поперечная ..................................................................

 

 

 

 

продольная . . . . .................................................

4540

Ширина гусеничного ......................................трака, м м

 

 

900

Удельное давление ................................на грунт,

кгс/см2

 

 

0,215

Масса машины, ..................... ..................................

т

 

м

’ .

16,5

Максимальная ширина ..................канавы поверху,

1,26

Максимальная глубина ...................................канавы, м

 

 

2

Ширина канавы ..............................................по дну, м

 

 

м3 .

0,3

Расчетная производительность за 1 ч чистой работы,

125

 

§ 11. Схемы работы машин для рытья

 

 

картовой

сети

 

 

Предварительное осушение торфяного массива картовыми ка­

навами производится ' по

двум

схемам:

с

односторонним

(рис. 14, а)

сбросом воды

в валовый канал

и с двусторонним

(рис. 14,6).

По

п е р в о й

с х е м е ,

как'показано

на рис. 14, ра­

бота машины КПО начинается с врезки в валлвый канал и за­ канчивается на расстоянии 15^—20 м от второго канала. На сле­ дующую трассу машина переезжает на транспортной скорости задним ходом, и таким образом прокладывается тупиковая систе­

ма картовых канав.

начинается

от валового

По

в т о р о й с х е м е работа также

канала

и заканчивается после прокладки

картовой

канавы дли­

ной 240—245 м. На соседнюю трассу машина переезжает задним ходом, и рабочий цикл повторяется снова. По мере необходимо­ сти рытье картовых канав аналогичным образом проводится и при врезке в валовый канал с противоположной стороны поля. Остав­

70


шаяся посередине поля полоса служит для разворотов машины и подвоза горюче-смазочных материалов. Однако при второй схеме машина имеет больше поворотов и больше разрушает дерновый слой, что способствует потере проходимости машины.

Канавы, вырытые на торфяном месторождении мочажинного комплекса, почти полностью деформируются, но в результате вы­ емки грунта образуются ложбины, способствующие сбросу поверх­ ностных вод. После первого углубления деформация канав состав­ ляет 60—80%, а после второго — около 50% площади сечения

Рнс. И. Схема работы

машины КПО:

а — с односторонним

сбросом

воды: б с двусторон­

ним

сбросом

воды

канав. Первоначальную глубину канав рекомендуется выполнять

при влажности

залежи

94—95% на

1,0— 1,2 м, а при влажности

ниже 9 4 %— на

1,4 м.

Углубление

канав должно производиться

2—3 раза в год на величину не более 0,4 м.

Для интенсификации предварительного осушения залежи при наличии мочажинного комплекса расстояние между осушителями принимается Ю м е последующим-углублением через одну канаву, что ускоряет ввод площадей в среднем на один год. В процессе предварительного осушения происходит снижение влажности в зоне грунтовых вод на 2—3%, а также упрочнение торфяной за­ лежи на 40% в середине карты и около 60% на бровках канав. Как показывают опыты, в результате поэтапного проведения пред­ варительного осушения верховых торфяных месторождений по раз­ работанной технологии через 3—4 года возможен ввод площадей в эксплуатацию.

Работа машины МК-1.8П рекомендуется на участках после предварительного осушения торфяной залежи сетью валовых и

71

магистральных каналов и не менее чем через 2 года с начала осушения. Машина работает по петлевой схеме вдоль трасс нар­ товых канав. Прокладка канав с откосом 0,25 производится в за­ висимости от условий за один или два прохода машины. Проклад­ ка канав с откосом 0,4 производится за два прохода машины; последняя перемещается сначала по одной, а затем по другой сто­ роне канавы. В конце каждого рабочего прохода выполняются вспомогательные операции и работа возобновляется на соседней карте. К вспомогательным операциям относятся: подъем рабочего аппарата в транспортное положение, поворот, холостой переезд к соседней трассе, поворот и установка рабочего аппарата, в исход­ ное положение. При сильном ветре, от которого выбрасываемый фрезой грунт снова попадает в канаву, движение машины согла­ суется с направлением ветра. При этом после каждого рабочего прохода машина возвращается холостым ходом к началу сосед­ ней канавы.

Машина К-1Б работает по челночной или петлевой схеме, на­ чиная движение от валового канала, с наиболее низких отметок поверхности торфяной залежи.

В. ПРОКЛАДКА ДРЕНАЖНОЙ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ СЕТИ

§ 12. Краткие сведения о дренаже

Закрытый дренаж давно признан эффективным методом осу­

шения торфяных залежей.

Однако

его широкое

распространение

в промышленности долгое

время

сдерживалось

недостаточным

знанием водно-физических

свойств

торфяных залежей, а также

отсутствием эффективных средств для выполнения работ. Крото­ вый дренаж, разработанный в предвоенные годы, нашел ограни­ ченное применение лишь на беспнистых, хорошо осушенных за­ лежах. В дальнейшем, благодаря работам ВНИИТП и созданию им машин ДДМ-5 и ДВМ-5, значение щелевого дренажа в отече­ ственной промышленности и за рубежом заметно возросло. По сравнению с открытой осушительной сетью применение этого вида дренажа на рабочих площадях добычи фрезерного торфа привело к повышению цикловых и сезонных сборов торфа на 15—25%, а на полях сушки гидроторфа — к сокращению продолжительности сушки торфа на 15—25%. Другими преимуществами являлись более ранний срок начала сезона, снижение влажности убирае­ мого торфа, уменьшение зависимости от погоднь1х условий, пони­ жение уровня грунтовых вод, увеличение коэффициента использо­ вания площади полей и устранение расходов на сооружение от­

крытой сети.

*

Недостаток

щелевого дренажа — короткий срок его службы и

трудности контроля при его закладке. Как показала промыш­ ленная проверка, срок службы дрен глубиной 0,9— 1,3 м, при ме­ ханизированной добыче фрезерного торфа составил 1—2 года.

72


Работа новых тяжелых машин (типа ФПУ и ПК) на дренирован­ ных участках вызывала сдавливание полостей дрен после одного или нескольких проходов.

Повторная закладка дрен в промежутках между существую­ щими в ряде случаев приводила к ухудшению состояния осуше­ ния, поскольку в закупоренных участках дрен наблюдалось появ­ ление водяных мешков. Восстановление вышедших из строя дрен путем повторных проходов по их трассе дренажных машин, обо­ рудованных направляющим аппаратом, не дало заметного эффек­ та. Создавшееся положение заставило изыскивать новые пути устранения недостатков дренирования на малую глубину.

В 1951 г. проф. С. Г. Солоповым для интенсивного осушения был предложен метод рассечения торфяной залежи щелями на глубину 2,5 м, превышающую глубину расположения водонепро­ ницаемого горизонта со слоями высокойстепени разложения, создающих два уровня стояния поверхностных и внутризалежных (грунтовых) вод. Методом рассечения залежи обеспечивается не только одновременный сброс поверхностной и внутризалежной воды, по п сохраняется полость дрены, закладываемой под погра­ ничным горизонтом с . древесными включениями. Этот горизонт представляет собой каркас, предохраняющий в значительной мере нижележащие слои залежи, а следовательно, И полости дрен от разрушения проходящими машинами.

Вместе с методом проф. С. Г. Солоповым была предложена машина с цепным режущим органом для прокладки дрен в пни­ стой залежи с формователем труб из пластмассовой пленки. Се­

рийная дренажная

машина

имеет марку МТП-3 9 -или

МГД-7Н.

Как

показала

практика,

в залежах

повышенной

влажности

(более

91%),

особенно верхового типа

и в залежах,

сложенных

крошащимися

п оплывающими торфами, происходит

смыкание

стенок дрен. Иногда имеет место выплывание в полость дрен раз­ жиженного торфа из слабо связанных слоев залежи. В результате эффективность осушения залежи глубоким дренажем снижается. Эти недостатки в значительной мере устраняются применением материального, гончарного или пластмассового дренажа.

Гончарный дренаж, помимо своей относительно высокой стои­ мости и трудоемкости, требует тщательной стыковки трубок и их укладки, особенно на грунтах с деформируемым основанием. В работах Калининского филиала ВНИИТП по механизации за­ кладки гончарных трубок (машина МЗД-1) это нашло достаточ­ ное подтверждение.

Наиболее перспективным является пластмассовый дренаж. По результатам исследований Калининского политехнического инсти­ тута (КПП) и Калининского филиала ВНИИТП, закладку дре­ нажа следует проводить не ранее чем через два-три года после начала предварительного осушения торфяных залежей. При этом картовые канавы глубиной 1,4 м прокладывают на расстоянии 20' м с впадением в валовые каналы, расположенные через 500 м.

73


По данным КПП и Калининского филиала ВНИИТП, применение комбинированной схемы осушения (глубокий щелевой дренаж с пластмассовыми трубками в сочетании с картовыми канавами) при эксплуатационном осушении верховой залежи позволит в сравнении со схемой осушения открытыми каналами увеличить глубину расположения уровня воды в залежи примерно в 1,5 раза; уменьшить среднюю влажность залежи по глубине на 1— 1,5%, а фрезеруемого слоя на 2—2,5%; увеличить цикловой сбор торфа в среднем на 15%, а сезонный на 25%, число циклов до­ бычи торфа на 2—4; снизить себестоимость 1 т добываемого торфа,.

Расширение области применения дренажа в условиях залежей, имеющих высокую (свыше 91%) обводненность, нуждается в дальнейшем исследовании.

§ 13. Дренажные машины

Основными характерными особенностями механизации мелио­ ративных работ по устройству пластмассового дренажа в нашей стране и за рубежом являются: непрерывность процесса .проклад­ ки дрен, укладка в полость дрен непрерывных перфорированных трубок, применение готовых полиэтиленовых трубок заводского изготовления, применение трубок, изготовленных из пластмассо­ вой пленки специальным формователем на машинах, с уклад­ кой их.

В мелиорации при строительстве закрытого горизонтального дренажа на осушаемых и орошаемых землях широко применяется траншейный способ с укладкой ■гончарных или пластмассовых* труб. Наиболее совершенными в мелиоративном машиностроении являются дреноукладчики Таллинского экскаваторного завода. Экскаватор-дреноукладчик ЭТЦ-202 отрывает траншеи глубиной до 2,3 м и шириной до 0,5 м при скорости проходки от 70 до 500 м/ч и укладывает гончарный дренаж с внутренним диаметром труб до 125 мм. Экскаватор-дреноукладчик ЭТЦ-202А обеспечи­ вает укладку не только гончарных труб диаметром до 190 мм, но и пластмассовых диаметром до 75. мм.

Узкотраншейный экскаватор-дреноукладчик ЭТЦ-163 также производит закладку гончарных и пластмассовых труб с защитой от заиления двумя лентами искусственного фильтрующего мате­ риала. Все машины оборудованы системой автоматического вы­ держивания уклона дна траншеи. Экскаватор-дреноукладчик Д-659А Брянского экскаваторного завода позволяет вести заклад­ ку гладких или раструбных труб одновременно с фильтрующей обсыпкой и изоляцией гладких труб стеклотканью или стеклохолстом. Экскаватор ЭТЦ-131 с двухбаровым рабочим аппара­ том выполняет закладку дренажа в зимнее время. В ближайшее время намечается внедрение узкотраншейного и бестраншейного способов укладки дренажных труб из новых синтетических мате­

74