Файл: 2. Природногеографические условия Греции. Последствия дорийского переселения. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 693

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Античное общество. Основные черты, географические и хронологические рамки. Особенности источников.

2. Природно-географические условия Греции. Последствия дорийского переселения.

3. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.

4. Эллада в гомеровский период (материалы гомеровских поэм, археологические материалы).

5. Античный полис и государство. Предпосылки появления полиса.

6. Великая греческая колонизация (хронология, причины, особенности процесса, результаты).

7. Старшая тирания в Элладе (Коринф, Сикион, Самос).

8. Спарта как тип полиса.

9. Ситуация в Аттике в конце VII - начале VI в. до н.э. Реформы Солона.

10. Тирания Писистрата и ее роль в становлении полиса в Афинах.

11. Реформы Клисфена и развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.

12. Греко-персидские войны.

13. Эллинские союзы (Пелопоннесский союз, Афинский морской союз, Афинская АРХЭ).

14. Противоречия между Афинами и Спартой. Пелопоннесская война.

15. Кризис полиса в Элладе.

16. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского.

17. Эллинизм и эллинистические государства.

18. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Религия и мифология.

19. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Архитектура и скульптура.

20. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Поэзия и историописание.

21. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Театр и Олимпийские игры.

22. Царский Рим.

23. Борьба патрициев и плебеев (причины, основные требования, этапы, результаты).

24. Завоевание Римом Италии.

25. I Пуническая и Ганнибалова войны.

26. Становление Римской Средиземноморской державы.

27. Социально-политическая борьба в Римской республике в 40-20-х гг. II в. до н.э.

28. Рабские восстания в Римской республике II-I вв. до н.э.

29. Римская республика в первой половине I в. до н.э.

30. Римская республика в 40-30-х гг. I в. до н.э.

31. Принципат как форма власти. Правление Юлиев-Клавдиев.

32. Эволюция принципата при Флавиях и Антонинах.

33. Правление Северов и период солдатских императоров.

34. Доминат. Правление и реформы Диоклетиана.

35. Доминат. Правление и реформы Константина Великого.

36. Римская империя после Константина Великого. Падение Западной Римской империи.

37. Культура Рима в эпоху Республики. Религия, архитектура, скульптура.

38. Культура Римской республики. Литература, историописание.

39. Культура Рима в Ранней империи.

40. Культура Рима в Поздней империи.

1. Античное общество. Основные черты, географические и хронологические рамки. Особенности источников.

1.1. Понятие античности.

1.2. Общая характеристика и основные этапы развития.

1.3. Античный полис как уникальное явление.

1.4. Древний Рим: этапы становления общества и государства

1.5. Географические рамки античного общества.

1.6. Хронологические рамки античного общества.

1.7. Периодизация античного общества.

1.8. Источники по истории античного мира.

2. Природно-географические условия Греции. Последствия дорийского переселения.

2.1. Географическое положение и природный мир Древней Греции.

2.2. Последствия дорийского переселения.

3. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.

3.1. «Гомеровский вопрос».

3.2. «Илиада»: сюжет, персонажи, идейно-художественное своеобразие.

3.3. «Одиссея»: особенности композиции, сюжета и характеристики персонажей.

4. Эллада в гомеровский период (материалы гомеровских поэм, археологические материалы).

4.1. Греческое общество.

4.2. Хозяйственная жизнь греческих общин.

4.3. Культура гомеровской Греции.

5. Античный полис и государство. Предпосылки появления полиса.

5.1. Предпосылки появления полиса.

5.2. Основные черты полиса

5.3. Типы полисов

5.4. Осознание необходимости полиса древнегреческими мыслителями.

6. Великая греческая колонизация (хронология, причины, особенности процесса, результаты).

6.1. Последствия Великой греческой колонизации.

7. Старшая тирания в Элладе (Коринф, Сикион, Самос).

7.1. Общие черты раннегреческой тирании.

7.2. Раннегреческие тирании.

7.3. Заключение.

8. Спарта как тип полиса.

8.1. Спарта в древности. 

8.2. Вторжение дорийцев.

8.3. Мессенские войны. 

8.4. Социально-экономический строй древней Спарты. 

8.5. Государственное устройство.

8.6. Законодательство Ликурга.

8.7. Образование Пелопоннесского союза.

9. Ситуация в Аттике в конце VII - начале VI в. до н.э. Реформы Солона.

9.1. Аттика древнейшего времени.

9.2. Обострение социальной борьбы.

9.3. Реформы Солона.

10. Тирания Писистрата и ее роль в становлении полиса в Афинах.

Предисловие.

Введение.

10.1. Первое «пришествие»  Писистрата.

10.2. Второе «пришествие» Писистрата.

10.3. Третье «пришествие» Писистрата.

10.4. Внутренняя политика.

10.5. Внешняя политика.

10.6. Тирания Писистратидов.

11. Реформы Клисфена и развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.

11.1. Источники.

12. Греко-персидские войны.

12.1. Персидская угроза.

12.2. Ионийское восстание.

10.3. Марафонская победа.

10.4. В ожидании нового удара.

10.5. Поход Ксеркса.

10.6. Делосский союз.

10.7. Каллиев мир.

13. Эллинские союзы (Пелопоннесский союз, Афинский морской союз, Афинская АРХЭ).

Введение.

13.1. Образование Делосской симмахии и превращение ее в Первый Афинский морской союз.

13.2. Гегемонистическая политика Афин в союзе и превращение его в Афинскую морскую державу.

13.3. Пелопоннесский союз.

14. Противоречия между Афинами и Спартой. Пелопоннесская война.

14.1. Конфликт между Афинами и Спартой.

14.2. Архидамова война.

14.3. Алкивиад и сицилийскя экспедиция.

14.4. Декелейская (Ионийская) война.

14.5. «Тридцать тиранов».

15. Кризис полиса в Элладе.   

15.1. Причины и последствия кризиса.  

15.2. Возрождение тирании.

15.3. Позднегреческая тирания.

15.4. В поисках выхода. Идея панэллинизма.

15.5. Афинская демократия в IV в. до н.э.

16. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского.

16.1. Филипп II

16.2. Александр Македонский. Создание мировой державы.

17. Эллинизм и эллинистические государства.

Введение.

17.1. Войны Диадохов.

17.2. Характеристика эпохи эллинизма.

17.3 Исторические достижения эллинизма.

17.4. Эллинистический мир.

18. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Религия и мифология.

18.1. МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ

19. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Архитектура и скульптура.

19.1. Архитектура и скульптура архаической Греции.

19.2. Архитектура и искусство классической Греции.

20. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Поэзия и историописание.

20.1. Древнегреческая поэзия.

20.2. Зарождение древнегреческой философской и научной мысли.

20.3. Прочие науки.

20.4. Историописание. Гнродот. Фукидид.

20.5. Ораторское искусство.

21. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Театр и Олимпийские игры.

21.1. Источники.

21.2. Великие Дионисии. Рождение театра.

21.5. Своеобразие древнегреческой культуры.

22. Царский Рим.

22.1. Царский Рим (753–510 гг. до н.э.).

22.2. Ромул.

22.3. Нума Помпилий.

22.4. Тулл Гостилий.

22.5. Анк Марций.

22.6. Луций Тарквиний Приск, или Тарквиний Древний.

22.7. Сервий Туллий.

22.8. Луций Тарквиний.

23. Борьба патрициев и плебеев (причины, основные требования, этапы, результаты).

23.1. Введение.

23.2. Причины борьбы патрициев с плебеями.

23.3. Учреждение трибуната.

23.4. Предание о Кориолане.

23.5. Первое предложение об аграрном законе.

23.6. Децемвиры.

23.7. Законы XII таблиц.

23.8. Расширение прав трибутных комиций.

23.9. Борьба за государственные должности.

23.10. Страх патрициев перед тиранией.

23.11. Окончательное уравнение прав патрициев и плебеев.

23.12. Возникновение нобилитета.

24. Завоевание Римом Италии (VI–III вв. до н.э.).

Хронология. 509-265 гг.

24.1. Введение.

24.3. Война с галлами.

24.4.. Войны с самнитами.

24.5. Покорение римлянами Южной Италии.

24.6. Структура Римско-италийского союза.

24.7. Заключение.

25. I Пуническая и Ганнибалова войны.

25.1. Первая Пуническая война

25.1.2. Ход войны.

25.2. Вторая Пуническая война.

26. Становление Римской Средиземноморской державы.

26.1 Римская экспансия в Восточном Средиземноморье. III Пуническая война. 

27. Социально-политическая борьба в Римской республике в 40-20-х гг. II в. до н.э.

27.1. Классическое рабство и его особенности.

27.2. Классовые и социальные отношения.

27.3. Восстания рабов в Италии и на острове Сицилия в 30-х годах II в. до н.э.

27.4. Нумантинская война в Испании.

27.5. Борьба за проведение аграрной реформы в Риме. Политическая деятельность Тиберия Гракха.

27.6. Восстание народных масс в Пергаме и образование провинции Азия.

27.7. Социально-политическая борьба в римско-италийском обществе в 20-х годах II в. до н.э.

27.8. Политическая деятельность Гая Гракха.

27.9. Аграрное законодательство конца II в. до н. э.

27.10. Внешнеполитическое положение Рима в конце II в. до н.э

27.11. Военная реформа Гая Мария.

27.12. Борьба популяров и оптиматов на рубеже II–I вв. до н.э.

28. Рабские восстания в Римской республике II-I вв. до н.э.

28.1. Восстания рабов в Италии и на острове Сицилия в 30-х годах II в. до н.э.

28.2.Второе восстание рабов на острове Сицилия в конце II в. до н.э.

28.3. Восстание Спартака.

29. Римская республика в первой половине I в. до н.э.

30. Римская республика в 40-30-х гг. I в. до н.э.

31. Принципат как форма власти. Правление Юлиев-Клавдиев.

32. Эволюция принципата при Флавиях и Антонинах.

33. Правление Северов и период солдатских императоров.

34. Доминат. Правление и реформы Диоклетиана.

35. Доминат. Правление и реформы Константина Великого.

36.Римская империя после Константина Великого. Падение Западной Римской империи.

37. Культура Рима в эпоху Республики. Религия, архитектура, скульптура.

38.Культура Римской республики. Литература, историописание.

39. Культура Рима в Ранней империи.

40. Культура Рима в Поздней империи.



Памятником административной деятельности Траяна является его пе­реписка с Плинием Младшим в бытность последнего правителем Вифинии. Характерна заботливость императора о нуждах провинции. Но эта заботливость часто выражалась в мелочном и придирчивом контроле над провинциальной жизнью. Наместник провинции (не говоря уже о местном самоуправлении) был совершенно лишен инициативы. Плиний без согла­сия Траяна не мог разрешить, например, жителям г. Прусы построить баню, создать в г. Никомедии пожарную дружину и проч. По поводу дружины император высказал опасение, что под ее флагом может быть создана ка­кая-нибудь организация, опасная для общественного порядка, и на этом основании не дал согласия на ее устройство.

Переписка Плиния с Траяном содержит интересное указание на рас­пространение христианства в начале II в., указание тем более ценное, что переписка не вызывает сомнений в ее подлинности. Плиний спрашивает императора, что ему делать в тех случаях, когда к нему поступают доносы на христиан. Траян отвечает, что анонимным доносам верить не следует, однако если принадлежность к христианству будет доказана, достаточно простого отречения. Только в случае отказа отречься от новой религии необходимо прибегать к наказанию.

Отсюда можно сделать следующие выводы. Во-первых, в начале II в. христианство в восточных провинциях империи получило довольно ши­рокое распространение и, по-видимому, уже отделилось от иудейства. Во-вторых, христианство признается враждебным официальной римской ре­лигии. В-третьих, Траян относится к нему сравнительно терпимо, и ни о каких систематических и массовых преследованиях христиан нет речи.

Здесь опять проявляются общие либеральные тенденции императоров эпо­хи стабилизации.

Система государственной благотворительности при Траяне достигает полного развития. Эпиграфические памятники говорят о местных фондах, созданных средствами фиска или благодаря взносам частных лиц. Дети из бедных семей и сироты получали ежемесячные пособия: мальчики 16 сес­терциев, девочки — 12. Непосредственное заведывание всей системой при­надлежало местным муниципальным властям, но под контролем централь­ного правительства[436]. В Риме 5 тыс. нуждающихся детей были включены в число лиц, получающих бесплатную раздачу хлеба от правительства. К раздаче хлеба в столице Траян прибавил еще дополнительные раздачи вина и масла. Такая же система бесплатных раздач практиковалась на местах на средства муниципалитетов и частных благотворителей.


Для поднятия италийского сельского хозяйства правительство Траяна не ограничилось организацией дешевого кредита из алиментарного фон­да. Император издал распоряжение, чтобы каждый сенатор не меньше 1/3 своего состояния употребил на покупку земли в Италии. Эта мера пресле­довала троякую цель: привязать к Италии новых сенаторов из провинций; привлечь новые денежные средства в сельское хозяйство и таким путем облегчить введение улучшенных способов обработки земли; дать возмож­ность нуждающимся землевладельцам Италии продавать свою недвижи­мость по дорогой цене и покупать более дешевую землю в провинциях.

Мы не знаем, привела ли эта мера Траяна к ожидаемым результатам. Но один результат, хотя и не предусмотренный законодателем, во всяком случае оказался налицо: аграрный закон Траяна, подобно аналогичной мере Тиберия, ускорил концентрацию земельной собственности в Италии и уг­лубил тот самый аграрный кризис, с которым он должен был бороться.

В своей внешней политике Траян отступил от традиций Ранней импе­рии и пытался воскресить завоевательные тенденции Республики. Если некоторые из его войн носили «превентивный» характер и имели целью лучшее обеспечение границ, то в целом (да и по существу) его внешняя политика была завоевательной.

В 101 г. Траян начал войну с даками. Формально это была наиболее «пре­вентивная» из его войн. Дакийский племенной союз представлял несомнен­ную угрозу для дунайской границы. Децебал был серьезным противником: война с ним Домициана не принесла большой славы римскому оружию.

Военные операции в Дакии должны были представлять для римлян боль­шие трудности из-за характера местности и храбрости ее защитников. По­этому Траян, прежде чем начать войну, провел крупные подготовитель­ные работы на дунайской границе. Вторжение в Дакию было произведено большими силами по нескольким операционным направлениям. Однако первый год войны не дал Траяну решительного успеха.

В 102 г. операции возобновились. Римские войска, преодолевая ожес­точенное сопротивление противника, со всех сторон подошли к столице Децебала Сармизегетузе (развалины ее находятся близ современного ме­стечка Варгели). После того как Децебал был разбит под ее стенами, он вынужден был заключить мир. Децебал формально сохранил независи­мость, но должен был разрушить часть своих крепостей, а в другие при­нять римские гарнизоны. Для контроля над Дакией римляне построили через Дунай большой каменный мост. Траян отпраздновал триумф и при­нял титул «Дакийского».



Но мир продолжался недолго. Децебал втайне начал подготовку к но­вой войне. В 105 г. он осадил римские гарнизоны, часть их уничтожил и вторгся в Мезию. Это послужило для Траяна удобным поводом покончить с даками. Он двинул против Децебала 12 легионов (около 120 тыс. чело­век). После двух кампаний война завершилась новой битвой под Сармизегетузой и осадой города. Децебал в отчаянии покончил жизнь самоубий­ством, после чего сопротивление даков прекратилось (106 г.). Многие из них были перебиты или уведены в рабство, часть выселилась. Дакия была обращена в провинцию и заселена ветеранами и колонистами из Малой Азии и придунайских областей[437].

Сцены из дакийской войны изображены на рельефах победной колон­ны Траяна, воздвигнутой им на новом форуме между Капитолием и Квириналом. Эти изображения, сохранившиеся до наших дней, являются цен­нейшим историческим источником.

Завоевание Дакии усилило римскую экспансию на Черном море. В сфе­ру римского влияния попадает северное побережье Понта. Продолжая по­литику своих предшественников, Траян снова укрепил верховную власть Рима над Боспорским царством. Усилено было политическое влияние на иберов.

Траян окончательно перенес центр тяжести римской внешней полити­ки с Запада на Восток[438]. Это было вполне закономерно. На Западе империя дошла до своих естественных границ — Атлантического океана, в то вре­мя как на Востоке лежали огромные богатые области старой культуры, еще не подчиненные Риму. И если Траян решил встать на путь завоева­ний, то этот путь мог проходить только через Азию.

Одновременно со Второй дакийской войной римские войска захватили Набатейское царство в Северо-Западной Аравии. Оно имело большое зна­чение для восточной торговли, так как через него проходили караванные пути из Аравии и от Красного моря к палестинскому побережью. Завое­ванная территория образовала новую провинцию Аравия.

К концу правления Траян осуществил самые крупные свои завоевания на Востоке. Поводом к ним послужили армянские дела (Армения, как мы знаем, уже давно была яблоком раздора между Римом и Парфией). Пар­фянский царь Хозрой посадил на армянский престол своего племянника против желания Траяна, у которого был другой кандидат. Это вызвало внут­реннюю борьбу как в Армении, так и в Парфии. Для Траяна представился хороший предлог для вмешательства. В 114 г. римская армия при поддер­жке вспомогательных контингентов из кавказских народов заняла Арме­нию. Траян низложил парфянского ставленника и объявил Армению про­винцией.


В 115 г. Траян начал наступление на Северо-Западную Месопотамию. Местные князьки, вассалы парфянского царя, почти не оказывали сопро­тивления, так как Хозрой был занят в восточной части своего царства и не мог оказать им никакой помощи.

Зиму 115/16 г. Траян провел в Антиохии, разрушенной в декабре 115 г. страшным землетрясением. На Евфрате строился большой флот. С наступ­лением весны римские войска двинулись двумя колоннами вниз по тече­нию обеих рек. Связь между ними поддерживалась, вероятно, посредством старого канала между Евфратом и Тигром, восстановленного Траяном. Обе армии соединились для штурма парфянской столицы Ктесифона на Тигре. Хозрой бежал, а римский флот спустился вниз до персидского залива (116 г.). Траян начал строить планы похода на Индию.

Однако в этот момент Хозрой, уладив дела на востоке своего царства, перешел в контрнаступление. Одновременно в тылу у римлян вспыхнуло восстание, подготовленное агентами парфянского царя. Оно не ограничи­лось Месопотамией, а распространилось среди иудеев Палестины, Кипра, Киренаики и Египта. Восстание сопровождалось массовыми избиениями греческого и римского населения.

Траяну пришлось остановить дальнейшее наступление на Парфию и бросить крупные силы на подавление восстания. Вскоре это было выпол­нено почти всюду, за исключением Палестины, где его удалось задушить только Адриану. Подавление восстания повсеместно сопровождалось же­стокими погромами.

Эти события заставили Траяна отказаться от окончательного завоева­ния Парфии. Он короновал в Ктесифоне парфянским царем своего став­ленника, но Северо-Западная Месопотамия и Ассирия были объявлены римскими провинциями (117 г.). Вскоре после этого с Траяном случился удар. Наполовину парализованный император поехал в Рим, но по дороге умер на киликийском побережье летом 117 г.

Сделанный нами краткий обзор внешней политики Траяна подтверж­дает высказанное выше положение об ее завоевательном характере. Какие причины заставили Траяна изменить в этом вопросе традициям первого века империи? Отвлекаясь от личных склонностей и дарований Траяна как выдающегося полководца, мы должны искать более глубокие корни его внешней политики, кроющиеся в объективных условиях империи. Здесь возможны только гипотезы, так как источники на этот счет молчат. Наибо­лее вероятным будет предположение, что причиной активизации римской внешней политики в начале II в. был тот хозяйственный кризис Италии, о котором упоминалось выше. Организация государственной благотвори­тельности, начатая Нервой и продолженная его преемником, требовала больших средств. Налоговое обложение было доведено до крайней степе­ни еще при Флавиях и, как
показала внутренняя политика Адриана, не могло быть увеличено. Оставался один путь — завоевания, которые долж­ны были принести с собой военную добычу и увеличить доходы казначей­ства. Приток рабов мог решить проблему рабочей силы, которая при Им­перии становилась все более сложной. Наконец, на завоеванные террито­рии можно было вывести колонистов и таким путем смягчить аграрный кризис.

Однако дальнейшие события показали, что путь борьбы с кризисом, выбранный Траяном, не мог привести к решению проблемы.

Со страниц знаменитого произведения Плиния Младшего «Панеги­рик императору Траяну» перед нами предстает образ идеального правителя. Конечно, это панегирик, но очевидно, что он в значитель­ной мере отражает общее мнение римлян о политике «наилучшего принцепса», об отличии его доброй воли от произвола дурных пра­вителей.

«(1)...Если в прежние времена, — возглашает Плиний, — могло воз­никнуть сомнение, ставит ли правителей земли случай или какое-либо предсказание с неба, то не может быть никакого сомнения в том, что наш принцепс дан нам соизволением богов. Он явился не действием каких-нибудь тайных сил судьбы, но указан нам был явно и открыто самим Юпитером...(2) Не будем воздавать ему хвалы как какому-нибудь богу или кумиру, ибо мы говорим не о тиране, а о гражданине, не о властелине, а об отце.

(25) Солдаты уравнены с народом в том, что хоть они получают толь­ко часть пайка, но зато первыми, а народ с солдатами в том, что он хоть и позже, но зато получает все полностью... (26) Для великого принцепса, которому суждено бессмертие, нет другой более достой­ной статьи расхода, как расход на подрастающее поколение. Людей зажиточных располагают признавать и воспитывать детей большие награды и равные им по значению штрафы. Бедные же могут рассчи­тывать при воспитании только на доброту принцепса. Если он не под­держивает, не охраняет и не снабжает щедрой рукой детей, рожден­ных в надежде на него, то лишь ускоряет гибель своей власти, ги­бель государства; напрасно тогда он будет, пренебрегши народом, оберегать знатных, точно голову, оторванную от туловища, обре­ченную на гибель от неустойчивости своего положения... (27) Пусть лучше принцепс ничего не дает, лишь бы ничего не отнимал, пусть не кормит, лишь бы не казнил; и тогда не будет недостатка в людях, которые захотят иметь детей... Поэтому во всей твоей щедрости я ничего так бы не хотел восхвалить, как то, что ты даешь паек и сред­ства на содержание детей из своих собственных средств и что детей граждан ты кормишь не кровью от убийств...