Файл: 2. Природногеографические условия Греции. Последствия дорийского переселения. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 615
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2. Природно-географические условия Греции. Последствия дорийского переселения.
3. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.
4. Эллада в гомеровский период (материалы гомеровских поэм, археологические материалы).
5. Античный полис и государство. Предпосылки появления полиса.
6. Великая греческая колонизация (хронология, причины, особенности процесса, результаты).
7. Старшая тирания в Элладе (Коринф, Сикион, Самос).
9. Ситуация в Аттике в конце VII - начале VI в. до н.э. Реформы Солона.
10. Тирания Писистрата и ее роль в становлении полиса в Афинах.
11. Реформы Клисфена и развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.
13. Эллинские союзы (Пелопоннесский союз, Афинский морской союз, Афинская АРХЭ).
14. Противоречия между Афинами и Спартой. Пелопоннесская война.
16. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского.
17. Эллинизм и эллинистические государства.
18. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Религия и мифология.
19. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Архитектура и скульптура.
20. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Поэзия и историописание.
21. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Театр и Олимпийские игры.
23. Борьба патрициев и плебеев (причины, основные требования, этапы, результаты).
25. I Пуническая и Ганнибалова войны.
26. Становление Римской Средиземноморской державы.
27. Социально-политическая борьба в Римской республике в 40-20-х гг. II в. до н.э.
28. Рабские восстания в Римской республике II-I вв. до н.э.
29. Римская республика в первой половине I в. до н.э.
30. Римская республика в 40-30-х гг. I в. до н.э.
31. Принципат как форма власти. Правление Юлиев-Клавдиев.
32. Эволюция принципата при Флавиях и Антонинах.
33. Правление Северов и период солдатских императоров.
34. Доминат. Правление и реформы Диоклетиана.
35. Доминат. Правление и реформы Константина Великого.
36. Римская империя после Константина Великого. Падение Западной Римской империи.
37. Культура Рима в эпоху Республики. Религия, архитектура, скульптура.
38. Культура Римской республики. Литература, историописание.
39. Культура Рима в Ранней империи.
40. Культура Рима в Поздней империи.
1.2. Общая характеристика и основные этапы развития.
1.3. Античный полис как уникальное явление.
1.4. Древний Рим: этапы становления общества и государства
1.5. Географические рамки античного общества.
1.6. Хронологические рамки античного общества.
1.7. Периодизация античного общества.
1.8. Источники по истории античного мира.
2. Природно-географические условия Греции. Последствия дорийского переселения.
2.1. Географическое положение и природный мир Древней Греции.
2.2. Последствия дорийского переселения.
3. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.
3.2. «Илиада»: сюжет, персонажи, идейно-художественное своеобразие.
3.3. «Одиссея»: особенности композиции, сюжета и характеристики персонажей.
4. Эллада в гомеровский период (материалы гомеровских поэм, археологические материалы).
4.2. Хозяйственная жизнь греческих общин.
4.3. Культура гомеровской Греции.
5. Античный полис и государство. Предпосылки появления полиса.
5.1. Предпосылки появления полиса.
5.4. Осознание необходимости полиса древнегреческими мыслителями.
6. Великая греческая колонизация (хронология, причины, особенности процесса, результаты).
6.1. Последствия Великой греческой колонизации.
7. Старшая тирания в Элладе (Коринф, Сикион, Самос).
7.1. Общие черты раннегреческой тирании.
8.4. Социально-экономический строй древней Спарты.
8.5. Государственное устройство.
8.6. Законодательство Ликурга.
8.7. Образование Пелопоннесского союза.
9. Ситуация в Аттике в конце VII - начале VI в. до н.э. Реформы Солона.
9.1. Аттика древнейшего времени.
9.2. Обострение социальной борьбы.
10. Тирания Писистрата и ее роль в становлении полиса в Афинах.
10.1. Первое «пришествие» Писистрата.
10.2. Второе «пришествие» Писистрата.
10.3. Третье «пришествие» Писистрата.
11. Реформы Клисфена и развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.
10.4. В ожидании нового удара.
13. Эллинские союзы (Пелопоннесский союз, Афинский морской союз, Афинская АРХЭ).
13.1. Образование Делосской симмахии и превращение ее в Первый Афинский морской союз.
13.2. Гегемонистическая политика Афин в союзе и превращение его в Афинскую морскую державу.
14. Противоречия между Афинами и Спартой. Пелопоннесская война.
14.1. Конфликт между Афинами и Спартой.
14.3. Алкивиад и сицилийскя экспедиция.
14.4. Декелейская (Ионийская) война.
15.1. Причины и последствия кризиса.
15.3. Позднегреческая тирания.
15.4. В поисках выхода. Идея панэллинизма.
15.5. Афинская демократия в IV в. до н.э.
16. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского.
16.2. Александр Македонский. Создание мировой державы.
17. Эллинизм и эллинистические государства.
17.2. Характеристика эпохи эллинизма.
17.3 Исторические достижения эллинизма.
18. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Религия и мифология.
19. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Архитектура и скульптура.
19.1. Архитектура и скульптура архаической Греции.
19.2. Архитектура и искусство классической Греции.
20. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Поэзия и историописание.
20.2. Зарождение древнегреческой философской и научной мысли.
20.4. Историописание. Гнродот. Фукидид.
21. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Театр и Олимпийские игры.
21.2. Великие Дионисии. Рождение театра.
21.5. Своеобразие древнегреческой культуры.
22.1. Царский Рим (753–510 гг. до н.э.).
22.6. Луций Тарквиний Приск, или Тарквиний Древний.
23. Борьба патрициев и плебеев (причины, основные требования, этапы, результаты).
23.2. Причины борьбы патрициев с плебеями.
23.5. Первое предложение об аграрном законе.
23.8. Расширение прав трибутных комиций.
23.9. Борьба за государственные должности.
23.10. Страх патрициев перед тиранией.
23.11. Окончательное уравнение прав патрициев и плебеев.
23.12. Возникновение нобилитета.
24. Завоевание Римом Италии (VI–III вв. до н.э.).
24.5. Покорение римлянами Южной Италии.
24.6. Структура Римско-италийского союза.
25. I Пуническая и Ганнибалова войны.
25.2. Вторая Пуническая война.
26. Становление Римской Средиземноморской державы.
26.1 Римская экспансия в Восточном Средиземноморье. III Пуническая война.
27. Социально-политическая борьба в Римской республике в 40-20-х гг. II в. до н.э.
27.1. Классическое рабство и его особенности.
27.2. Классовые и социальные отношения.
27.3. Восстания рабов в Италии и на острове Сицилия в 30-х годах II в. до н.э.
27.4. Нумантинская война в Испании.
27.5. Борьба за проведение аграрной реформы в Риме. Политическая деятельность Тиберия Гракха.
27.6. Восстание народных масс в Пергаме и образование провинции Азия.
27.7. Социально-политическая борьба в римско-италийском обществе в 20-х годах II в. до н.э.
27.8. Политическая деятельность Гая Гракха.
27.9. Аграрное законодательство конца II в. до н. э.
27.10. Внешнеполитическое положение Рима в конце II в. до н.э
27.11. Военная реформа Гая Мария.
27.12. Борьба популяров и оптиматов на рубеже II–I вв. до н.э.
28. Рабские восстания в Римской республике II-I вв. до н.э.
28.1. Восстания рабов в Италии и на острове Сицилия в 30-х годах II в. до н.э.
28.2.Второе восстание рабов на острове Сицилия в конце II в. до н.э.
29. Римская республика в первой половине I в. до н.э.
30. Римская республика в 40-30-х гг. I в. до н.э.
31. Принципат как форма власти. Правление Юлиев-Клавдиев.
32. Эволюция принципата при Флавиях и Антонинах.
33. Правление Северов и период солдатских императоров.
34. Доминат. Правление и реформы Диоклетиана.
35. Доминат. Правление и реформы Константина Великого.
36.Римская империя после Константина Великого. Падение Западной Римской империи.
37. Культура Рима в эпоху Республики. Религия, архитектура, скульптура.
38.Культура Римской республики. Литература, историописание.
8 апреля 217 г., меньше чем через год после постройки Терм, император Каракалла пал от руки собственного стражника. Каракаллу, одного из худших императоров Римской империи вскоре забыли. А вот его великолепным творением римляне наслаждались еще не одно столетие.
Дороги
Невзирая на плохих правителей, смуты и перевороты, Рим был нервным центром огромной империи. Это стало возможным благодаря чуду римских дорог. Римляне понимали, что управление империей напрямую зависит от эффективной системы дорог, необходимых для переправки войск и товаров. И с помощью дорог они превратили империю в одну глобальную деревню. Первой римской дорогой была Via Appia, начатая в 312 г. до н. э. В течение последующих двухсот лет от Рима до самых дальних уголков империи была проложена сеть дорог общей протяженностью 300 тысяч километров. По этим дорогам весьма успешно маршировала римская армия. Вскоре вся Европа на западе, все земли до Иудеи на востоке и до Египта на юге попали под власть Рима.
На пике своего развития римские дороги разрастались со скоростью полкилометра в день. Несмотря на это, они прекрасно сохранились до наших дней.
Строительство дороги начиналось с топографической съемки. Для нее римляне изобрели специальные приборы. Приемы римской геодезии — те же, что и современной. Так же, как и сейчас, при разметке дорог использовался уровень и другие знакомые нам инструменты. Линии выравнивались с максимальной точностью. На малых дистанциях сделать это было нетрудно. На больших расстояниях они искали самые высокие холмы, откуда было далеко видно, и впереди и сзади по ходу дороги ставили шесты. Промерять в обход углов они не умели, поэтому римские дороги всегда прямые. Если препятствие было непроходимо, приходилось идти в обход. Но зачастую дороги прокладывались сквозь холмы. При Траяне был сделан прокоп глубиной 37 м, чтобы продолжить Аппиеву дорогу вдоль побережья. Идея строить прямые дороги была новой. Раньше дороги появлялись на месте древних троп, они обходили стороной реки и избегали холмов. Но, с точки зрения римлян, это было нерационально. Ничто не должно было стоять на пути Via Appia. Когда же на пути попадалась топь, в болото забивали сваи и на них клали деревянную платформу. Иногда приходилось укладывать целые стволы деревьев, а поверх них клали известковые плиты, которые засыпали галькой и гравием.
Дороги строились очень тщательно, ибо они были основой коммуникаций империи. Самой поразительной чертой римских дорог является их долговечность. Все дороги строились по одной технологии. По разметке прокладывалась широкая траншея. Туда засыпали песок и укладывали булыжник — чтобы получилось надежное основание. Затем шел слой гравия и щебня. Их смешивали с глиной или раствором и утрамбовывали. И, наконец, сверху клали слой
брусчатки, иногда базальтовой, с выпуклым профилем — чтобы вода стекала на обочину. Строили дороги рабы, солдаты и представители низших классов, нанимаемые частными предпринимателями. Каждая тысяча шагов (так называемая римская миля) отмечалась цилиндрическим столбом, на котором было высечено имя правящего императора и расстояние до ближайшего города. Через каждые десять миль устраивались стоянки.
Когда, во время правления Августа, пришла весть о вторжении германцев в Галлию, войска были отправлены немедленно. Пройдя по новым дорогам с рекордной скоростью четыре мили в час, они вскоре отвели беду.
Пантеон
Римские дороги демонстрировали могущество империи и сплачивали ее. А мастерство римлян в управлении ею демонстрировала архитектура. Самым замечательным свершением римской архитектуры стал Пантеон. Этот храм, посвященный всем богам, был построен при императоре Адриане. Словно неподвластный времени, Пантеон остается наиболее сохранившейся римской постройкой, знаменуя одно из величайших достижений мировой архитектуры.
О Пантеоне известно мало. Мы не знаем его изначального названия, не знаем, для чего он использовался. Предполагается, что там был двор Адриана, стояли статуи римских богов. Однако его точное предназначение неизвестно.
Все римские императоры были страстными строителями. Но Адриан к тому же был архитектор-любитель, умел составлять проекты и чертежи. Адриан был соавтором проекта своей виллы в Тиволи, которая была стилизована под египетский храм. Что касается Пантеона, то Адриан был одержим этой постройкой. Вполне возможно, что он участвовал в разработке этого проекта. Впрочем, некоторые полагают, что Пантеон строил Аполлодор. Но никаких записей об этом не сохранилось. Историк Дион Кассий повествует, что однажды Адриан показал Аполлодлру какие-то свои проекты, а тот раскритиковал их в пух и прах. И Адриан незамедлительно приказал казнить Аполлодора. Фасад Пантеона был призван выражать владычество Рима над миром. Греческий портик поддерживают 16 красивейших колонн, вытесанных из египетского гранита и привезенных из Асуана. Траверсы над ними были некогда обшиты бронзой. Отсюда гигантские бронзовые двери высотой 6,5 м ведут в огромную круглую залу величиной с половину футбольного поля. Купол Пантеона, достигающий в диаметре 44 м, стал шедевром инженерной науки. Это самый большой свод в истории, сооруженный без использования железобетона. Благодаря этому невероятному куполу интерьер Пантеона выглядит фантастическим. Единственное, о чем здесь можно думать, — это пространство.
Пантеон явился сплавом классического и современного стилей. Архитектурных предшественников у него не было. В римской архитектуре использовались купола, особенно в зданиях бань. Но свод Пантеона превосходил их все и оставался крупнейшим вплоть до Ренессанса. Свод Пантеона — самая смелая инженерная задача, которую римляне когда-либо ставили перед собой. Главная проблема при сооружении свода — не дать ему рухнуть под собственным весом. Он постоянно стремится разъехаться в основании и провалиться в середине. Римляне решали задачу в двух направлениях. Во-первых, стены сделали очень толстыми. А чтобы купол не расползался внизу, основание возвели внутри массивных стен-контрфорсов, а вокруг него уложили многоярусное усилительное кольцо. Это было гениальное решение. По замыслу архитектора, вес гигантской полусферы ложился на восемь мощных столбов, толщина которых достигала шести метров. Чтобы уменьшить их собственный вес, внутри столбов проложили смотровые колодцы.
Собственно купол — самый передовой образец футуристического проектирования. Конструкция свода содержит целый ряд оригинальных решений, позволивших уменьшить его вес и давление. При сооружении купола использовалось пять разных видов цемента, главной составляющей которого был пуццолан — местный вулканический песок, придававший смеси почти каменную твердость. Пропорции свода тщательно выверены. Его высота составляет ровно половину от остального здания.
От земли до первого карниза Пантеон строился из тяжелого бетона и туфовых блоков. Следующий уровень складывали из более легких туфовых брикетов. Первое кольцо купола отливалось из бетона, но по мере возвышения бетон становился тоньше и облегчался добавлением туфа, а у вершины становился еще легче благодаря примесям пемзы. Заметим, что если бы архитектор не уменьшил таким образом вес свода, нагрузки на стены возросли бы на 80%.
Внутри стен зодчий спрятал целую систему арок. Они должны были уменьшить вес и передавать давление вниз, на опорные столбы. Ко всему прочему архитектор снизил вес свода, вырезав из составляющих его блоков большие квадратные панели — кессоны, которые украсили интерьер и придали ему ритмичность. Кессоны были позолочены, образуя подобие золотого балдахина над головой. При строительстве свода снизу соорудили поддерживающую раму. Она и определила форму кессонов и отливок.
Венчает свод окулус — круглое отверстие диаметром девять метров. Эта изумительная деталь избавила свод от точки максимальной нагрузки, чем способствовала долговечности здания.
Самая интригующая загадка Пантеона — его фасад. Головоломка заключается в высоте колонн. Для правильных пропорций они должны были бы иметь в длину пятнадцать метров. Тогда как их реальная высота составляет лишь двенадцать метров. Одной из возможных причин могло быть непременное желание Адриана сделать колонны из египетского гранита. Возможно, император пошел на нарушение пропорций и удовлетворился двенадцатиметровыми колоннами, т. к. изготовление более высоких колонн требовало существенно большего времени, а нетерпеливый Адриан не хотел ждать.
Так ли это было на самом деле, или причина в другом — мы не знаем. Проект фасада Пантеона до сих пор остается загадкой.
Колизей
Последнее из семи чудес Рима — самое печально известное сооружение на земле. Колизей, арена развлечений и храм смерти. Это здание было самым большим и самым страшным из всех римских амфитеатров. За его великолепными стенами разыгрывались ужасающие сцены схваток, пыток и кровопролития. Превосходя высотой шестнадцатиэтажное здание, Колизей вмещал свыше 80 тысяч зрителей.
Идея построить Колизей возникла после смерти НеронА. Его царство террора настолько уронило духовный настрой общества, что его преемнику Веспасиану нужно было создать нечто исключительное, чтобы вернуть поддержку народа. Среди римских императоров Веспасиан был аномалией — трудолюбив, трезвомыслящ, прямодушен, честен, умерен. Римляне любили его. В 70 г. инженеры Веспасиана осушили личное озеро Нерона и заложили фундамент крупнейшего амфитеатра.
Вся конструкция покоится на несущих контрфорсах, соединенных арками и сводами. Арки стали отличительной чертой, определившей облик Колизея. Первые три уровня по фасаду опоясаны аркадами, 4-й уровень выполнен из монолитной бетонной стены, облицованной кирпичом.
Стены Колизея пронизаны лабиринтом сводчатых тоннелей. Через семьдесят шесть входов сюда втекали толпы зрителей и занимали места наверху. Центральную арену окружала овальная конструкция. Круто поднимавшиеся террасы зрительских рядов позволяли каждому видеть всю сцену. Лучшие места предназначались для императора, рядом с ним восседали сенаторы и весталки. На следующем ярусе располагалась знать. Еще выше — солдаты и граждане. Последний ярус занимали лица низших сословий. Наихудшие места отводились женщинам. Колизей должен был стать микрокосмом римского общества, и он предельно четко и наглядно отражал социальную стратификацию этого общества. От солнца зрителей защищал огромный тент. Чтобы поднимать эти паруса, в Риме размещалась тысяча моряков.
Передовые технологии строительства помогли возвести пятидесятиметровое сооружение в сжатые сроки. Строители использовали стандартные кирпичи и легко замешиваемый бетон, что позволило превратить стройку в быстрый конвейер. Кладку скрепили железными скобами общим весом в 300 тонн. Веспасиан не терял ни минуты, спеша завоевать любовь народа, прежде чем годы возьмут свое. Огромное здание, один из крупнейших и уж точно самый сложный проект античности, было сооружено всего за пять лет. Но, невзирая на скорость строительства, Веспасиану не суждено было увидеть Колизей завершенным. Он умер, прежде чем его великий дар был готов.
Официально открыл самую страшную арену на земле его сын Тит. Сто дней он потчевал жителей Рима умерщвлением диких зверей, казнями мужчин, женщин и детей, а также гладиаторскими боями. Эта бойня в промышленном масштабе стала возможной благодаря инженерной науке. Скрытый под ареной лабиринт тоннелей позволял устраивать представления и убирать трупы. Здесь было 32 загона, где держали львов, тигров, слонов и крокодилов. Поворотом лебедки можно было открыть дверь и выпустить ошарашенных и голодных зверей на арену. Порой их убивали по пять тысяч в день. Некоторые виды были поставлены на грань исчезновения. Казни людей стали популярным полуденным развлечением. Христиан, евреев, преступников и рабов пытали до смерти, все более изощренными способами — дабы ублажить жадную до зрелищ толпу. Это была воистину индустрия убийства, и она должна была работать, как часы. Историки свидетельствуют, что император Клавдий бросал декораторов и техников львам, если в представлении случались накладки.
Кульминацией представления неизменно были гладиаторы. Многие из них были обращенными в рабство военнопленными из покоренных племен: самниты, фракийцы, галлы. Гладиаторы обучались в специальных школах, где из них делали профессиональных бойцов. Ежедневно биться за свою жизнь были готовы две тысячи гладиаторов.
Одним из излюбленных способов разнообразить гладиаторские бои состоял в том, что бойцов наряжали какими-нибудь мифическими героями. То Ахиллес сражался с Гектором, то Геракл сражался с кем-нибудь из своих грозных врагов. Бились до смерти, но изображая кого-то другого, что сближало происходившее с театром.
Если они доживали до истечения контракта, то становились свободными. Некоторых гладиаторов Колизей делал настоящими героями и суперзвездами. То были немногочисленные счастливчики. Но большинство гибли в этих стенах. По завершении схватки их тела вытаскивались с арены. Могильщики, словно тени ада, сновали среди трупов, спеша наполнить сосуды еще теплой кровью — считалось, что свежая кровь помогает сохранить молодость.