Файл: 2. Природногеографические условия Греции. Последствия дорийского переселения. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 509

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Античное общество. Основные черты, географические и хронологические рамки. Особенности источников.

2. Природно-географические условия Греции. Последствия дорийского переселения.

3. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.

4. Эллада в гомеровский период (материалы гомеровских поэм, археологические материалы).

5. Античный полис и государство. Предпосылки появления полиса.

6. Великая греческая колонизация (хронология, причины, особенности процесса, результаты).

7. Старшая тирания в Элладе (Коринф, Сикион, Самос).

8. Спарта как тип полиса.

9. Ситуация в Аттике в конце VII - начале VI в. до н.э. Реформы Солона.

10. Тирания Писистрата и ее роль в становлении полиса в Афинах.

11. Реформы Клисфена и развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.

12. Греко-персидские войны.

13. Эллинские союзы (Пелопоннесский союз, Афинский морской союз, Афинская АРХЭ).

14. Противоречия между Афинами и Спартой. Пелопоннесская война.

15. Кризис полиса в Элладе.

16. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского.

17. Эллинизм и эллинистические государства.

18. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Религия и мифология.

19. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Архитектура и скульптура.

20. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Поэзия и историописание.

21. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Театр и Олимпийские игры.

22. Царский Рим.

23. Борьба патрициев и плебеев (причины, основные требования, этапы, результаты).

24. Завоевание Римом Италии.

25. I Пуническая и Ганнибалова войны.

26. Становление Римской Средиземноморской державы.

27. Социально-политическая борьба в Римской республике в 40-20-х гг. II в. до н.э.

28. Рабские восстания в Римской республике II-I вв. до н.э.

29. Римская республика в первой половине I в. до н.э.

30. Римская республика в 40-30-х гг. I в. до н.э.

31. Принципат как форма власти. Правление Юлиев-Клавдиев.

32. Эволюция принципата при Флавиях и Антонинах.

33. Правление Северов и период солдатских императоров.

34. Доминат. Правление и реформы Диоклетиана.

35. Доминат. Правление и реформы Константина Великого.

36. Римская империя после Константина Великого. Падение Западной Римской империи.

37. Культура Рима в эпоху Республики. Религия, архитектура, скульптура.

38. Культура Римской республики. Литература, историописание.

39. Культура Рима в Ранней империи.

40. Культура Рима в Поздней империи.

1. Античное общество. Основные черты, географические и хронологические рамки. Особенности источников.

1.1. Понятие античности.

1.2. Общая характеристика и основные этапы развития.

1.3. Античный полис как уникальное явление.

1.4. Древний Рим: этапы становления общества и государства

1.5. Географические рамки античного общества.

1.6. Хронологические рамки античного общества.

1.7. Периодизация античного общества.

1.8. Источники по истории античного мира.

2. Природно-географические условия Греции. Последствия дорийского переселения.

2.1. Географическое положение и природный мир Древней Греции.

2.2. Последствия дорийского переселения.

3. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.

3.1. «Гомеровский вопрос».

3.2. «Илиада»: сюжет, персонажи, идейно-художественное своеобразие.

3.3. «Одиссея»: особенности композиции, сюжета и характеристики персонажей.

4. Эллада в гомеровский период (материалы гомеровских поэм, археологические материалы).

4.1. Греческое общество.

4.2. Хозяйственная жизнь греческих общин.

4.3. Культура гомеровской Греции.

5. Античный полис и государство. Предпосылки появления полиса.

5.1. Предпосылки появления полиса.

5.2. Основные черты полиса

5.3. Типы полисов

5.4. Осознание необходимости полиса древнегреческими мыслителями.

6. Великая греческая колонизация (хронология, причины, особенности процесса, результаты).

6.1. Последствия Великой греческой колонизации.

7. Старшая тирания в Элладе (Коринф, Сикион, Самос).

7.1. Общие черты раннегреческой тирании.

7.2. Раннегреческие тирании.

7.3. Заключение.

8. Спарта как тип полиса.

8.1. Спарта в древности. 

8.2. Вторжение дорийцев.

8.3. Мессенские войны. 

8.4. Социально-экономический строй древней Спарты. 

8.5. Государственное устройство.

8.6. Законодательство Ликурга.

8.7. Образование Пелопоннесского союза.

9. Ситуация в Аттике в конце VII - начале VI в. до н.э. Реформы Солона.

9.1. Аттика древнейшего времени.

9.2. Обострение социальной борьбы.

9.3. Реформы Солона.

10. Тирания Писистрата и ее роль в становлении полиса в Афинах.

Предисловие.

Введение.

10.1. Первое «пришествие»  Писистрата.

10.2. Второе «пришествие» Писистрата.

10.3. Третье «пришествие» Писистрата.

10.4. Внутренняя политика.

10.5. Внешняя политика.

10.6. Тирания Писистратидов.

11. Реформы Клисфена и развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.

11.1. Источники.

12. Греко-персидские войны.

12.1. Персидская угроза.

12.2. Ионийское восстание.

10.3. Марафонская победа.

10.4. В ожидании нового удара.

10.5. Поход Ксеркса.

10.6. Делосский союз.

10.7. Каллиев мир.

13. Эллинские союзы (Пелопоннесский союз, Афинский морской союз, Афинская АРХЭ).

Введение.

13.1. Образование Делосской симмахии и превращение ее в Первый Афинский морской союз.

13.2. Гегемонистическая политика Афин в союзе и превращение его в Афинскую морскую державу.

13.3. Пелопоннесский союз.

14. Противоречия между Афинами и Спартой. Пелопоннесская война.

14.1. Конфликт между Афинами и Спартой.

14.2. Архидамова война.

14.3. Алкивиад и сицилийскя экспедиция.

14.4. Декелейская (Ионийская) война.

14.5. «Тридцать тиранов».

15. Кризис полиса в Элладе.   

15.1. Причины и последствия кризиса.  

15.2. Возрождение тирании.

15.3. Позднегреческая тирания.

15.4. В поисках выхода. Идея панэллинизма.

15.5. Афинская демократия в IV в. до н.э.

16. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского.

16.1. Филипп II

16.2. Александр Македонский. Создание мировой державы.

17. Эллинизм и эллинистические государства.

Введение.

17.1. Войны Диадохов.

17.2. Характеристика эпохи эллинизма.

17.3 Исторические достижения эллинизма.

17.4. Эллинистический мир.

18. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Религия и мифология.

18.1. МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ

19. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Архитектура и скульптура.

19.1. Архитектура и скульптура архаической Греции.

19.2. Архитектура и искусство классической Греции.

20. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Поэзия и историописание.

20.1. Древнегреческая поэзия.

20.2. Зарождение древнегреческой философской и научной мысли.

20.3. Прочие науки.

20.4. Историописание. Гнродот. Фукидид.

20.5. Ораторское искусство.

21. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Театр и Олимпийские игры.

21.1. Источники.

21.2. Великие Дионисии. Рождение театра.

21.5. Своеобразие древнегреческой культуры.

22. Царский Рим.

22.1. Царский Рим (753–510 гг. до н.э.).

22.2. Ромул.

22.3. Нума Помпилий.

22.4. Тулл Гостилий.

22.5. Анк Марций.

22.6. Луций Тарквиний Приск, или Тарквиний Древний.

22.7. Сервий Туллий.

22.8. Луций Тарквиний.

23. Борьба патрициев и плебеев (причины, основные требования, этапы, результаты).

23.1. Введение.

23.2. Причины борьбы патрициев с плебеями.

23.3. Учреждение трибуната.

23.4. Предание о Кориолане.

23.5. Первое предложение об аграрном законе.

23.6. Децемвиры.

23.7. Законы XII таблиц.

23.8. Расширение прав трибутных комиций.

23.9. Борьба за государственные должности.

23.10. Страх патрициев перед тиранией.

23.11. Окончательное уравнение прав патрициев и плебеев.

23.12. Возникновение нобилитета.

24. Завоевание Римом Италии (VI–III вв. до н.э.).

Хронология. 509-265 гг.

24.1. Введение.

24.3. Война с галлами.

24.4.. Войны с самнитами.

24.5. Покорение римлянами Южной Италии.

24.6. Структура Римско-италийского союза.

24.7. Заключение.

25. I Пуническая и Ганнибалова войны.

25.1. Первая Пуническая война

25.1.2. Ход войны.

25.2. Вторая Пуническая война.

26. Становление Римской Средиземноморской державы.

26.1 Римская экспансия в Восточном Средиземноморье. III Пуническая война. 

27. Социально-политическая борьба в Римской республике в 40-20-х гг. II в. до н.э.

27.1. Классическое рабство и его особенности.

27.2. Классовые и социальные отношения.

27.3. Восстания рабов в Италии и на острове Сицилия в 30-х годах II в. до н.э.

27.4. Нумантинская война в Испании.

27.5. Борьба за проведение аграрной реформы в Риме. Политическая деятельность Тиберия Гракха.

27.6. Восстание народных масс в Пергаме и образование провинции Азия.

27.7. Социально-политическая борьба в римско-италийском обществе в 20-х годах II в. до н.э.

27.8. Политическая деятельность Гая Гракха.

27.9. Аграрное законодательство конца II в. до н. э.

27.10. Внешнеполитическое положение Рима в конце II в. до н.э

27.11. Военная реформа Гая Мария.

27.12. Борьба популяров и оптиматов на рубеже II–I вв. до н.э.

28. Рабские восстания в Римской республике II-I вв. до н.э.

28.1. Восстания рабов в Италии и на острове Сицилия в 30-х годах II в. до н.э.

28.2.Второе восстание рабов на острове Сицилия в конце II в. до н.э.

28.3. Восстание Спартака.

29. Римская республика в первой половине I в. до н.э.

30. Римская республика в 40-30-х гг. I в. до н.э.

31. Принципат как форма власти. Правление Юлиев-Клавдиев.

32. Эволюция принципата при Флавиях и Антонинах.

33. Правление Северов и период солдатских императоров.

34. Доминат. Правление и реформы Диоклетиана.

35. Доминат. Правление и реформы Константина Великого.

36.Римская империя после Константина Великого. Падение Западной Римской империи.

37. Культура Рима в эпоху Республики. Религия, архитектура, скульптура.

38.Культура Римской республики. Литература, историописание.

39. Культура Рима в Ранней империи.

40. Культура Рима в Поздней империи.



Параллельно с развитием живописи и овладением теорией перспективы шло усовершенствование декораций. Первую перспективную декорацию приписывают Агафарху, который устроил ее при постановке трагедии Эсхила в Афинах. Особые приспособления (так называемые энкиклемы) давали возможность показывать богов и героев, парящих в воздухе и своим появлением вносящих в действие неожиданную развязку. Руководство спектаклем обычно брал на себя сам автор трагедии или комедии. Часто он выступал и в качестве актера, но хор, обязательный для всех видов греческих театральных постановок, подготавливался так называемыми хорегами за их собственный счет в порядке почетной общественной повинности – литургии. В дни Великих дионисии в Афинах устраивались театральные состязания, обычно между тремя авторами трагедий. Каждый из участников этого состязания ставил три трагедии, т.е. три произведения, написанных на скорбный, чаще всего заимствованный из мифов сюжет, и одну так называемую сатировскую драму, сюжет которой также заимствовался из мифов, но трактовался шутливо, иной раз даже карикатурно. Состязания устраивались и среди авторов комедий, ставивших по одной пьесе. Результаты состязаний фиксировались в особых надписях – дидаскалиях, хранившихся в афинском государственном архиве. Общее наблюдение за проведением театральных зрелищ лежало на архонтах. Как уже говорилось выше, афинские граждане получали из государственной казны теорикон – особое пособие на посещение театра. За счет этих средств и литургий покрывались все связанные с театральными постановками расходы, которые бывали весьма значительными.

К концу архаической эпохи широкое распространение получил культ Диониса – бога виноградарства и виноделия. Празднества в его честь, продолжавшиеся с осени до весны, приобрели в Афинах огромную популярность. Участники празднеств, одетые в козлиные шкуры, изображали сатиров, спутников Диониса. Они разыгрывали сцены из мифов о веселом боге и распевали дифирамбы – прославлявшие его песни. Из этих песен и родилась в VI в. до н.э. трагедия (букв. – козлиная песнь). Театр стал одним из центральных элементов жизни демократических Афин. Древнегреческий театр наиболее полно и ярко воплотил в себе основные черты античной культуры – приоритет звучащего слова и агональный характер полисной жизни.

Окончательный ритуал проведения празднеств в честь Диониса установился около 500г. до н.э. Три из посвященных этому богу праздников включали театральные представления: Великие (или Городские) Дионисии, на которых каждый из трех приглашенных драматургов представлял три трагедии и Сатарову драму (тетралогию), а с 486г. до н.э. добавили и комедию, Ленеи, где исполнялись комедии, и Малые Дионисии, на которых повторялись уже сыгранные трагедии.


Набольшей пышностью отличались Великие Дионисии, на которые съезжались многочисленные делегации из союзных Афинам полисов. Они справлялись в конце марта – начале апреля. За несколько дней до праздника совершалась церемония перенесения статуи Диониса из храма в Элевтерах в Афины, где ее помещали в древнем святилище возле театра. Руководил праздником архонт-эпоним. Великие Дионисии начинались с пышной процессии, которую возглавляли жрецы и должностные лица полиса. Многочисленные участники шествия несли на плечах кожаные мехи с вином, ритуальные хлебы, корзины с фруктами и цветами и фаллические символы бога; эфебы вели жертвенных быков (их могла быть не одна сотня). Воздав почести олимпийским богам у их алтарей, у алтаря Диониса проводили заклание жертвенных животных. После совершения священной трапезы ее участники веселой толпой под звуки флейт и тимпанов бродили по улицам города, распевая песни. В следующие два дня состязались хоры мальчиков и молодых мужчин, исполнявших дифирамбы в честь Диониса. Победители получали треножник, который выставлялся затем на одной из улиц Афин и в храме Диониса.

После этого начинались театральные представления, которые проходили в расположенном на южном склоне Акрополя театре Диониса, вмещавшем до 17 тысяч зрителей. Зрительские места располагались на полукруглых ступенях, устроенных на склонах холма. У их подножия располагалась орхестра – площадка, где выступали актеры и хор. Позади орхестры находилась – скена – палатка, где переодевались актеры.

Позднее стали возводить специальное сооружение, на котором размещали декорации. Входной билет стоил 2 обола, а бедным гражданам выплачивали для приобретения  билетов так называемые театральные деньги. В первом ряду стояли 76 мраморных кресел для жрецов, высших магистратов и заслуженных граждан. Театральное представление строилось на принципе агона – состязательности. Обычно в соревновании участвовали три драматурга, актеры, а так же хореги,которые руководили представлением и на свои деньги осуществляли постановку спектаклей, порой весьма дорогостоящих.

Состязание трагиков начиналось с установки в театре статуи Диониса и совершения церемоний жертвоприношения и очищения. А затем переходили к общеполисным мероприятиям. На орхестру выносили форос, выводили детей граждан, погибших при защите Афин, и провозглашали, что полис будет содержать этих сирот. Дети, достигшие совершеннолетия, выстраивались перед зрителями в полном вооружении гоплита, полученном от государства.

Затем по жребию выбирали десять судей, определяли победителя в каждом виле состязаний и увенчивали его венком. Таким образом, Великие Дионисии были праздником для всех жителей полиса. Включавший и религиозные церемонии, и театральные представления, и церемонии гражданского характера, этот праздник занимал одно из важных мест в социально-политической и культурной жизни Афин.
21.3. Греческая литература V—IV вв.
В области литературного творчества V и IV вв. до н.э. были временем высокого подъема и появления новых литературных жанров. Ведущая роль в развитии литературы целиком переходит к Афинам – главному центру культурной жизни всей Греции. Утверждение в Афинах демократического строя наложило яркий отпечаток и на литературное творчество. Писатели этого времени даже и в тех случаях, когда по своим взглядам они не были сторонниками демократии, не могли не считаться с запросами своих сограждан. Некоторые из этих запросов отличались злободневностью и были непосредственно связаны с текущей общественной жизнью, другие касались личной и общественной морали, старых общественных устоев и новых проблем. Отражавшая все эти запросы классическая греческая литература до сих пор поражает глубиной, тонкостью и разнообразием высказанных в ней мыслей и силой их художественного выражения. Отсюда огромное влияние греческой литературы на все последующее развитие мировой литературы.

Если для архаического периода характерно развитие лирической поэзии, то для V–IV вв. до н.э. столь же характерным был расцвет трагедии и комедии, т.е. литературных жанров, связанных с театром.

В своей «Поэтике» Аристотель указывал, что предметом трагедии должно быть событие значительное. Трагедия не есть простое повествование о случайном, единичном факте. Единичное событие возвышается в трагедии до обобщения. Волнующая значительность образов классической греческой трагедии, чеканная строгость и совершенство формы были причиной того, что на протяжении столетий образы трагических героев древней Греции продолжали жить в литературе европейских народов. Таковы Прометей, Эдип, Федра, Ифигения.

Сюжеты для своих произведений трагические поэты, как правило, черпали из мифологии, но иногда сюжетами трагедий бывали и события исторические. Так, один из первых афинских трагиков (первым традиция считает Феспида, поставившего свою трагедию в 534г. до н.э.), Фриних, вскоре после разрушения Милета персами поставил трагедию «Взятие Милета», а после победы над персами при Саламине – трагедию «Финикиянки», в которой прославлялся Фемистокл.

Эсхил.



Дальнейшее развитие трагического жанра связано с именами трех великих афинских поэтов: Эсхила, Софокла и Эврипида. О времени их жизни можно судить по тому, что в 480г. до н.э. Эсхил, повидимому, участвовал в Саламинской битве, Софокл пел в хоре юношей на праздновании этой победы, а Эврипид, по преданию, якобы как раз в это время родился. 

Эсхил – «отец трагедии», как называет его Энгельс, происходил из знатного рода. Его политические взгляды отличались консерватизмом. Из написанных Эсхилом, по сообщению древних, 90 трагедий до нашего времени дошло только 7. Несмотря на использованные в этих трагедиях мифологические сюжеты, Эсхил откликается на актуальнейшие вопросы своего времени. Так, основной темой трилогии Эсхила «Орестея», состоящей из трагедий: «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды», служит борьба между гибнущим материнским и побеждающим отцовским правом. Содержание этой трилогии сводится к следующему. Клитемнестра вместе со своим возлюбленным Эгистом умерщвляет своего мужа Агамемнона, вернувшегося после взятия Трои. Мстя за смерть отца, Орест убивает свою мать и ее любовника. За это его преследуют богини мести, змеиноволосые Эриннии. Блюстительницы старинных начал матриархата, они не считают виновной Клитемнестру, ибо «чужим по крови был убитый ею муж». На стороне Ореста новые боги – Аполлон и Афина, поправшие «скрижаль старинных правд». Но Афине удается «преклонить одичалых богинь неподатливый гнев». Учреждаемый ею ареопаг оправдывает Ореста. Превратившись в благих Эвменид, Эриннии остаются в Афинах – становятся их богинями-покровительницами. В уста Афины автор вложил и завет, выразивший его собственные политические взгляды:
Храните город столь же зорко, граждане,

От безначалья, сколь от самовластья.
В трагедии «Прикованный Прометей» Эсхил дает образ мужественного борца против богов, за счастье человечества. Образ Прометея потом на протяжении многих веков воодушевлял деятелей прогресса в борьбе против реакции. Трагедия «Персы», написанная не на мифологический, а на актуальный исторический сюжет, отражает торжество афинян, одержавших историческую победу в борьбе против Персии, и содержит подробное описание Саламинского сражения.

Трагедии Эсхила написаны еще в приемах полуэпической хоровой лирики, но в этой области Эсхил проявил себя новатором. В старой трагедии главным действующим лицом был хор, который вступал в диалог с единственным актером; Эсхил впервые вывел одновременно двух актеров и тем самым создал независимый от хора актерский диалог, который затем стал быстро развиваться за счет хоровой части. Последующее развитие театрального искусства происходило, однако, настолько быстро, что афинянам конца V в. до н.э. Эсхил по сравнению с Софоклом и особенно Эврипидом представлялся уже поэтом далекого прошлого. Так, в комедии Аристофана «Лягушки» он олицетворяет героическое, но уже безвозвратно ушедшее время.

Софокл.



Софокл был современником Перикла. По происхождению он принадлежал к зажиточным торгово-ремесленным слоям афинского демоса и был не только поэтом, но и государственным деятелем: в 440г. до н.э. он занимал вместе с Периклом должность стратега. Из многочисленных (по преданию, до 120) произведений Софокла до нас дошло полностью, не считая отрывков (сравнительно недавно в Египте был найден еще один значительный фрагмент его драмы «Следопыты»), 7 трагедий и 1 сатировская драма. Наибольшей известностью из них пользуются трагедии на сюжеты фиванского цикла «Эдип-царь» и «Антигона». В трагедии Софокла «Эдип-царь» дельфийский оракул предсказывает, что сын фиванского царя Лайя и царицы Иокасты Эдип убьет своего отца. Поэтому в младенческом возрасте он был брошен родителями; его усыновил царь Коринфа Полиб. Слухи, что Эдип не настоящий сын Полиба, заставили юношу отправиться в Дельфы. Оракул не дал ему прямого ответа о его происхождении, но возвестил, что он убьет отца и женится на своей матери. «У распутья, где две дороги с третьею сошлись», Эдип, сам того не зная, убил своего отца при случайной встрече и споре. Проходя через Фивы, он освободил город от хищного чудовища Сфинкса, стал царем Фив и мужем царской вдовы Иокасты. Трагедия Софокла начинается с момента, когда оба преступления уже давно совершены: прошло около 15 лет, Эдип – отец четверых детей. Все содержание трагедии посвящено постепенному раскрытию ужасной правды, которую гонит от себя сознание героя и которая приводит в конце драмы к самоубийству Иокасты и к самоослеплению Эдипа: сорвав золотую застежку с плеча своей умершей матери, он выкалывает себе глаза острой иглой:
Так грянул рок из тучи двуобразной

Двойною гибелью — ему и ей.
В основе этой трагедии лежит представление Софокла о роли судьбы в жизни людей.

Уже у Гомера упоминается о богинях судьбы, мойрах, стоящих выше самих богов. В греческой трагедии вопрос о судьбе становится одним из центральных. Но мировоззрение греческих трагиков не было покорностью судьбе, фатализмом. Именно то, что греческая трагедия показывала человека в борьбе с судьбой, являлось утверждением силы человека, его героизма и его свободы. В уже упоминавшейся трагедии Эсхила в образе Прометея изображен мятежный титан, похитивший с неба венный огонь и научивший людей искусствам. Жестокий владыка Зевс велел приковать его к голому каменному утесу. На уговоры бога Гермеса Прометей отвечает:
Напрасно докучаешь разговором: