Файл: 2. Природногеографические условия Греции. Последствия дорийского переселения. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 604
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2. Природно-географические условия Греции. Последствия дорийского переселения.
3. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.
4. Эллада в гомеровский период (материалы гомеровских поэм, археологические материалы).
5. Античный полис и государство. Предпосылки появления полиса.
6. Великая греческая колонизация (хронология, причины, особенности процесса, результаты).
7. Старшая тирания в Элладе (Коринф, Сикион, Самос).
9. Ситуация в Аттике в конце VII - начале VI в. до н.э. Реформы Солона.
10. Тирания Писистрата и ее роль в становлении полиса в Афинах.
11. Реформы Клисфена и развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.
13. Эллинские союзы (Пелопоннесский союз, Афинский морской союз, Афинская АРХЭ).
14. Противоречия между Афинами и Спартой. Пелопоннесская война.
16. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского.
17. Эллинизм и эллинистические государства.
18. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Религия и мифология.
19. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Архитектура и скульптура.
20. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Поэзия и историописание.
21. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Театр и Олимпийские игры.
23. Борьба патрициев и плебеев (причины, основные требования, этапы, результаты).
25. I Пуническая и Ганнибалова войны.
26. Становление Римской Средиземноморской державы.
27. Социально-политическая борьба в Римской республике в 40-20-х гг. II в. до н.э.
28. Рабские восстания в Римской республике II-I вв. до н.э.
29. Римская республика в первой половине I в. до н.э.
30. Римская республика в 40-30-х гг. I в. до н.э.
31. Принципат как форма власти. Правление Юлиев-Клавдиев.
32. Эволюция принципата при Флавиях и Антонинах.
33. Правление Северов и период солдатских императоров.
34. Доминат. Правление и реформы Диоклетиана.
35. Доминат. Правление и реформы Константина Великого.
36. Римская империя после Константина Великого. Падение Западной Римской империи.
37. Культура Рима в эпоху Республики. Религия, архитектура, скульптура.
38. Культура Римской республики. Литература, историописание.
39. Культура Рима в Ранней империи.
40. Культура Рима в Поздней империи.
1.2. Общая характеристика и основные этапы развития.
1.3. Античный полис как уникальное явление.
1.4. Древний Рим: этапы становления общества и государства
1.5. Географические рамки античного общества.
1.6. Хронологические рамки античного общества.
1.7. Периодизация античного общества.
1.8. Источники по истории античного мира.
2. Природно-географические условия Греции. Последствия дорийского переселения.
2.1. Географическое положение и природный мир Древней Греции.
2.2. Последствия дорийского переселения.
3. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.
3.2. «Илиада»: сюжет, персонажи, идейно-художественное своеобразие.
3.3. «Одиссея»: особенности композиции, сюжета и характеристики персонажей.
4. Эллада в гомеровский период (материалы гомеровских поэм, археологические материалы).
4.2. Хозяйственная жизнь греческих общин.
4.3. Культура гомеровской Греции.
5. Античный полис и государство. Предпосылки появления полиса.
5.1. Предпосылки появления полиса.
5.4. Осознание необходимости полиса древнегреческими мыслителями.
6. Великая греческая колонизация (хронология, причины, особенности процесса, результаты).
6.1. Последствия Великой греческой колонизации.
7. Старшая тирания в Элладе (Коринф, Сикион, Самос).
7.1. Общие черты раннегреческой тирании.
8.4. Социально-экономический строй древней Спарты.
8.5. Государственное устройство.
8.6. Законодательство Ликурга.
8.7. Образование Пелопоннесского союза.
9. Ситуация в Аттике в конце VII - начале VI в. до н.э. Реформы Солона.
9.1. Аттика древнейшего времени.
9.2. Обострение социальной борьбы.
10. Тирания Писистрата и ее роль в становлении полиса в Афинах.
10.1. Первое «пришествие» Писистрата.
10.2. Второе «пришествие» Писистрата.
10.3. Третье «пришествие» Писистрата.
11. Реформы Клисфена и развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.
10.4. В ожидании нового удара.
13. Эллинские союзы (Пелопоннесский союз, Афинский морской союз, Афинская АРХЭ).
13.1. Образование Делосской симмахии и превращение ее в Первый Афинский морской союз.
13.2. Гегемонистическая политика Афин в союзе и превращение его в Афинскую морскую державу.
14. Противоречия между Афинами и Спартой. Пелопоннесская война.
14.1. Конфликт между Афинами и Спартой.
14.3. Алкивиад и сицилийскя экспедиция.
14.4. Декелейская (Ионийская) война.
15.1. Причины и последствия кризиса.
15.3. Позднегреческая тирания.
15.4. В поисках выхода. Идея панэллинизма.
15.5. Афинская демократия в IV в. до н.э.
16. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского.
16.2. Александр Македонский. Создание мировой державы.
17. Эллинизм и эллинистические государства.
17.2. Характеристика эпохи эллинизма.
17.3 Исторические достижения эллинизма.
18. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Религия и мифология.
19. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Архитектура и скульптура.
19.1. Архитектура и скульптура архаической Греции.
19.2. Архитектура и искусство классической Греции.
20. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Поэзия и историописание.
20.2. Зарождение древнегреческой философской и научной мысли.
20.4. Историописание. Гнродот. Фукидид.
21. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Театр и Олимпийские игры.
21.2. Великие Дионисии. Рождение театра.
21.5. Своеобразие древнегреческой культуры.
22.1. Царский Рим (753–510 гг. до н.э.).
22.6. Луций Тарквиний Приск, или Тарквиний Древний.
23. Борьба патрициев и плебеев (причины, основные требования, этапы, результаты).
23.2. Причины борьбы патрициев с плебеями.
23.5. Первое предложение об аграрном законе.
23.8. Расширение прав трибутных комиций.
23.9. Борьба за государственные должности.
23.10. Страх патрициев перед тиранией.
23.11. Окончательное уравнение прав патрициев и плебеев.
23.12. Возникновение нобилитета.
24. Завоевание Римом Италии (VI–III вв. до н.э.).
24.5. Покорение римлянами Южной Италии.
24.6. Структура Римско-италийского союза.
25. I Пуническая и Ганнибалова войны.
25.2. Вторая Пуническая война.
26. Становление Римской Средиземноморской державы.
26.1 Римская экспансия в Восточном Средиземноморье. III Пуническая война.
27. Социально-политическая борьба в Римской республике в 40-20-х гг. II в. до н.э.
27.1. Классическое рабство и его особенности.
27.2. Классовые и социальные отношения.
27.3. Восстания рабов в Италии и на острове Сицилия в 30-х годах II в. до н.э.
27.4. Нумантинская война в Испании.
27.5. Борьба за проведение аграрной реформы в Риме. Политическая деятельность Тиберия Гракха.
27.6. Восстание народных масс в Пергаме и образование провинции Азия.
27.7. Социально-политическая борьба в римско-италийском обществе в 20-х годах II в. до н.э.
27.8. Политическая деятельность Гая Гракха.
27.9. Аграрное законодательство конца II в. до н. э.
27.10. Внешнеполитическое положение Рима в конце II в. до н.э
27.11. Военная реформа Гая Мария.
27.12. Борьба популяров и оптиматов на рубеже II–I вв. до н.э.
28. Рабские восстания в Римской республике II-I вв. до н.э.
28.1. Восстания рабов в Италии и на острове Сицилия в 30-х годах II в. до н.э.
28.2.Второе восстание рабов на острове Сицилия в конце II в. до н.э.
29. Римская республика в первой половине I в. до н.э.
30. Римская республика в 40-30-х гг. I в. до н.э.
31. Принципат как форма власти. Правление Юлиев-Клавдиев.
32. Эволюция принципата при Флавиях и Антонинах.
33. Правление Северов и период солдатских императоров.
34. Доминат. Правление и реформы Диоклетиана.
35. Доминат. Правление и реформы Константина Великого.
36.Римская империя после Константина Великого. Падение Западной Римской империи.
37. Культура Рима в эпоху Республики. Религия, архитектура, скульптура.
38.Культура Римской республики. Литература, историописание.
При Константине территория империи была поделена на 4 крупных административных округа – префектуры во главе с префектами претория. Военное командование находилось в руках 4 военных магистров. Префекты претория и военные магистры назначались императором. Сохранилось прежнее административное деление на провинции и диоцезы. Громоздкая военно-бюрократическая система была основана на принципе строгой иерархии и подчинении низших управленцев высшим по рангу. Все чины верхнего эшелона административного аппарата подразделялись на 6 категорий: «благороднейшие», «сиятельные», «почтеннейшие», «светлейшие», «совершеннейшие» и «выдающиеся» (низший ранг). Их обладатели рассматривались как личные слуги императора (comites, domestici). Дворцовые должности, связанные с обслуживанием «священной особы» императора, считались высшими в империи (начальник «священного ложа», конюший, хранитель «священной одежды», начальник главной канцелярии и т. д.).
В области религиозной политики Константин проводил принципиально иной курс, нежели Диоклетиан. Он увидел в христианском вероучении и церковной организации потенциальную опору абсолютной власти императора. Будучи трезвомыслящим и прагматичным политиком, он прекрасно осознавал бесперспективность политики гонений. Сам Константин, как и его отец, изначально имел среди христиан репутацию властителя, вполне лояльного по отношению к христианству. Поэтому издание в 313 г. Медиоланского эдикта явилось вполне логичным и политически оправданным шагом (что касается его коллеги Лициния, то его отношение к христианам не отличалось последовательностью: в 320 г. он снова подверг их преследованиям). Еще раньше Константин освободил христианский клир от всех личных повинностей в пользу государства. Эдикт 315 г. гарантировал христианам свободное проведение молитвенных собраний. Христианам вернули гражданские права, отнятые у них при Диоклетиане и Галерии. Сам Константин оставался язычником (он крестился лишь накануне смерти). Тем не менее он закрыл некоторые языческие храмы, упразднил ряд жреческих должностей и конфисковал часть храмовых ценностей.
Между тем саму церковь сотрясали конфессиональные споры. Появились такие массовые ереси, как донатизм и арианство (последнее вскоре широко распространилось по империи). В интересах императора было не допустить церковного раскола, поэтому он неизменно выступал на стороне ортодоксального епископата и жестоко преследовал еретиков. Чтобы покончить с разногласиями, Константин созвал всех епископов Востока и Запада на I Вселенский собор, состоявшийся в 325 г. в малоазийском городе Никее. На соборе под давлением императора большинство епископов (около 300 человек) осудило арианство. Тогда же был принят первый Символ веры. Правда, спустя несколько лет Константин стал склоняться к арианству и в 337 г., находясь на смертном одре, принял крещение из рук епископа-арианина Евсевия Никомедийского. Тем не менее заслуги Константина перед церковью были настолько весомы, что после смерти императора клир почтил его именем «Великого» и канонизацией (хотя этот вероломный и жестокий деспот убил старшего сына и племянника, казнил жену и совершил множество других преступлений).
В 330 г. Константин торжественно перенес столицу империи в Константинополь (Новый Рим), стоявший на европейском берегу Боспора Фракийского на месте древнегреческого города Византия. На строительство и украшение Константинополя были израсходованы колоссальные средства. В городе, окруженном мощными укреплениями (т. н. «стена Константина»), были построены дворцы, стадион, ипподром, термы и библиотеки. Из Рима в новую столицу вывезли огромное количество статуй. Перенесение столицы на Восток имело символическое значение: произошел полный и окончательный разрыв с традициями «республиканской монархии». Отныне император больше не являлся «первым среди равных». Он был абсолютным монархом, перед которым подданные подобострастно простирались ниц, как перед каким-нибудь восточным деспотом. Диоклетиан и Константин носили диадему и роскошные, усыпанные драгоценными камнями одежды. При дворе был введен строгий церемониал с поклонами и целованием рук и ног властителя.
Последние годы жизни Константин провел на Востоке. Он умер в мае 337 г. на 52-м году жизни в предместье Никомедии и был по традиции обожествлен. При нем завершилось оформление системы домината, которая базировалась на трех мощных опорах: реформированной армии, пронизанном стройной иерархией бюрократическом аппарате и быстро набиравшей авторитет и влияние христианской церковной организации. Потенциал, заложенный в недрах этой системы, не только продлил на несколько десятилетий существование Римской империи, но и лег в основу тысячелетней византийской государственности.
36.Римская империя после Константина Великого. Падение Западной Римской империи.
Распад и гибель Римской империи (337–476 гг.)
Римская империя в 337–361 гг
После смерти Константина I империю поделили между собой три его сына: Константин II (337–340 гг.), Констант (337–350 гг.) и Констанций II (337–361 гг.). Последний, захватив Константинополь, приказал перебить всех родственников отца, его сводных братьев и племянников (спаслись только братья Галл, убитый по приказу Констанция II в 354 г., и Юлиан, будущий император). В 340 г. Константин II начал войну против Константа, желая отнять у него Африку, однако в ходе военных действий в Северной Италии попал в засаду и был убит. Его владения на Западе (Галлию, Испанию и Британию) получил Констант. Последний в 350 г. был убит узурпатором Магненцием, власть которого признали Галлия и Италия. В результате тяжелой и кровопролитной войны с Констанцием II Магненций потерпел поражение, бежал и покончил с собой (353 г.), а Констанций II стал единственным властителем империи (353–361 гг.). Впрочем, реальная власть находилась в руках императорских евнухов, среди которых исключительным влиянием пользовался Евсевий.
Император-арианин жестоко преследовал христиан-ортодоксов, лидером которых был епископ Афанасий Александрийский. В 355 г. Констанций II назначил цезарем своего 24-летнего кузена Флавия Клавдия Юлиана и направил его в Галлию для защиты рейнской границы. В 356–358 гг. Юлиан вел успешные войны с алеманнами, франками и хамавами. Он снизил налоги и решительно пресекал злоупотребления чиновников, чем снискал себе популярность среди местного населения. В 360–361 гг. Констанций II без особых успехов воевал с персами в Месопотамии. Тем временем в Галлии Юлиан был провозглашен августом. Осенью 361 г. Констанций II двинул против Юлиана войска, но внезапно тяжело заболел и умер на 45-м году жизни.
Правление Юлиана Отступника (361–363 гг.) и попытка реставрации язычества
Император Юлиан Апостат (Отступник, 361–363 гг.) был одной из самых незаурядных личностей эпохи Поздней империи. Образованный человек, талантливый писатель, способный полководец и администратор, он с энтузиазмом взялся за осуществление необходимых реформ. В частности, он сократил придворный штат и урезал расходы на содержание императорского двора, снизил налоги, реорганизовал почту, деятельно способствовал восстановлению городской жизни. Однако приоритетным направлением деятельности его жизни стала реставрация язычества.
В феврале 362 г. Юлиан опубликовал эдикт о веротерпимости, который восстанавливал запрещенные прежде культы и предписывал вернуть вновь открытым языческим храмам некогда конфискованные у них земли и другое имущество, а также провозглашал амнистию всех христианских сектантов (император надеялся разжечь среди христиан внутреннюю вражду). Следующий эдикт того же года запрещал христианам занимать гражданские и военные должности, а также преподавать философию, грамматику и риторику.
Никаких преследований христиан (за исключением александрийского погрома в декабре 361 г.) при Юлиане не было. Опираясь на поддержку представителей языческой интеллигенции, император-неоплатоник стремился придать традиционным языческим культам этический характер. Кроме того, он пытался создать своего рода языческую церковь, чтобы противопоставить ее христианской. Сам Юлиан занял пост верховного понтифика и педантично выполнял предписания языческих обрядов.
Очень скоро попытки романтика Юлиана реанимировать языческую религию и связанную с ней систему ценностей потерпели крах: в июне 363 г. 32-летний император погиб во время похода против персов, а его преемник Иовиан отменил все постановления Юлиана, касающиеся религии. В период реакции от религиозного фанатизма христиан пострадали многие языческие святыни, погибло немало произведений искусства.
Римская империя в 363–395 гг. и ее окончательный раздел
После смерти Иовиана (363–364 гг.) императорами были провозглашены братья Валентиниан I (364–375 гг.) и Валент (364–378 гг.). В их правление усилился натиск варваров на границы империи: алеманнов на Рейне и готов на Дунае. Пока Валентиниан I удачно отражал нашествия германских племен на Западе, на Востоке его брат в 365–366 гг. боролся с узурпатором Прокопием, племянником Юлиана, а в 366–369 гг. успешно воевал с готами. В 376 г. вестготы получили от императора разрешение поселиться во Фракии.
Притеснения римских чиновников спровоцировали мощное восстание вестготских племен против римской власти. В битве у Адрианополя армия императора Валента была наголову разбита, а сам он погиб (378 г.). После гибели Валента сын Валентиниана I Грациан (375–383 гг.) назначил своим соправителем на Востоке лучшего полководца империи 33-летнего Флавия Феодосия (379–395 гг.). В 382 г. Феодосий I заключил с вестготами договор, в соответствии с которым они становились федератами империи, получали земли для поселения в Мезии и Фракии на правах полной автономии, освобождение от налогов, жалование, продовольствие и вооружение за государственный счет, а взамен обязывались нести службу в императорской армии. Так начался процесс создания на территории империи инородных государственных образований, которые в V в. превратились в варварские королевства.
Пока Феодосий решал готскую проблему, Запад сотрясали политические смуты. Император Грациан в 383 г. был убит, власть захватил узурпатор Магн Максим (383–388 гг.). В мае 392 г. франк Арбогаст убил брата и соправителя Грациана, императора Валентиниана II (375–392 гг.) и возвел на престол узурпатора Евгения (392–394 гг.). Низложив Евгения, Феодосий стал единственным правителем империи. К этому времени он обезопасил восточные границы государства, заключив долгосрочный мир с персами.
В своей религиозной политике Феодосий I выступал в роли защитника никейского вероисповедания, которое он в эдикте 380 г. провозгласил единственно верным. По указу императора в мае 381 г. в Константинополе был созван II Вселенский собор, осудивший все существовавшие в то время ереси. В 391 г. были закрыты все языческие храмы, и язычники стали подвергаться преследованиям. Наконец, в 394 г. Феодосий объявил христианство единственной религией Римской империи, запретив все остальные культы. Таков был итог многовекового противостояния христианства и язычества.
В январе 395 г. Феодосий I Великий умер. Перед смертью он разделил империю между сыновьями: старшему, 17-летнему Аркадию (395–408 гг.), достался Восток, а младшему, 10-летнему Гонорию (395–423 гг.), – Запад. Так Римская империя окончательно распалась на две части – Западную Римскую империю и Византию.
Западная Римская империя (395–476 гг.) и ее гибель
Окончательный раздел империи был предопределен особенностями исторического развития двух регионов Средиземноморья – романизованного Запада и эллинистического Востока. В западных провинциях некогда единой державы ускоренными темпами развивались протофеодальные отношения, из-за непосильного фискального гнета приходили в упадок города, а с ними товарное производство, ремесло и торговля, прогрессировала натурализация хозяйства, наблюдались общий экономический спад и разорение податного населения, слабела центральная власть и усиливалось влияние магнатов, нарастала варваризация населения, которая вела к деградации военной машины и упадку культуры. Напротив, на Востоке существовала сильная императорская власть, восточные провинции были менее разорены, чем западные, развитие протофеодальних отношений не достигло здесь такой глубины, как на Западе, да и городской строй (в социально-экономическом и культурном плане) сохранился в гораздо большей степени. Эти объективные обстоятельства обусловили разные исторические судьбы двух частей бывшей Римской империи.