Файл: 2. Природногеографические условия Греции. Последствия дорийского переселения. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 545

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Античное общество. Основные черты, географические и хронологические рамки. Особенности источников.

2. Природно-географические условия Греции. Последствия дорийского переселения.

3. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.

4. Эллада в гомеровский период (материалы гомеровских поэм, археологические материалы).

5. Античный полис и государство. Предпосылки появления полиса.

6. Великая греческая колонизация (хронология, причины, особенности процесса, результаты).

7. Старшая тирания в Элладе (Коринф, Сикион, Самос).

8. Спарта как тип полиса.

9. Ситуация в Аттике в конце VII - начале VI в. до н.э. Реформы Солона.

10. Тирания Писистрата и ее роль в становлении полиса в Афинах.

11. Реформы Клисфена и развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.

12. Греко-персидские войны.

13. Эллинские союзы (Пелопоннесский союз, Афинский морской союз, Афинская АРХЭ).

14. Противоречия между Афинами и Спартой. Пелопоннесская война.

15. Кризис полиса в Элладе.

16. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского.

17. Эллинизм и эллинистические государства.

18. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Религия и мифология.

19. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Архитектура и скульптура.

20. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Поэзия и историописание.

21. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Театр и Олимпийские игры.

22. Царский Рим.

23. Борьба патрициев и плебеев (причины, основные требования, этапы, результаты).

24. Завоевание Римом Италии.

25. I Пуническая и Ганнибалова войны.

26. Становление Римской Средиземноморской державы.

27. Социально-политическая борьба в Римской республике в 40-20-х гг. II в. до н.э.

28. Рабские восстания в Римской республике II-I вв. до н.э.

29. Римская республика в первой половине I в. до н.э.

30. Римская республика в 40-30-х гг. I в. до н.э.

31. Принципат как форма власти. Правление Юлиев-Клавдиев.

32. Эволюция принципата при Флавиях и Антонинах.

33. Правление Северов и период солдатских императоров.

34. Доминат. Правление и реформы Диоклетиана.

35. Доминат. Правление и реформы Константина Великого.

36. Римская империя после Константина Великого. Падение Западной Римской империи.

37. Культура Рима в эпоху Республики. Религия, архитектура, скульптура.

38. Культура Римской республики. Литература, историописание.

39. Культура Рима в Ранней империи.

40. Культура Рима в Поздней империи.

1. Античное общество. Основные черты, географические и хронологические рамки. Особенности источников.

1.1. Понятие античности.

1.2. Общая характеристика и основные этапы развития.

1.3. Античный полис как уникальное явление.

1.4. Древний Рим: этапы становления общества и государства

1.5. Географические рамки античного общества.

1.6. Хронологические рамки античного общества.

1.7. Периодизация античного общества.

1.8. Источники по истории античного мира.

2. Природно-географические условия Греции. Последствия дорийского переселения.

2.1. Географическое положение и природный мир Древней Греции.

2.2. Последствия дорийского переселения.

3. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.

3.1. «Гомеровский вопрос».

3.2. «Илиада»: сюжет, персонажи, идейно-художественное своеобразие.

3.3. «Одиссея»: особенности композиции, сюжета и характеристики персонажей.

4. Эллада в гомеровский период (материалы гомеровских поэм, археологические материалы).

4.1. Греческое общество.

4.2. Хозяйственная жизнь греческих общин.

4.3. Культура гомеровской Греции.

5. Античный полис и государство. Предпосылки появления полиса.

5.1. Предпосылки появления полиса.

5.2. Основные черты полиса

5.3. Типы полисов

5.4. Осознание необходимости полиса древнегреческими мыслителями.

6. Великая греческая колонизация (хронология, причины, особенности процесса, результаты).

6.1. Последствия Великой греческой колонизации.

7. Старшая тирания в Элладе (Коринф, Сикион, Самос).

7.1. Общие черты раннегреческой тирании.

7.2. Раннегреческие тирании.

7.3. Заключение.

8. Спарта как тип полиса.

8.1. Спарта в древности. 

8.2. Вторжение дорийцев.

8.3. Мессенские войны. 

8.4. Социально-экономический строй древней Спарты. 

8.5. Государственное устройство.

8.6. Законодательство Ликурга.

8.7. Образование Пелопоннесского союза.

9. Ситуация в Аттике в конце VII - начале VI в. до н.э. Реформы Солона.

9.1. Аттика древнейшего времени.

9.2. Обострение социальной борьбы.

9.3. Реформы Солона.

10. Тирания Писистрата и ее роль в становлении полиса в Афинах.

Предисловие.

Введение.

10.1. Первое «пришествие»  Писистрата.

10.2. Второе «пришествие» Писистрата.

10.3. Третье «пришествие» Писистрата.

10.4. Внутренняя политика.

10.5. Внешняя политика.

10.6. Тирания Писистратидов.

11. Реформы Клисфена и развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.

11.1. Источники.

12. Греко-персидские войны.

12.1. Персидская угроза.

12.2. Ионийское восстание.

10.3. Марафонская победа.

10.4. В ожидании нового удара.

10.5. Поход Ксеркса.

10.6. Делосский союз.

10.7. Каллиев мир.

13. Эллинские союзы (Пелопоннесский союз, Афинский морской союз, Афинская АРХЭ).

Введение.

13.1. Образование Делосской симмахии и превращение ее в Первый Афинский морской союз.

13.2. Гегемонистическая политика Афин в союзе и превращение его в Афинскую морскую державу.

13.3. Пелопоннесский союз.

14. Противоречия между Афинами и Спартой. Пелопоннесская война.

14.1. Конфликт между Афинами и Спартой.

14.2. Архидамова война.

14.3. Алкивиад и сицилийскя экспедиция.

14.4. Декелейская (Ионийская) война.

14.5. «Тридцать тиранов».

15. Кризис полиса в Элладе.   

15.1. Причины и последствия кризиса.  

15.2. Возрождение тирании.

15.3. Позднегреческая тирания.

15.4. В поисках выхода. Идея панэллинизма.

15.5. Афинская демократия в IV в. до н.э.

16. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского.

16.1. Филипп II

16.2. Александр Македонский. Создание мировой державы.

17. Эллинизм и эллинистические государства.

Введение.

17.1. Войны Диадохов.

17.2. Характеристика эпохи эллинизма.

17.3 Исторические достижения эллинизма.

17.4. Эллинистический мир.

18. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Религия и мифология.

18.1. МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ

19. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Архитектура и скульптура.

19.1. Архитектура и скульптура архаической Греции.

19.2. Архитектура и искусство классической Греции.

20. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Поэзия и историописание.

20.1. Древнегреческая поэзия.

20.2. Зарождение древнегреческой философской и научной мысли.

20.3. Прочие науки.

20.4. Историописание. Гнродот. Фукидид.

20.5. Ораторское искусство.

21. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Театр и Олимпийские игры.

21.1. Источники.

21.2. Великие Дионисии. Рождение театра.

21.5. Своеобразие древнегреческой культуры.

22. Царский Рим.

22.1. Царский Рим (753–510 гг. до н.э.).

22.2. Ромул.

22.3. Нума Помпилий.

22.4. Тулл Гостилий.

22.5. Анк Марций.

22.6. Луций Тарквиний Приск, или Тарквиний Древний.

22.7. Сервий Туллий.

22.8. Луций Тарквиний.

23. Борьба патрициев и плебеев (причины, основные требования, этапы, результаты).

23.1. Введение.

23.2. Причины борьбы патрициев с плебеями.

23.3. Учреждение трибуната.

23.4. Предание о Кориолане.

23.5. Первое предложение об аграрном законе.

23.6. Децемвиры.

23.7. Законы XII таблиц.

23.8. Расширение прав трибутных комиций.

23.9. Борьба за государственные должности.

23.10. Страх патрициев перед тиранией.

23.11. Окончательное уравнение прав патрициев и плебеев.

23.12. Возникновение нобилитета.

24. Завоевание Римом Италии (VI–III вв. до н.э.).

Хронология. 509-265 гг.

24.1. Введение.

24.3. Война с галлами.

24.4.. Войны с самнитами.

24.5. Покорение римлянами Южной Италии.

24.6. Структура Римско-италийского союза.

24.7. Заключение.

25. I Пуническая и Ганнибалова войны.

25.1. Первая Пуническая война

25.1.2. Ход войны.

25.2. Вторая Пуническая война.

26. Становление Римской Средиземноморской державы.

26.1 Римская экспансия в Восточном Средиземноморье. III Пуническая война. 

27. Социально-политическая борьба в Римской республике в 40-20-х гг. II в. до н.э.

27.1. Классическое рабство и его особенности.

27.2. Классовые и социальные отношения.

27.3. Восстания рабов в Италии и на острове Сицилия в 30-х годах II в. до н.э.

27.4. Нумантинская война в Испании.

27.5. Борьба за проведение аграрной реформы в Риме. Политическая деятельность Тиберия Гракха.

27.6. Восстание народных масс в Пергаме и образование провинции Азия.

27.7. Социально-политическая борьба в римско-италийском обществе в 20-х годах II в. до н.э.

27.8. Политическая деятельность Гая Гракха.

27.9. Аграрное законодательство конца II в. до н. э.

27.10. Внешнеполитическое положение Рима в конце II в. до н.э

27.11. Военная реформа Гая Мария.

27.12. Борьба популяров и оптиматов на рубеже II–I вв. до н.э.

28. Рабские восстания в Римской республике II-I вв. до н.э.

28.1. Восстания рабов в Италии и на острове Сицилия в 30-х годах II в. до н.э.

28.2.Второе восстание рабов на острове Сицилия в конце II в. до н.э.

28.3. Восстание Спартака.

29. Римская республика в первой половине I в. до н.э.

30. Римская республика в 40-30-х гг. I в. до н.э.

31. Принципат как форма власти. Правление Юлиев-Клавдиев.

32. Эволюция принципата при Флавиях и Антонинах.

33. Правление Северов и период солдатских императоров.

34. Доминат. Правление и реформы Диоклетиана.

35. Доминат. Правление и реформы Константина Великого.

36.Римская империя после Константина Великого. Падение Западной Римской империи.

37. Культура Рима в эпоху Республики. Религия, архитектура, скульптура.

38.Культура Римской республики. Литература, историописание.

39. Культура Рима в Ранней империи.

40. Культура Рима в Поздней империи.

основал первую римскую колонию, Остию, в устье Тибра и завладел соляными варницами (т. н. салинами).

Следующим царем стал выходец из Этрурии Луций Тарквиний Древний (Priscus, 616 – 578 гг. до н.э.), прославившийся своей строительной деятельностью. При нем замостили камнем и начали застраивать Форум, возвели Большой цирк между холмами Палатином и Авентином, подготовили место для постройки храма Юпитера на Капитолии (грандиозный замысел был воплощен в жизнь лишь внуком царя, Тарквинием Гордым), начали возводить городские укрепления, соорудили канализацию (Cloaca Maxima). Во времена Тарквиния Древнего Рим стал доминировать в Лации.

После убийства Тарквиния воцарился Сервий Туллий (578 – 534 гг. до н.э.). Он успешно воевал с Вейями и другими этрусскими городами, обнес Рим мощной оборонительной стеной, а также провел серию важных государственных реформ.

Наконец, последним, седьмым царем Рима стал зять и убийца Сервия – Луций Тарквиний Гордый (Superbus, 534 – 510 гг. до н.э.), который вел многочисленные захватнические войны и правил как тиран, за что и был изгнан из Рима вместе с потомством. После этого в Риме была установлена республика (от латинского res publica – «общее достояние»).


22.1.2. Источники.



Многие сведения литературной традиции за последние 100–150 лет оказались надежно подкреплены данными археологических раскопок. В частности, выяснилось, что в начале I тыс. до н.э. латины заселили Палатинский холм, а сабины несколько позднее – Квиринал, Виминал и Эсквилин (остатки хижин на Палатине датируются VIII в. до н.э., тогда как древнейшие памятники материальной культуры, обнаруженные на территории Вечного города, восходят к XIII–IX вв. до н.э.: это прежде всего фрагменты греческой керамики и погребальный инвентарь). В VII в. до н.э. произошел процесс слияния обособленных родовых общин: первыми объединились жители Палатина и Эсквилинского холма, а также долины Субуры. Вскоре к ним присоединились сабины с Квиринала, а затем этруски с Целия. Так возник Рим, центром которого стала крепость на Капитолийском холме с храмом Юпитера. Обитатели древнейшего Рима жили за счет скотоводства (основная отрасль хозяйства), земледелия (играло меньшую роль) и промыслов (охота, рыболовство, добыча соли).


Изначально население древнейшего Рима делилось на 3 родоплеменные трибы (Тициев, Рамнов и Луцеров), 30 курий и 300 родов. Члены рода обладали коллективной собственностью на землю, имели родовое кладбище и свой культ. Численность родичей могла быть довольно значительной: например, род Клавдиев в VI в. до н.э. насчитывал 5 тысяч лиц мужского пола (считая клиентов). Родоплеменную общину римлян возглавлял сенат (от латинского senex – «старец»), т.е.совет старейшин. Дела, которые обсуждались 300 сенаторами («отцами», patres), для принятия окончательного решения выносились на рассмотрение народного собрания, созывавшегося по куриям, – куриатных комиций. В частности, в комициях выбирался царь (rex), которому принадлежала вся полнота военной, исполнительной и судебной власти. Кроме того, он являлся верховным жрецом. Атрибуты царской власти римляне заимствовали у этрусков: пурпурный плащ, золотая диадема, скипетр с орлом, трон из слоновой кости (т. н. курульное кресло). Почетный конвой царя состоял из 12 ликторов – телохранителей, обычно выступавших впереди царя с фасциями в руках (fasces – пучки прутьев с топором в середине; они символизировали власть над телом и жизнью граждан).

Члены родовой (гентильной) организации составляли римский народ квиритов (populus Romanus). Римская гражданская община, изначально пополнявшаяся за счет переселенцев, которых распределяли по куриям, замкнулась в себе при Анке Марции, когда иссякли резервы общинного земельного фонда (ager publicus). В результате произошла фиксация двух классов-сословий древнейшего Рима: привилегированных патрициев (patricius – «сын знатного отца»), обладавших доступом к ager publicus и правом участвовать в куриатных комициях, и все возраставших в числе плебеев (от латинского plere – «наполнять»), которые, сохранив свои роды, стояли вне римской родовой организации (с вытекающим отсюда поражением в правах). С этого в Риме началось вековое противостояние патрициев и плебеев.

В процессе социальной дифференциации одна часть плебса богатела, а другая нищала. Многие обедневшие плебеи (как и некоторые разорившиеся граждане, а также вольноотпущенники) переходили под покровительство могущественных патрициев и становились их клиентами (clientes – «зависимые люди»). Клиент был членом рода своего патрона и во всем ему подчинялся. В свою очередь, патрон оказывал клиенту защиту и покровительство. Отношения патроната – клиентелы на протяжении веков считались в Риме священными и нерушимыми.



Патрицианские роды, которые возглавлялись родовыми старейшинами, делились на патриархальные семьи (familiae) во главе с домовладыками. Власть домовладыки (pater familias) внутри семьи была абсолютной: по отношению к домочадцам он обладал «правом жизни и смерти» (jus vitae ac necis). В эпоху патриархального рабства в состав фамилии наряду с родичами входили не только клиенты, но и рабы.

Последовательно проводя политику, направленную на укрепление своей личной власти, последние римские цари использовали плебс в качестве политического противовеса патрициям. Царю Сервию Туллию традиция приписывает осуществление реформ, которые явились важной вехой на пути римского общества от родового строя к государству. Осуществляя военную и связанную с ней цензовую реформы, Сервий Туллий поделил все мужское население Рима (и патрициев, и плебеев) на шесть имущественных классов. Ценз I класса составлял 100 000 медных ассов (имеется в виду стоимость всего имущества), II – 75 тыс., III – 50 тыс., IV – 25 тыс., V – 11,5 тыс. ассов. Все бедняки, единственное достояние которых заключалось в их детях, составляли VI класс – пролетариев (от лат. proles – «потомство»). Каждый класс выставлял определенное количество центурий (сотен) в войско: I класс – 80 центурий тяжелой пехоты и 18 центурий всадников, итого 98; II – 22, III – 20, IV – 22, V – 30 центурий легкой пехоты, VI класс – 1 центурию, всего 193 центурии.

Сервий Туллий ввел новый вид народного собрания – центуриатные комиции с цензовым принципом голосования. В них наряду с патрициями участвовали и плебеи. Несмотря на то что число людей в центуриях колебалось от нескольких десятков (I класс) до нескольких сотен (центурия пролетариев), каждая центурия во время голосования имела только один голос. Поскольку представители I цензового класса располагали 98 голосами из 193, ясно, что решающее слово в центуриатных комициях оставалось за наиболее состоятельными гражданами. Помимо имущественного ценза, был установлен еще и возрастной: центурии молодежи (от 17 до 46 лет) несли полевую службу, тогда как центурии стариков (старше 46 лет) служили в гарнизонах. Войско состояло из 4 легионов под командованием царя. Наконец, Сервий Туллий провел административно-территориальную реформу, поделив всю территорию Римского государства на 21 округ (к 241г. до н.э. их стало 35). Эти округа назывались трибами (4 из них были городскими
, остальные – сельскими).

В результате этих преобразований на авансцену выдвинулись центуриатные комиции, оттеснившие собрания по куриям на второй план. Цензовая и административно-территориальная реформы Сервия Туллия нанесли сокрушительный удар по институтам родового строя. В итоге было положено начало постепенному включению плебеев в состав римского гражданского коллектива.

К концу царского периода завершилось формирование римского полиса, или civitas, т.е.гражданской общины с античной формой собственности. Усиление публичной власти за счет родовых институтов обернулось царским деспотизмом сродни раннегреческой тирании, что привело к заговору аристократии против последнего царя и изгнанию его из Рима (510г. до н.э.). По преданию, тогда же царя заменили два ежегодно переизбиравшихся магистрата – т. н. консулы (consules). Они унаследовали от царей некоторые атрибуты высшей власти: курульное кресло, тогу с пурпурной каймой (toga praetexta) и 12 ликторов. Первыми консулами, по легенде, стали Луций Юний Брут и Луций Тарквиний Коллатин. С этого времени наступает эпоха Римской республики (510–30 гг. до н.э.).


22.2. Ромул.



Ромул, внук Нумитора, царя Альба-Лонги, сын весталки Сильвии и самого бога Марса, вскормленный волчицей и убивший собственного брата – богатая родословная и сомнительная биография, что, впрочем, не помешало Ромулу стать не только основателем великого Рима, но и самым известным его царем. Согласно римским легендам, он правил с 753 по 716 гг. до н.э. Во времена Ромула к Риму присоединились некоторые этруски и сабиняне; считается, что именно он создал Сенат из «ста отцов» и разделил население Рима на три основные части – трибы, возглавляемые выборными трибунами: латиняне, сабиняне и этруски. Каждая из триб, в свою очередь, делилась еще на десять курий, курии же выбирали на государственные должности самых достойных и бесстрашных мужей.

Знатных римлян, прославленных доблестью и богатством, называли «отцами» (а их потомков – «патрициями»), безвестных и бедных – плебеями. Патриции занимали политические, жреческие и судейские должности, тогда как плебеям оставались земледелие и ремесла. Такое социальное расслоение сохранилось на многие века, хотя во времена поздней Республики границы между сословиями стали скорее формальностью.

О смерти Ромула существует несколько легенд, вплоть до его божественного вознесения на Олимп. Однако античные историки куда более прозаичны. Дадим слово Плутарху:

«Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Пятого июля, в тот день, который в настоящее время называется Капратинскими нонами, Ромул приносил за городом, на Козьем болоте, жертву за весь народ в присутствии Сената и большей части граждан. Внезапно в воздухе произошла большая перемена: на землю спустилась туча, сопровождаемая вихрем и бурей. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Его не нашли ни живым, ни мертвым. На патрициев пало сильное подозрение. Народ говорил, что они давно тяготились царской властью и, желая забрать управление государством в свои руки, умертвили царя, так как он стал с некоторого времени поступать с ними суровее и деспотичнее. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». Прокул, личность, пользовавшаяся уважением, поклялся, что видел, как Ромул возносился в полном вооружении на небо, и слышал его голос, приказывавший называть его Квирином».