Файл: 2. Природногеографические условия Греции. Последствия дорийского переселения. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 649
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2. Природно-географические условия Греции. Последствия дорийского переселения.
3. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.
4. Эллада в гомеровский период (материалы гомеровских поэм, археологические материалы).
5. Античный полис и государство. Предпосылки появления полиса.
6. Великая греческая колонизация (хронология, причины, особенности процесса, результаты).
7. Старшая тирания в Элладе (Коринф, Сикион, Самос).
9. Ситуация в Аттике в конце VII - начале VI в. до н.э. Реформы Солона.
10. Тирания Писистрата и ее роль в становлении полиса в Афинах.
11. Реформы Клисфена и развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.
13. Эллинские союзы (Пелопоннесский союз, Афинский морской союз, Афинская АРХЭ).
14. Противоречия между Афинами и Спартой. Пелопоннесская война.
16. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского.
17. Эллинизм и эллинистические государства.
18. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Религия и мифология.
19. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Архитектура и скульптура.
20. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Поэзия и историописание.
21. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Театр и Олимпийские игры.
23. Борьба патрициев и плебеев (причины, основные требования, этапы, результаты).
25. I Пуническая и Ганнибалова войны.
26. Становление Римской Средиземноморской державы.
27. Социально-политическая борьба в Римской республике в 40-20-х гг. II в. до н.э.
28. Рабские восстания в Римской республике II-I вв. до н.э.
29. Римская республика в первой половине I в. до н.э.
30. Римская республика в 40-30-х гг. I в. до н.э.
31. Принципат как форма власти. Правление Юлиев-Клавдиев.
32. Эволюция принципата при Флавиях и Антонинах.
33. Правление Северов и период солдатских императоров.
34. Доминат. Правление и реформы Диоклетиана.
35. Доминат. Правление и реформы Константина Великого.
36. Римская империя после Константина Великого. Падение Западной Римской империи.
37. Культура Рима в эпоху Республики. Религия, архитектура, скульптура.
38. Культура Римской республики. Литература, историописание.
39. Культура Рима в Ранней империи.
40. Культура Рима в Поздней империи.
1.2. Общая характеристика и основные этапы развития.
1.3. Античный полис как уникальное явление.
1.4. Древний Рим: этапы становления общества и государства
1.5. Географические рамки античного общества.
1.6. Хронологические рамки античного общества.
1.7. Периодизация античного общества.
1.8. Источники по истории античного мира.
2. Природно-географические условия Греции. Последствия дорийского переселения.
2.1. Географическое положение и природный мир Древней Греции.
2.2. Последствия дорийского переселения.
3. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.
3.2. «Илиада»: сюжет, персонажи, идейно-художественное своеобразие.
3.3. «Одиссея»: особенности композиции, сюжета и характеристики персонажей.
4. Эллада в гомеровский период (материалы гомеровских поэм, археологические материалы).
4.2. Хозяйственная жизнь греческих общин.
4.3. Культура гомеровской Греции.
5. Античный полис и государство. Предпосылки появления полиса.
5.1. Предпосылки появления полиса.
5.4. Осознание необходимости полиса древнегреческими мыслителями.
6. Великая греческая колонизация (хронология, причины, особенности процесса, результаты).
6.1. Последствия Великой греческой колонизации.
7. Старшая тирания в Элладе (Коринф, Сикион, Самос).
7.1. Общие черты раннегреческой тирании.
8.4. Социально-экономический строй древней Спарты.
8.5. Государственное устройство.
8.6. Законодательство Ликурга.
8.7. Образование Пелопоннесского союза.
9. Ситуация в Аттике в конце VII - начале VI в. до н.э. Реформы Солона.
9.1. Аттика древнейшего времени.
9.2. Обострение социальной борьбы.
10. Тирания Писистрата и ее роль в становлении полиса в Афинах.
10.1. Первое «пришествие» Писистрата.
10.2. Второе «пришествие» Писистрата.
10.3. Третье «пришествие» Писистрата.
11. Реформы Клисфена и развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.
10.4. В ожидании нового удара.
13. Эллинские союзы (Пелопоннесский союз, Афинский морской союз, Афинская АРХЭ).
13.1. Образование Делосской симмахии и превращение ее в Первый Афинский морской союз.
13.2. Гегемонистическая политика Афин в союзе и превращение его в Афинскую морскую державу.
14. Противоречия между Афинами и Спартой. Пелопоннесская война.
14.1. Конфликт между Афинами и Спартой.
14.3. Алкивиад и сицилийскя экспедиция.
14.4. Декелейская (Ионийская) война.
15.1. Причины и последствия кризиса.
15.3. Позднегреческая тирания.
15.4. В поисках выхода. Идея панэллинизма.
15.5. Афинская демократия в IV в. до н.э.
16. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского.
16.2. Александр Македонский. Создание мировой державы.
17. Эллинизм и эллинистические государства.
17.2. Характеристика эпохи эллинизма.
17.3 Исторические достижения эллинизма.
18. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Религия и мифология.
19. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Архитектура и скульптура.
19.1. Архитектура и скульптура архаической Греции.
19.2. Архитектура и искусство классической Греции.
20. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Поэзия и историописание.
20.2. Зарождение древнегреческой философской и научной мысли.
20.4. Историописание. Гнродот. Фукидид.
21. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Театр и Олимпийские игры.
21.2. Великие Дионисии. Рождение театра.
21.5. Своеобразие древнегреческой культуры.
22.1. Царский Рим (753–510 гг. до н.э.).
22.6. Луций Тарквиний Приск, или Тарквиний Древний.
23. Борьба патрициев и плебеев (причины, основные требования, этапы, результаты).
23.2. Причины борьбы патрициев с плебеями.
23.5. Первое предложение об аграрном законе.
23.8. Расширение прав трибутных комиций.
23.9. Борьба за государственные должности.
23.10. Страх патрициев перед тиранией.
23.11. Окончательное уравнение прав патрициев и плебеев.
23.12. Возникновение нобилитета.
24. Завоевание Римом Италии (VI–III вв. до н.э.).
24.5. Покорение римлянами Южной Италии.
24.6. Структура Римско-италийского союза.
25. I Пуническая и Ганнибалова войны.
25.2. Вторая Пуническая война.
26. Становление Римской Средиземноморской державы.
26.1 Римская экспансия в Восточном Средиземноморье. III Пуническая война.
27. Социально-политическая борьба в Римской республике в 40-20-х гг. II в. до н.э.
27.1. Классическое рабство и его особенности.
27.2. Классовые и социальные отношения.
27.3. Восстания рабов в Италии и на острове Сицилия в 30-х годах II в. до н.э.
27.4. Нумантинская война в Испании.
27.5. Борьба за проведение аграрной реформы в Риме. Политическая деятельность Тиберия Гракха.
27.6. Восстание народных масс в Пергаме и образование провинции Азия.
27.7. Социально-политическая борьба в римско-италийском обществе в 20-х годах II в. до н.э.
27.8. Политическая деятельность Гая Гракха.
27.9. Аграрное законодательство конца II в. до н. э.
27.10. Внешнеполитическое положение Рима в конце II в. до н.э
27.11. Военная реформа Гая Мария.
27.12. Борьба популяров и оптиматов на рубеже II–I вв. до н.э.
28. Рабские восстания в Римской республике II-I вв. до н.э.
28.1. Восстания рабов в Италии и на острове Сицилия в 30-х годах II в. до н.э.
28.2.Второе восстание рабов на острове Сицилия в конце II в. до н.э.
29. Римская республика в первой половине I в. до н.э.
30. Римская республика в 40-30-х гг. I в. до н.э.
31. Принципат как форма власти. Правление Юлиев-Клавдиев.
32. Эволюция принципата при Флавиях и Антонинах.
33. Правление Северов и период солдатских императоров.
34. Доминат. Правление и реформы Диоклетиана.
35. Доминат. Правление и реформы Константина Великого.
36.Римская империя после Константина Великого. Падение Западной Римской империи.
37. Культура Рима в эпоху Республики. Религия, архитектура, скульптура.
38.Культура Римской республики. Литература, историописание.
Рисунок 13:
Антонины - Пий (138-161 гг.), Марк Аврелий (161-180 гг.), Коммод (180-192 гг.) - в самом Риме строили мало. В честь Пия и Марка Аврелия возвели колонны, подобные Траяновой, но уже не столь замечательные. Правда, одна деталь необычна: на цоколе колонны Антонина Пия были изображены сам император и его супруга. Сцена вознесения душ в телесной форме крылатым гением в небеса символизирует обожествление императорской четы. Крылатого гения сопровождают два орла - по древнему поверью, души покойных пребывают в образе птиц. Прежде такая тема была в искусстве невозможна.
Конная бронзовая статуя Марка Аврелия уцелела до наших дней. Статуя выполнена по древней античной схеме, но облик всадника не гармонирует ни с конём, ни с миссией воителя. Лицо у императора отрешённое и самоуглублённое.
Марк Аврелий думает не о военных победах - их у него было немного, а о проблемах мира, человеческой души. Скульптурный портрет того времени приобретает особую духовность. Со времён Адриана сохранилась традиция изображать лицо в обрамлении пышных волос. При Марке Аврелии ваятели достигли особой виртуозности. Они высверливали каждую прядь, соединяя её мостиками с другими, в мостиках дополнительно углубляли каналы.
Свет дробился в волосах, создавая богатую игру светотени. Однако особое внимание стали уделять глазам: их изображали подчёркнуто большими, с тяжёлыми, как бы припухшими веками и поднятыми вверх зрачками.
Создавалось впечатление печальной усталости, разочарованности в земной жизни и ухода в себя. Так в эпоху Антонинов изображали всех, даже детей.
Септймий Север (193-211 гг.), сменивший на римском троне недостойного сына Марка Аврелия - Коммода, был родом из Северной Африки. Септймий был сложной натурой. Отличавшийся практичностью, он за годы правления существенно улучшил положение в Риме, сильно подорванное при поздних Антонинах.
Рисунок 14:
Вместе с тем император отличался властным и суровым нравом. Септймий Север считал себя духовным преемником Марка Аврелия, перед которым преклонялся. Ему не повезло с детьми.
Каракалла, объявленный соправителем отца с титулом «цезарь», убил родного брата Гету, желая стать единственным наследником престола. До наших дней дошло много севёровских портретов. Однако мастера, сохраняя некоторые черты антониновских портретов, уделяли больше внимания душевному состоянию модели. Масса пушистых волос, сросшиеся на переносице брови ещё никогда не передавались так тонко! как в портретах супруги Септимия Севера - Юлии Домны. Взгляд её «антониновских» глаз всё больше уходит в сторону. В портрете римского императора Каракаллы (211-217 гг.) также заметны новые веяния. «Рама» из волос вокруг лица резко уменьшается, игра светотени в живописных прядях уже не интересует художника. Важна форма головы и выражение лица - нахмуренного, настороженного, подозрительного. В этом образе виден прежде всего солдат, человек действия. Своё прозвище Каракалла получил из-за того, что облачался в военный плащ «каракалла». Наступила эпоха «солдатских» императоров, которых сажала на трон армия.
Красноречивы портреты императоров-варваров, как о том говорят имена: Максим™ Фракиец, Филипп Араб, Требониан Галл. Волей рока занесённые на вершины власти, они убивали других и их убивали тоже. Их судьбы трагичны. Их портреты - великолепный человеческий документ той драматической и противоречивой эпохи, в которую им выпала доля жить.
Рисунок 15. - Руины Терм Каракаллы. III в.:
Культура и искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни. Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени.
Мастера перестали изображать пышные волосы, почти убирали усы и бороду и до предела обнажали пластический костяк. На зрителя смотрят затравленные роком властители позднего Рима, вовлечённые в вечную борьбу за императорскую власть. В римской архитектуре 111 в., особой грандиозностью выделяются Термы (бани) Каракаллы. Термы для римлян были чем-то вроде клуба, где древняя традиция ритуальных омовений постепенно обросла комплексами для развлечений и занятий: палестрами и гимназиями, библиотеками, помещениями для музыкальных занятий.
Посещать бани было любимым занятием римского плебса, желавшего вместо труда «хлеба и зрелищ». Бани - как частные, так и государственные, мужские и женские (или общие), простые и такие шедевры архитектуры, как у Каракаллы, - были разбросаны по всей империи В каждом провинциальном городе были свои бани. Термы Каракаллы занимали колоссальную площадь с газонами, имели залы горячей
, тёплой и холодной воды (калдарий, тепидарий, фригидарий). Они представляли собой сложные архитектурные сооружения, перекрытые сводами разных конструкций - высшее достижение инженерного гения. Их руины до сих пор поражают величием. А современники Каракаллы могли любоваться и блеском полудрагоценных камней, и позолотой, и мозаикой, и богатым декором, покрывавшим стены и своды терм.
В римских провинциях продолжался расцвет градостроительства, там были богатые заказы, туда устремлялись лучшие мастера из Рима. Общий уровень цивилизации во всей Римской империи в то время был высок как никогда - вплоть до далёкой Британии, куда доходил уже Адриан и где окончил свои дни Септимий Север. Античный романизированный мир стал приобретать, несмотря на местные различия, некий единый облик. О базилике как сооружении, весьма распространённом у римлян, следует сказать особо. Тип базилики (от греч. «базилике» - «царский дом») - прямоугольного вытянутого здания для общественных собраний и советов - возник уже в Греции в III в. до н. э. Здание разделялось продольными рядами опор (колонн, столбов) на несколько проходов - нефов. Средний неф был обычно выше и шире боковых и освещался через окна над боковыми частями. Чаще всего он завершался выступом - апсидой. Впоследствии архитектурная форма базилики использовалась как образец для строительства христианских храмов.
На родине Септимия Севера, в Лептис Магне (Северная Африка), была построена базилика, которая отличалась от всех прежних особым замыслом и роскошью отделки На узких сторонах, восточной и западной, у неё были две полукруглые ниши - апсиды. Обрамлявшие их пилоны (столбы) посвящались Дионису и Гераклу и были украшены сценами их подвигов. С этими двумя героями античности отождествлял себя император. Так уже поступал Александр Македонский в IV в. до н. э., бросая вызов небесам. Теперь в это начинали веровать буквально.
Дионис и Геракл - два главных божества позднеантичного мира. Их почитали повсюду, но Дионис намного популярнее. На замечательных римских саркофагах, которые воплощают духовный мир позднего Рима, Дионис побеждает Геракла. На знаменитом «саркофаге Уварова» из Государственного исторического музея (Москва) Дионис опьяняет героя, считавшегося воплощением разума, воли и недюжинной физической силы. Дионис вершит ритуал его смерти и возрождения. Ведь он тоже умирал в облике виноградных гроздьев, которые давили в чанах похожих по форме на саркофаг, и возрождался уже в виде молодого вина. Путь бога от мученической смерти к воскресению воплотился в страстях Диониса. От него один шаг до спасительной смерти христианского бога-человека.
Древнеримские императоры бывали жестокими и беспощадными, однако никогда не были в безопасности. Ставки были слишком высоки, и опасность была постоянной спутницей императора. Одни оставались в живых, давая народу то, что он желал, другие возводили потрясающие воображение чудеса, намного превосходившие все виденное ранее. Благодаря этому Рим стал уникальным местом на земле. Здесь были торговые центры и водолечебницы, прекрасно развитые системы дорог, водоснабжения и канализации. Римский народ получал от своих императоров чудеса архитектуры, явившиеся будто из другой вселенной, и развлечения, затмевавшие самые смелые фантазии.
Большой Цирк
Ни в одном другом сооружении нельзя было развлечь больше народа, чем в Большом Цирке. Большой Цирк располагался в небольшой лощине, между Авентинским и Палатинским холмами. Это был крупнейший стадион за всю историю человечества. Он мог принять треть населения Рима — 350 тысяч человек, то есть вдвое больше, чем самый вместительный стадион нашего времени. В Большом Цирке для римлян устраивались спектакли скорости, опасности и смерти. Здесь они собирались, чтобы увидеть чудеса ловкости и отваги. Вход в Большой Цирк был свободный, за счет государства. Но, по мнению построившего его императора Траяна, оно того стоило. Траян хотел воздвигнуть монумент в свою славу, и Большой Цирк подходил для этого как нельзя лучше: здесь он мог встречаться с толпой, причем на одном уровне. Для Траяна, тешившего себя мыслью, что он человек из народа, Большой Цирк был непревзойденным средством саморекламы.
Все предшествовавшие попытки построить Большой Цирк заканчивались неудачей. 500 годами ранее было возведено деревянное здание, которое из-за регулярных пожаров то и дело приходилось отстраивать заново. Траян решил отстроить его раз и навсегда. Около 100 г. деревянная постройка была заменена величественным сооружением из камня и мрамора. Деревянным остался лишь верхний ярус. Первые три этажа были отведены под торговые лавки. Высокая огнестойкость здания позволяла устроить торговые ряды по всей длине стадиона. Несмотря на пожароопасность, исходившую от множества галерей и лавок, Большой Цирк простоял 500 лет. Секрет его долговечности крылся в новом чудесном
строительном материале — бетоне. Этой волшебной смеси предстояло освободить архитектуру. И придумали ее римляне. С точки зрения римских императоров, бетон давал огромные преимущества: во-первых, строительство существенно ускорялось, а кроме того, с открытием бетона у римлян появилась возможность строить монументальные сооружения.
Большой Цирк имел в длину 500 м, в ширину — 150 м, а в высоту — свыше 30 м. Четыре яруса зрительских рядов охватывали скаковой круг петлей длиной в 1300 м. Посреди арены находилась spina — 300-метровая полоса из алтарей, статуй, скульптурных групп и обелисков. Spina символизировала сломанный хребет врагов Рима. Ее центральным элементом был 24-метровый обелиск Рамсеса II, величайшего из египетских фараонов. Теперь этот символ царского могущества принадлежал Риму. Арена Цирка была очень прочной, ибо некоторые постановки могли стать неуправляемыми. Например, во время одного из представлений на арену было выпущено 63 леопарда и 40 медведей и слонов. Для безопасности зрителей по всему периметру проходил ров шириной и глубиной в 3 метра. При Нероне появился еще покрытый слоновой костью гладкий валик, который при касании вращался, не позволяя животным перелезть через барьер. Это давало возможность устраивать представления прямо перед зрителями.
Большой Цирк был настолько большим, что и зрелища там требовались грандиозные — так называемая охота (стравливание диких животных друг с другом или с людьми), гладиаторские бои и т. п. Но самыми популярными у римлян были гонки на колесницах. Весь город стекался посмотреть на это зрелище. Те, кому не хватило места на стадионе, устраивались на вершинах окрестных холмов.
Сигналом к началу гонок служил брошенный императором платок. Ворота открывались, и на арене появлялись четыре колесницы, запряженные четверкой лошадей. Колесницы были окрашены в разные цвета: зеленый, красный, голубой и белый. Соответственно, зрители (болельщики) разделялись на четыре партии. Ставки делали все, даже женщины, закладывая все, что только можно: экипажи, скот, невольников, домашнюю утварь, драгоценности… Колесницы семь раз проносились по кругу и, наконец, пересекали финишную черту перед императорской ложей. Подобно современным автодромам, траса постоянно совершенствовалась. Самыми опасными местами были углы, где участники старались пройти как можно ближе к поворотным столбам. На повороте колесницы сталкивались, и возничих затаптывали насмерть. Те, кому удавалось выжить, становились знаменитостями первой величины — что-то вроде современных кинозвезд или автогонщиков. Вокруг возничих сформировался целый культ, обеспечивший им богатство и славу. До нас дошло имя одного из возничих Древнего Рима — Скорпус. Этот человек выиграл две тысячи гонок и погиб в Большом Цирке, когда ему было всего 27 лет.