Файл: 2. Природногеографические условия Греции. Последствия дорийского переселения. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 662
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2. Природно-географические условия Греции. Последствия дорийского переселения.
3. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.
4. Эллада в гомеровский период (материалы гомеровских поэм, археологические материалы).
5. Античный полис и государство. Предпосылки появления полиса.
6. Великая греческая колонизация (хронология, причины, особенности процесса, результаты).
7. Старшая тирания в Элладе (Коринф, Сикион, Самос).
9. Ситуация в Аттике в конце VII - начале VI в. до н.э. Реформы Солона.
10. Тирания Писистрата и ее роль в становлении полиса в Афинах.
11. Реформы Клисфена и развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.
13. Эллинские союзы (Пелопоннесский союз, Афинский морской союз, Афинская АРХЭ).
14. Противоречия между Афинами и Спартой. Пелопоннесская война.
16. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского.
17. Эллинизм и эллинистические государства.
18. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Религия и мифология.
19. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Архитектура и скульптура.
20. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Поэзия и историописание.
21. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Театр и Олимпийские игры.
23. Борьба патрициев и плебеев (причины, основные требования, этапы, результаты).
25. I Пуническая и Ганнибалова войны.
26. Становление Римской Средиземноморской державы.
27. Социально-политическая борьба в Римской республике в 40-20-х гг. II в. до н.э.
28. Рабские восстания в Римской республике II-I вв. до н.э.
29. Римская республика в первой половине I в. до н.э.
30. Римская республика в 40-30-х гг. I в. до н.э.
31. Принципат как форма власти. Правление Юлиев-Клавдиев.
32. Эволюция принципата при Флавиях и Антонинах.
33. Правление Северов и период солдатских императоров.
34. Доминат. Правление и реформы Диоклетиана.
35. Доминат. Правление и реформы Константина Великого.
36. Римская империя после Константина Великого. Падение Западной Римской империи.
37. Культура Рима в эпоху Республики. Религия, архитектура, скульптура.
38. Культура Римской республики. Литература, историописание.
39. Культура Рима в Ранней империи.
40. Культура Рима в Поздней империи.
1.2. Общая характеристика и основные этапы развития.
1.3. Античный полис как уникальное явление.
1.4. Древний Рим: этапы становления общества и государства
1.5. Географические рамки античного общества.
1.6. Хронологические рамки античного общества.
1.7. Периодизация античного общества.
1.8. Источники по истории античного мира.
2. Природно-географические условия Греции. Последствия дорийского переселения.
2.1. Географическое положение и природный мир Древней Греции.
2.2. Последствия дорийского переселения.
3. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.
3.2. «Илиада»: сюжет, персонажи, идейно-художественное своеобразие.
3.3. «Одиссея»: особенности композиции, сюжета и характеристики персонажей.
4. Эллада в гомеровский период (материалы гомеровских поэм, археологические материалы).
4.2. Хозяйственная жизнь греческих общин.
4.3. Культура гомеровской Греции.
5. Античный полис и государство. Предпосылки появления полиса.
5.1. Предпосылки появления полиса.
5.4. Осознание необходимости полиса древнегреческими мыслителями.
6. Великая греческая колонизация (хронология, причины, особенности процесса, результаты).
6.1. Последствия Великой греческой колонизации.
7. Старшая тирания в Элладе (Коринф, Сикион, Самос).
7.1. Общие черты раннегреческой тирании.
8.4. Социально-экономический строй древней Спарты.
8.5. Государственное устройство.
8.6. Законодательство Ликурга.
8.7. Образование Пелопоннесского союза.
9. Ситуация в Аттике в конце VII - начале VI в. до н.э. Реформы Солона.
9.1. Аттика древнейшего времени.
9.2. Обострение социальной борьбы.
10. Тирания Писистрата и ее роль в становлении полиса в Афинах.
10.1. Первое «пришествие» Писистрата.
10.2. Второе «пришествие» Писистрата.
10.3. Третье «пришествие» Писистрата.
11. Реформы Клисфена и развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.
10.4. В ожидании нового удара.
13. Эллинские союзы (Пелопоннесский союз, Афинский морской союз, Афинская АРХЭ).
13.1. Образование Делосской симмахии и превращение ее в Первый Афинский морской союз.
13.2. Гегемонистическая политика Афин в союзе и превращение его в Афинскую морскую державу.
14. Противоречия между Афинами и Спартой. Пелопоннесская война.
14.1. Конфликт между Афинами и Спартой.
14.3. Алкивиад и сицилийскя экспедиция.
14.4. Декелейская (Ионийская) война.
15.1. Причины и последствия кризиса.
15.3. Позднегреческая тирания.
15.4. В поисках выхода. Идея панэллинизма.
15.5. Афинская демократия в IV в. до н.э.
16. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского.
16.2. Александр Македонский. Создание мировой державы.
17. Эллинизм и эллинистические государства.
17.2. Характеристика эпохи эллинизма.
17.3 Исторические достижения эллинизма.
18. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Религия и мифология.
19. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Архитектура и скульптура.
19.1. Архитектура и скульптура архаической Греции.
19.2. Архитектура и искусство классической Греции.
20. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Поэзия и историописание.
20.2. Зарождение древнегреческой философской и научной мысли.
20.4. Историописание. Гнродот. Фукидид.
21. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Театр и Олимпийские игры.
21.2. Великие Дионисии. Рождение театра.
21.5. Своеобразие древнегреческой культуры.
22.1. Царский Рим (753–510 гг. до н.э.).
22.6. Луций Тарквиний Приск, или Тарквиний Древний.
23. Борьба патрициев и плебеев (причины, основные требования, этапы, результаты).
23.2. Причины борьбы патрициев с плебеями.
23.5. Первое предложение об аграрном законе.
23.8. Расширение прав трибутных комиций.
23.9. Борьба за государственные должности.
23.10. Страх патрициев перед тиранией.
23.11. Окончательное уравнение прав патрициев и плебеев.
23.12. Возникновение нобилитета.
24. Завоевание Римом Италии (VI–III вв. до н.э.).
24.5. Покорение римлянами Южной Италии.
24.6. Структура Римско-италийского союза.
25. I Пуническая и Ганнибалова войны.
25.2. Вторая Пуническая война.
26. Становление Римской Средиземноморской державы.
26.1 Римская экспансия в Восточном Средиземноморье. III Пуническая война.
27. Социально-политическая борьба в Римской республике в 40-20-х гг. II в. до н.э.
27.1. Классическое рабство и его особенности.
27.2. Классовые и социальные отношения.
27.3. Восстания рабов в Италии и на острове Сицилия в 30-х годах II в. до н.э.
27.4. Нумантинская война в Испании.
27.5. Борьба за проведение аграрной реформы в Риме. Политическая деятельность Тиберия Гракха.
27.6. Восстание народных масс в Пергаме и образование провинции Азия.
27.7. Социально-политическая борьба в римско-италийском обществе в 20-х годах II в. до н.э.
27.8. Политическая деятельность Гая Гракха.
27.9. Аграрное законодательство конца II в. до н. э.
27.10. Внешнеполитическое положение Рима в конце II в. до н.э
27.11. Военная реформа Гая Мария.
27.12. Борьба популяров и оптиматов на рубеже II–I вв. до н.э.
28. Рабские восстания в Римской республике II-I вв. до н.э.
28.1. Восстания рабов в Италии и на острове Сицилия в 30-х годах II в. до н.э.
28.2.Второе восстание рабов на острове Сицилия в конце II в. до н.э.
29. Римская республика в первой половине I в. до н.э.
30. Римская республика в 40-30-х гг. I в. до н.э.
31. Принципат как форма власти. Правление Юлиев-Клавдиев.
32. Эволюция принципата при Флавиях и Антонинах.
33. Правление Северов и период солдатских императоров.
34. Доминат. Правление и реформы Диоклетиана.
35. Доминат. Правление и реформы Константина Великого.
36.Римская империя после Константина Великого. Падение Западной Римской империи.
37. Культура Рима в эпоху Республики. Религия, архитектура, скульптура.
38.Культура Римской республики. Литература, историописание.
В антиковедении нет однозначных ответов на указанные вопросы, поэтому они и является проблемными.
Андреев Ю.В. считает что началом генезиса полиса является Гомеровский период. Он подчеркивает наличие глубокого исторического водораздела, отделяющего Гомеровский период от Микенской эпохи. Катастрофические потрясения, пережитые греческим обществом в связи с охватившим Балканский полуостров на рубеже XIII–XII вв. «переселением народов», имели своим прямым результатом крушение всей политической и социально-экономической системы, составлявшей основу Микенской цивилизации в период ее расцвета. За гибелью последних микенских государств следует длительная полоса культурного упадка, политического безвременья и почти абсолютной изоляции Греции от внешнего мира. В этих условиях преобладающей формой социальной и политической организации становится небольшая изолированная община (демос), имеющая своим основным центром укрепленный поселок, который Андреев Ю.В. называет «первичной формой полиса» или «протополисом» с характерным для него нерасчлененным единством города и деревни. Дальнейшая эволюция раннегреческого полиса шла, как это показано Андреевым Ю.В., по линии интеграции ряда мелких общин вместе с их укрепленными центрами (первичными полисами) в более крупные политические образования типа города-государства (собственно полиса). Этот процесс, принимавший во многих районах Греции форму синойкизма, имел своим естественным результатом резкое размежевание города, ставшего теперь основным политическим и экономическим центром общины и подчиненной ему деревни. Подтверждает он эту гипотезу и фактом наличия множественности басилеев, который доказывает что полис возник в результате слияния нескольких (или многих) первичных общин (каждая со своим особым вождем) в одну городскую общину.
Таким образом, Ю.В. Андреев называет протополисом укрепленные центры общин, возникших после падения микенских цитаделей. Однако характер самих этих элементарных общинных структур он нигде не раскрывает с достаточной полнотой и ясностью.
Фролов Э.Д. развивает концепцию Андреева Ю.В. дальше, выдвигая ряд новых положений. Он утверждает, что корни полисного строя следует искать в Микенском обществе. Он не отрицает известного перерыва в поступательном развитии греческого народа после дорийского нашествия, но считает разрыв не таким принципиальным как Андреев Ю.В. Он говорит, что этот перерыв, высвободил из-под власти ахейских дворцов сельские общины. Гомеровская эпоха характеризовалась затянувшимися этнополитическими перетрубациями, видимым регрессом и стагнацией во всех сферах общественной жизни, но вместе с тем и сложным, таившим в себе новые возможности, взаимодействием различных культур – умирающих дворцовых центров, освободившихся от их гнета сельских общин, утверждавшихся на новых местах племен завоевателей. К концу этой эпохи заново накапливавшаяся потенция к развитию реализовалась в возникновении первичных организмов раннеклассового общества – протогородских и протогосударственных центров, протополисов. Следующая, архаическая эпоха была уже отмечена радикальными техническими, социально-экономическими и культурными сдвигами, результатом которых было окончательное формирование полиса.
Разумеется, совершенно отчетливо характеристики полиса прослеживаются только на заключительной стадии, в Архаическую эпоху. Тогда явственно проступают уже контуры и настоящего античного города, и гражданского общества, и правильного государства. Однако зародыши этих образований обнаруживаются гораздо раньше. Исходным генетическим ядром полиса, как уже указывалось, надо считать древнюю сельскую общину микенского и субмикенского времени, но не всякую вообще, а особенно выдававшуюся своей укрепленноcтью и жизнеспособностью, способную, в случае необходимости, стать общим убежищем всего племени, – то, что иногда называют эгейским протополисом. При этом, помимо ландшафта, свою роль в выделении поселения в протополис могли сыграть старинные традиции – постольку, конечно, отдельным древним поселениям удавалось сохранить свои функции и свое значение также и после перетрубаций в конце II тыс. до н.э., на всем протяжении дальнейшего переходного периода. Иными словами, процессу урбанизации в послемикенской, архаической Греции могло содействовать то важное обстоятельство, что в ряде случаев он развивался не на пустом месте, а на основе, унаследованной от микенского или позднейшего, но тоже достаточно еще раннего времени. Однако переоценивать урбанистические качества первоначальных протополисов не приходится, тем более, что наши сведения о них крайне ограничены. Как бы там ни было, в XI-IX вв. до н.э., – а скорее к концу этого периода, – археологически выявляется целый ряд таких послемикенских протополисов: главным назначением такого городища было служить убежищем для некоторой массы населения, сплоченной общностью происхождения и организации в более или менее крупное единство. Эти протополисы были невелики по объему и весьма примитивны по характеру:
скопища небольших, как правило, в одно помещение домиков, квадратных или овальных в плане, сложенных из кирпича-сырца, с соломенной кровлей; никаких следов правильной общей планировки или хотя бы четко обозначенного общественного центра. С городом такое раннее городище сближали только компактность застройки и наличие укреплений в виде стены, опоясывавшей все поселение, или акрополя, к которому оно тогда жалось. Однако, будучи центром притяжения для населения округи сначала как убежище, а затем, после сооружения здесь святилища божеству–покровителю и переноса сюда же резиденции правителя, также и как средоточие религиозной и политической жизни, такое городище со временем могло превратиться в настоящий многолюдный город, способный играть роль универсального центра – и религиозного, и военно-политического, и экономического. Все же эта характеристика гомеровского протополиса правильна лишь в принципе, поскольку она опирается на единственный образец – Трою. Однако, доказательством процесса возникновения и развития протополиса в Гомеровскую эпоху служат кординальные различия между Троей, которая является образцом раннего протополиса, и городом сказочного народа мореходов–феаков на острове Схерии, который можно считать поздним протополисом. С городом гомеровский протополис роднят его центральное положение, укрепленность и компактность застройки, но ни в социально-экономическом, ни в политическом отношении он еще не является городом-государством. Он не выделился из сельской округи и не противостоит ей как центр ремесла и торговли. Его население в принципе совпадает с совокупностью данного народа, с массою составляющих этот народ соплеменников–землевладельцев. В нем нет институтов – учреждений и зданий, – воплощающих власть, отделившуюся от народа. Но в нем уже есть зачатки всех указанных признаков. В любом случае очевидно значение самого факта появления в «Одиссее» протополиса нового типа, гораздо более прогрессивного, чем тот, что нашел отражение в «Илиаде» в образе Трои.
Кирстен Э. выводит ранний полис непосредственно из микенской цитадели. В основе эволюции цитадели в полис лежит, по его мнению, процесс постепенного упадка и распыления царской власти и замены ее рядом аристократических магистратур. В результате дробления власти происходит ее ослабление
, распад централизованного дворцового хозяйства на отдельные общины, крайнее измельчание политических структур и появляется ясно выраженная тенденция к максимальной дезинтеграции, что является отличительной чертой послемикенской эпохи.
Кроме этого, есть и мнение, что поселки Гомеровского времени нельзя считать ни полисом, ни протополисом, так как зарождение этого института происходит только в Архаическую эпоху. Причем ранее всего полисы зарождаются в колониях греков в Малой Азии, где община, находясь в чужеродном окружении, вынуждена консолидироваться, приходить к социальному компромиссу, организовывать ополчение и т.д. Колонии, оказывая влияние на метрополии, привели к распространению этих тенденций и в самой Балканской Греции.
Так или иначе, вопрос об истоках греческого полиса – это вопрос и об истоках греческой цивилизации в целом.
5.2. Основные черты полиса
В основе полиса лежала античная форма собственности, представляющая собой единство государственного и частного принципов собственности. Полис как коллектив граждан обладал правом собственности на землю. Одновременно только граждане полиса могли быть собственниками земли. Основным экономическим принципом полиса была идея автаркии (самообеспеченности). Выработалась и полисная система ценностей: идея превосходства земледельческого труда над всеми другими, осуждение стремления к прибыли и т.д. Впервые в мировой истории город вытеснил и подчинил себе деревню. Развитие обмена обусловило появление денег, торгового капитала, купцов. Зародилось ростовщичество, а вместе с ним и долговое рабство.
Бурное развитие хозяйства привело к существенным изменениям в общественном укладе Греции. В сельском хозяйстве и ремесле все больше используется рабский труд, общество распадается на два лагеря – свободных граждан и невольников. Общинные земли со временем перешли к родовой аристократии, которая превратила большинство крестьян в рабов. Между аристократией и сельским населением (демосом) шла постоянная борьба. В античном рабстве, в отличии от восточного (патриархального), рабский труд стал основной производительной силой общественного производства. При классическом рабстве раб лишался не только собственности на средства производства, но и представлял собой «говорящее орудие», полностью принадлежал своему хозяину. Право собственности рабовладельца на раба ничем не ограничивалось. Классическое рабство, в отличие от патриархального, было направлено на создание прибавочного продукта. Источники рабства были различными: продажа военнопленных; долговое рабство для лиц, не имевших гражданства; внутреннее воспроизводство рабов; пиратство; самопродажа, продажа в рабство своих детей, воров и других преступников. Использование рабского труда в Греции поначалу способствовало достижению высокого экономического и культурного уровня, однако технические возможности рабовладения быстро исчерпали себя. Раб не хотел совершенствовать орудия труда, а вольные граждане отдавали предпочтение занятиям политикой, философией, физическими упражнениями.