Файл: 2. Природногеографические условия Греции. Последствия дорийского переселения. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 643
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2. Природно-географические условия Греции. Последствия дорийского переселения.
3. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.
4. Эллада в гомеровский период (материалы гомеровских поэм, археологические материалы).
5. Античный полис и государство. Предпосылки появления полиса.
6. Великая греческая колонизация (хронология, причины, особенности процесса, результаты).
7. Старшая тирания в Элладе (Коринф, Сикион, Самос).
9. Ситуация в Аттике в конце VII - начале VI в. до н.э. Реформы Солона.
10. Тирания Писистрата и ее роль в становлении полиса в Афинах.
11. Реформы Клисфена и развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.
13. Эллинские союзы (Пелопоннесский союз, Афинский морской союз, Афинская АРХЭ).
14. Противоречия между Афинами и Спартой. Пелопоннесская война.
16. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского.
17. Эллинизм и эллинистические государства.
18. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Религия и мифология.
19. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Архитектура и скульптура.
20. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Поэзия и историописание.
21. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Театр и Олимпийские игры.
23. Борьба патрициев и плебеев (причины, основные требования, этапы, результаты).
25. I Пуническая и Ганнибалова войны.
26. Становление Римской Средиземноморской державы.
27. Социально-политическая борьба в Римской республике в 40-20-х гг. II в. до н.э.
28. Рабские восстания в Римской республике II-I вв. до н.э.
29. Римская республика в первой половине I в. до н.э.
30. Римская республика в 40-30-х гг. I в. до н.э.
31. Принципат как форма власти. Правление Юлиев-Клавдиев.
32. Эволюция принципата при Флавиях и Антонинах.
33. Правление Северов и период солдатских императоров.
34. Доминат. Правление и реформы Диоклетиана.
35. Доминат. Правление и реформы Константина Великого.
36. Римская империя после Константина Великого. Падение Западной Римской империи.
37. Культура Рима в эпоху Республики. Религия, архитектура, скульптура.
38. Культура Римской республики. Литература, историописание.
39. Культура Рима в Ранней империи.
40. Культура Рима в Поздней империи.
1.2. Общая характеристика и основные этапы развития.
1.3. Античный полис как уникальное явление.
1.4. Древний Рим: этапы становления общества и государства
1.5. Географические рамки античного общества.
1.6. Хронологические рамки античного общества.
1.7. Периодизация античного общества.
1.8. Источники по истории античного мира.
2. Природно-географические условия Греции. Последствия дорийского переселения.
2.1. Географическое положение и природный мир Древней Греции.
2.2. Последствия дорийского переселения.
3. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.
3.2. «Илиада»: сюжет, персонажи, идейно-художественное своеобразие.
3.3. «Одиссея»: особенности композиции, сюжета и характеристики персонажей.
4. Эллада в гомеровский период (материалы гомеровских поэм, археологические материалы).
4.2. Хозяйственная жизнь греческих общин.
4.3. Культура гомеровской Греции.
5. Античный полис и государство. Предпосылки появления полиса.
5.1. Предпосылки появления полиса.
5.4. Осознание необходимости полиса древнегреческими мыслителями.
6. Великая греческая колонизация (хронология, причины, особенности процесса, результаты).
6.1. Последствия Великой греческой колонизации.
7. Старшая тирания в Элладе (Коринф, Сикион, Самос).
7.1. Общие черты раннегреческой тирании.
8.4. Социально-экономический строй древней Спарты.
8.5. Государственное устройство.
8.6. Законодательство Ликурга.
8.7. Образование Пелопоннесского союза.
9. Ситуация в Аттике в конце VII - начале VI в. до н.э. Реформы Солона.
9.1. Аттика древнейшего времени.
9.2. Обострение социальной борьбы.
10. Тирания Писистрата и ее роль в становлении полиса в Афинах.
10.1. Первое «пришествие» Писистрата.
10.2. Второе «пришествие» Писистрата.
10.3. Третье «пришествие» Писистрата.
11. Реформы Клисфена и развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.
10.4. В ожидании нового удара.
13. Эллинские союзы (Пелопоннесский союз, Афинский морской союз, Афинская АРХЭ).
13.1. Образование Делосской симмахии и превращение ее в Первый Афинский морской союз.
13.2. Гегемонистическая политика Афин в союзе и превращение его в Афинскую морскую державу.
14. Противоречия между Афинами и Спартой. Пелопоннесская война.
14.1. Конфликт между Афинами и Спартой.
14.3. Алкивиад и сицилийскя экспедиция.
14.4. Декелейская (Ионийская) война.
15.1. Причины и последствия кризиса.
15.3. Позднегреческая тирания.
15.4. В поисках выхода. Идея панэллинизма.
15.5. Афинская демократия в IV в. до н.э.
16. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского.
16.2. Александр Македонский. Создание мировой державы.
17. Эллинизм и эллинистические государства.
17.2. Характеристика эпохи эллинизма.
17.3 Исторические достижения эллинизма.
18. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Религия и мифология.
19. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Архитектура и скульптура.
19.1. Архитектура и скульптура архаической Греции.
19.2. Архитектура и искусство классической Греции.
20. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Поэзия и историописание.
20.2. Зарождение древнегреческой философской и научной мысли.
20.4. Историописание. Гнродот. Фукидид.
21. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Театр и Олимпийские игры.
21.2. Великие Дионисии. Рождение театра.
21.5. Своеобразие древнегреческой культуры.
22.1. Царский Рим (753–510 гг. до н.э.).
22.6. Луций Тарквиний Приск, или Тарквиний Древний.
23. Борьба патрициев и плебеев (причины, основные требования, этапы, результаты).
23.2. Причины борьбы патрициев с плебеями.
23.5. Первое предложение об аграрном законе.
23.8. Расширение прав трибутных комиций.
23.9. Борьба за государственные должности.
23.10. Страх патрициев перед тиранией.
23.11. Окончательное уравнение прав патрициев и плебеев.
23.12. Возникновение нобилитета.
24. Завоевание Римом Италии (VI–III вв. до н.э.).
24.5. Покорение римлянами Южной Италии.
24.6. Структура Римско-италийского союза.
25. I Пуническая и Ганнибалова войны.
25.2. Вторая Пуническая война.
26. Становление Римской Средиземноморской державы.
26.1 Римская экспансия в Восточном Средиземноморье. III Пуническая война.
27. Социально-политическая борьба в Римской республике в 40-20-х гг. II в. до н.э.
27.1. Классическое рабство и его особенности.
27.2. Классовые и социальные отношения.
27.3. Восстания рабов в Италии и на острове Сицилия в 30-х годах II в. до н.э.
27.4. Нумантинская война в Испании.
27.5. Борьба за проведение аграрной реформы в Риме. Политическая деятельность Тиберия Гракха.
27.6. Восстание народных масс в Пергаме и образование провинции Азия.
27.7. Социально-политическая борьба в римско-италийском обществе в 20-х годах II в. до н.э.
27.8. Политическая деятельность Гая Гракха.
27.9. Аграрное законодательство конца II в. до н. э.
27.10. Внешнеполитическое положение Рима в конце II в. до н.э
27.11. Военная реформа Гая Мария.
27.12. Борьба популяров и оптиматов на рубеже II–I вв. до н.э.
28. Рабские восстания в Римской республике II-I вв. до н.э.
28.1. Восстания рабов в Италии и на острове Сицилия в 30-х годах II в. до н.э.
28.2.Второе восстание рабов на острове Сицилия в конце II в. до н.э.
29. Римская республика в первой половине I в. до н.э.
30. Римская республика в 40-30-х гг. I в. до н.э.
31. Принципат как форма власти. Правление Юлиев-Клавдиев.
32. Эволюция принципата при Флавиях и Антонинах.
33. Правление Северов и период солдатских императоров.
34. Доминат. Правление и реформы Диоклетиана.
35. Доминат. Правление и реформы Константина Великого.
36.Римская империя после Константина Великого. Падение Западной Римской империи.
37. Культура Рима в эпоху Республики. Религия, архитектура, скульптура.
38.Культура Римской республики. Литература, историописание.
Главных олимпийских богов было двенадцать, но в разных уголках греческого мира в их число часто включали различных «мелких» богов. Чаще всего в олимпийский пантеон, кроме упомянутых выше богов, включались дети Зевса: Арес – бог войны, Гефест – покровитель кузнечного мастерства и Аполлон – бог солнечного света, покровитель муз – богинь искусств, Артемида – целомудренная богиня-дева охоты и живой природы (ее часто отождествляли с богиней луны), Афина – покровительница ремесел. К олимпийским богам причисляли богиню красоты и любви Афродиту, родившуюся из морской пены у острова Кипр, и вестника богов Гермеса, а также бога фракийского происхождения Диониса и богиню плодородия Деметру.
С развитием социально-экономических отношений боги у греков начинают выполнять новые функции. Так, Посейдон выступает покровителем коневодства и аристократии, Афина – покровительницей наук и демократии, Гермес становится богом торговли и покровителем путешественников. По мере становления полисного мира возникают представления о покровительстве отдельных божеств тем или иным городам, островам и т.п. Например, Афина была покровительницей города Афины, Гера – Аргоса и острова Самос, Зевс – Олимпии, Аполлон и Артемида – острова Делос и Дельф и т.д.
Помимо богов, греки почитали нимф, наяд, дриад, сатиров, силенов и т.д. Этих существ, которые якобы населяли окружающий мир (источники, водоемы, рощи, растения), относили к младшим божествам.
Олимпийские боги представлялись бессмертными. Они обладали огромной властью, но не были всемогущими. Над миром богов царила безликая сила – Судьба (Атанка). Даже Зевс не в силах изменить ни судьбу бога, ни судьбу человека, нить жизни которого тянут три мойры – сестры-богини судьбы.
Греческие боги во многом близки людям. Эллины представляли своих богов в образах прекрасных и физически совершенных людей, которые живут теми же чувствами, страстями и желаниями, что и простой смертный человек. Отражением этого стало широкое распространение культа героев, которые появлялись на свет в результате любовной связи бессмертных богов и людей. Таковы Геракл – сын Зевса и Алкмены, Персей – сын Зевса и Данаи, Ахилл – сын царя Пелея и богини Фетиды и т.д.
Религиозные верования пронизывали все сферы жизни древнегреческого общества. И важнейшие государственные мероприятия, и серьезный труд, и веселое развлечение начинались с ритуала богопочитания. Отношение греков к миру богов было во многом наивным, усердно почтительным, но в то же время древние греки воздавали богам должное лишь в той мере, в какой рассчитывали получить от них помощь в предстоящих делах. Но никогда религиозное мышление не доходило до теологической систематизации многочисленных верований.
В архаическую эпоху строятся первые храмы – жилища богов, оформляются обряды и ритуалы и появляются жрецы, которые возглавляют религиозные церемонии и надзирают за храмовым имуществом. В отличие от Востока в полисной Греции не сложилось замкнутой касты жрецов с жесткой иерархией. Жрецом мог быть избран любой гражданин (как мужчина, так и женщина), пользовавшийся авторитетом у окружающих и не имевший физических недостатков. Как правило, это были представители аристократических семей. Жрец носил длинные волосы, пурпурный хитон (он восходил к древним ионийским одеждам) и во время торжественных церемоний надевал различные украшения.
Богослужение проводилось с целью расположить к себе божество. Оно начиналось с торжественного шествия к святилищу для совершения жертвоприношения. Жертвенный алтарь находился за стенами храма, на священном участке. Первоначально для алтаря использовали крупные камни, где происходило заклание жертвы. Позже алтарь превратился в искусно оформленное художниками и камнерезами сооружение из «благородного» камня.
В эту эпоху большую роль в религиозной и общественной жизни Греции стали играть святилища, прославившиеся своими оракулами, у которых через жрецов-предсказателей можно было узнать волю богов и свою судьбу. Самым древнейшим оракулом, который упоминает еще Гомер, было святилище Зевса в Додоне (в Эпире), где воля громовержца определялась по шуму листьев священного дуба. На Балканах и в Малой Азии много оракулов находилось в храмах Аполлона, который считался богом-прорицателем. Самым знаменитым стал оракул Аполлона в Дельфах (в Фокиде), на склоне горы Парнас.
Волю богов передавала жрица – пифия. Она сидела на треножнике над расщелиной
, откуда поднимались дурманящие испарения, приводившие жрицу в состояние экстаза. Бессвязные слова и звуки, выкрикиваемые пифией, записывались жрецами, а затем излагались в стихотворной форме. Ее предсказания обычно носили образный и порой загадочный характер. Так, царю Лидии Крезу перед войной с Персией оракул предсказала: «Крез, Галис перейдя, великое царство разрушит». Когда же Крез, потерпев поражение, стал сетовать на неверное предсказание, то жрецы заявили, что под «великим царством» божество подразумевало его державу.
На протяжении длительного времени Дельфийский оракул играл важную роль в греческом мире. Он давал «информацию» по культовым вопросам, о выводе и устройстве колоний, о законодательстве, о новых конституциях, о войне и мире, о заключении союзов, а также по частным делам: о деловых предприятиях, о заключении брака, о путешествии и т.п.
Для защиты святилища была создана амфиктиония – союз полисов. Дельфийская амфиктиония приобрела большой авторитет и из религиозного объединения превратилась в сильный политический союз, в котором большую роль стала играть Спарта.
В греческой религии были также мистерии – культы, основанные на таинстве. Они носили закрытый характер, и в них могли принимать участие только мисты – посвященные. Широкое распространение получают элевсинские мистерии, учреждение которых в аттическом Элевсине гомеровская традиция приписывает богине плодородия Деметре. После создания афинского полиса элевсинские мистерии становятся в нем государственным культом. Они были связаны с ритуалом поклонения умирающей и воскресающей природе, которую олицетворяла дочь Деметры Персефона (Кора), похищенная Аидом. Когда Персефона находилась в подземном царстве, вся природа увядала, а когда Аид разрешал ей на время вернуться к матери, то наступали весна и лето и вся земля расцветала. В мистериях могли участвовать и мужчины, и женщины, и дети, причем не только афиняне, но и чужестранцы.
Участники мистерий обязаны были пройти обряд посвящения, к которому тщательно готовились, очищая душу и тело. Мисты должны были хранить тайну того, что видели и слышали, поэтому об элевсинских мистериях известно немного. Церемониалом мистерий заведовал верховный жрец из древнего аристократического рода. Вместе со жрицей он был толкователем священных тайн. Мистерии начинались с шествия по священной дороге в Элевсин, по которой шла Деметра на поиски похищенной дочери. А основное действие разворачивалось ночью, когда при свете факелов в сопровождении музыки и пения разыгрывалось похищение Коры, блуждания Деметры и встреча матери с дочерью. Зрители вместе с героями священный драмы переживали и ужас, и горе потери, и
радость обретения, и религиозный экстаз. Мисты верили, что они испытывали те же чувства, что и их души будут испытывать после смерти.
19. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Архитектура и скульптура.
19.1. Архитектура и скульптура архаической Греции.
19.1.1. Архитектура архаической Греции.
Являясь важнейшим элементом культуры, архитектура наиболее полно и ярко отражает те духовные запросы, которые господствуют в обществе на каждом этапе его развития. В эллинском обществе уже в начале архаической эпохи определился приоритет общественной, прежде всего храмовой, архитектуры. На фоне однотипных, простых и непритязательных частных жилищ в каждом полисе выделялись монументальные храмы, посвященные богам – покровителям общины. В архитектуре архаической эпохи сооружения, повторявшие микенский мегарон, сменяются религиозными зданиями нового типа. Появляется греческий ордерный храм, отличающийся определенным сочетанием пропорций основных частей здания, особенностями их художественной обработки.
Первые храмы были построены в Аргосе, Коринфе и у дорийских греков в середине VII в. до н.э. Дорический храм представлял собой целлу – прямоугольное помещение со статуей бога; целла была окружена колоннадой, поддерживающей антаблемент (перекрытие) с крышей. Дорическая колонна относительно невысокая (отношение диаметра основания к высоте 1:6), с каннелюрами (прорезанными вертикальными желобками), завершается простой капителью, состоящей из эхина (круглой подушки) и абака (толстой квадратной плиты). На капители колонн опирается антаблемент. Он состоит из фриза, включающего чередующиеся триглифы (плиты с тремя полосами) и метопы (плиты с рельефами мифологического содержания), и карниза. Фронтон (треугольное пространство на фасаде под крышей) украшался скульптурами и рельефами мифологического содержания. Дорический храм с массивным антаблементом и невысокими колоннами выглядел приземистым и тяжеловесным.
Греческие ордера: А – дорический; Б – ионический. В – коринфский. Части ордера: 1– карниз; 2 – фриз; 3 – архитрап (они образуют антаблемент); 4 – капитель; 5 – ствол колонны; 6 – база
Более изящными и легкими были храмы, созданные в ионическом ордере. Колонны, которые покоились на базах (каменных подушках), были тоньше и выше (отношение диаметра основания к высоте 1:9). Капитель была украшена волютами (завитками в виде спиралей). Покоящийся на колоннаде антаблемент с гладким фризом был легче и казался изысканнее. Греческие храмы с