Файл: 2. Природногеографические условия Греции. Последствия дорийского переселения. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 627

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Античное общество. Основные черты, географические и хронологические рамки. Особенности источников.

2. Природно-географические условия Греции. Последствия дорийского переселения.

3. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.

4. Эллада в гомеровский период (материалы гомеровских поэм, археологические материалы).

5. Античный полис и государство. Предпосылки появления полиса.

6. Великая греческая колонизация (хронология, причины, особенности процесса, результаты).

7. Старшая тирания в Элладе (Коринф, Сикион, Самос).

8. Спарта как тип полиса.

9. Ситуация в Аттике в конце VII - начале VI в. до н.э. Реформы Солона.

10. Тирания Писистрата и ее роль в становлении полиса в Афинах.

11. Реформы Клисфена и развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.

12. Греко-персидские войны.

13. Эллинские союзы (Пелопоннесский союз, Афинский морской союз, Афинская АРХЭ).

14. Противоречия между Афинами и Спартой. Пелопоннесская война.

15. Кризис полиса в Элладе.

16. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского.

17. Эллинизм и эллинистические государства.

18. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Религия и мифология.

19. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Архитектура и скульптура.

20. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Поэзия и историописание.

21. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Театр и Олимпийские игры.

22. Царский Рим.

23. Борьба патрициев и плебеев (причины, основные требования, этапы, результаты).

24. Завоевание Римом Италии.

25. I Пуническая и Ганнибалова войны.

26. Становление Римской Средиземноморской державы.

27. Социально-политическая борьба в Римской республике в 40-20-х гг. II в. до н.э.

28. Рабские восстания в Римской республике II-I вв. до н.э.

29. Римская республика в первой половине I в. до н.э.

30. Римская республика в 40-30-х гг. I в. до н.э.

31. Принципат как форма власти. Правление Юлиев-Клавдиев.

32. Эволюция принципата при Флавиях и Антонинах.

33. Правление Северов и период солдатских императоров.

34. Доминат. Правление и реформы Диоклетиана.

35. Доминат. Правление и реформы Константина Великого.

36. Римская империя после Константина Великого. Падение Западной Римской империи.

37. Культура Рима в эпоху Республики. Религия, архитектура, скульптура.

38. Культура Римской республики. Литература, историописание.

39. Культура Рима в Ранней империи.

40. Культура Рима в Поздней империи.

1. Античное общество. Основные черты, географические и хронологические рамки. Особенности источников.

1.1. Понятие античности.

1.2. Общая характеристика и основные этапы развития.

1.3. Античный полис как уникальное явление.

1.4. Древний Рим: этапы становления общества и государства

1.5. Географические рамки античного общества.

1.6. Хронологические рамки античного общества.

1.7. Периодизация античного общества.

1.8. Источники по истории античного мира.

2. Природно-географические условия Греции. Последствия дорийского переселения.

2.1. Географическое положение и природный мир Древней Греции.

2.2. Последствия дорийского переселения.

3. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.

3.1. «Гомеровский вопрос».

3.2. «Илиада»: сюжет, персонажи, идейно-художественное своеобразие.

3.3. «Одиссея»: особенности композиции, сюжета и характеристики персонажей.

4. Эллада в гомеровский период (материалы гомеровских поэм, археологические материалы).

4.1. Греческое общество.

4.2. Хозяйственная жизнь греческих общин.

4.3. Культура гомеровской Греции.

5. Античный полис и государство. Предпосылки появления полиса.

5.1. Предпосылки появления полиса.

5.2. Основные черты полиса

5.3. Типы полисов

5.4. Осознание необходимости полиса древнегреческими мыслителями.

6. Великая греческая колонизация (хронология, причины, особенности процесса, результаты).

6.1. Последствия Великой греческой колонизации.

7. Старшая тирания в Элладе (Коринф, Сикион, Самос).

7.1. Общие черты раннегреческой тирании.

7.2. Раннегреческие тирании.

7.3. Заключение.

8. Спарта как тип полиса.

8.1. Спарта в древности. 

8.2. Вторжение дорийцев.

8.3. Мессенские войны. 

8.4. Социально-экономический строй древней Спарты. 

8.5. Государственное устройство.

8.6. Законодательство Ликурга.

8.7. Образование Пелопоннесского союза.

9. Ситуация в Аттике в конце VII - начале VI в. до н.э. Реформы Солона.

9.1. Аттика древнейшего времени.

9.2. Обострение социальной борьбы.

9.3. Реформы Солона.

10. Тирания Писистрата и ее роль в становлении полиса в Афинах.

Предисловие.

Введение.

10.1. Первое «пришествие»  Писистрата.

10.2. Второе «пришествие» Писистрата.

10.3. Третье «пришествие» Писистрата.

10.4. Внутренняя политика.

10.5. Внешняя политика.

10.6. Тирания Писистратидов.

11. Реформы Клисфена и развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.

11.1. Источники.

12. Греко-персидские войны.

12.1. Персидская угроза.

12.2. Ионийское восстание.

10.3. Марафонская победа.

10.4. В ожидании нового удара.

10.5. Поход Ксеркса.

10.6. Делосский союз.

10.7. Каллиев мир.

13. Эллинские союзы (Пелопоннесский союз, Афинский морской союз, Афинская АРХЭ).

Введение.

13.1. Образование Делосской симмахии и превращение ее в Первый Афинский морской союз.

13.2. Гегемонистическая политика Афин в союзе и превращение его в Афинскую морскую державу.

13.3. Пелопоннесский союз.

14. Противоречия между Афинами и Спартой. Пелопоннесская война.

14.1. Конфликт между Афинами и Спартой.

14.2. Архидамова война.

14.3. Алкивиад и сицилийскя экспедиция.

14.4. Декелейская (Ионийская) война.

14.5. «Тридцать тиранов».

15. Кризис полиса в Элладе.   

15.1. Причины и последствия кризиса.  

15.2. Возрождение тирании.

15.3. Позднегреческая тирания.

15.4. В поисках выхода. Идея панэллинизма.

15.5. Афинская демократия в IV в. до н.э.

16. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского.

16.1. Филипп II

16.2. Александр Македонский. Создание мировой державы.

17. Эллинизм и эллинистические государства.

Введение.

17.1. Войны Диадохов.

17.2. Характеристика эпохи эллинизма.

17.3 Исторические достижения эллинизма.

17.4. Эллинистический мир.

18. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Религия и мифология.

18.1. МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ

19. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Архитектура и скульптура.

19.1. Архитектура и скульптура архаической Греции.

19.2. Архитектура и искусство классической Греции.

20. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Поэзия и историописание.

20.1. Древнегреческая поэзия.

20.2. Зарождение древнегреческой философской и научной мысли.

20.3. Прочие науки.

20.4. Историописание. Гнродот. Фукидид.

20.5. Ораторское искусство.

21. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Театр и Олимпийские игры.

21.1. Источники.

21.2. Великие Дионисии. Рождение театра.

21.5. Своеобразие древнегреческой культуры.

22. Царский Рим.

22.1. Царский Рим (753–510 гг. до н.э.).

22.2. Ромул.

22.3. Нума Помпилий.

22.4. Тулл Гостилий.

22.5. Анк Марций.

22.6. Луций Тарквиний Приск, или Тарквиний Древний.

22.7. Сервий Туллий.

22.8. Луций Тарквиний.

23. Борьба патрициев и плебеев (причины, основные требования, этапы, результаты).

23.1. Введение.

23.2. Причины борьбы патрициев с плебеями.

23.3. Учреждение трибуната.

23.4. Предание о Кориолане.

23.5. Первое предложение об аграрном законе.

23.6. Децемвиры.

23.7. Законы XII таблиц.

23.8. Расширение прав трибутных комиций.

23.9. Борьба за государственные должности.

23.10. Страх патрициев перед тиранией.

23.11. Окончательное уравнение прав патрициев и плебеев.

23.12. Возникновение нобилитета.

24. Завоевание Римом Италии (VI–III вв. до н.э.).

Хронология. 509-265 гг.

24.1. Введение.

24.3. Война с галлами.

24.4.. Войны с самнитами.

24.5. Покорение римлянами Южной Италии.

24.6. Структура Римско-италийского союза.

24.7. Заключение.

25. I Пуническая и Ганнибалова войны.

25.1. Первая Пуническая война

25.1.2. Ход войны.

25.2. Вторая Пуническая война.

26. Становление Римской Средиземноморской державы.

26.1 Римская экспансия в Восточном Средиземноморье. III Пуническая война. 

27. Социально-политическая борьба в Римской республике в 40-20-х гг. II в. до н.э.

27.1. Классическое рабство и его особенности.

27.2. Классовые и социальные отношения.

27.3. Восстания рабов в Италии и на острове Сицилия в 30-х годах II в. до н.э.

27.4. Нумантинская война в Испании.

27.5. Борьба за проведение аграрной реформы в Риме. Политическая деятельность Тиберия Гракха.

27.6. Восстание народных масс в Пергаме и образование провинции Азия.

27.7. Социально-политическая борьба в римско-италийском обществе в 20-х годах II в. до н.э.

27.8. Политическая деятельность Гая Гракха.

27.9. Аграрное законодательство конца II в. до н. э.

27.10. Внешнеполитическое положение Рима в конце II в. до н.э

27.11. Военная реформа Гая Мария.

27.12. Борьба популяров и оптиматов на рубеже II–I вв. до н.э.

28. Рабские восстания в Римской республике II-I вв. до н.э.

28.1. Восстания рабов в Италии и на острове Сицилия в 30-х годах II в. до н.э.

28.2.Второе восстание рабов на острове Сицилия в конце II в. до н.э.

28.3. Восстание Спартака.

29. Римская республика в первой половине I в. до н.э.

30. Римская республика в 40-30-х гг. I в. до н.э.

31. Принципат как форма власти. Правление Юлиев-Клавдиев.

32. Эволюция принципата при Флавиях и Антонинах.

33. Правление Северов и период солдатских императоров.

34. Доминат. Правление и реформы Диоклетиана.

35. Доминат. Правление и реформы Константина Великого.

36.Римская империя после Константина Великого. Падение Западной Римской империи.

37. Культура Рима в эпоху Республики. Религия, архитектура, скульптура.

38.Культура Римской республики. Литература, историописание.

39. Культура Рима в Ранней империи.

40. Культура Рима в Поздней империи.


Софисты.



Борьба античного материализма и идеализма развернулась главным образом в Афинах, которые в V и IV вв. до н.э. были главным центром умственной жизни всей Греции. Утверждение в Афинах демократического строя, развитие отношений частной собственности, оживленные сношения со многими греческими городами, постоянное соприкосновение с другими народами – все это создало благоприятную обстановку для деятельности так называемых софистов (буквально – «учителей мудрости»). Напряженная политическая борьба, проявлявшаяся в форме постоянных дебатов в народном собрании и суде, порождала интерес к вопросам права, государства, морали. Она создавала потребность в овладении искусством красноречия (риторикой) и спора (эристикой). Эти новые потребности удовлетворялись софистами, разъезжавшими из города в город и за деньги – иногда очень большие – обучавшими всех желавших овладеть их искусством.

Взгляды софистов и круг интересовавших их теоретических вопросов отличались разнообразием. Общим для всех софистов, пожалуй, было то, что все они в большей или меньшей степени отошли от вопросов естествознания, стоявших в центре внимания философов предшествующего периода. Для софистов более характерен интерес к проблеме человеческого познания.

В учениях древнейших греческих материалистов эта проблема не была достаточно разработана, сторонники элейской школы своим учением о коренном различии между рациональным знанием и чувственной иллюзией завели ее в тупик. Повидимому, именно в полемике с ними представитель так называемых старших софистов Горгий (около 483–376) из Леонтин (Сицилия) выдвинул утверждение, сводившееся к тому, что с одинаковым успехом можно доказать как то, что мир непознаваем, так и то, что его вообще нет. Развивая эти положения, Горгий пришел к отрицанию возможности познания мира и в конце концов к отрицанию самой объективной реальности.

Современник Горгия Протагор, уроженец города Абдер на фракийском побережье, живший также и в Афинах, отвергает существование истины, независимой от человеческого познания. «Человек есть мера всех вещей, существующих, как они существуют, не существующих, как они не существуют».

Материалистический взгляд на чувственное восприятие, как основу познания, приобретает у Протагора односторонний характер. Чувства не могут ошибаться, поэтому все люди правы, а истин столько же, сколько людей. Если существует какая-нибудь разница между различными точками зрения, то она имеет только практическое значение. Так, в области общественных отношений Протагор в соответствии со своими политическими взглядами считал истиной то, что представляется истинным большинству граждан. В этом утверждении противоречиво переплетается попытка теоретически обосновать принципы античной демократии с общей релятивистской тенденцией философии софистов. Столь же противоречиво и учение Протагора о нравственности, которое он отделял от официальной религии. Как скептик, отрицающий существование объективной истины, Протагор сомневается и в существовании богов: «Относительно богов я не могу знать, существуют ли они или не существуют и каковы они». На этом основании во время правления «четырехсот» (в 411г.) Протагор был обвинен в атеизме и должен был бежать из Афин.


Если во многих отношениях скептицизм Протагора был отражением назревших потребностей в ломке отживших традиционных представлений (и это, повидимому, привлекало к нему таких людей, как Перикл и Эврипид), то само по себе философское учение знаменитого греческого софиста явилось отступлением от материализма и таило в себе возможность для реакционных выводов. И действительно, дальнейшее развитие выдвинутого Протагором положения «человек есть мера всех вещей» привело многих софистов к крайнему релятивизму и солипсизму. Оперируя этим положением, они фактически лишили философию всякого содержания, превратив ее в сомнительное искусство умственной эквилибристики.

Об учениях младшего поколения софистов сохранились крайне скудные сведения. Одни из них (Калликл, Гипподам, Критий) были связаны с реакционными олигархическими кругами и стремились теоретически оправдать их антидемократические взгляды. Калликл, например, противопоставлял исторически сложившемуся праву так называемое «право естественное», согласно которому, с его точки зрения, власть должна принадлежать только сильным. Эти сильные вправе пренебрегать законами. Другие из младших софистов, напротив, стояли ближе к интересам и настроениям демократических слоев. У софистов из этого лагеря также было в ходу понятие «естественного права», но выводы они делали из него совсем другие. Так, Ликофрон, исходя из этого понятия, считал знатность вымыслом. Дальше всех в этом отношении пошел Антифонт. В найденном в начале XX в. фрагменте из его сочинения под названием «Об истине» он выступил против привычного для греков этого времени пренебрежительного отношения к «варварам». «Детей знатных родителей мы чтим и уважаем, детей же незнатного происхождения не чтим и не уважаем. Этому разделению мы научились от варваров и ведем себя при этом, как варвары; но от природы мы все и во всем устроены одинаково – и варвары и эллины. Все мы дышим через рот и нос, и все мы едим руками».
Сократ.



Распространенные в среде софистов скептицизм и крайний релятивизм открыли дорогу новому философскому направлению, пытавшемуся разрешить проблему познания с позиций последовательного идеализма. Начало этому новому направлению было положено Сократом (469–399). Он был афинским гражданином, сыном скульптора Софрониска, и прошел школу софистов. Не питая, подобно им, интереса к естественным наукам, Сократ сосредоточил все свое внимание на проблемах этического характера. Источником истинного знания Сократ провозгласил внутреннее самопознание («познай самого себя»). Только таким путем человек, по учению Сократа, может прийти к истинному знанию, которое он отождествлял с добродетелью. В то же время Сократ выступил против детерминизма материалистов, противопоставив ему телеологическое мировоззрение, учение о цели, которая определяет существование любой вещи. И сам Сократ и образовавшийся вокруг него кружок учеников отрицательно относились к демократическому строю. Участниками этого кружка были Ксенофонт, Критий, Платон и др. Поэтому, когда политическое преобладание в Афинах после ликвидации олигархического правительства «тридцати тиранов» перешло на сторону демократии, Сократ был обвинен в «совращении юношества», «введении новых богов» и приговорен к смертной казни. Отказавшись воспользоваться подготовленным его сторонниками побегом из тюрьмы, Сократ выпил принесенную ему палачом чашу с ядом.


Платон.



Ученик и последователь Сократа Платон (около 429–347) выступил со своим учением в первые десятилетия IV в. до н.э. После казни Сократа он был вынужден бежать из Афин, но потом вернулся в город и основал здесь около 385г. философскую школу, известную под именем Академии. По происхождению, политическим и философским взглядам Платон был представителем афинской аристократии. Философские взгляды Платона и его последователей представляют собой наиболее яркий образец объективного идеализма. Чувственное бытие, материальный мир, по учению Платона, – лишь тень действительного мира, истинное же бытие заключено в вечных и неизменных общих идеях. Познание этих объективно существующих идей, согласно Платону, возможно для человека лишь потому, что его собственная бессмертная душа до воплощения находилась в мире идей и может путем воспоминания постигать идеи. В формировании системы объективного идеализма видную роль сыграло учение пифагорейцев, с которым Платон познакомился во время своего пребывания в Сицилии. Некоторые сочинения Платона проникнуты крайним мистицизмом.

Свои философские взгляды Платон излагал преимущественно в форме написанных им с большим художественным мастерством многочисленных диалогов. Произведения Платона почти полностью дошли до нашего времени. В сочинении о государстве Платон развивает утопическую теорию идеального государства. В этом идеальном государстве управление общиной граждан находится в руках «философов», не имеющих ни семьи, ни частной собственности. Граждане идеального полиса подразделяются на «воинов», живущих совместно, и простой народ (ремесленники, земледельцы), обязанный содержать своим трудом высшие слои общества. Существуют, конечно, и рабы, но иноземного происхождения. Утопическая республика Платона во многом напоминает государственный строй древней Спарты. Вместе с тем, по словам Маркса, она представляет собой афинскую идеализацию египетского кастового строя.

В более позднем сочинении – в «Законах» Платон ближе подошел к реально существующим формам политического устройства современных ему греческих государств. Здесь уже не говорится об общности имуществ правящего слоя, хотя выдвигаются различные меры ограничения частной собственности, ремесла и торговли.
Аристотель.



Система Платона была подвергнута критическому пересмотру Аристотелем (384–322), величайшим мыслителем древности. Многочисленными произведениями Аристотеля завершился классический период истории греческой философии. Аристотель родился в Стагире, в семье придворного врача македонского царя Аминты II. Он был современником Филиппа II и воспитателем его сына Александра Македонского, т.е. жил в период кризиса полисного строя, а следовательно, и полисной идеологии.


Аристотель выступил против основного положения всей философии Платона – против учения о сверхчувственном мире идей. Аристотель решительно отвергает это учение. По его мнению, платоновские «идеи» не могут объяснить ни причин возникновения, ни причин изменения чувственно воспринимаемых вещей. Следовательно, нет никаких оснований видеть в «идеях» Платона неизменные сущности всех вещей и тем более утверждать, что вещи заимствуют от них свое бытие. Поэтому «говорить, что идеи это образцы и что все остальное им причастно, – значит произносить пустые слова и выражаться поэтическими метафорами» (Аристотель). Значение этого высказывания Аристотеля не только в том, что в нем подверглось критике главное положение Платона, но и в том, что оно направлено против идеализма в целом, как философского течения.

В теории познания Аристотель в противоположность Платону признает чувственное восприятие вне нас находящегося объективного мира источником правильных о нем представлений. Это главное положение всей системы философских взглядов Аристотеля было высоко оценено В.И. Лениным, считавшим, что в данном случае Аристотель «вплотную подходит к материализму».

Однако, колеблясь между линиями Демокрита и Платона, Аристотель в конце концов остается идеалистом. Его философия не оказалась в состоянии диалектически решить вопрос об отношении непосредственных ощущений к мышлению. Аристотель считал активным началом в процессе познания независимую от тела разумную душу. Те же колебания наблюдаются в учении Аристотеля о материи и движении: материю он считает пассивной и бесформенной, активное же начало целиком приписывает нематериальной форме, воздействующей на материю, как на инертную массу, и преобразующей ее. В итоге Аристотель приходит к понятию перводвигателя природы – «форме всех форм», как основной первопричине и в то же время конечной цели всеобщего развития, т.е. к богу. Именно эта сторона его учения была широко использована реакционной философией последующих веков. 

Аристотель был не только творцом философской системы, в которой ему так и не удалось преодолеть влияние идеалистических построений Платона, но и гениальным ученым. Под его руководством в Ликее, близ Афин, возникла большая школа так называемых перипатетиков, во многих случаях также первоклассных ученых. Аристотель, помимо работ по философии и логике, написал ряд сочинений по естествознанию, истории, политике, теории литературы и т.д., которые подвели своего рода итог достижениям научной мысли греков. В своем труде «Описание животных» Аристотель сделал одну из первых попыток дать зоологическую классификацию, основанную на научных принципах. Во всех этих работах, особенно в области естествознания, Аристотель часто оказывается значительно ближе к материализму, чем к своим идеалистическим философским построениям.


В социальной области Аристотель целиком стоит на почве рабовладельческого строя: он считает рабство естественным состоянием для «варваров», а частную собственность – основой господства полноправных граждан. Аристотель был сторонником «смешанного» государственного устройства, сочетающего элементы монархии, аристократии и демократии.

Работы Аристотеля и его учеников имеют большое значение для изучения социально-политической истории греческих полисов. Повидимому, ими были составлены обзоры политического строя 158 государств. Важнейшим из этих обзоров является «Афинская полития», найденная в конце XIX в.