Файл: 2. Природногеографические условия Греции. Последствия дорийского переселения. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 690
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2. Природно-географические условия Греции. Последствия дорийского переселения.
3. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.
4. Эллада в гомеровский период (материалы гомеровских поэм, археологические материалы).
5. Античный полис и государство. Предпосылки появления полиса.
6. Великая греческая колонизация (хронология, причины, особенности процесса, результаты).
7. Старшая тирания в Элладе (Коринф, Сикион, Самос).
9. Ситуация в Аттике в конце VII - начале VI в. до н.э. Реформы Солона.
10. Тирания Писистрата и ее роль в становлении полиса в Афинах.
11. Реформы Клисфена и развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.
13. Эллинские союзы (Пелопоннесский союз, Афинский морской союз, Афинская АРХЭ).
14. Противоречия между Афинами и Спартой. Пелопоннесская война.
16. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского.
17. Эллинизм и эллинистические государства.
18. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Религия и мифология.
19. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Архитектура и скульптура.
20. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Поэзия и историописание.
21. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Театр и Олимпийские игры.
23. Борьба патрициев и плебеев (причины, основные требования, этапы, результаты).
25. I Пуническая и Ганнибалова войны.
26. Становление Римской Средиземноморской державы.
27. Социально-политическая борьба в Римской республике в 40-20-х гг. II в. до н.э.
28. Рабские восстания в Римской республике II-I вв. до н.э.
29. Римская республика в первой половине I в. до н.э.
30. Римская республика в 40-30-х гг. I в. до н.э.
31. Принципат как форма власти. Правление Юлиев-Клавдиев.
32. Эволюция принципата при Флавиях и Антонинах.
33. Правление Северов и период солдатских императоров.
34. Доминат. Правление и реформы Диоклетиана.
35. Доминат. Правление и реформы Константина Великого.
36. Римская империя после Константина Великого. Падение Западной Римской империи.
37. Культура Рима в эпоху Республики. Религия, архитектура, скульптура.
38. Культура Римской республики. Литература, историописание.
39. Культура Рима в Ранней империи.
40. Культура Рима в Поздней империи.
1.2. Общая характеристика и основные этапы развития.
1.3. Античный полис как уникальное явление.
1.4. Древний Рим: этапы становления общества и государства
1.5. Географические рамки античного общества.
1.6. Хронологические рамки античного общества.
1.7. Периодизация античного общества.
1.8. Источники по истории античного мира.
2. Природно-географические условия Греции. Последствия дорийского переселения.
2.1. Географическое положение и природный мир Древней Греции.
2.2. Последствия дорийского переселения.
3. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.
3.2. «Илиада»: сюжет, персонажи, идейно-художественное своеобразие.
3.3. «Одиссея»: особенности композиции, сюжета и характеристики персонажей.
4. Эллада в гомеровский период (материалы гомеровских поэм, археологические материалы).
4.2. Хозяйственная жизнь греческих общин.
4.3. Культура гомеровской Греции.
5. Античный полис и государство. Предпосылки появления полиса.
5.1. Предпосылки появления полиса.
5.4. Осознание необходимости полиса древнегреческими мыслителями.
6. Великая греческая колонизация (хронология, причины, особенности процесса, результаты).
6.1. Последствия Великой греческой колонизации.
7. Старшая тирания в Элладе (Коринф, Сикион, Самос).
7.1. Общие черты раннегреческой тирании.
8.4. Социально-экономический строй древней Спарты.
8.5. Государственное устройство.
8.6. Законодательство Ликурга.
8.7. Образование Пелопоннесского союза.
9. Ситуация в Аттике в конце VII - начале VI в. до н.э. Реформы Солона.
9.1. Аттика древнейшего времени.
9.2. Обострение социальной борьбы.
10. Тирания Писистрата и ее роль в становлении полиса в Афинах.
10.1. Первое «пришествие» Писистрата.
10.2. Второе «пришествие» Писистрата.
10.3. Третье «пришествие» Писистрата.
11. Реформы Клисфена и развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.
10.4. В ожидании нового удара.
13. Эллинские союзы (Пелопоннесский союз, Афинский морской союз, Афинская АРХЭ).
13.1. Образование Делосской симмахии и превращение ее в Первый Афинский морской союз.
13.2. Гегемонистическая политика Афин в союзе и превращение его в Афинскую морскую державу.
14. Противоречия между Афинами и Спартой. Пелопоннесская война.
14.1. Конфликт между Афинами и Спартой.
14.3. Алкивиад и сицилийскя экспедиция.
14.4. Декелейская (Ионийская) война.
15.1. Причины и последствия кризиса.
15.3. Позднегреческая тирания.
15.4. В поисках выхода. Идея панэллинизма.
15.5. Афинская демократия в IV в. до н.э.
16. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского.
16.2. Александр Македонский. Создание мировой державы.
17. Эллинизм и эллинистические государства.
17.2. Характеристика эпохи эллинизма.
17.3 Исторические достижения эллинизма.
18. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Религия и мифология.
19. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Архитектура и скульптура.
19.1. Архитектура и скульптура архаической Греции.
19.2. Архитектура и искусство классической Греции.
20. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Поэзия и историописание.
20.2. Зарождение древнегреческой философской и научной мысли.
20.4. Историописание. Гнродот. Фукидид.
21. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Театр и Олимпийские игры.
21.2. Великие Дионисии. Рождение театра.
21.5. Своеобразие древнегреческой культуры.
22.1. Царский Рим (753–510 гг. до н.э.).
22.6. Луций Тарквиний Приск, или Тарквиний Древний.
23. Борьба патрициев и плебеев (причины, основные требования, этапы, результаты).
23.2. Причины борьбы патрициев с плебеями.
23.5. Первое предложение об аграрном законе.
23.8. Расширение прав трибутных комиций.
23.9. Борьба за государственные должности.
23.10. Страх патрициев перед тиранией.
23.11. Окончательное уравнение прав патрициев и плебеев.
23.12. Возникновение нобилитета.
24. Завоевание Римом Италии (VI–III вв. до н.э.).
24.5. Покорение римлянами Южной Италии.
24.6. Структура Римско-италийского союза.
25. I Пуническая и Ганнибалова войны.
25.2. Вторая Пуническая война.
26. Становление Римской Средиземноморской державы.
26.1 Римская экспансия в Восточном Средиземноморье. III Пуническая война.
27. Социально-политическая борьба в Римской республике в 40-20-х гг. II в. до н.э.
27.1. Классическое рабство и его особенности.
27.2. Классовые и социальные отношения.
27.3. Восстания рабов в Италии и на острове Сицилия в 30-х годах II в. до н.э.
27.4. Нумантинская война в Испании.
27.5. Борьба за проведение аграрной реформы в Риме. Политическая деятельность Тиберия Гракха.
27.6. Восстание народных масс в Пергаме и образование провинции Азия.
27.7. Социально-политическая борьба в римско-италийском обществе в 20-х годах II в. до н.э.
27.8. Политическая деятельность Гая Гракха.
27.9. Аграрное законодательство конца II в. до н. э.
27.10. Внешнеполитическое положение Рима в конце II в. до н.э
27.11. Военная реформа Гая Мария.
27.12. Борьба популяров и оптиматов на рубеже II–I вв. до н.э.
28. Рабские восстания в Римской республике II-I вв. до н.э.
28.1. Восстания рабов в Италии и на острове Сицилия в 30-х годах II в. до н.э.
28.2.Второе восстание рабов на острове Сицилия в конце II в. до н.э.
29. Римская республика в первой половине I в. до н.э.
30. Римская республика в 40-30-х гг. I в. до н.э.
31. Принципат как форма власти. Правление Юлиев-Клавдиев.
32. Эволюция принципата при Флавиях и Антонинах.
33. Правление Северов и период солдатских императоров.
34. Доминат. Правление и реформы Диоклетиана.
35. Доминат. Правление и реформы Константина Великого.
36.Римская империя после Константина Великого. Падение Западной Римской империи.
37. Культура Рима в эпоху Республики. Религия, архитектура, скульптура.
38.Культура Римской республики. Литература, историописание.
Я, как волна морская, глух к тебе.
Не думай, что из страха перед Зевсом
Я стану бабой, буду умолять,
Как женщина, заламывая руки,
Чтоб тот, кого я ненавижу, снял
С меня оковы. Не бывать тому!
В софокловой «Антигоне» хор воспевает силу человека, покоряющего природу. Человек смело держит путь за море под мятежный вой вьюги, он бороздит плугом землю, он подчинил своей власти стаи беззаботных птиц, лесных зверей, рыб: «на всех искусные сети плетет разумный муж». Ему покорились гордый лев и легкогривый конь. «Много в природе дивных сил, но сильней человека – нет».
На протяжении сравнительно короткого времени греческая трагедия претерпела значительную эволюцию. Ее развитие шло по пути усложнения действия и расширения тематики. Уже говорилось, что Эсхил ввел второго актера и тем сделал диалог независимым от хора. Дальнейший шаг сделал Софокл: в его трагедиях выступают уже три актера, хотя преобладающим остался сменяющийся диалог двух действующих лиц. Введение трех актеров позволило усилить контрасты; наряду со столкновением двух суровых антагонистических сил появился третий контрастирующий элемент – характер мягкий и кроткий. Три актера стали исполнять по нескольку ролей, так что действующих лиц в трагедии было больше, чем актеров. Второстепенные действующие лица (пастухи, слуги, рабы) также приобрели теперь большее значение.
Параллельно с усложнением действия шло и психологическое усложнение характеров действующих лиц. Характеры Эсхила были «трагической маской», остававшейся неизменной на протяжении всей драмы. Эсхил знал крутые повороты действия, резкие сопоставления на протяжении одной и той же сцены (например, превращение мстительных Эринний в благих Эвменид), но у него еще не было постепенных психологических переходов, как, например, у Софокла в «Антигоне», где диалог Гемона с его отцом Креонтом, начинаясь в тонах сыновней почтительности, мало-помалу разгорается до мятежного протеста и отчаяния.
Эврипид.
Дальнейшее свое развитие античная трагедия получила в творчестве третьего выдающегося представителя этого жанра – Эврипида. Из биографии Эврипида известно сравнительно немногое. Родился он в 485г. до н.э. на острове Саламин. Его родители, повидимому, занимались мелкой торговлей. Вступив в общественную жизнь, Эврипид познакомился с учением философа Анаксагора, сблизился с Протагором и другими софистами, оказавшими на него большое влияние. Впрочем, философские взгляды Эврипида не отличались четкостью и последовательностью. Из 92 произведений Эврипида до нашего времени дошло 18 трагедий, 1 сатировская драма и значительное число фрагментов из других, в том числе и лирических, его произведений. Незадолго до смерти – умер он в 408 или 407г. – Эврипид уехал из Афин в Македонию, где написал свою последнюю трагедию – «Вакханки».
В творчестве Эврипида уже видны симптомы надвигающегося кризиса полисного миросозерцания, что проявлялось в пересмотре им, как и многими его современниками, целого ряда прежде незыблемых традиционных представлений. Так, если в основе трагедий Эсхила и Софокла еще лежит представление о разумных, управляющих миром божественных силах, то в трагедиях Эврипида можно встретить уже довольно скептические высказывания относительно всемогущества богов. Так, например, в трагедии «Электра» хор выражает сомнение в том, что Зевс может по своей воле изменить движение солнца и звезд. В других трагедиях Эврипида проявляется скептическое отношение к прорицаниям оракула или боги изображаются в сугубо непривлекательных чертах: подчеркиваются их алчность, жестокость, низменные страсти; в трагедии же «Беллерофонт» в уста главного ее героя вкладываются следующие слова:
На небе боги есть... Так говорят.
Нет! Нет! Их нет! И у кого крупица
Хотя бы есть ума, не станет верить
Сказаньям старым...
В сохранившихся отрывках из трагедий Эврипида «Александр» и «Меланиппа-узница» излагаются воззрения и мысли софистов о «естественном праве» и «природном» равенстве всех людей – и рабов и свободных.
Обычно для своих трагедий Эвриепид заимствовал сюжеты из второстепенных мифологических эпизодов; это открывало перед ним возможность трактовать их с большей свободой. При этом Эврипид стремился выбирать эпизоды, богатые страстями и страданиями, в сценическом изображении которых он был мастером, непревзойденным на протяжении всей античности.
Художественное дарование и тонкая психологическая наблюдательность сочетались у Эврипида с редкой смелостью в трактовке моральных проблем. Ярким тому примером могут служить его трагедии «Медея» и «Ипполит», в которых Эврипид с большой художественной силой трактует моральную драму женщины своего времени, порожденную ее приниженным положением и уже наметившимся кризисом старых семейных устоев. Вопрос о положении женщины в семье и обществе с разных сторон освещался и в других трагедиях Эврипида. Хотя он и не дает прямого ответа на этот вопрос, но самая его постановка казалась многим современникам Эврипида, особенно принадлежавшим к консервативному лагерю, чрезмерно радикальной. В этом отношении весьма показательно, что, выступив со своими произведениями на поэтических соревнованиях свыше 20 раз, Эврипид только 4 раза смог достигнуть на них победы и получить первое место. Огромное художественное дарование Эврипида по-настоящему было оценено уже после его смерти, последующими поколениями. В эллинистическую эпоху он стал любимым поэтом афинян.
Политические взгляды Эврипида сказываются в ряде его трагедий, особенно в «Гераклидах», «Просительницах», «Андромахе», «Троянках». В этих трагедиях он выступает горячим афинским патриотом, прославляющим морское могущество Афинской державы, и сторонником демократического строя, хотя радикальную демократию в «Просительницах», а также в «Оресте» он осуждает. Для Эврипида также характерно резко отрицательное отношение к консервативной Спарте («Гераклиды») и дельфийскому оракулу. Тяжелые бедствия, причиненные Пелопоннесской войной, нашли отражение в его трагедии «Троянки», ярко изображающей несчастье побежденных и горе пленников.
В целом Эврипид и по содержанию своих произведений и по приемам художественного изображения значительно отходит от своих предшественников: в его трагедиях нельзя найти ни строгой торжественности Эсхила, ни монументальных фигур Софокла. Отнюдь не отказываясь от приемов поэтического обобщения образов своих героев, Эврипид трактует их, однако, ближе к условиям реальной жизни.
Аристофан.
Афинская комедия V в. до н.э. по сравнению с трагедией и сатировской драмой носила гораздо более острый политический характер, живо откликаясь на текущие политические события. Истоки этого жанра связаны с сельскими праздничными шествиями в честь Диониса, распространенными во всех частях Греции, особенно в Аттике. Шествия эти сопровождались шутками, остротами, взаимными передразниваниями, шуточными перебранками. Другим источником комедии явились популярные в Сицилии мимы – жанровые сценки, получившие литературную обработку во второй половине V в. Первоначально комедия сводилась к чередованию выступлений запевалы и хора. Первым, кто ввел в начале V в. до н.э. в комедию фабулу и завязку, придав ей целостность и законченность действия, был сицилийский поэт Эпихарм. В том же столетии комедия достигла высокого развития в Аттике.
В отличие от трагедии, черпавшей, как правило, свои сюжеты из традиционных мифологических сказаний, сюжет комедии являлся плодом фантазии, художественного вымысла. Один из авторов комедий иронически замечал по этому поводу, что трагедия — «настоящая счастливица». «Все, о чем она повествует, известно зрителям задолго до того, как она надумает сказать свое первое слово... У нас же, комиков, ничего подобного нет. Мы должны сами все придумывать; мы должны изобретать имена, должны создавать для своих героев и минувшее и настоящее, должны снабжать пьесу и заключением и началом». Для комедии не являлось обязательным единство места, соблюдавшееся в античной трагедии: действие быстро переносится из города в деревню или даже с земли на небо. Из политических комедий V в. до н.э. дошли до нас полностью, а не в отрывках только комедии Аристофана (около 446–385), крупнейшего представителя комедийного жанра. Повидимому, Аристофаном было написано 44 комедии, но из них сохранилось только 11. В этих комедиях ярко запечатлелись политические воззрения автора,
который держал сторону аттического крестьянства, разоряемого междоусобицами, и был недоволен авантюристической политикой современных ему вождей «радикальной демократии». Острие сатиры Аристофана направлено поэтому прежде всего против Клеона, выведенного в комедии «Всадники» и в неполностью дошедших до нас «Вавилонянках».
«Радикальная демократия» высмеивается также в «Осах». В комедиях «Ахарняне», «Мир» и «Лисистрата» Аристофан с большой силой выступает против нескончаемой войны, которая принесла народу огромные бедствия.
Как художник Аристофан является великим реалистом. Но искусство его очень своеобразно; в нем много фантастики, живой и яркой. Острую политическую тенденциозность и беспощадную наблюдательность сатирика Аристофан сочетает с условными приемами народного театра. Так, в комедии «Птицы» фигурирует государство, построенное птицами в воздухе. В «Лисистрате» женщины всей Эллады объявляют бунт против своих мужей и уходят на афинский Акрополь, требуя прекращения войны. В другой комедии они захватывают всю государственную власть в свои руки. Такие фантастические положения были одним из средств, которые позволяли в завуалированной и вместе с тем достаточно прозрачной форме говорить о злободневных вопросах политики, искусства, морали.
Аристофан откликался в своих произведениях не только на политические события: основное содержание его комедии «Лягушки» посвящено высмеиванию соврет менных ему литературных течений, а в «Облаках» он высмеивает софистов, к числу которых относит и Сократа. В этой комедии Сократ, подвешенный в корзинке, размышляет о Солнце. Юноша, прошедший у Сократа курс философского обучения, начинает доказывать отцу свое право бить его, после чего отец, озлобившись, поджигает «мудрилище» его учителя.
Язык и литературные приемы Аристофана замечательны своим разнообразием, Наряду с пародированием торжественного языка дифирамбов, эпической поэзии и ораторской речи, языка оракулов и драматических поэтов Аристофан пользуется простонародными словами, многосложными, производящими комическое впечатление словообразованиями, смешными звукоподражаниями, напоминающими щебетанье птиц или кваканье лягушек. Его стих отличается ритмическим разнообразием и свободой метрики. Диалог Аристофана поражает своей быстротой и стремительностью. Комизм усиливается приемами неожиданного разрушения сценической иллюзии; например, актер во время полета обращается к служителю сцены, управляющему машиной, с просьбой не уронить его. Всему этому соответствуют одежды актеров и хора. Участники хора выводятся в виде птиц, ос, лягушек, облаков. Птицы в комедии Аристофана появляются с фантастическими клювами, осы тащат за собой свои жала, персидский посол — «Царское око» — Лжеартаб представлен с единственным громадным глазом, закрывающим все лицо.
В IV в. до н.э. греческая комедия теряет свой прежний ярко выраженный политический характер и превращается в комедию бытовую.
21.4. Музыка. Изобразительное искусство и архитектура.
21.4.1.Музыка.
Многие поэтические легенды и мифы указывают на высокое значение, которое греки придавали музыке: Орфей своим пением зачаровывал диких зверей, деревья и скалы; под звуки лиры Амфиона послушно ложились камни при постройке Фив. Все эти сказания и мифы свидетельствуют о глубокой вере греков в силу музыки. Эстетические учения складывались в Греции в значительной мере под влиянием музыкальных впечатлений и музыкальных теорий. Выражение «гармония» имело у греков необычайно широкое значение. Писатели пользовались им, например, говоря о дениях архитектуры. В среде пифагорейцев создалось учение о гармонии небесных сфер: светила в своем движении рождают звуки, соответствующие тем, которые употребительны в музыке. Музыка была тесно связана (особенно в Спарте) с гимнастическими упражнениями и военной тренировкой юношей.
У греков существовали струнные, духовые и ударные инструменты. Смычковых инструментов они не знали. Струнные инструменты нередко обозначались общим названием – лира (хотя, наряду с лирой в собственном смысле слова, большим распространением пользовались также кифара, барбитон и другие инструменты).
К числу духовых инструментов принадлежали флейта и различные виды труб. Важнейшими ударными инструментами были кимвалы и тимпаны. Противопоставление лиры (или кифары) и флейты стало классическим в греческой литературе. Кифара – инструмент светлого бога Аполлона, бога гармонии, предводителя муз, ее звуки – очистительные и болеутоляющие. Наоборот, музыка флейты говорит на языке страсти, это музыка бога Диониса.
Инструментальная музыка начала развиваться еще в архаическую эпоху и получила дальнейшее развитие в V в. до и. э. К сожалению, до нас дошло лишь очень небольшое количество памятников греческой музыки. Первоначально игра на музыкальных инструментах сводилась главным образом к аккомпанементу – служила как бы опорой для певца в его пении: на инструменте брались те же ноты, которые пел певец. Лишь постепенно развилось «разноголосие» (гетерогония),т.е. звуки голоса и звуки сопровождения перестали совпадать. Вынужденная приспособляться к богатству стихотворных размеров, к приемам декламационного пения, греческая музыка достигла высокого ритмического разнообразия. Напротив, в гармоническом отношении (одновременное звучание нескольких звуков) она развития по получила. Греция знала лишь созвучия, одновременное звучание двух нот, и не знала аккордов, состоящих из трех и более звуков. Хоры исполнялись в унисон, не было ни многоголосия, ни оркестра.