Файл: 2. Природногеографические условия Греции. Последствия дорийского переселения. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 622
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2. Природно-географические условия Греции. Последствия дорийского переселения.
3. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.
4. Эллада в гомеровский период (материалы гомеровских поэм, археологические материалы).
5. Античный полис и государство. Предпосылки появления полиса.
6. Великая греческая колонизация (хронология, причины, особенности процесса, результаты).
7. Старшая тирания в Элладе (Коринф, Сикион, Самос).
9. Ситуация в Аттике в конце VII - начале VI в. до н.э. Реформы Солона.
10. Тирания Писистрата и ее роль в становлении полиса в Афинах.
11. Реформы Клисфена и развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.
13. Эллинские союзы (Пелопоннесский союз, Афинский морской союз, Афинская АРХЭ).
14. Противоречия между Афинами и Спартой. Пелопоннесская война.
16. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского.
17. Эллинизм и эллинистические государства.
18. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Религия и мифология.
19. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Архитектура и скульптура.
20. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Поэзия и историописание.
21. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Театр и Олимпийские игры.
23. Борьба патрициев и плебеев (причины, основные требования, этапы, результаты).
25. I Пуническая и Ганнибалова войны.
26. Становление Римской Средиземноморской державы.
27. Социально-политическая борьба в Римской республике в 40-20-х гг. II в. до н.э.
28. Рабские восстания в Римской республике II-I вв. до н.э.
29. Римская республика в первой половине I в. до н.э.
30. Римская республика в 40-30-х гг. I в. до н.э.
31. Принципат как форма власти. Правление Юлиев-Клавдиев.
32. Эволюция принципата при Флавиях и Антонинах.
33. Правление Северов и период солдатских императоров.
34. Доминат. Правление и реформы Диоклетиана.
35. Доминат. Правление и реформы Константина Великого.
36. Римская империя после Константина Великого. Падение Западной Римской империи.
37. Культура Рима в эпоху Республики. Религия, архитектура, скульптура.
38. Культура Римской республики. Литература, историописание.
39. Культура Рима в Ранней империи.
40. Культура Рима в Поздней империи.
1.2. Общая характеристика и основные этапы развития.
1.3. Античный полис как уникальное явление.
1.4. Древний Рим: этапы становления общества и государства
1.5. Географические рамки античного общества.
1.6. Хронологические рамки античного общества.
1.7. Периодизация античного общества.
1.8. Источники по истории античного мира.
2. Природно-географические условия Греции. Последствия дорийского переселения.
2.1. Географическое положение и природный мир Древней Греции.
2.2. Последствия дорийского переселения.
3. Гомеровский вопрос. Основное содержание гомеровских поэм.
3.2. «Илиада»: сюжет, персонажи, идейно-художественное своеобразие.
3.3. «Одиссея»: особенности композиции, сюжета и характеристики персонажей.
4. Эллада в гомеровский период (материалы гомеровских поэм, археологические материалы).
4.2. Хозяйственная жизнь греческих общин.
4.3. Культура гомеровской Греции.
5. Античный полис и государство. Предпосылки появления полиса.
5.1. Предпосылки появления полиса.
5.4. Осознание необходимости полиса древнегреческими мыслителями.
6. Великая греческая колонизация (хронология, причины, особенности процесса, результаты).
6.1. Последствия Великой греческой колонизации.
7. Старшая тирания в Элладе (Коринф, Сикион, Самос).
7.1. Общие черты раннегреческой тирании.
8.4. Социально-экономический строй древней Спарты.
8.5. Государственное устройство.
8.6. Законодательство Ликурга.
8.7. Образование Пелопоннесского союза.
9. Ситуация в Аттике в конце VII - начале VI в. до н.э. Реформы Солона.
9.1. Аттика древнейшего времени.
9.2. Обострение социальной борьбы.
10. Тирания Писистрата и ее роль в становлении полиса в Афинах.
10.1. Первое «пришествие» Писистрата.
10.2. Второе «пришествие» Писистрата.
10.3. Третье «пришествие» Писистрата.
11. Реформы Клисфена и развитие демократии в Афинах в V в. до н.э.
10.4. В ожидании нового удара.
13. Эллинские союзы (Пелопоннесский союз, Афинский морской союз, Афинская АРХЭ).
13.1. Образование Делосской симмахии и превращение ее в Первый Афинский морской союз.
13.2. Гегемонистическая политика Афин в союзе и превращение его в Афинскую морскую державу.
14. Противоречия между Афинами и Спартой. Пелопоннесская война.
14.1. Конфликт между Афинами и Спартой.
14.3. Алкивиад и сицилийскя экспедиция.
14.4. Декелейская (Ионийская) война.
15.1. Причины и последствия кризиса.
15.3. Позднегреческая тирания.
15.4. В поисках выхода. Идея панэллинизма.
15.5. Афинская демократия в IV в. до н.э.
16. Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского.
16.2. Александр Македонский. Создание мировой державы.
17. Эллинизм и эллинистические государства.
17.2. Характеристика эпохи эллинизма.
17.3 Исторические достижения эллинизма.
18. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Религия и мифология.
19. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Архитектура и скульптура.
19.1. Архитектура и скульптура архаической Греции.
19.2. Архитектура и искусство классической Греции.
20. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Поэзия и историописание.
20.2. Зарождение древнегреческой философской и научной мысли.
20.4. Историописание. Гнродот. Фукидид.
21. Культура Эллады VIII-IV вв. до н.э. Театр и Олимпийские игры.
21.2. Великие Дионисии. Рождение театра.
21.5. Своеобразие древнегреческой культуры.
22.1. Царский Рим (753–510 гг. до н.э.).
22.6. Луций Тарквиний Приск, или Тарквиний Древний.
23. Борьба патрициев и плебеев (причины, основные требования, этапы, результаты).
23.2. Причины борьбы патрициев с плебеями.
23.5. Первое предложение об аграрном законе.
23.8. Расширение прав трибутных комиций.
23.9. Борьба за государственные должности.
23.10. Страх патрициев перед тиранией.
23.11. Окончательное уравнение прав патрициев и плебеев.
23.12. Возникновение нобилитета.
24. Завоевание Римом Италии (VI–III вв. до н.э.).
24.5. Покорение римлянами Южной Италии.
24.6. Структура Римско-италийского союза.
25. I Пуническая и Ганнибалова войны.
25.2. Вторая Пуническая война.
26. Становление Римской Средиземноморской державы.
26.1 Римская экспансия в Восточном Средиземноморье. III Пуническая война.
27. Социально-политическая борьба в Римской республике в 40-20-х гг. II в. до н.э.
27.1. Классическое рабство и его особенности.
27.2. Классовые и социальные отношения.
27.3. Восстания рабов в Италии и на острове Сицилия в 30-х годах II в. до н.э.
27.4. Нумантинская война в Испании.
27.5. Борьба за проведение аграрной реформы в Риме. Политическая деятельность Тиберия Гракха.
27.6. Восстание народных масс в Пергаме и образование провинции Азия.
27.7. Социально-политическая борьба в римско-италийском обществе в 20-х годах II в. до н.э.
27.8. Политическая деятельность Гая Гракха.
27.9. Аграрное законодательство конца II в. до н. э.
27.10. Внешнеполитическое положение Рима в конце II в. до н.э
27.11. Военная реформа Гая Мария.
27.12. Борьба популяров и оптиматов на рубеже II–I вв. до н.э.
28. Рабские восстания в Римской республике II-I вв. до н.э.
28.1. Восстания рабов в Италии и на острове Сицилия в 30-х годах II в. до н.э.
28.2.Второе восстание рабов на острове Сицилия в конце II в. до н.э.
29. Римская республика в первой половине I в. до н.э.
30. Римская республика в 40-30-х гг. I в. до н.э.
31. Принципат как форма власти. Правление Юлиев-Клавдиев.
32. Эволюция принципата при Флавиях и Антонинах.
33. Правление Северов и период солдатских императоров.
34. Доминат. Правление и реформы Диоклетиана.
35. Доминат. Правление и реформы Константина Великого.
36.Римская империя после Константина Великого. Падение Западной Римской империи.
37. Культура Рима в эпоху Республики. Религия, архитектура, скульптура.
38.Культура Римской республики. Литература, историописание.
Не менее существенна была и военная реформа Гая. К этому времени организация вооруженных сил переживала серьезный кризис. Многочисленные и продолжительные войны показали, что милиционная армия Рима изжила себя. Сказывались недостаточность профессиональной выучки воинов, которые отрывались от плуга в начале войны и возвращались к нему после ее окончания, пестрота вооружения и слабость военной дисциплины. Неоднократные поражения римских армий во второй половине II в. до н.э. в Испании, на Сицилии, Пергаме свидетельствовали о падении боеспособности гражданского ополчения.
С другой стороны, отрыв земледельцев- воинов от своего хозяйства на долгое время приводил к разорению их хозяйств, обезземеливанию сельского плебса. Законы Гая Гракха были направлены на устранение этих пороков. Прежде всего Гай упорядочил сроки военной службы, что было очень важно для сельского населения. Он уменьшил число обязательных военных походов для римских граждан, после которых они освобождались от военной службы. Было запрещено брать на военную службу граждан моложе 17 лет, граждане старше 46 лет полностью освобождались от набора в войско. Вооружение воинам стало выдаваться государством бесплатно. На воинов было распространено право апелляции, по которому приговоренный к смерти мог обжаловать это решение в народном собрании.
В процессе своей многообразной деятельности Гаю Гракху приходилось часто сталкиваться с римскими судами. Как член аграрной комиссии, он постоянно имел дело с земельными тяжбами, интересуясь строительством, он сталкивался с многочисленными подрядчиками и строителями дорог или общественных зданий, например складов для зерна; познакомился он с судебными исками и другого рода. Гай Гракх увидел все пороки римского судопроизводства. Суд вершил претор, переизбираемый каждый год, следовательно, на эту должность мог попасть некомпетентный человек. К тому же нескольким преторам было очень трудно справиться с множеством судебных дел.
Благодаря инициативе Гая Гракха были оформлены несколько постоянных судебных комиссий, которые со знанием дела решали тяжбы. Были предприняты меры против судебных злоупотреблений, которые прежде были обычны в силу произвола или некомпетентности судей. С особой строгостью карались злоупотребления властью магистратов и сенаторов. Гай Гракх специальным законодательным актом подтвердил права римского гражданина, которые прежде часто нарушались.
Одним из важнейших мероприятий Гая Гракха было ослабление власти сената и расширение прав народного собрания, а также наиболее полного выразителя его воли – народного трибуна. Основной удар был нанесен по важнейшей прерогативе сената – заведованию финансами. Уже Тиберий распределял казну пергамского царя волей народного собрания, а не сената. Гай Гракх пошел дальше. Продажа зерна по заниженной цене городскому населению, предложенная Гаем, требовала значительных средств, и решение о выделении соответствующих сумм проходило не через сенат, а через народное собрание. Сдача важных подрядов на строительство дорог, крупных сооружений осуществлялась также через народное собрание.
Усилиями Гая Гракха народное собрание превратилось в эффективный орган государственного аппарата, а функции сената были существенно ограничены.
Одной из сторон политической программы Гая Гракха было усиление роли и власти народного трибуна. Оно нашло яркое выражение в деятельности самого Гая Гракха. Скромная должность заступника за отдельных плебеев превратилась при Гае в важнейшую государственную магистратуру Римской республики. Народный трибун Гай Гракх оттеснил на второй план даже верховных магистратов-консулов. Он не только вносил законопроекты в народном собрании, но и активно выступал в сенате. Он был членом аграрной комиссии, руководил раздачей зерна беднейшему населению города Рима, постройкой хлебных складов, проведением дорог, устройством колоний. «Народ восхищался, – писал Плутарх, – видя его, окруженного толпой подрядчиков, ремесленников, послов, магистратов, воинов и ученых, когда он приветливо разговаривал с каждым, при всей своей обходительности никогда не теряя собственного достоинства».
В своей политической деятельности Гай Гракх опирался на сильную политическую коалицию, состоявшую из всадников, городского населения и сельского плебса. В течение полутора лет (123–122 гг. до н. э.) эта коалиция обеспечивала Гаю Гракху поддержку народного собрания, утверждая все его законопроекты. Ни сенат, ни магистраты не осмеливались выступить против всемогущего народного трибуна. Но сенатская оппозиция, или, как ее стали называть в дальнейшем, «группировка оптиматов», замечая промахи Гая Гракха, накапливала материал, чтобы выступить против него в удобный для себя момент.
Как дальновидный политик, Гай Гракх понимал, что деление жителей Италии на полноправных граждан и бесправных ита- ликов-союзников подрывает внутреннюю крепость Рима. Обдумывая законопроект о распространении прав римского гражданства на италиков, Г ай понимал, что он вызовет сильные возражения в народном собрании, члены которого не захотят делиться своими привилегиями с новыми гражданами. Поэтому Гракх, занятый проведением других реформ, откладывал законопроект о союзниках. Но после их завершения, когда, казалось, Гай достиг вершины популярности, он и предложил народному собранию важнейший из своих законопроектов – о даровании прав римского гражданства италийским союзным общинам. Однако Гай переоценил свое влияние, силу своих сторонников. Его противникам без особого труда удалось убедить народное собрание отклонить законопроект. Это был сильный удар по популярности Гая. Вскоре он по предложению сената выехал из Рима на 70 дней в Африку для основания колоний, хотя по древним обычаям народный трибун не должен был покидать города Рима. Противники Гая Гракха поспешили воспользоваться его отсутствием для раскола созданной им политической коалиции.
Сенатская аристократия в противовес Гаю выдвинула своего ставленника Ливия Друза – коллегу Гая по трибунату 122г. до н. э. Ливий Друз предложил от имени сената программу преобразований, отличную от мероприятий Гая Гракха. Он ловко воспользовался тем, что в программе Гая Гракха мероприятия по аграрным реформам несколько затерялись среди других преобразований, и демагогически выдвинул законопроект об основании двенадцати новых земледельческих колоний в Италии для малоимущих вместо двух предложенных в свое время Гаем. Поскольку деятельность аграрной комиссии вызывала много нареканий, Ливий Друз предложил наделять граждан землей без аграрной комиссии, что вряд ли было осуществимо. Кроме того, Ливий Друз в отличие от Гракха высказал намерение наделить граждан землей на правах полной частной собственности с правом продажи и без налога за ее использование. Тем самым создавались условия для скупки этих земель, земельной концентрации в будущем. Но когда Ливий предлагал свои аграрные законы, масса граждан в народном собрании об этом не думала. Законопроекты Ливия Друза казались лучшими, чем аграрное законодательство братьев Гракхов, что обеспечило Ливию Друзу популярность среди сельского плебса. Городское население Ливий Друз склонил на свою сторону тем, что выступил против закона о даровании прав гражданства союзникам.
Положение стало меняться. Оптиматы, опираясь на ловкую демагогию Ливия Друза, завоевали большинство в народном собрании. Они не только провалили закон о союзниках, но после этого Гаю уже не удавалось предложить и провести через народное собрание ни одного нового закона. Мало того, во время консульских выборов 122г. до н.э. был избран консулом злейший враг Гая Гракха – Луций Опимий. Сам Гай Гракх, выставивший свою кандидатуру в народные трибуны в третий раз на 121г. до н.э., не был переизбран.
К концу 122г. до н.э. все более и более таяла популярность Гая Гракха, а он сам, раздраженный неудачами, стал допускать просчеты, вести себя несдержанно. В декабре 122г. до н.э. Гай сложил с себя полномочия народного трибуна. Консерваторы во главе с консулом Опимием сразу же начали нападки на законы Гая Гракха. Им удалось отменить некоторые из них
, аннулировать закон о выведении колонии в Африку. Гай Гракх и его сторонники, теперь простые члены народного собрания, пытались помешать этому, но во время вооруженных столкновений Гай Гракх был убит.
Сторонники консервативных кругов – оптиматы – торжествовали победу. Однако гибель инициаторов аграрных реформ еще не означала, что их многосторонняя деятельность оказалась бесплодной.
Аграрная реформа Гракхов дала несколько десятков тысяч новых мелких хозяйств. Гракхи наделяли безземельных участками по 30 югеров, что позволяло создать зажиточное устойчивое хозяйство. Следы аграрного законодательства Гракхов в виде межевых линий и столбиков сохранялись в течение последующих двух столетий, что свидетельствует об известной устойчивости созданных ими хозяйств.
С другой стороны, оказалась плодотворной идея выведения колоний за пределы Италии в римские провинции. Эти колонии впоследствии стали служить опорными пунктами для создания городов римского типа с интенсивной внутренней жизнью, с более передовой культурой, что давало толчок экономическому, социальному и культурному развитию провинций.
Гракхи наметили ряд мер, которые хотя и не были решены в их время, но настолько отвечали жизненным потребностям римского общества и государства, что были проведены вскоре после гибели реформаторов. Гай Гракх впервые оценил деловой опыт всадников и попытался привлечь их к более активной государственной деятельности, что впоследствии успешно использовали римские императоры. Продажа хлеба по символическим ценам неимущему городскому населению как попытка нейтрализации его политической активности и использования ее в своих интересах позже стала важнейшей мерой Римского государства. В процессе ожесточенной борьбы между реформаторами (которых впоследствии называли популярами), опиравшимися на народное собрание, и консерваторами, или оптиматами, оплотом которым являлся аристократический сенат, были выработаны разные программы развития Римского государства. Борьба за осуществление этих программ определила в значительной степени всю последующую историю Римской республики вплоть до ее падения. Вот почему можно сказать, что политическая деятельность Гракхов оказала большое влияние не только на события, им современные, но и на ход борьбы в Римской республике в I в. до н. э.
27.9. Аграрное законодательство конца II в. до н. э.
После гибели Гая Гракха и его ближайших сторонников группировка популяров была временно ослаблена. Оптима- ты торжествовали победу. Гракхи погибли, но дело их не пропало. Консерваторам не удалось отменить законы о разделе «общественных полей». Вожди оптиматов понимали, что согнать с участков десятки тысяч получивших землю крестьян, лишить дешевого хлеба римский голодный плебс, отменить привилегии могущественных всадников они не в состоянии, не развязав гражданскую войну.
Нобили не только не отменили аграрные законы Гракхов, но даже продолжили наделение участками безземельных римских граждан. Если ранее сенат сопротивлялся основанию вне Италии колонии «Юнонии» (на месте бывшего Карфагена), то уже в 118г. до н.э. была основана в Южной Галлии колония Нарбон, ставшая позже административным центром вновь образованной провинции (Нарбонской провинции). Более того, несмотря на закон об уничтожении «Юнонии» в Африке, колонисты, получившие участки, продолжали там оставаться и вести хозяйство. Сенаторы считали, что удаление части беспокойного плебса из Рима и Италии ослабит ряды сторонников популяров и вместе с тем создаст в провинциях опору римского господства.
Не имея оснований для прямых нападок на законодательство Гракха, сенат избрал окольный, более медленный, но зато реальный путь. Под предлогом того, что аграрная комиссия трех, созданная по законам Гракхов, наделена излишними полномочиями и не ограничена во времени, что противоречило римским обычаям, она была распущена. Ликвидация органа, который проводил наделение землей, по существу означала прекращение наделения землей.
Следующий удар по аграрному законодательству Гракхов был нанесен отменой принципа неотчуждаемости земельных участков, полученных в порядке раздела «общественных полей». Оптиматам удалось убедить народное собрание, что в интересах сельских жителей было владеть землей на правах собственности, включая право продавать, дарить, закладывать. Внешне это казалось мероприятием, отвечавшим интересам мелких землевладельцев, но фактически открывало пути к концентрации земли в руках богачей.