Файл: Жовинский, В. Н. Корреляционные устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

диться в четкой фиксации заранее выбранной позиции. Сигналы состояния дают возможность звукорежиссе­ ру контролировать состояние «включен — выключен», «нормальная работа — перегрузка» в основных узлах звукотехнического тракта. Такая сигнализация особенно необходима при размещении основной части звукотех­ нического оборудования вне радиоложи (мало помеще­ ние или пульт вынесен в зал). Если по какой-либо при­ чине вышел из строя одни из усилителей мощности, рас­ положенный в соседней комнате радиоаппаратной, то звукорежиссер с помощью сигнальной лампочки быстро обнаружит неисправный блок и примет необходимые ме­

ры для перехода на резерв.

К устройствам, вырабатывающим сигналы состояния, относятся системы аварийной сигнализации и контроля дистанционного управления. Они позволяют непрерывно следить за состоянием тракта, либо эти системы подклю­ чают к тракту принудительно (по желанию оператора), например при определении звена, в котором произошло повреждение. Система, следящая за состоянием тракта, может реагировать на один пли несколько признаков состояния. Сложность системы зависит от широты при­ нятого критерия качества, поэтому приходится искать компромиссные решения, применяя по возможности про­ стые схемы.

Сигналы положения позволяют звукорежиссеру осу­ ществлять контроль за положением оперативных пере­ ключателей, кнопок и микшеров на пульте управления. Эти сигналы исключают возможность ошибочного вклю­ чения коммутационных устройств: Например, при скоммутированном сквозном тракте, если микшер не полно­ стью закрыт, звук с подключенного к нему микрофона может пройти в зрительный зал. Открытое состояние микшера фиксируется сигнальной лампочкой, которая за­ жигается при любом его положении, снятом с позиции «Бесконечность». Зажженная лампочка заставляет зву­ корежиссера обратить внимание на случайное включение микшера.

Другой пример. Для дистанционной работы с магни­ тофоном на пульте около ключа «Пуск — остановка» маг­ нитофона находится сигнальная лампочка. Если после каких-то операций кнопка «Воспроизведение» осталась не включенной, то сигналы-гая лампочка (зеленого цвета) будет погашена. Звукорежиссер замечает ошибку и ис­ правляет ее.

104

Характерным примером использования сигнала поло­ жения служит транспарант «Тише! Микрофон включен!», устанавливаемый в коридорах радиоузла или у входа в студию звукозаписи.

Подтвероісдающие сигналы системы «Обратная связь» и ответ на них отмечают момент срабатывания исполни­ тельных приборов или дают ответ на посланную команду. В качестве примера можно рассмотреть работу системы ответной световой сигнализации от звукорежиссера к помощнику режиссера. Получив команду «Начало спек­ такля» по системе служебной связи, звукорежиссер на­ жимает кнопку ответа на пульте. У помощника режиссе­ ра на табло зажигается сигнал «Команда принята» или «К работе готов». Аналогичная система ответа может быть установлена в каждой гримерной комнате театра; получив команду от помощника режиссера, актер дол­ жен нажать кнопку ответа «Сигнал принят». На пульте помощника режиссера зажигается соответствующий сиг­ нал ответа.

При дистанционной системе управления звукотехни­ ческими устройствами включение или выключение бло­ ков отмечается соответствующим подтверждающим сиг­ налом. Эти сигналы обеспечивают уверенность в испол­ нении дистанционных команд.

Системы сквозной сигнализации. Звукоусилительный тракт представляет собой цепочку скоммутированных между собой активных и пассивных четырехполюсников: усилителей, автоматических или ручных регуляторов уровня передачи, частотных корректоров, входных и вы­ ходных линий и т. д. Этот тракт становится непрерывным, когда подано питание на все активные звенья (если они исправны), а коммутационные приборы установлены в заданное положение. Для того чтобы убедиться в пра­ вильности коммутации и готовности к действию всех звеньев тракта, на пути следования звукового сигнала, устанавливают систему сквозной сигнализации. Она осо­ бенно необходима в звукотехнических комплектах театра с большим количеством каналов управления и развитой коммутацией.

Принцип построения систем сквозной сигнализации различен. Наиболее распространена система, в которой одновременно с коммутацией цепей звукотехнического тракта подключается цепь сквозной сигнализации, кото­ рая проходит через контакты коммутационных элемен­ тов, реле и другие активные звенья тракта (рис. III. 32).

106


В этом случае сигнал готовности выдается в результате накопления информации от отдельных звеньев путем по­ следовательного соединения участков цепи сквозной сигнализации, поэтому ее называют еще системой нако­ пительной сигнализации.

Рис. III. 32. Функциональная схема участка канала звукоусиления с систе­

мой

сквозной сигнализации: / —входной усилитель.

2 —промежуточный уси­

литель, 3 —канальный (линейный) усилитель,

4 и 5

—элементы

промежуточ­

ной коммутации, 5— сигнальная лампочка системы

сквозной

сигнализации,

Pu

Рз —реле в цепи питания усилителей,

—реле в цепи системы сигна­

 

лизации

 

 

 

В качестве оптических сигнальных приборов в этих системах чаще всего используют коммутаторные лампы на напряжение 6, 12, 24, 30, 48, 60 В. Перед лампами на лицевой панели пульта устанавливают разноцветные

Рис. III. 33. Упрощенная схема сквозной световой сигнализации для канала звукоусиления

стеклянные линзы или целлулоидные пластинки, чтобы различать их по цвету свечения. Для сигнализации о напряжении анодного питания или перегрузки в цепях звукоусилительного тракта применяют неоновые лампы.

Рассмотрим особенности построения других систем сигнализации. Одна из наиболее полных схем сквозной сигнализации, представленная на рис. III. 33, в сочета­

106

нии со световым табло обеспечивает наглядность со­ стояния всего тракта звукопередачи. В ней введены сле­ дующие обозначения: 1— микрофонный усилитель, 2 — индивидуальный регулятор уровня передачи с контакт­ ной группой и сигнальной лампочкой, 3 — контактные группы элемента промежуточного коммутатора, 4 —про­ межуточный усилитель, 5 — частотный корректор, 6 — об­ щий регулятор уровня передачи с контактной группой и сигнальной лампочкой, 7—контактные группы элемента промежуточного коммутатора, 8 —усилитель мощности, 9 — гнездо для подключения магнитофона во время запи­

си усиливаемой

каналом

звукопередачи

программы,

10 — контактные

группы элемента

выходного коммута­

тора, 11 — громкоговоритель, 12, 13,

14, 15 — контактные

группы реле, включенные

в цепи

питания

усилителей,

16-—группа контактов и сигнальная лампочка индиви­ дуального регулятора уровня передачи, 17 — контактная

группа

промежуточного

коммутатора, 18 —контактная

группа

и

сигнальная

лампочка

общего регулятора,

19 — контактная группа

второго

промежуточного ком­

мутатора,

20 — контактная группа выходного коммута­

тора, 21 — сигнальная лампочка «Тракт готов к работе». Исправность основных узлов функциональной схемы и включение коммутационных цепей тракта контроли­

руется по току питания с помощью реле и соответствую­ щих сигнальных лампочек зеленого цвета. Лампочка красного цвета показывает на исправность всего трак­ та— программа в этом случае может проходить с входа на выход, т. е. от микрофона М до громкоговорителя 11.

В рассмотренной схеме предусмотрена возможность контроля отдельных участков и всего тракта передачи вплоть до выходной линии. Эта необходимость вызвана спецификой работы театрального звукорежиссера, кото­ рый должен иметь возможность проверять звуковую про­ грамму непосредственно на выходной линии при отклю­ ченном громкоговорителе. При подключении контроль­ ного устройства (головных телефонов или контрольного агрегата) к выходу усилителя мощности включается сигнал светового табло «Контроль тракта» (если весь тракт звукопередачи исправен). При этом контакты пере­ ключателя выходных линий разомкнуты, звук в зритель­ ный зал не проходит, лампочка, включенная на группу контактов 20, не горит.

В последние годы в драматических театрах все чаще стали применяться световые табло с изображением раз­

107


вернутой перспективы или плана помещения, где разме­ щены громкоговорители (зал, сцена и фойе). Каждый громкоговоритель отмечен на плане одной или двумя сигнализационными лампочками — зеленой и красной.

К о л о с н и к и .

о— о— а

К о л о к о л а

ОО О О О

ОО -СЮ О

Ра5ош

гамРт

ОО О О О

ОО О О О

000 0 0 0 000

А р ь е р с ц е н а

О

Т р ю м

С о р и т 3

С о р и т 1 ООоо

С о р и т /

Сц ен а .

лс В а я

о о

о о

 

о о

о о

Q oog

Q

с ц е н ы

О П л а н ш е т

О

О О О О О

С ц е н а п р а В а я

Рис. III. 34. Вид лицевой панели светового табло, показывающей места раз­ мещения громкоговорителей на сцене МХАТ-

Зеленая лампочка зажигается при предварительном включении громкоговорителей на выбранную линию и обозначает, что группа готова к работе. Красный сигнал подается при непосредственном подключении громкого-

108

ворителей к выходу усилителя —тракт открыт. Таким образом, зеленые лампочки отражают состояние выход­ ной установочной коммутации, а красные — выходной оперативной коммутации.

Рис. III. 35. Вид лицевой панели светового табло, показывающей места раз­ мещения громкоговорителей в зале и фойе МХАХ

В театральном радиоцехе должно быть не менее двух таких табло (в центральной аппаратной и в радиоложе), с помощью которых звукорежиссер, ведущий спектакль, четко представляет картину работающих в данный мо-.

109


мент групп громкоговорителей и оконечных усилите­ лей; световое табло в аппаратной помогает устанавли­ вать правильность предварительного подключения ли­ нии на громкоговорители в процессе их подготовки к ра­ боте. '

На рис. III. 34 и III. 35 показаны световые табло с изо­ бражением плана размещения громкоговорителей на сце­ не и в зрительном зале МХАТ. Каждый громкоговори­ тель закодирован определенным номером и имеет только одну сигнальную лампочку, регистрирующую включение линии на усилитель мощности.

§ 14. СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ПЕРЕДАЧИ

При записи, воспроизведении или усилении звука воз­ никает необходимость контролировать качество и уро­ вень обрабатываемой звуковой программы. Для этих целей на пульте звукорежиссера предусмотрены системы субъективного (слухового) и объективного (визуального) контроля.

Субъективный контроль осуществляется вы­ сококачественными контрольными агрегатами или голов­ ными телефонами, подключаемыми на выход каналов пульта или в любые заранее выбранные контрольные точ­ ки функциональной схемы системы звукофикации.

При оценке качества звукозаписи во время подготов­ ки фонограммы для спектакля большое значение имеют акустические характеристики помещения, в котором про­ водится прослушивание. На впечатление от прослушива­ ния фонограммы кроме частотных качеств громкоговори­ теля влияют направленность его излучения, местополо­ жение в помещении, а также объем данного помещения.

На совещаниях международной организации ОИРТ были выработаны единые требования на условия прослу­ шивания и определения уровня передачи. Выполнение их способствует обмену программами между различными организациями и службами в национальном и между­ народном масштабе. Стремление создать нормы на кон­ трольные студийные агрегаты и индикаторы уровня, ко­ торые с учетом специфики назначения удовлетворяли бы всем условиям оптимального прослушивания при воспро­ изведении и записи звуковой программы,—одна из важ­ нейших задач.

Рассмотрим основные технические требования для

ПО

устройств субъективного (слухового) контроля, вырабо­ танные ОИРТ, и конструктивные особенности контроль­ ных агрегатов.

Требования к контрольным агрегатам (по воздуху).

Полоса

воспроизводимых

частот:

 

 

 

 

гц

для ра д и о ве щ а н и я ......................................

 

 

 

.

40— 16 000

для

театров, концертных

залов

и др. . .

30— 20 000

гц

Неравномерность частотной

характеристики

 

 

3 дб

на краях диапазона..........................................

 

 

 

 

Не

более

Номинальный

уровень

звукового

давления

 

90 дб

 

в точке ко н тр о л я ...............................................

 

 

 

 

 

 

Коэффициент

нелинейных

искажений

во

 

 

 

всем частотном диапазоне..............................

 

 

Не

более 3%

Направление излучения

прямого

звука

во

 

 

 

всем

частотном диапазоне (в

растворе

 

 

 

угла

направленности)......................................

 

 

 

 

60°

 

Динамический диапазон агрегата (сигнал/ш ум)

 

70 дб

 

Расстояние от

контрольных

агрегатов

до ра­

2 ,5 — 4 м

бочего места звукорежиссера..............................

 

 

 

Уровень собственных и

проникающих шумов

в

 

 

помещении прослуш ивания..........................

 

• .

25— 30 дб

Из перечисления основных технических параметров видно, что для субъективной оценки записей служат спе­ циальные высококачественные студийные контрольные агрегаты. Оми должны отвечать единым требованиям на условия электрического и акустического согласования, стабильности свойств и безотказности в работе. Важным электроакустическим параметром для каждого контроль­ ного устройства является характеристика передачи, кото­ рая представляет собой объективную оценку передавае­ мого частотного диапазона и коэффициентов передачи на разных частотах. Она должна быть линейна во всем диапазоне воспроизводимых частот.

Электроакустические характеристики контрольного агрегата определяются параметрами систем громкогово­ рителей, конструкцией агрегата и свойствами усилителей. Тщательный подбор и согласование электроакустического преобразователя с конструкцией корпуса позволяют по­ лучить хорошие результаты.

В настоящее время, когда запись в студиях произво­ дится в широком диапазоне частот (30—16000 гц), в кон­ трольные агрегаты ставят несколько разнотипных гром­ коговорителей, предназначенных для воспроизведения определенной полосы частот, в то время как они все вме­ сте могут воспроизводить звук в широком диапазоне ча­

111


стот. Эксперименты показали, что контрольный агрегат должен иметь низкочастотный и высокочастотный гром­ коговорители, электрическое согласующее устройство, демпфер, высококачественный усилитель, частотный кор­ ректор. Диапазон передачи низкочастотного излучателя лежит в пределах от 30 гц до 1,5 кгц, высокочастотного — от 1,5 до 16 кгц. Нижняя граничная частота первого излучателя определяется в основном собственным резо­ нансом преобразователя. Регулируемый диффузор басов позволяет изменять частоту основного резонанса низко­ частотной части агрегата. Доступ к системе громкогово­ рителей для их смены или регулировки возможен с лицевой стороны после снятия рамы, на которой перед громкоговорителем натянута акустически прозрачная декоративная ткань, не влияющая на свойства агрегата во всем передаваемом диапазоне частот.

При конструировании агрегата большое внимание уделяется также креплению громкоговорителей и отсут­ ствию резонанса в боковых стенках. Корпус агрегата внутри выложен активным поглощающим материалом, который гасит стоячие волны.

В последнее время в театрах начали применять кон­ трольные агрегаты венгерского производства типа SH-922; SH-020; SH-ОЮ, которые принадлежат по каче­ ственным параметрам к первому классу. Рассмотрим их конструктивные особенности.

Контрольный агрегат типа SH-922 выполнен в виде консоли, в которой установлены:

низкочастотный громкоговоритель диаметром 400 мм, вмонтированный в резонансный короб, который способ­ ствует равномерной передаче частот в диапазоне от 40 до 350 гц (350 гц —первая частота разделения трехпо­ лосной системы);

среднечастотные громкоговорители, воспроизводящие сигналы в полосе частот от 350 до 4000 гц (4000 гц —вто­ рая частота разделения);

высокочастотные громкоговорители (4 шт. на гори­ зонтальной плоскости), которые воспроизводят сигналы в полосе частот от 4000 до 16 000 гц;

усилительный блок мощностью 20 Втс симметричным входом; он имеет регулятор чувствительности;

блок разделительных фильтров и корректор частот­ ной характеристики.

Контрольный агрегат типа SH-020 тоже выполнен в виде консоли. Внутри агрегата имеется:

11 2