ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
международным стандартам записей. В усилителе при менен четырехступенчатый ограничитель шума иглы с граничными частотами на 2, 4, 8, 15 кгц.
Проигрыватель EL-010, в отличие от предыдущей конструкции, не имеет блоков усиления; в нем находится только механическая часть и звукосниматель с подъем ным устройством. Этот проигрыватель-приставка приго ден для воспроизведения как моно-, так и стереозаписи и может найти применение в театрах (из-за относительной простоты и дешевизны).
|
|
Трехскоростной про |
|||||
|
|
игрыватель типа SL-911 |
|||||
|
|
применяется |
для |
про |
|||
|
|
игрывания |
моно- |
и |
|||
|
|
стереогрампласт и н о к |
|||||
|
|
размером |
не |
более |
|||
|
|
500 мм |
(рис. III. |
22). |
|||
|
|
Ведущий |
|
механизм, |
|||
|
|
усилитель и органы уп |
|||||
|
|
равления размещены в |
|||||
|
|
прямоугольном |
метал |
||||
|
|
лическом каркасе. Уси |
|||||
|
|
литель и |
блок питания, |
||||
|
|
установленные |
на |
от |
|||
|
|
дельном |
шасси, |
присо |
|||
|
|
единяются к остально |
|||||
|
|
му |
оборудованию |
при |
|||
|
|
помощи ножевых разъ |
|||||
ного студийного |
проигрывателя (кон |
емов. Точная установка |
|||||
числа оборотов |
диска |
||||||
Рис. III. 22. Внешний вид трехскорост- |
осуществляется |
плав |
|||||
соли) |
типа SL-9I1 |
||||||
|
|
ным |
регулятором |
и |
|||
|
|
контролируется стробо |
скопическим диском. Быстрая остановка и запуск пла стинки возможны за счет специальной системы передачи вращения планшайбе. При резкой остановке выключа тель мотора одновременно отодвигает приводное колесо от диска, что предохраняет паразитный ролик от деформа ции. Включение проигрывателя сигнализируется свечени ем лампы на блоке питания и одновременно отдельной лампочкой на лицевой панели. Проигрыватель имеет до полнительный усилитель воспроизведения и соответствен но переключатель режима работы «Стерео — моно». Он рассчитан на три скорости вращения диска: 78, 45 и 33Ѵз об/мин. В усилителях предусмотрена коррекция ча-
90
стотной характеристики согласно международным стан дартам и корректор «Уловитель шумов» с изменяющими ся пределами частот на 8, 6, 4, 3, 2, 1,5 кгц.
§ 12. ГРОМКОГОВОРИТЕЛИ
Основные п ол ож е и и я. Из курса «Электроаку стики» известно, что громкоговоритель преобразует элек трическую энергию передаваемой информации в звуко вую. Отечественная и зарубежная промышленности выпускают большое количество разнотипных громкогово рителей, используемых для озвучения открытых прост ранств и закрытых помещений. При выборе конкретных громкоговорителей необходимо учитывать:
уровень излучаемой звуковой энергии, который опре деляется к. п. д. громкоговорителя и зависит от типа пре образователя, его согласования с воздушной средой и степенью концентрации звуковой энергии по акустиче ской оси;
направление излучения звука, его экранирование раз личными декорационными элементами, применяемыми в спектаклях, и возможные отражения от близко располо женных поверхностей;
технические параметры, определяющие качество пе редаваемой программы;
место установки, габариты и массу громкоговорите ля, которые выбираются в зависимости от конструктив ных особенностей помещений зала и постановочных тре бований для конкретного зрелищного учреждения.
При выборе и размещении громкоговорителей особое внимание обращают на качественную сторону их работы, так как ухо человека весьма чувствительно к изменению тембра передачи и к постороннему шуму (шорох, потре скивание, шипение и др.). Такие дефекты обычно имеют некачественные системы звукоусиления или звуковоспро изведения; их недостатки особенно заметны, если гром коговорители расположены на близком расстоянии от зрителей.
Рассмотрим конструктивные особенности громкогово рителей, используемых в закрытых помещениях, предва рительно разделив их на двухполосные звуковые агрега ты большой мощности (40—100 Вт) и средней мощности (10—20 Вт), широкополосные агрегаты средней и малой мощности (до 10 Вт), звуковые колонки, рупорные гром коговорители.
91
Двухполосные звуковые агрегаты большой мощности
представляют собой достаточно громоздкую конструк цию, состоящую из:
1) низкочастотного агрегата, выполненного в вид раскрытого рупором деревянного ящика с акустическим фазоинвертором. В основании рупора (в горловине) раз мещены низкочастотные громкоговорители. Акустический фазоинвертор позволяет повысить отдачу энергии в об
ласти низкочастотной части диа пазона за счет излучения с «об ратной стороны» громкоговорите ля. Для этого на лицевой сто роне агрегата предусмотрены специальные отверстия, через ко-
ВI) торые отрицательная волна, сдви нутая по фазе на 180°, приходит
кслушателю;
2)высокочастотного агрегата, собранного из многоячейковых ру
Рне. III. 23. Принципиальная |
поров |
с акустическими |
веерооб |
||||||||||
тотного |
фильтра |
|
для |
двух |
разными линзами (или без них), |
||||||||
схема |
разделительного час |
к основанию которых подсоедине |
|||||||||||
полосных |
звуковых агрега |
||||||||||||
тов: L\ и Сі—фильтр, непро |
ны два высокочастотных громко |
||||||||||||
пускающий в низкочастотный |
|||||||||||||
сокочастотные |
сигналы, |
L 2 и |
говорителя. Необходимый наклон |
||||||||||
громкоговоритель |
|
(Н Ч ) |
вы |
рупоров осуществляется |
специ |
||||||||
Сг —фильтр, |
не |
пропускаю |
|||||||||||
щий |
|
в |
высокочастотный |
альным поворотным механизмом; |
|||||||||
громкоговоритель |
|
(В Ч ) |
низ |
||||||||||
кочастотные |
сигналы. Rі. и |
3) |
разделительного |
фильтра, |
|||||||||
# 2 —шунтирующие |
резисто |
который служит |
для разделения |
||||||||||
ры, |
Яз— резистор, |
вносящий |
|||||||||||
дополнительное затухание в |
сигналов передачи на два подди |
||||||||||||
цепь |
высокочастотного |
гром |
|||||||||||
коговорителя, |
У Н Ч —усили |
апазона — низкочастотный |
и |
вы |
|||||||||
тель |
низкой |
частоты |
сокочастотный. |
Разделение |
про |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
исходит на частоте 750-^-2000 гц |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
(в зависимости |
от конструктив |
||||
ных решений всего звукового |
агрегата). |
|
|
|
Из принципиальной схемы (рис. III. 23) видно, что разделительный фильтр состоит из Г-образного фильтра низких частот, который задерживает высокочастотный сигнал, не пропуская его в низкочастотную головку гром коговорителя, и Г-образного фильтра высоких частот, не пропускающего низкочастотный сигнал в высокоча стотную головку. Для регулирования мощности, подавае мой на высокочастотный громкоговоритель, последова тельно с его звуковой катушкой включают переменный резистор, вносящий дополнительное затухание от 1 до 10 дб. Регулировка уровня энергии, излучаемой таким
92
громкоговорителем, производится после установки аг регата; при этом учитываются акустические условия в зрительном зале и на сцене (необходимо обратить вни мание на маскирующее действие одежды сцены и деко раций) .
Мощные двухполосные звуковые агрегаты целесооб разно размещать в трюме и на арьерсцене.
Двухполосные звуковые агрегаты средней мощности
имеют значительно меньшие габариты. Низкочастотный и высокочастотный громкоговорители установлены в од ном закрытом ящике.
Высокочастотная головка закреплена в верхней части агрегата между деревянными колодками. Через переход ной фланец металлический рупор закрепляется на перед ней стенке .агрегата. Под высокочастотной головкой по ставлена низкочастотная головка, закрытая защитным чехлом. Ниже круглого отверстия вырезано прямоуголь ное (для фазоинвертора). Через это отверстие передают ся излучения от задней стороны диффузора низкочастот ной головки. Лицевая часть громкоговорителя оформлена специальными защитными рейками. Для разделения ча стотного диапазона воспроизводимой программы приме няется LC-фильтр.
Двухполосные звуковые агрегаты средней мощности целесообразно устанавливать на сцене (средний и ближ ний планы), на порталах и в оркестровой яме.
Широкополосные агрегаты средней и малой мощно сти выполняются в виде закрытого ящика средних раз меров, на передней панели которого установлены широ кополосные громкоговорители или несколько разнотип ных громкоговорителей, один из которых воспроизводит сигналы низкочастотного и среднечастотного диапазонов, а другие — сигналы высокочастотной части диапазона. В последнем случае для разделения полосы частот при меняется простейший фильтр (конденсатор подключен последовательно со звуковой катушкой высокочастотного громкоговорителя).
Широкополосные звуковые агрегаты целесообразно устанавливать на порталах, козырьке, подвесном осве тительном мостике, в люстре и т. д.
Звуковые колонки — групповые излучатели звука, со ставленные из нескольких однотипных громкоговорите лей, расположенных один над другим. Они являются акустической системой одностороннего остронаправлен ного излучения. При увеличении вертикальных геометри
93
ческих размеров звуковой колонки характеристика на правленности звука по акустической оси в вертикальной плоскости становится значительно острее, чем в горизон тальной. Звуковая колонка имеет и то преимущество, что в ней достигается частичная или полная взаимная ком пенсация факторов, влияющих на частотную характери стику осевой чувствительности. В частности, при вклю чении большого числа однотипных громкоговорителей происходит компенсация неравномерности частотной ха рактеристики за счет несовпадения пиков и провалов в частотных характеристиках отдельных громкоговори телей.
В театральной практике применяется большое коли чество разнотипных звуковых колонок. Электрическая мощность выбираемой колонки зависит от целей ее ис пользования и может находиться в пределах от 2 до 240 Вт. (Французские звуковые колонки по 240 Вт уста новлены на арьерсцене МХАТ.)
Звуковые колонки имеют в основном два конструк тивных решения — однорядный и двухрядный. В двух рядном варианте составные громкоговорители располо жены в виде двух вертикальных цепочек, причем оси головок развернуты в плане на 30° относительно акусти ческой оси, что обеспечивает более широкую диаграмму направленности в горизонтальной плоскости. В помеще ниях, отличающихся повышенной гулкостью, направлен ность излучения в вертикальной плоскости увеличивают за счет использования составных звуковых колонок (по ставленных одна на другую).
В театральных помещениях звуковые колонки раз личной мощности размещают на сцене, в зрительном зале и в фойе. Они являются наиболее универсальными; при ограниченных габаритах помещения их устанавливают в специальных нишах и строительных конструкциях.
Рупорные громкоговорители используют при озвуче нии больших открытых пространств (площадей, улиц, парков и др.). Они могут применяться также и для рече вой передачи в закрытых помещениях (на вокзалах, вы ставках, в цехах промышленных предприятий).
Рупорные громкоговорители имеют достаточно высо кий к. п. д. за счет высокой концентрации излучаемой звуковой энергии по акустической оси, но частотный диа пазон воспроизводимой передачи ограничен как по низ ким, так и по высоким частотам. Рупорные громкогово рители используют в некоторых театрах при создании
94
мощных шумовых эффектов на сцене или для передачи распоряжений актерам от режиссера во время репетици онной работы.
У н и ф и ц и р о в а н н ы е |
г р о м к о г о в о р и т е л и |
з в у к о т е Xи и ч е ск о г о |
ряда «3 в у к». При опреде |
лении основных типов громкоговорителей необходимо более подробно остановиться на унификации громкого ворителей новой звуковоспроизводящей кинотеатраль ной аппаратуры «Звук», смысл которой заключается в следующем.
Все звуковые агрегаты комплектуются из шести голо вок громкоговорителей первого и второго класса. Из них: два типа —широкополосные (ШП-1 и ШП-22), два типа — низкочастотные (НЧ-1 и НЧ-2) и два типа — высокоча стотные (ВЧ-1 и ВЧ-2).
Отдельные детали и основные узлы к звуковым аг регатам полностью взаимозаменяемы; посадочные отвер стия, способы крепления, конструкции ящиков и рупоров унифицированы, что значительно упрощает ремонтные и наладочные работы. В двухполосных звуковых агрегатах модернизированы низкочастотные и высокочастотные рупоры.
Все типы звуковых агрегатов (широкополосные и двухполосиые) имеют одинаковые входные номинальные напряжения, которые соответствуют 60 В (для полной унификации делают отводы на входном устройстве дляподключения к трансляционной сети на 100 и 120 В).
В двухполосных агрегатах используют разделитель ные фильтры с частотой разделения 1200 гц, что позво ляет снизить искажения в высокочастотных головках и увеличить срок их службы.
Громкоговорители унифицированного ряда «Звук» имеют следующие конструктивные особенности.
Звуковой агрегат ЗОА-46 комплектуется одним широ кополосным громкоговорителем 4А-32, укрепленным на передней панели деревянного ящика с акустическим фазоинвертором. Передняя стенка ящика (лицевая сторо
на), закрытая |
декорирующей |
радиотканыо,— съемная, |
что позволяет |
получить доступ |
к громкоговорителю и |
согласующему трансформатору при ремонтно-профилак
тических работах.
Двухполосные агрегаты ЗОА-62, ЗОА-64, ЗОА-66 имеют одинаковые конструктивные решения низкочастотных рупоров-фазои-нверторов и высокочастотных рупоров. В агрегате ЗОА-62 для увеличения мощности в два раза
95
применяется двойная комплектация агрегата ЗОА-66, т. е. они конструктивно спариваются (одни укрепляется на другом). Согласующие трансформаторы и разделитель ные фильтры имеют регулирующие устройства для вве дения затухания в высокочастотном канале. Доступ к низкочастотным головкам и к согласующим трансформа торам осуществляется через откидную крышку, располо женную с тыльной стороны агрегата.
Двухполосный агрегат ЗОА-68 выполнен в деревянном ящике с фазоинвертором. На передней панели в цен тральной части укреплен низкочастотный громкоговори тель типа НЧ-2, в верхней части — высокочастотный ру пор типа ІА-20. Согласующий трансформатор имеет сек ционированную обмотку, позволяющую переключать агрегат на мощность 12 Вт. Чтобы получить доступ к ос новным узлам звукового агрегата, часть задней стенки сделана откидной, на петлях. Передняя панель закрыта декорационной радиотканью.
Громкоговоритель 25А-44 представляет собой неболь шой закрытый ящик, в котором на передней панели уста новлена широкополосная головка типа 4А-28 и согла сующий трансформатор. Для переключения мощности громкоговорителя на 3 и 1,5 Вт в согласующем трансфор маторе предусмотрены соответствующие секции.
Согласование громкоговорителей с усилителями мощ ности. Практика работы в зрелищных помещениях пока зывает, что наиболее вероятные случаи увеличения не линейных искажений при звуковоспроизведении или звукоусилении передачи возникают при несогласованном подключении громкоговорителя или групп громкогово рителей к усилителю мощности. Подобные накладки возникают из-за технологических особенностей проведе ния спектакля (к усилителю могут подключаться по ходу спектакля различные количества громкоговорите лей) и от разнотипности аппаратуры. Рассмотрим воз можные варианты согласования нагрузки с усилителем мощности.
1. Самый простой способ — каждый усилитель жест ко привязан к группе громкоговорителей и согласован с ними. Такая система применяется в кинотеатрах и кон цертных залах. Для театров она менее пригодна, так как при большом числе звуковых планов на сцене, в зри тельном зале и в фойе требуется большое количество усилителей мощности и усложненная система регулиров ки звука (см. главу II).
96
2. Согласование при помощи трансформаторов и ав тотрансформаторов позволяет увеличить мобильность системы озвучения зала, .сцены и фойе. Такое согласова ние использовано, например, в театральном звукотехиическом комплекте 35K3T-1, когда на одни усилитель мо
гут подключаться |
несколько |
|
|||||
групп |
|
громкоговорителей |
|
||||
(рис. |
III. 24). |
Согласование |
|
||||
производится |
дистанционно |
|
|||||
с микшерского пульта звуко |
|
||||||
режиссера, на котором уста |
|
||||||
новлен тумблер Вк[. Согла |
|
||||||
сующий |
автотрансформатор |
|
|||||
АТР подключается |
к гром |
|
|||||
коговорителям |
при помощи |
|
|||||
контактных групп Крі реле |
|
||||||
Р1 . В этом случае громкого |
|
||||||
ворители Гр отключаются от |
|
||||||
индивидуальных |
гнезд |
Гн, |
|
||||
которые |
установлены |
на |
|
||||
пульте |
выходного |
|
коммута |
|
|||
тора |
и |
присоединяются |
на |
|
|||
соответствующий |
|
отвод |
ав |
|
|||
тотрансформатора |
|
(.сопро |
|
||||
тивление нагрузки |
понижа |
|
|||||
ется с 30 до 6 Ом). Штекер |
|
||||||
с выхода усилителя мощно |
|
||||||
сти должен быть подключен |
Рнс. III. 24. Схема согласования |
||||||
на общий вход автотранс |
усилителя мощности н групп гром |
||||||
форматора (гнездо «Общ.»). |
коговорителей с помощью авто |
||||||
трансформатора |
§ 13. КОММУТАЦИОННЫЕ И СИГНАЛИЗАЦИОННЫЕ УСТРОЙСТВА
При звуковом оформлении спектакля большое значе ние имеют системы коммутационных и сигнализацион ных устройств, позволяющие производить все необходи мые технологические операции переключений и осуще ствлять их контроль. Рассмотрим их особенности:
коммутационные системы должны иметь световую сигнализацию, отражающую момент подготовки к работе и момент включения;
коммутационные устройства должны быть надежны
4—187 |
97 |