Файл: Жовинский, В. Н. Корреляционные устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

менем реверберации 1,5—2,5 с воспринималось как менее приятное.

В 1960 г. под руководством кандидата теки, наук В. Скалова были произведены государственные испыта­ ния амбиофонической установки, смонтированной в кон­ цертном зале Института им. Гнесиных. Зрительный зал-— подковообразной формы с крутым амфитеатром. Его объем — 4500 м3. В зале —550 мягких кресел, по пери­ метру балкона — 16 колонн. Среднее время реверберации при отсутствии зрителей составляло ~ 1,7 с.

Для эксперимента на сцене были установлены два подвесных микрофона и три — на стойках. Тридцать гром­ коговорителей типа 5ГД-10 размещались вдоль балкона за колоннами, в ложах для прожекторов и над люстрой, десять громкоговорителей типа 4ГД-2 были установлены в нишах боковых стен партера. Цель эксперимента — субъективная оценка качества звучания различных про­ грамм и объективная оценка степени диффузное™ звуко­ вого поля. В результате разносторонних исследований были сделаны следующие выводы.

1. Амбиофоническая система звукоусиления позволя ет увеличить время реверберации в помещении до 3 с. Если акустическая обратная связь между громкоговори­ телями и микрофонами достаточно велика, то общее вре­ мя реверберации зависит от величины усиления в тракте,

т.е. от уровня звучания.

2.Амбиофония в системе звукоусиления в рабочем режиме увеличивает уровень передачи до 4—6 дб. Про­ цесс отзвука соответствует экспоненциальному закону.

3.Коррекция частотной характеристики времени ре верберации осуществляется в канале обратной связи амбиофона-ревербератора. Включение амбиофониче­

ской системы звукоусиления приводит к общему повыше­ нию степени диффузности звука и сближению значений этой величины в различных местах зрительного зала.

Результаты • объективной оценки показали, что при включении амбиофонической системы звучание музы­ кальных передач становится более объемным и вырази­ тельным, громкоговорители системы усиления не прослу-. шиваются.

Проведенный эксперимент получил высокую оценку. Государственная междуведомственная комиссия реко­ мендовала применение амбиофонических систем в залах универсального назначения и в театрах.

В 1961 г. был введен в действие Кремлевский Дворец

218


съездов, в котором зал заседаний оборудован амбиофонической системой звукоусиления и звуковоспроизведе­ ния с использованием двух типов ревербераторов (эхокамеры и магнитных ревербераторов МКР-60).

За создание звукотехнического комплекса Кремлев­ ского Дворца съездов группе советских специалистов бы­ ла присуждена Ленинская премия. Важнейшим элемен­ том этого комплекса является амбнофоническая система. Подобной системой оборудован Ташкентский Дворец искусства, недавно введенный в строй киноконцертный зал «Октябрьский» в Ленинграде, Дворец целинников в Целинограде и ряд других залов. Строящиеся в проекти­ руемые залы многоцелевого назначения большой вмести­ мости в Киеве, Тбилиси, Баку, Кишиневе, Новосибирске, Алма-Ате и в других городах также будут оборудованы амбиофоническими системами.

§ 24. МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ ШУМОВЫХ ЭФФЕКТОВ

В общем ансамбле современного спектакля шумовое сопровождение занимает значительное место и наряду с декорациями, гримом, освещением сцены и другими ком­ понентами помогает раскрывать основную идею драма­ тургического произведения.

На долю звукорежиссера — руководителя шумами в спектакле — выпадает большая и разносторонняя рабо­ та: он должен совместно с режиссером-постановщиком на­ метить основные шумы, их место в спектакле и решать основные задачи шумового оформления.

Звукорежиссер в работе над шумами, используя ту или иную аппаратуру, должен внимательно относиться к звуковой окраске, ритму и темпу. Эти элементы нераз­ рывны и выпадение одного из них нарушает гармонич­ ность звуковой картины. Задача театра — довести значе­ ние шумового оформления до такой степени, чтобы оно повышало ценность спектакля своей правдивостью, под­ нимало его художественный уровень.

В практике театров и студий звукозаписи находят применение шумовые агрегаты с использованием механи­ ческих и электронных устройств. Рассмотрим основные из них.

Меха ниче с кие устройства . Для воспроизве­ дения шумов и различных имитированных звуков можно применять самодельные инструменты. Такие приспособле­ ния постепенно исчезают, но некоторые еще использу­

219

ются. Например, мощный барабан является основным инструментом шумового оформления спектакля. С помо­ щью такого барабана на сцене воспроизводят шум гро­ зы, орудийные выстрелы, взрывы снарядов и др. Наилуч­ шим для этих целей считается оркестровый круглый турецкий барабан. Он имеет две мембраны (кожи). Вы­ сота его корпуса — 1 м, диаметр мембраны — около 1,6лг. Для получения эффекта раскатов грома применяются специальные гирлянды шаров.

Существует еще несколько видов барабанов. Их ка­ чество определяется силой звучания и тембровой окрас­ кой. Чем больше мембрана, тем длительнее ее колеба­ ния от удара и тем мощнее звук. На качество звучания оказывает влияние также и дерево, из которого сделан барабан. Оно должно быть сухим.

Прибор «Ветер» состоит из деревянного вращающего­ ся цилиндра, установленного на станке. К его образую­ щей прикреплены поперечные планки — ребра, сверху цилиндр-барабан покрыт материей, один из поперечных краев которой прибивают к станку. При вращении бара­ бана поперечные планки передвигаются, скользя по по­ верхности материи, и своим трением вызывают шум и свист, имитирующий звук ветра. (Желательно, чтобы прибор изготовлялся из сухой сосны.)

Шум дождя имет множество оттенков: капли, падаю­ щие на панель улицы в лужи; струи воды, сливающейся с крыши или других предметов; стук капель о железо водосточных труб и т. д. Шум дождя может быть воспро­ изведен как при помощи воды, так и без нее. В первом случае применяется установка из двух душевых зонтов, питаемых напором воды от пожарного крана, и металли­ ческого резервуара со стоком для воды. Во втором слу­ чае используются специальные шумовые агрегаты «Дождь».

Шум морского прибоя имитирует прибор «Перекат». Он состоит из большого качающегося ящика-резонатора с пересыпающимися внутри горошинами или мелким гра­ вием. Корпусом резонатора «Переката» служит деревян­ ная рама, с обеих сторон затянутая грубым холстом, ко­ торый обильно проклеивается горячим жидким столяр­ ным клеем.

Тихий прибой волн выполняется медленным ссыпанием содержимого резонатора (не полностью) с одного кон­ ца на другой. Перекатив содержимое в одну сторону, быстрым движением приводят резонатор в горизонталь­

220


ное положение и сейчас же отводят его в другую сторону. Мощный прибой волн выполняётся медленным ссыпанием, но полностью всего содержимого резонатора.

В спектаклях иногда может звучать конский топот. Эти звуки очень разнообразны. Их окраска во многом зависит от времени года, влияющего на состояние грунта дорог, а также от условий местности. Звук топота лоша­ дей по мягкому грунту (кавалерия, скачки) имеет более глухую окраску и воспроизводится прибором, состоящим из специальной подушки и пары металлических чашек.

В практике театра применяются еще многие другие шумовые механические агрегаты и приспособления. Они подробно описаны в специальной литературе [19].

Э л е к т р о н н ы е устройства. С развитием тех­ ники разрабатываются новые конструкции всевозможных шумовых инструментов, построенных на базе электрони­ ки. На основе электромузыкальных инструментов были созданы специальные электронные шумовые инструменты. С 1957 г. начали применять электроэолифон, а в 1960 г. были изготовлены два образца шумового и ударного одноголосого электромузыкального прибора-—электро­ органа (шумофон).

Электроэолифон создает разнообразные шумы —от мягкого дуновения ветерка до звуков грозы и бури, он имитирует артиллерийские взрывы, полеты ракет и реак­ тивных самолетов, шум поезда, производственные шумы и т. д. В нем предусмотрена регулировка силы звука в любом участке диапазона, независимо от характера воз­ никновения и затухания звука. Звуковысотный диапазон инструмента состоит примерно из пяти октав, динамиче­ ский диапазон — 40 дб.

В электроэолифоне предусмотрена фиксированная ре­ гулировка возникновения звука («атаки») от жесткого до мягкого и затухание звука от короткого по времени до длительного (несколько секунд). Прибор имеет оконеч­ ный усилитель мощностью 50 Вт и снабжен выносным громкоговорителем, который можно устанавливать в удобном для исполнителя месте.

Функциональная схема электроэолифона изображена на рис. VI. 12. Напряжение с шумового генератора посту­ пает на вход резонансного усилителя с частотой 25 и 50 кгц, на выходе которого выделяется относительно уз­ кая полоса частот (70 гц —на уровне 0,7 и 300 гц —на уровне 0,1 от максимального напряжения). Выбор такой полосы дает отчетливое ощущение интервала полутонов.

221


Резонансный усилитель соединен с детектором, на ко­ торый одновременно поступает напряжение от генерато­ ра; частота его изменяется в пределах от 25 до 31 и от 50 56 кгц при помощи рычага, укрепленного на оси перемен­ ного конденсатора.

На выходе детектора образуется разность между час­ тотами полосы, выделенной резонансным усилителем и генератором. Высокочастотная составляющая подавляет­ ся на 50—60 дб фильтром низких частот, который под­ ключен к детектору через катодный повторитель, предна­ значенный для согласования фильтра и детектора.

Рис. VI.

12. Функциональная схема электроэолифона:

/ — блок

«Модерато». 2 —шумовой задающий генератор,

3 —резонансный усилитель, 4 —детектор. 5 — высокочас­ тотный генератор, ff —катодный повторитель, 7 — фильтр

низких частот, 8 — промежуточный усилитель, 9 —усили­ тель с выносной педалью громкости

Электроэолифон имеет все необходимые органы уп­ равления: длительность звука управляется клавишей, высота звука — рычагом, громкость звука — педалью, тембр звука — клавишей-модерато.

Разнообразные и оригинальные тембры, получаемые с помощью электроэолифона, позволили широко приме­ нять его в музыкально-шумовом оформлении кинофиль­ мов, телевизионных и театральных постановок, радиопе­ редач.

Для шумового оформления спектаклей иногда тре­ буются особые шумы, т. е. такие, которые создают ощу­ щение пространства, таинственности. Одним из таких инструментов является электроорган (шумофон) с об­ щим апериодическим генератором (рис. VI. 13).

С шумового генератора ряд частот поступает на резо­ нансные или полосовые фильтры, настройка которых со­ ответствует частотам выбранной передачи. Контакты К\, К.2 и др. расположены под клавишами и служат для включения необходимых звуков. Резисторы Rь R2, R3 и

222

Rt ослабляют шунтирующее действие цепи выхода шумо­ вого генератора. Частоты, выделенные фильтрами, сме­ шиваются и поступают на вход усилителя и далее на громкоговоритель. Резисторы R5, Re, Ri и R& ослабляют непосредственное взаимодействие цепей фильтров между собой.

Рис. VI. 13. Функциональная схема электрооргана-шумо­

фона: lU r —шумовой генератор,

R1 —R2 —согласующие

резисторы, РФ ,—РФ , —резонансные

фильтры, У — усили­

тель низкой частоты, К ,—К , —контакты клавиатуры

Рис. VI. 14. Функциональная схема электрооргана-шумо-

фона

(второй вариант): Ш Г — шумовой генератор, Сі,

С2 н

С3 —переменные конденсаторы,

связанные с клави­

атурой органа,

Э Ф ,—Э Ф , — фильтры,

R,—Rz —согласую­

щие

резисторы,

Д —детектор, У — усилитель низких

 

 

частот

 

Существует еще один вариант электрооргана — с фильтрами высоких частот (рис. VI. 14). Он сочетает в себе метод выделения необходимых полос частот из сплош­ ного спектра с методом биений. Непрерывный ряд час­ тот, образуемый шумом генератора, поступает на группу электрических фильтров. Число этих фильтров соответст­

223