Файл: Жовинский, В. Н. Корреляционные устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. VI. 20, Схема простейшего ком­ прессора для сжатия динамического диапазона трансляционных передач

Принцип работы компрессора (рис. VI. 20) заключается в следующем: сигнал с предварительных каскадов через разделительный конденсатор С\ и цепочку R\ R4 пода­ ется на сетку фазоинвертора. Между резисторами R2 и R4 сделан отвод, к которому подключен верхний вывод фо­ торезистора кз (ФС-К1). Нижний его конец заземлен. Резисторы Ro и кз образуют делитель напряжения, коэффициецт деления которого зависит от соотношения между

их величинами.

Сопротивление затемненного фоторезистора примерно равно 0,5—1,0 мгОм, поэтому оно практически не влияет на режим работы уси­ лителя. Фоторезистор помещается в светоне­ проницаемый кожух 1 , где устанавливается и лампочка накалива­ ния Л\. Управляющий сигнал, питающий лам­ почку Л и снимается со вторичной обмотки вы­ ходного трансформато­ ра. Чем больше напря­ жение на выходе уси­ лителя мощности, тем сильнее освещает лам­

почка фоторезистор R3, его сопротивление па­

дает до нескольких сот Ом, коэффициент деления напря­ жения на резисторах R2 и R3 увеличивается. Следствием этого явится уменьшение величины сигнала на управ­ ляющей сетке фазоинвертора, а также и уменьшение мощности, отдаваемой усилителем в нагрузку.

При.уменьшении выходного сигнала на нагрузке лам­ почка Л\ будет светиться слабей, фоторезистор увеличит свое сопротивление, коэффициент деления уменьшится, напряжение на выходе выравнится.

Из рассмотренных примеров видно, что за счет изме­ нения сопротивления фоторезистора коэффициент усиле­ ния всей схемы при больших входных сигналах уменьша­ ется, при малых входных сигналах — увеличивается. Та­

ким образом, величина выходного сигнала

все

вре­

мя поддерживается на заданном

уровне. Степень

сжа­

тия динамического диапазона

регулируется

резисто­

ром R6.

 

 

 

231


Лампочку накаливания следует выбирать нз расчета незначительного потребления полезной мощности в на­ грузке. Величина потенциометра Д6 выбирается так, что­ бы изменение сопротивления ФС-К1 было пропорцио­ нально освещенности и способствовало сжатию динами­ ческого диапазона.

Следует заметить, что данная схема при всей своей простоте дает хорошие результаты и ее можно рекомен­ довать для усилителей систем трансляции спектакля и служебной громкоговорящей связи.

С и с т е м а з а д е р ж к и п о д а ч и а н о д н о г о н а ­ п р я ж е н и я н а в ы х о д н ы е л а м п ы у с и л и т е л е й

применяется для защиты ламп оконечных каскадов мощ-

Рис. VI. 21. Схема задержки подачи анодного напряжения {Рі в рабочем состоянии)

ных усилителей от перегрузки в момент прогрева ламп. Устройство задержки особенно необходимо в усилите­ лях, где используются полупроводниковые выпрямители, так как в них высокое напряжение, подаваемое на ано­ ды, появляется одновременно с подачей на вход выпря­ мителя перемённого напряжения (катоды мощных выход­ ных ламп при этом еще не достигли рабочего темпера­ турного режима). Лампы, работающие в таких условиях, быстро выходят из строя.

Система задержки высоковольтного питания с реле времени на неоновой лампе работает следующим обра­ зом (рис. VI. 21). На однополупериодный выпрямитель, в котором имеются диоды (Д-226) и конденсатор филь­ тра С2, при включении тумблера П\ подается напряжение питания от сети 220 В. Выпрямленное напряжение через гасящий резистор Д3 и R\ поступает на накопительный конденсатор Сг. Через промежуток времени, определяемый временем заряда конденсатора, напряжение на С\ станет

232

равным порогу зажигания лампы Л\. Она зажжется, пройдет ток через реле Р\ и вызовет его срабатывание, а контакты К J включают исполнительное реле Р2, которое

самоблокируется контактами К 2 .

Остальные группы

этого реле Кі и Къ замкнут цепь

высоковольтного пн-

тания оконечной ступени усилителя мощности, а также включат на пульте управления сигнал о готовности уси­ лителя к работе.

Контакты Кі

реле Р2 подключают параллельно кон­

денсатору С1

резистор

который разряжает его и яв­

ляется эквивалентной нагрузкой для выпрямителя.

Автоматическая

сигнализа­

 

Щш

 

 

ция о перегорании предохра-

 

 

 

нителей и переходе на резерв

 

 

 

 

представлена

на рис.

VI. 22. ßxog

 

 

 

Схема работает следующим об­

 

 

 

 

разом:

пока

предохранитель,

 

 

 

 

установленный в цепи питания

 

 

 

 

усилителя, цел,

весь ток про­

 

 

 

 

ходит по нему, так как сопро­

 

 

 

 

тивление цепочки,

включенной

 

 

 

 

параллельно

предохранителю*

 

 

 

 

значительно больше. Как толь­

 

 

 

 

ко предохранитель

перегорает,

Рис. VI. 22. Схема автоматиче­

ток проходит через параллель­

лителя на резервный:

Пр — пре­

ную цепочку,

вызывая сраба­

ского перехода с основного уси­

дохранитель в цепи питания ос­

тывание реле Р1, которое кон­

новного

усилителя,

Л , — сиг­

нальная

лампочка.

Рj —испол­

тактами К\ и К2

включает цепь

нительное

реле, Ri —ограничи­

сигнализации

и

одновременно

тельный

резистор,

Д I —силовой

диод, к J K j

— контактные

МОЖеТ

ПрОИЗВеСТИ

П ереК О М М у-

группы реле Р,

тацию входных и выходных ли­

 

 

 

 

ний на

резервный

усилитель.

 

 

 

 

В простейшем случае схема может применяться для сигнализации о выходе из строя предохранителя. Схема в этом случае упрощается — остается лишь резистор и индикаторная лампочка, которая располагается на пуль­ те в радиоложе и на коммутационном щите аппаратной. В этом случае схема дает точное указание на место не­ исправности. Время возврата схемы в исходное состоя­ ние определяется в основном инерцией реле Р\ и состав­ ляет примерно 20—50 мс.

Авт ома т иче с кий переход с о с н о в н о г о у с и л и т е л я на резервный. Данная система пред­ назначается для резервирования мощных оконечных уси­

233



лителей основного тракта, т. е. тех усилителей, которые непосредственно участвуют в звуковом оформлении спек­ такля. В данном устройстве используются схемы сравне­ ния (рис. VI. 23).

Принцип работы схемы заключается в следующем: входной сигнал, проходя через однополупериодиый вы­ прямитель В\, создает на резисторе R\ падение напряже­ ния Е\. Выходной сигнал снимается с потенциометра R2, выпрямляется диодом В2 и создает падение напряже-

Рис. VI. 23. Схема автоматического перехода с основного усилителя на резервный (схема сравнения)

ния Е2 на резисторе R2. При настройке схемы при помо­ щи потенциометра Rz подбирают такую величину выход­ ного сигнала, чтобы Е2 было равно по величине Е\. На­ пряжение на резисторах R\ и R2 находится в противофазе. При равенстве Е\ и Ё2 ток в обмотке реле Р\ не проходит, контакты К\ разомкнуты, сигнальная лампочка Л\ не

горит, свидетельствуя об исправности оконечного уси­ лителя. Конденсаторы Сі и С2 снимают пульсации после выпрямления сигналов, поступающих с входа и выхода усилителя УО[.

Если по каким-то причинам напряжение на выходе усилителя сильно изменяется или пропадает полностью, а на входе остается без изменения, то срабатывает ре­ ле Р1 , которое своими контактами Щ и Kf производит

переключение входа и выхода основного усилителя УОі на резервный У02, а контакты К} замыкают цепь пита­

ния лампочки Л ь она сигнализирует о выходе из строя

234

основного усилителя и о переходе на резервный. Для то­ го чтобы схема автоматического перехода не влияла на работу основного усилителя, целесообразно на входе по­ ставить согласующий усилитель Уз.

На рис. VI. 24 представлена еще одна схема автома­ тического перехода с основного усилителя 1 на резерв­ ный 2. В качестве следящего устройства в системе авто­ матического перехода также применена схема сравне­ ния 4. Напряжение с выходов основного и резервного

Рис. VI. 24. Схема автоматического перехода с основного усилителя на ре­ зервный

усилителей подается через выпрямители 5 и 12 на рези­ сторы 7 и 10. Конденсаторы 6 и 11 сглаживают пульсации выпрямителей. При равенстве сигналов на выходах усили-. телей напряжения на нагрузках выпрямителей равны и ток через обмотку реле 8 не проходит. Если напряжение на выходе основного усилителя уменьшается или исчеза­ ет, то появляется ток, который проходит через обмотку реле 8 ; его контакты 14 замыкают цепь обмотки реле 3. В результате контактная группа 15 подключает к нагруз­ ке резервный усилитель 2. Для того чтобы не было лож­ ных срабатываний при выключенном резервном усилите­ ле, в схему сравнения введен диод 9, пропускающий ток через обмотку реле 8 только при наличии выпрямленного напряжения на нагрузке 10 большего, чем на нагрузке 7. Добавочные контакты 16 используют для переключения сигнальных ламп 13, свидетельствующих о включении в тракт усилителей 1 или 2 .

235


Глава VII

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ В ТЕАТРАХ

С каждым годом расширяется применение технологи­ ческого телевидения в самых различных областях про­ мышленности, торговли, транспорта, медицины, а также

всистемах обучения, контроля сложных процессов, изме­ рений. Технологическое телевидение все активнее входит

вжизнь современного театра и других зрелищных учреж­ дений. Рассмотрим несколько примеров.

Втеатре во время репетиций или спектакля иногда возникают ситуации, когда отсутствие зрительной связи между помощником режиссера и актерами приводит к большим затруднениям. Например, помощник режиссера

по жесту актера должен дать сигнал на закрытие зана­ веса или на начало шумового эффекта. Но он часто не может увидеть актера на сценической площадке из-за сложных декораций. Другой пример. Дирижер и оркестр располагаются в оркестровой яме перед сценой. Хор, по замыслу режиссера-постановщика, должен находиться в глубине сцены. В данной ситуации дирижер не видит хо­ ра, хормейстер не видит дирижера, что приводит иногда

кнесогласованности их действий.

Втаких случаях целесообразно использовать систему технологического телевидения.

ВВенском оперном театре из-за недостатка места на сцене пришлось установить большой орган в оркестровом

репетиционном зале (цокольный этаж). Зрительную связь между дирижером и органистом удалось восста­ новить, применив тоже систему технологического теле­ видения, которая дает возможность видеть дирижера, находящегося в оркестровой яме. Звучание органа пере­ дается в зрительный зал через высококачественную сис­ тему звукоусиления.

В Парижском Дворце Шайо телевизионное устройст­ во дает возможность опоздавшим зрителям следить за

•236

ходом спектакля по телевизору, установленному в боль­ шом фойе.

В Пражском драматическом театре отсутствует ор­ кестровая яма, поэтому оркестр вынужден работать за кулисами. Регуляторная сценического освещения тоже расположена за пределами зрительного зала. В подобных случаях выручает телевизионная установка, которая по­ зволяет дирижеру и оператору по свету видеть действие, происходящее на сцене.

Приведенные примеры показывают разнохарактер­ ность использования системы технологического телеви­ дения. В настоящее время телевизионные установки при­ меняются во многих театрах Москвы, Ленинграда, Кие­ ва, Риги и других центральных городов.

Те хнолог иче ские т р е б о в а н и я . Конструк­ тивное решение внутренней телевизионной системы, рабо­ тающей по замкнутой схеме, определяется ее целевым назначением. При оценке параметров и основных качест­ венных характеристик системы телевизионного вещания предусматривается возможность передачи изображения различных объектов в любых условиях. От технологиче­ ских систем телевидения подобная универсальность не требуется, их техническое решение может быть более простым.

Система технологического внутреннего телевидения в театре обеспечивает:

передачу телевизионного изображения из студии на телевизионный экран бутафорского приемника, установ­ ленного на сцене (сценический эффект);

зрительную связь между закулисным хором и дири­ жером, который находится в оркестровой яме, а также между помощником режиссера и любым участком про­ сцениума, портала или сцены;

зрительную связь для главного режиссера и директо­ ра, которые наблюдают за ходом репетиции и спектакля; передачу изображения действий спектакля в регуля­ торную, которая часто находится под планшетом сцены, в фойе —для опоздавших зрителей и в основные закулис­ ные помещения, где собираются актеры и работники по­

становочных цехов; хорошую видимость изображения при затемненных и

сильно высвеченных сценах.

Один из возможных вариантов использования систе­ мы технологического телевидения в театре показан на рис. VII. 1. На барьере балкона или бельэтажа строго по

237