Файл: Жовинский, В. Н. Корреляционные устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

Р а д и о а п п а р а т н а я

KELO

 

 

ПК

Б о л ь ш о г о

з а л а

Р зт .

 

 

- ш -

 

 

 

 

Ззт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П ДУ

S

(1

ізт .

б о л ы и о й

з а л

._-г

 

 

І з т .

 

 

 

 

 

гТТТ

 

 

.J \L

В К

 

 

 

PK

Р Д У

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Р а д и о а п п а р а т н а я -

KELP

 

. P K

М а л а г о

з а л а

Р зт .

~:хПГ

И Х

 

 

 

И

Ззт.

М а л ы й

з а л

П Д У

Ю

Ізт.

 

 

 

І з т .

 

 

-Г П -'

 

 

. ж

 

В К

 

 

 

 

 

 

 

Р К

П Д У

 

Ѵ \ В М

З ад. п о т .

ч а с т а

 

аи „ , Кабинет

°к ~с IС.О бразцоба

Ди р ек т ор - Iр а ш р я о ш п

B K - P I Х у д - с о б е т

В К - 5

О бщ ая арт и­

ст и ч еск ая

_ J1F7

Р е ж и с с е р ­

с к а я

 

П ом.ре:ж и ссе­

Z]ВК~7 р а большы . за л а

Поім.ріе ж .

вк - ь М алтоого з а л а

ЙК.а1дирижер

п ң я Iб о л ш о г а з а л а 'I Д и р и ж е р

ВК -/и\м а л о 2 0 з а л а

IРегулят орная

вк ’ П т л ь ш о го з а л а

ви - Ъ IРегулят орная

и / г / і \ы а л о го з а л а

- г — і К ом нат а

о к ! 3 \ о ж и д а н и я

___ iJ Заходанасиену

ВК Р Р л П ож ар н ы й

пост

Рис. VII. 12. Функциональная схема технологического телевидения в Централь­ ном театре кукол

Рис. VII. 13. Функциональная схема одноканальной разветвленной системы

Рис. VII. И. Функциональная схема многокамерной разветвленной системы



номинального, четкого изображения на экране телевизи­ онного приемника или контрольного устройства лежит в пределах 200—300 лк. Но, как было отмечено выше, освещенность сценической площадки во время действия спектакля может падать до 10—50 л/с, что значительно затрудняет работу персонала, использующего систему технологического телевидения.

К важным достоинствам рассмотренных телевизион­ ных систем можно отнести простоту конструкций, малые габариты, небольшую массу и достаточно большой набор различных блоков, работающих на промышленные теле­ визионные приемники.

Глава VIII

ЗВУКОТЕХНИЧЕСКАЯ АППАРАТУРА ДЛЯ ГАСТРОЛЬНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ

Среди профессиональных и самодеятельных театраль­ ных коллективов существует хорошая традиция — пока­ зывать лучшие свои работы возможно большему коли­ честву зрителей. Для этого театры выезжают на гастроли в различные города Советского Союза и зарубежные страны. Обмен спектаклями проводится и внутри круп­ ных городов, когда коллектив одного театра играет на сцене другого театра.

Каждый коллектив, собираясь на гастроли, должен позаботиться о выборе выездного комплекта звукотех­ нической и светотехнической аппаратуры. Режиссер-по­ становщик, выпуская новый спектакль, старается сохра­ нить все композиционное решение спектакля и для ра­ боты на выездной сцене. Звукорежиссер, решая вопросы звукового оформления спектакля, учитывает условия, которые могут встретиться на гастролях.

§ 28. ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА ЗВУКОТЕХНИЧЕСКОЙ АППАРАТУРЫ

Технологические и технические требования, предъяв­ ляемые. к аппаратуре, применяемой для гастрольных спектаклей, должны быть в основном те же, что и для стационарного комплекта. На гастролях используются отработанные на стационаре фонограммы музыкально­ шумового оформления спектакля и утвержденные зву­ ковые планы. Рассмотрим некоторые специфические тре­ бования.

1. Выездной пульт звукорежиссера должен быть ком­ пактным, чтобы в случае необходимости его можно было установить в ложе зрительного зала или в оркестровой яме. В пульте желательно предусмотреть основные орга­

255

ны управления: дистанционное включение и выключение магнитофонов, оперативную входную и выходную ком­ мутацию, микшеры для управления звуком, систему све­ товой сигнализации и др.

2.Громкоговорители, предназначенные для зритель­ ного зала и портала, должны быть тщательно скрыты от зрителя драпировкой или какими-нибудь специальными выгородками.

3.Вся звукотехннческая аппаратура для удобства транспортировки должна состоять из отдельных неболь­ ших по габаритам и массе блоков, которые подключают­

ся друг к другу соединительными шлангами с разъемами. 4. Весь комплект аппаратуры должен быстро соби­ раться и разбираться, быть транспортабельным, надеж­ но работать в сложных климатических условиях. (Тем­ пература в осветительной ложе в летнее время может до­ стигать 50° С, поэтому желательно в комплекте иметь переносные вентиляторы для охлаждения мощных уси­

лительных блоков.)

Все сказанное подтверждает мысль о том, что для га­ стролей нужно создавать специальные выездные ком­ плекты радиозвукотехнической аппаратуры, в которых учтены основные технологические требования театраль­ ного коллектива.

Выез дные комплекты а п п а р а т у р ы . Рас­ смотрим основные типы звукотехнических комплектов выездной аппаратуры.

Звукотехническая аппаратура типа 37КЗТП-1 разра­ ботана специально для выездных спектаклей. Она может быть использована и для работы в стационарных усло­ виях в небольших театрах и клубах.

В комплект аппаратуры 37КЗТП-1 входит пульт зву­ корежиссера 37ПУ-1, два блока мощного усилителя 37БОУ-1, тележка пульта 37ТП-1, четыре группы гром­ коговорителей 37ГД-1 (по две штуки), микрофоны с уста­ новочными стойками, соединительные шланги.

Пульт управления 37ПУ-1 служит для усиления сиг­ налов, поступающих с источников программы, их обра­ ботки и дистанционного подключения групп громкогово­ рителей к блокам мощных усилителей. На передней на­ клонной панели пульта размещаются предварительные усилители 35УП-1 и измерительный прибор ИП с пере­ ключателем В-13 (рис. VIII. 1 и рис.VIII.2). Предвари­ тельный усилитель 35УП-1 имеет два индивидуальных входных канала А и Б\ в каждом из них имеется индиви-

256


дуальный установочный регулятор уровня передачи и корректор низких и высоких частот. Измерительный при­ бор ИП позволяет мерить напряжения на выходе каждого канала усиления, основные режимы мощных усилитель­ ных блоков, напряжение питающей сети. На горизонталь­ ной лицевой панели находятся микшеры (регуляторы уровня передачи РУ), коммутационные В и сигнализа­ ционные Л элементы.

Рис. VIII. Внешний вид переносного звукотехнического ком­ плекта 37КЗТП-1: / —пульт управления 37ПУ-1, 2 — выездной магнитофон, 3 —столнк-подставка для магнитофона, 4 — тележ­ ка, 5 — блок оконечных мощных усилителей и питания, 6 —пред­

варительный усилитель, 7—микшеры

Блок мощных (оконечных) усилителей 37БОУ-1 уста­ новлен в нижней части передвижного стола и служит для размещения двух оконечных усилителей мощности 37УО-1, выходная мощность которых равна 50 Вт. Каж­ дый блок имеет два входа А и В. Чтобы согласовать уси­ лители мощности с группами громкоговорителей, приме­ няют согласующие автотрансформаторы Тр-1, Тр-2 (рис. VIII. 2). На выходе каждого блока включены контроль­ ные неоновые лампочки Л-3 и Л-4, а также гнезда для подключения контрольных головных телефонов.

Громкоговорители 37ГД-1 смонтированы в закрытом фанерном ящике со съемной передней стенкой, на кото­ рой закреплены один низкочастотный и два высокочас­ тотных громкоговорителя, а также переходная колодка

9—187

257

t-Ю iS

Рис. VIII. 2. Функциональная схема двухканального звукотехнического комплекта 37КЗТП-1

258

для подключения внешнего кабеля. Номинальная мощ­ ность каждого громкоговорителя (звукового агрегата) 37ГД-1 равна 10 Вт, полное сопротивление группы гром­ коговорителей на частоте 400 гц составляет 15 Ом. Во время транспортировки звуковых агрегатов их соединя­ ют попарно лицевой стороной друг к другу и стягивают специальными защелками-замками.

Рассмотрим особенности работы комплекта 37КЗТП-1 в различных режимах. Перевод устройства с одного ви­ да работы на другой производится с помощью переклю­ чателя В-1.

В первом положении переключателя В-1 («Запись») сигнал проходит следующим образом: а) с выхода УП-1 через РУ-1 на вход 1 Маг-1; б) с выхода УП-2 через

РУ-2 на вход 2 Маг-1.

Во втором положении переключателя В-1 («Усиление» МіМ/і) и в верхнем (по схеме) положении переключа­ теля В-2 сигнал проходит следующим образом: а) с вы­ хода УП-1 через РУ-1 на вход А усилителя У0-1; б) с вы­ хода 1 Маг-1 через РУ-3 на вход Б усилителя УО-1; в) с выхода УП-2 через РУ-2 на вход А У0-2; г) с выхо­ да 2 Маг-1 через РУ-4 и контактные группы переключа­ телей В-1 и В-2 на вход Б У0-2;

В третьем положении переключателя В-1 («Усиле­ ние») и в верхнем положении переключателя В-2 сигнал проходит следующим образом: а) с выхода УП-1 че­ рез РУ-1 на вход А УО-1; б) с выхода 1 Маг-2 через РУ-3 на вход Б УО-1; в) с выхода УП-2 через РУ-2 на вход А У0-2; г) с выхода 2 Маг-2 через РУ-4 и контакт­ ные группы переключателей В-1 и В-2 на вход Б УО-2.

Во втором и

третьем положениях переключателя

В-1 и в нижнем

положении переключателя В-2 выход

четвертого канала отключается и сигнал с выхода 1 маг­ нитофонов Маг-2 через РУ-3 поступает на входы Б двух оконечных усилителей. Это положение переключателя В-2 используется для воспроизведения звука с монофо­ нических магнитофонов через два оконечных усилителя.

В четвертом положении переключателя В-1 («Пере­ запись») сигнал проходит следующим образом: а) с вы­ хода 1 Маг-2 через РУ-3 на вход 1 Маг-1; б) с выхода

2 Маг-2 через РУ-4 на вход 2 Маг-1.

С помощью переключателей В-5, В-6, В-7, В-8 можно подключить на выход любого оконечного усилителя от одной до четырех групп громкоговорителей (по два гром­ коговорителя 37ГД-1 в группе). При включении четырех

9

259


260

Рис. VIII. 3. Функциональная схема комплекта звукоусиления «Солист»

групп громкоговорителей к выходу одного оконечного усилителя громкоговорители автоматически (с помощью реле Р-1) подключаются к нижней секции автотрансфор­ маторов Тр-1 и Тр-2.

На выходе предварительных усилителей УП-1 и УП-2 включены неоновые лампочки Л-1 и Л-2, сигнализирую­ щие о перегрузке предварительных усилителей, а на вы­ ходе усилителей У0-1 и У0-2 — неоновые лампочки Л-3 и Л-4, сигнализирующие о перегрузках оконечных уси­ лителей. Лампочка Л-5 сигнализирует о включении пи­ тания пульта от автотрансформатора. Лампочка Л-6 слу­ жит для освещения поверхности пульта.

Питание устройства производится от однофазной сети переменного тока 220 В, 50 гц через регулировочный ав­ тотрансформатор Тр-3. В случае выхода из строя Тр-3 питание устройства может быть переведено непосредст­ венно от сети 220 В переключателем В-9.

Комплект передвижной звукотехнической аппаратуры типа «Солист» разработан НИКОИ для озвучения зри­ тельных залов при выступлении небольших эстрадных коллективов и для проведения несложных (с точки зре­ ния музыкально-шумового оформления) спектаклей. Комплект оборудования типа «Солист 25-50» имеет микшерский пульт (в нем смонтированы все усилительные блоки и блоки питания), широкополосные звуковые агрегаты ЗОА-84 и микрофоны с установочными стой­ ками.

Функциональная схема комплекта представлена на рис. VIII. 3. Пульт имеет четыре индивидуальных кана­ ла и один сквозной. Каждый индивидуальный канал содержит предварительный усилитель 2, к которому под­ ключается микрофон 1, плавный корректор 3, установоч­ ный регулятор уровня передачи 4, индивидуальный мик­ шер 5. В первом и втором каналах имеется возможность подключения фильтра «присутствия» 6. На третий и чет­ вертый каналы можно подключать программы с нулевым уровнем от магнитофона, радиомикрофона и др. С выхо­ да каждого индивидуального канала сигнал усиливаемой программы можно передать на вход ревербератора через регулятор уровня 17 и согласующий усилитель 18 и на вход усилителя-смесителя общего канала 7. В общем ка­ нале имеется плавный корректор 8, общие микшеры 9,10, главный усилитель канала 12 и обрезные фильтры высо­ ких 11 и низких 13 частот. С выхода фильтра 13 програм­ ма поступает на блок усилителя мощности 14. К бестранс­

261