ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
|
|
Р а д и о а п п а р а т н а я |
KELO |
|
|
|
ПК |
Б о л ь ш о г о |
з а л а |
Р зт . |
|
|
|
- ш - |
— |
|
|
|
|
|
Ззт. |
||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
П ДУ |
S |
(1 |
ізт . |
б о л ы и о й |
з а л |
._-г |
|
|
І з т . |
|
|
|
|||
|
|
гТТТ |
|
|
|
.J \L |
В К |
|
|
||
|
PK |
Р Д У |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Р а д и о а п п а р а т н а я - |
KELP |
|
|
. P K |
М а л а г о |
з а л а |
Р зт . |
||
~:хПГ |
И Х |
|
|
||
|
И |
Ззт. |
|||
М а л ы й |
з а л |
П Д У |
Ю |
Ізт. |
|
|
|
|
І з т . |
||
|
|
-Г П -' |
|
|
|
. ж |
|
В К |
|
|
|
|
|
|
|
|
Р К |
П Д У |
|
Ѵ \ В М |
З ад. п о т . |
|
ч а с т а |
||
|
аи „ , Кабинет
°к ~с IС.О бразцоба
Ди р ек т ор - Iр а ш р я о ш п
B K - P I Х у д - с о б е т
В К - 5 |
О бщ ая арт и |
ст и ч еск ая |
|
_ J1F7 |
Р е ж и с с е р |
с к а я |
|
|
П ом.ре:ж и ссе |
Z]ВК~7 р а большы . за л а
Поім.ріе ж .
вк - ь М алтоого з а л а
ЙК.а1дирижер
п ң я Iб о л ш о г а з а л а 'I Д и р и ж е р
ВК -/и\м а л о 2 0 з а л а
IРегулят орная
вк ’ П т л ь ш о го з а л а
ви - Ъ IРегулят орная
и / г / і \ы а л о го з а л а
- г — і К ом нат а
о к ! 3 \ о ж и д а н и я
___ iJ Заходанасиену
ВК Р Р л П ож ар н ы й
пост
Рис. VII. 12. Функциональная схема технологического телевидения в Централь ном театре кукол
Рис. VII. 13. Функциональная схема одноканальной разветвленной системы
Рис. VII. И. Функциональная схема многокамерной разветвленной системы
номинального, четкого изображения на экране телевизи онного приемника или контрольного устройства лежит в пределах 200—300 лк. Но, как было отмечено выше, освещенность сценической площадки во время действия спектакля может падать до 10—50 л/с, что значительно затрудняет работу персонала, использующего систему технологического телевидения.
К важным достоинствам рассмотренных телевизион ных систем можно отнести простоту конструкций, малые габариты, небольшую массу и достаточно большой набор различных блоков, работающих на промышленные теле визионные приемники.
Глава VIII
ЗВУКОТЕХНИЧЕСКАЯ АППАРАТУРА ДЛЯ ГАСТРОЛЬНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ
Среди профессиональных и самодеятельных театраль ных коллективов существует хорошая традиция — пока зывать лучшие свои работы возможно большему коли честву зрителей. Для этого театры выезжают на гастроли в различные города Советского Союза и зарубежные страны. Обмен спектаклями проводится и внутри круп ных городов, когда коллектив одного театра играет на сцене другого театра.
Каждый коллектив, собираясь на гастроли, должен позаботиться о выборе выездного комплекта звукотех нической и светотехнической аппаратуры. Режиссер-по становщик, выпуская новый спектакль, старается сохра нить все композиционное решение спектакля и для ра боты на выездной сцене. Звукорежиссер, решая вопросы звукового оформления спектакля, учитывает условия, которые могут встретиться на гастролях.
§ 28. ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА ЗВУКОТЕХНИЧЕСКОЙ АППАРАТУРЫ
Технологические и технические требования, предъяв ляемые. к аппаратуре, применяемой для гастрольных спектаклей, должны быть в основном те же, что и для стационарного комплекта. На гастролях используются отработанные на стационаре фонограммы музыкально шумового оформления спектакля и утвержденные зву ковые планы. Рассмотрим некоторые специфические тре бования.
1. Выездной пульт звукорежиссера должен быть ком пактным, чтобы в случае необходимости его можно было установить в ложе зрительного зала или в оркестровой яме. В пульте желательно предусмотреть основные орга
255
ны управления: дистанционное включение и выключение магнитофонов, оперативную входную и выходную ком мутацию, микшеры для управления звуком, систему све товой сигнализации и др.
2.Громкоговорители, предназначенные для зритель ного зала и портала, должны быть тщательно скрыты от зрителя драпировкой или какими-нибудь специальными выгородками.
3.Вся звукотехннческая аппаратура для удобства транспортировки должна состоять из отдельных неболь ших по габаритам и массе блоков, которые подключают
ся друг к другу соединительными шлангами с разъемами. 4. Весь комплект аппаратуры должен быстро соби раться и разбираться, быть транспортабельным, надеж но работать в сложных климатических условиях. (Тем пература в осветительной ложе в летнее время может до стигать 50° С, поэтому желательно в комплекте иметь переносные вентиляторы для охлаждения мощных уси
лительных блоков.)
Все сказанное подтверждает мысль о том, что для га стролей нужно создавать специальные выездные ком плекты радиозвукотехнической аппаратуры, в которых учтены основные технологические требования театраль ного коллектива.
Выез дные комплекты а п п а р а т у р ы . Рас смотрим основные типы звукотехнических комплектов выездной аппаратуры.
Звукотехническая аппаратура типа 37КЗТП-1 разра ботана специально для выездных спектаклей. Она может быть использована и для работы в стационарных усло виях в небольших театрах и клубах.
В комплект аппаратуры 37КЗТП-1 входит пульт зву корежиссера 37ПУ-1, два блока мощного усилителя 37БОУ-1, тележка пульта 37ТП-1, четыре группы гром коговорителей 37ГД-1 (по две штуки), микрофоны с уста новочными стойками, соединительные шланги.
Пульт управления 37ПУ-1 служит для усиления сиг налов, поступающих с источников программы, их обра ботки и дистанционного подключения групп громкогово рителей к блокам мощных усилителей. На передней на клонной панели пульта размещаются предварительные усилители 35УП-1 и измерительный прибор ИП с пере ключателем В-13 (рис. VIII. 1 и рис.VIII.2). Предвари тельный усилитель 35УП-1 имеет два индивидуальных входных канала А и Б\ в каждом из них имеется индиви-
256
дуальный установочный регулятор уровня передачи и корректор низких и высоких частот. Измерительный при бор ИП позволяет мерить напряжения на выходе каждого канала усиления, основные режимы мощных усилитель ных блоков, напряжение питающей сети. На горизонталь ной лицевой панели находятся микшеры (регуляторы уровня передачи РУ), коммутационные В и сигнализа ционные Л элементы.
Рис. VIII. Внешний вид переносного звукотехнического ком плекта 37КЗТП-1: / —пульт управления 37ПУ-1, 2 — выездной магнитофон, 3 —столнк-подставка для магнитофона, 4 — тележ ка, 5 — блок оконечных мощных усилителей и питания, 6 —пред
варительный усилитель, 7—микшеры
Блок мощных (оконечных) усилителей 37БОУ-1 уста новлен в нижней части передвижного стола и служит для размещения двух оконечных усилителей мощности 37УО-1, выходная мощность которых равна 50 Вт. Каж дый блок имеет два входа А и В. Чтобы согласовать уси лители мощности с группами громкоговорителей, приме няют согласующие автотрансформаторы Тр-1, Тр-2 (рис. VIII. 2). На выходе каждого блока включены контроль ные неоновые лампочки Л-3 и Л-4, а также гнезда для подключения контрольных головных телефонов.
Громкоговорители 37ГД-1 смонтированы в закрытом фанерном ящике со съемной передней стенкой, на кото рой закреплены один низкочастотный и два высокочас тотных громкоговорителя, а также переходная колодка
9—187 |
257 |
t-Ю iS
Рис. VIII. 2. Функциональная схема двухканального звукотехнического комплекта 37КЗТП-1
258
для подключения внешнего кабеля. Номинальная мощ ность каждого громкоговорителя (звукового агрегата) 37ГД-1 равна 10 Вт, полное сопротивление группы гром коговорителей на частоте 400 гц составляет 15 Ом. Во время транспортировки звуковых агрегатов их соединя ют попарно лицевой стороной друг к другу и стягивают специальными защелками-замками.
Рассмотрим особенности работы комплекта 37КЗТП-1 в различных режимах. Перевод устройства с одного ви да работы на другой производится с помощью переклю чателя В-1.
В первом положении переключателя В-1 («Запись») сигнал проходит следующим образом: а) с выхода УП-1 через РУ-1 на вход 1 Маг-1; б) с выхода УП-2 через
РУ-2 на вход 2 Маг-1.
Во втором положении переключателя В-1 («Усиление» Мі—М/і) и в верхнем (по схеме) положении переключа теля В-2 сигнал проходит следующим образом: а) с вы хода УП-1 через РУ-1 на вход А усилителя У0-1; б) с вы хода 1 Маг-1 через РУ-3 на вход Б усилителя УО-1; в) с выхода УП-2 через РУ-2 на вход А У0-2; г) с выхо да 2 Маг-1 через РУ-4 и контактные группы переключа телей В-1 и В-2 на вход Б У0-2;
В третьем положении переключателя В-1 («Усиле ние») и в верхнем положении переключателя В-2 сигнал проходит следующим образом: а) с выхода УП-1 че рез РУ-1 на вход А УО-1; б) с выхода 1 Маг-2 через РУ-3 на вход Б УО-1; в) с выхода УП-2 через РУ-2 на вход А У0-2; г) с выхода 2 Маг-2 через РУ-4 и контакт ные группы переключателей В-1 и В-2 на вход Б УО-2.
Во втором и |
третьем положениях переключателя |
В-1 и в нижнем |
положении переключателя В-2 выход |
четвертого канала отключается и сигнал с выхода 1 маг нитофонов Маг-2 через РУ-3 поступает на входы Б двух оконечных усилителей. Это положение переключателя В-2 используется для воспроизведения звука с монофо нических магнитофонов через два оконечных усилителя.
В четвертом положении переключателя В-1 («Пере запись») сигнал проходит следующим образом: а) с вы хода 1 Маг-2 через РУ-3 на вход 1 Маг-1; б) с выхода
2 Маг-2 через РУ-4 на вход 2 Маг-1.
С помощью переключателей В-5, В-6, В-7, В-8 можно подключить на выход любого оконечного усилителя от одной до четырех групп громкоговорителей (по два гром коговорителя 37ГД-1 в группе). При включении четырех
9 |
259 |
260
Рис. VIII. 3. Функциональная схема комплекта звукоусиления «Солист»
групп громкоговорителей к выходу одного оконечного усилителя громкоговорители автоматически (с помощью реле Р-1) подключаются к нижней секции автотрансфор маторов Тр-1 и Тр-2.
На выходе предварительных усилителей УП-1 и УП-2 включены неоновые лампочки Л-1 и Л-2, сигнализирую щие о перегрузке предварительных усилителей, а на вы ходе усилителей У0-1 и У0-2 — неоновые лампочки Л-3 и Л-4, сигнализирующие о перегрузках оконечных уси лителей. Лампочка Л-5 сигнализирует о включении пи тания пульта от автотрансформатора. Лампочка Л-6 слу жит для освещения поверхности пульта.
Питание устройства производится от однофазной сети переменного тока 220 В, 50 гц через регулировочный ав тотрансформатор Тр-3. В случае выхода из строя Тр-3 питание устройства может быть переведено непосредст венно от сети 220 В переключателем В-9.
Комплект передвижной звукотехнической аппаратуры типа «Солист» разработан НИКОИ для озвучения зри тельных залов при выступлении небольших эстрадных коллективов и для проведения несложных (с точки зре ния музыкально-шумового оформления) спектаклей. Комплект оборудования типа «Солист 25-50» имеет микшерский пульт (в нем смонтированы все усилительные блоки и блоки питания), широкополосные звуковые агрегаты ЗОА-84 и микрофоны с установочными стой ками.
Функциональная схема комплекта представлена на рис. VIII. 3. Пульт имеет четыре индивидуальных кана ла и один сквозной. Каждый индивидуальный канал содержит предварительный усилитель 2, к которому под ключается микрофон 1, плавный корректор 3, установоч ный регулятор уровня передачи 4, индивидуальный мик шер 5. В первом и втором каналах имеется возможность подключения фильтра «присутствия» 6. На третий и чет вертый каналы можно подключать программы с нулевым уровнем от магнитофона, радиомикрофона и др. С выхо да каждого индивидуального канала сигнал усиливаемой программы можно передать на вход ревербератора через регулятор уровня 17 и согласующий усилитель 18 и на вход усилителя-смесителя общего канала 7. В общем ка нале имеется плавный корректор 8, общие микшеры 9,10, главный усилитель канала 12 и обрезные фильтры высо ких 11 и низких 13 частот. С выхода фильтра 13 програм ма поступает на блок усилителя мощности 14. К бестранс
261