ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
форматорному выходу оконечного усилителя через переключатель 15 подключены два широкополосных зву ковых агрегата 16. В пульте имеется измерительный при бор 20 для контроля режимов работы устройства. Блок питания, состоящий из трех выпрямителей 19, подключен к сети 220 В через трансформатор 21.
При использовании двух комплектов выездной аппа ратуры типа «Солист 25-50» в схеме усилительного уст ройства предусмотрены два вывода для подключения вто рого комплекта в общий канал усиления или на вход уси лителя мощности. Такая система позволяет передать программу с одного источника или группы источников на два сквозных канала. Например, один канал использует ся для сцены, другой—для зрительного зала.
Конструктивное решение пульта управления заклю чается в следующем. На горизонтальной панели установ лены четыре индивидуальных и один общий микшеры. Выше микшеров находятся кнопки, с помощью которых к каждому каналу подключается ревербератор. На верти кальной плоскости против каждого микшера расположе ны элементы управления канала. Пульт смонтирован на специальной подставке.
Блок усилителя мощности собран на транзисторах по бестрансформаторной схеме. При подключенной на грузке 50 Ом (четыре громкоговорителя 4А-32) он отда ет мощность 50 Вт. При подключении нагрузки 30 Ом (два громкоговорителя) выходная мощность соответст венно уменьшается до 25 Вт. Чтобы уменьшить нелиней ные искажения, в выходном каскаде применена схема с высокочастотным смещением.
Комплект выездной звукотехнической аппаратуры ти па «Солист» имеет достаточно высокие качественные по казатели.
Комплект передвижной звукотехнической аппарату ры типа НИХ («Beat Set») венгерского производства предназначен для усиления оркестровых групп небольшо го состава, применяющих электрогитары и электроорган. В составе аппаратуры имеется три мощных усилитель ных блока (АЕХ-650, АЕХ-250, АЕХ-251), к каждому из которых придается соответствующий звуковой агрегат: НОХ-ОЗ, НОХ-02, НОХ-01.
Комплект аппаратуры НИХ может применяться и для театральных гастрольных поездок. Три канала звукоуси ления позволяют проводить достаточно сложные по звуко вому решению спектакли. Ограничение возможностей
262
использования комплекта связано с отсутствием выход ных коммутаторов, микшерского пульта звукорежиссера и с необходимостью размещать оборудование вблизи сцены или на сцене. Микширование передачи во время спектакля с помощью элементов управления блока АЕХ-650 неудобно по технологическим причинам. Рас смотрим особенности составных элементов комплекта выездной аппаратуры типа ННХ.
Усилитель АЕХ-650 выполнен в виде отдельного бло ка, в котором имеется пять индивидуальных каналов. На лицевой панели размещаются ручки управления уров нем звука и частотной коррекцией (тембр) для четырех микрофонных каналов усиления. Под ними расположены коммутационные кнопки, с помощью которых можно под ключать в каждый канал ревербератор. Слева от ручек управления микрофонными каналами размещается руч ка регулятора уровня передачи с органа и реверберато ра; реверберируемый сигнал может подмешиваться в лю бой из пяти каналов усиления.
Блок ревербератора АКХ-200 выполнен по схеме маг нитного ревербератора. Запись и воспроизведение зву ка осуществляется на магнитную ленту, склеенную в кольцо.
Сигнал с ленты считывается тремя головками воспро
изведения |
со |
сдвигом по времени соответственно на 22, |
36, 44 мс. |
С |
последней головки сигнал снова подается |
на усилитель записи через систему обратной связи. Из меняя уровень обратной связи, можно получать различ ную гулкость звучания программы. На переднюю панель блока ревербератора вынесены ручки управления режи мом реверберации и две ручки, при помощи которых можно изменять уровень сигнала в двух микрофонных каналах, подключенных к усилителю записи.
Усилитель АЕХ-250 имеет два индивидуальных ми крофонных (гитарных) блока усиления, сигнал в которых может' регулироваться по уровню и тембру при помощи соответствующих ручек управления, выведенных на ли цевую панель. В усилителе АЕХ-250 смонтирован блок «Вибрато» с изменяющейся частотой от 3 до 15 гц (для специальных звуковых эффектов). Ручки управления интенсивностью и частотой «Вибрато» выведены на ли цевую панель.
Усилитель АЕХ-251 состоит из двух индивидуальных каналов для подключения гитар с возможностью регу лировки в них уровня и тембра передачи.
263
<ч
Из схематичного рассмотрения усилительных блоков комплекта выездной аппаратуры типа НИХ видно, что в ней заложено много технологических возможностей, ко торыми с успехом можно пользоваться в стационарных условиях и на гастролях.
Звуковые агрегаты, входящие в выездной комплект: НОХ-01; НОХ-02 и НОХ-ОЗ, отличаются друг от друга диапазоном воспроизводимых частот, конструктивным решением и типом громкоговорителей. Они рассчитаны соответственно на мощность 80, 80 и 40 Вт. Последние (НОХ-ОЗ) включаются в комплект в паре, т. е. их общая мощность равна 80 Вт.
Комплект выездной аппаратуры 37КЗТП-2 разрабо тан НИКФИ и находится сейчас в стадии освоения. Рас смотрим его особенности.
Основное отличие пульта комплекта 37КЗТП-2 от 37КЗТП-1 заключается в том, что новый пульт построен по блочно-модульному принципу с использованием тран зисторных малогабаритных электронных устройств и при менением печатного монтажа. В нем предусмотрены че тыре индивидуальных блока кассет, на вход которых могут подаваться сигналы с любого источника программ (магнитофон, микрофон, проигрыватель, генератор). Каждая кассета имеет усилительные блоки н органы уп равления уровнем и тембром передачи. Выходы индиви дуальных кассет могут подаваться на входы двух блоков мощных усилителей (по 50 или 100 Вт) непосредственно или через сборную кассету.
Система коммутации пульта позволяет передать про грамму с одного источника по двум сквозным каналам на каждый из двух усилителей мощности или любое ко личество программ на любой усилитель мощности. Ка чественные параметры комплекта находятся на уровне международных стандартов.
В пульте комплекта 37К5ТП-2 предусматривается возможность получения четырех сквозных каналов зву коусиления. Для этих целей сделаны специальные вы воды от второй и третьей индивидуальных кассет и от кассеты смесителя. При записи программы сигнал со смесителя может подаваться непосредственно на магни тофон.
Комплект нетиповой аппаратуры для гастрольных поездок может использоваться в тех случаях, когда в те атре нет выездной аппаратуры промышленного типа. Общее решение комплекта должно соответствовать ус
264
ловной функциональной схеме, показанной на рис. II. 5. При выборе нетипового звукотехнического комплекта руководствуются следующими соображениями.
Пульт звукорежиссера, изготовленный собственными силами, должен иметь двухканальную систему звукоуси ления. В нем желательно сосредоточить основные эле менты для предварительного усиления, регулировки уров ня, контроля и коммутации. На пульт через специальный установочный щиток входной коммутации могут быть подключены четыре источника программ. Пульт должен иметь два микрофонных входа с номинальным входным уровнем (—68 дб) и два входа высокого уровня (0 дб). Входной щиток установочной коммутации рассчитан на четыре стандартных микрофонных разъема, обеспечива ющих надежный контакт.
Сигнал с щитка установочной входной коммутации через микрофонные усилители или согласующие транс форматоры поступает на входной щиток оперативной ком мутации. В микрофонных усилителях с целью согласова ния и уменьшения наводок делают вход и выход симмет ричными. Линейный трансформатор согласует выходное сопротивление магнитофона с входным сопротивлением высокоомного симметричного регулятора уровня.
Входной щиток оперативной коммутации предназна чен для быстрого подключения любой программы, идущей с входа, к любому из двух основных каналов звукоусиле ния. В данном пульте может быть предусмотрена воз можность смешивания одновременно до четырех про грамм. Применение индивидуальных регуляторов облег чает эту работу и вместе с общим регулятором одного из каналов обеспечивает плавное микширование звука. Суммарное максимальное затухание, вносимое индивиду альным и общим регуляторами, должно составлять 80 дб, что обеспечивает достаточно широкий предел регулиров ки уровня программы в любом из двух каналов звуко усиления. В качестве регуляторов уровня (микшеров) могут быть применены высокоомные регуляторы уровня профильного типа.
Основные каналы звукоусиления должны иметь ли нейный усилитель с регуляторами тонкоррекции для из менения в широких пределах тембра передачи. (Изме нение частотной характеристики —плавное на высоких и низких частотах.) Регуляторы тонкоррекции в основных каналах обеспечивают универсальность установки звуко усиления, так как в качестве усилителей мощности могут
266
применяться промышленные усилители, многие из кото рых не имеют своей тонкоррекции, как, например, У0-250, УО-ЮО и др. или У-50, УМ-50, в которых коррек ция ступенчатая.
Сигнал программы с выхода сквозных каналов пода ется на щиток промежуточной коммутации, который име ет телефонные ключи (КТРО) на три положения с ней тралью. Щиток позволяет подключать первый и второй каналы к любому из четырех усилителей мощности.
В качестве мощных блоков могут применяться любые отечественные и зарубежные усилители, мощность кото рых определяется конкретными условиями. Можно реко мендовать промышленные усилители старых выпусков (У-50, УМ-50, КУСУ-52, КУСУ-55), более новые усили тели (УМ-50А), усилители от установки СТУ-3, усилители от звукоусилительных станций ЗС-100-2; ЗС-25-2, серии «Звук» и других типов. Усилители мощности находятся вне пульта и монтируются в отдельной упаковке. Они коммутируются с щитком промежуточной и выходной коммутации при помощи соответствующих кабелей.
Выходной щиток оперативной коммутации позволяет быстро подключить любую выходную линию с громкого ворителем к любому из четырех усилителей мощности. Выходной щиток оперативной коммутации может иметь, к примеру, десять телефонных роликовых ключей на три положения с нейтралью и пять сигнальных лампочек — по числу подключаемых выходных линий. Каждая линия заканчивается громкоговорителем, расположенным в раз личных участках сцены и зрительного зала.
В качестве громкоговорителей можно рекомендовать широко распространенные в театрах звуковые колонки: 10КЗ-2, 25КЗ-2, 50К.З-2Т, широкополосные звуковые аг регаты от кинокомплекта «Звук» и др.
Необходимо помнить, что при подсоединении громко говорителей к усилителям следует правильно согласовать их по сопротивлениям и соблюдать фазировку. Для каж дого усилителя в паспорте приводятся данные оптималь ной величины сопротивления нагрузки, при которой обес печиваются наилучшие качественные показатели. Если сопротивление громкоговорителя будет меньше величины оптимального нагрузочного сопротивления, то выходная мощность уменьшится, возрастут нелинейные искаже ния. (Величина искажений и уменьшение выходной мощ ности тем больше, чем больше эта разница.)
Для контроля за уровнем передачи к каждому каналу
266
звукоусиления должен подключаться индикатор уровня передачи с соответствующим усилителем.
Кроме контроля уровня передачи по индикатору преду сматривается слуховой контроль при помощи головных телефонов, которые можно подключать к трем основным участкам схемы: после каждого индивидуального регу лятора уровня, после общего регулятора и к выходу уси лителей мощности до подключения выходной линии к громкоговорителям.
Рассмотренные варианты комплектов выездной аппа ратуры безусловно не исчерпывают всех возможностей. Каждый театр, в зависимости от технологических требо ваний проведения гастрольных спектаклей, найдет свои решения выбора и комплектования аппаратуры.