Файл: Жовинский, В. Н. Корреляционные устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

форматорному выходу оконечного усилителя через переключатель 15 подключены два широкополосных зву­ ковых агрегата 16. В пульте имеется измерительный при­ бор 20 для контроля режимов работы устройства. Блок питания, состоящий из трех выпрямителей 19, подключен к сети 220 В через трансформатор 21.

При использовании двух комплектов выездной аппа­ ратуры типа «Солист 25-50» в схеме усилительного уст­ ройства предусмотрены два вывода для подключения вто­ рого комплекта в общий канал усиления или на вход уси­ лителя мощности. Такая система позволяет передать программу с одного источника или группы источников на два сквозных канала. Например, один канал использует­ ся для сцены, другой—для зрительного зала.

Конструктивное решение пульта управления заклю­ чается в следующем. На горизонтальной панели установ­ лены четыре индивидуальных и один общий микшеры. Выше микшеров находятся кнопки, с помощью которых к каждому каналу подключается ревербератор. На верти­ кальной плоскости против каждого микшера расположе­ ны элементы управления канала. Пульт смонтирован на специальной подставке.

Блок усилителя мощности собран на транзисторах по бестрансформаторной схеме. При подключенной на­ грузке 50 Ом (четыре громкоговорителя 4А-32) он отда­ ет мощность 50 Вт. При подключении нагрузки 30 Ом (два громкоговорителя) выходная мощность соответст­ венно уменьшается до 25 Вт. Чтобы уменьшить нелиней­ ные искажения, в выходном каскаде применена схема с высокочастотным смещением.

Комплект выездной звукотехнической аппаратуры ти­ па «Солист» имеет достаточно высокие качественные по­ казатели.

Комплект передвижной звукотехнической аппарату­ ры типа НИХ («Beat Set») венгерского производства предназначен для усиления оркестровых групп небольшо­ го состава, применяющих электрогитары и электроорган. В составе аппаратуры имеется три мощных усилитель­ ных блока (АЕХ-650, АЕХ-250, АЕХ-251), к каждому из которых придается соответствующий звуковой агрегат: НОХ-ОЗ, НОХ-02, НОХ-01.

Комплект аппаратуры НИХ может применяться и для театральных гастрольных поездок. Три канала звукоуси­ ления позволяют проводить достаточно сложные по звуко­ вому решению спектакли. Ограничение возможностей

262


использования комплекта связано с отсутствием выход­ ных коммутаторов, микшерского пульта звукорежиссера и с необходимостью размещать оборудование вблизи сцены или на сцене. Микширование передачи во время спектакля с помощью элементов управления блока АЕХ-650 неудобно по технологическим причинам. Рас­ смотрим особенности составных элементов комплекта выездной аппаратуры типа ННХ.

Усилитель АЕХ-650 выполнен в виде отдельного бло­ ка, в котором имеется пять индивидуальных каналов. На лицевой панели размещаются ручки управления уров­ нем звука и частотной коррекцией (тембр) для четырех микрофонных каналов усиления. Под ними расположены коммутационные кнопки, с помощью которых можно под­ ключать в каждый канал ревербератор. Слева от ручек управления микрофонными каналами размещается руч­ ка регулятора уровня передачи с органа и реверберато­ ра; реверберируемый сигнал может подмешиваться в лю­ бой из пяти каналов усиления.

Блок ревербератора АКХ-200 выполнен по схеме маг­ нитного ревербератора. Запись и воспроизведение зву­ ка осуществляется на магнитную ленту, склеенную в кольцо.

Сигнал с ленты считывается тремя головками воспро­

изведения

со

сдвигом по времени соответственно на 22,

36, 44 мс.

С

последней головки сигнал снова подается

на усилитель записи через систему обратной связи. Из­ меняя уровень обратной связи, можно получать различ­ ную гулкость звучания программы. На переднюю панель блока ревербератора вынесены ручки управления режи­ мом реверберации и две ручки, при помощи которых можно изменять уровень сигнала в двух микрофонных каналах, подключенных к усилителю записи.

Усилитель АЕХ-250 имеет два индивидуальных ми­ крофонных (гитарных) блока усиления, сигнал в которых может' регулироваться по уровню и тембру при помощи соответствующих ручек управления, выведенных на ли­ цевую панель. В усилителе АЕХ-250 смонтирован блок «Вибрато» с изменяющейся частотой от 3 до 15 гц (для специальных звуковых эффектов). Ручки управления интенсивностью и частотой «Вибрато» выведены на ли­ цевую панель.

Усилитель АЕХ-251 состоит из двух индивидуальных каналов для подключения гитар с возможностью регу­ лировки в них уровня и тембра передачи.

263



Из схематичного рассмотрения усилительных блоков комплекта выездной аппаратуры типа НИХ видно, что в ней заложено много технологических возможностей, ко­ торыми с успехом можно пользоваться в стационарных условиях и на гастролях.

Звуковые агрегаты, входящие в выездной комплект: НОХ-01; НОХ-02 и НОХ-ОЗ, отличаются друг от друга диапазоном воспроизводимых частот, конструктивным решением и типом громкоговорителей. Они рассчитаны соответственно на мощность 80, 80 и 40 Вт. Последние (НОХ-ОЗ) включаются в комплект в паре, т. е. их общая мощность равна 80 Вт.

Комплект выездной аппаратуры 37КЗТП-2 разрабо­ тан НИКФИ и находится сейчас в стадии освоения. Рас­ смотрим его особенности.

Основное отличие пульта комплекта 37КЗТП-2 от 37КЗТП-1 заключается в том, что новый пульт построен по блочно-модульному принципу с использованием тран­ зисторных малогабаритных электронных устройств и при­ менением печатного монтажа. В нем предусмотрены че­ тыре индивидуальных блока кассет, на вход которых могут подаваться сигналы с любого источника программ (магнитофон, микрофон, проигрыватель, генератор). Каждая кассета имеет усилительные блоки н органы уп­ равления уровнем и тембром передачи. Выходы индиви­ дуальных кассет могут подаваться на входы двух блоков мощных усилителей (по 50 или 100 Вт) непосредственно или через сборную кассету.

Система коммутации пульта позволяет передать про­ грамму с одного источника по двум сквозным каналам на каждый из двух усилителей мощности или любое ко­ личество программ на любой усилитель мощности. Ка­ чественные параметры комплекта находятся на уровне международных стандартов.

В пульте комплекта 37К5ТП-2 предусматривается возможность получения четырех сквозных каналов зву­ коусиления. Для этих целей сделаны специальные вы­ воды от второй и третьей индивидуальных кассет и от кассеты смесителя. При записи программы сигнал со смесителя может подаваться непосредственно на магни­ тофон.

Комплект нетиповой аппаратуры для гастрольных поездок может использоваться в тех случаях, когда в те­ атре нет выездной аппаратуры промышленного типа. Общее решение комплекта должно соответствовать ус­

264

ловной функциональной схеме, показанной на рис. II. 5. При выборе нетипового звукотехнического комплекта руководствуются следующими соображениями.

Пульт звукорежиссера, изготовленный собственными силами, должен иметь двухканальную систему звукоуси­ ления. В нем желательно сосредоточить основные эле­ менты для предварительного усиления, регулировки уров­ ня, контроля и коммутации. На пульт через специальный установочный щиток входной коммутации могут быть подключены четыре источника программ. Пульт должен иметь два микрофонных входа с номинальным входным уровнем (—68 дб) и два входа высокого уровня (0 дб). Входной щиток установочной коммутации рассчитан на четыре стандартных микрофонных разъема, обеспечива­ ющих надежный контакт.

Сигнал с щитка установочной входной коммутации через микрофонные усилители или согласующие транс­ форматоры поступает на входной щиток оперативной ком­ мутации. В микрофонных усилителях с целью согласова­ ния и уменьшения наводок делают вход и выход симмет­ ричными. Линейный трансформатор согласует выходное сопротивление магнитофона с входным сопротивлением высокоомного симметричного регулятора уровня.

Входной щиток оперативной коммутации предназна­ чен для быстрого подключения любой программы, идущей с входа, к любому из двух основных каналов звукоусиле­ ния. В данном пульте может быть предусмотрена воз­ можность смешивания одновременно до четырех про­ грамм. Применение индивидуальных регуляторов облег­ чает эту работу и вместе с общим регулятором одного из каналов обеспечивает плавное микширование звука. Суммарное максимальное затухание, вносимое индивиду­ альным и общим регуляторами, должно составлять 80 дб, что обеспечивает достаточно широкий предел регулиров­ ки уровня программы в любом из двух каналов звуко­ усиления. В качестве регуляторов уровня (микшеров) могут быть применены высокоомные регуляторы уровня профильного типа.

Основные каналы звукоусиления должны иметь ли­ нейный усилитель с регуляторами тонкоррекции для из­ менения в широких пределах тембра передачи. (Изме­ нение частотной характеристики —плавное на высоких и низких частотах.) Регуляторы тонкоррекции в основных каналах обеспечивают универсальность установки звуко­ усиления, так как в качестве усилителей мощности могут

266


применяться промышленные усилители, многие из кото­ рых не имеют своей тонкоррекции, как, например, У0-250, УО-ЮО и др. или У-50, УМ-50, в которых коррек­ ция ступенчатая.

Сигнал программы с выхода сквозных каналов пода­ ется на щиток промежуточной коммутации, который име­ ет телефонные ключи (КТРО) на три положения с ней­ тралью. Щиток позволяет подключать первый и второй каналы к любому из четырех усилителей мощности.

В качестве мощных блоков могут применяться любые отечественные и зарубежные усилители, мощность кото­ рых определяется конкретными условиями. Можно реко­ мендовать промышленные усилители старых выпусков (У-50, УМ-50, КУСУ-52, КУСУ-55), более новые усили­ тели (УМ-50А), усилители от установки СТУ-3, усилители от звукоусилительных станций ЗС-100-2; ЗС-25-2, серии «Звук» и других типов. Усилители мощности находятся вне пульта и монтируются в отдельной упаковке. Они коммутируются с щитком промежуточной и выходной коммутации при помощи соответствующих кабелей.

Выходной щиток оперативной коммутации позволяет быстро подключить любую выходную линию с громкого­ ворителем к любому из четырех усилителей мощности. Выходной щиток оперативной коммутации может иметь, к примеру, десять телефонных роликовых ключей на три положения с нейтралью и пять сигнальных лампочек — по числу подключаемых выходных линий. Каждая линия заканчивается громкоговорителем, расположенным в раз­ личных участках сцены и зрительного зала.

В качестве громкоговорителей можно рекомендовать широко распространенные в театрах звуковые колонки: 10КЗ-2, 25КЗ-2, 50К.З-2Т, широкополосные звуковые аг­ регаты от кинокомплекта «Звук» и др.

Необходимо помнить, что при подсоединении громко­ говорителей к усилителям следует правильно согласовать их по сопротивлениям и соблюдать фазировку. Для каж­ дого усилителя в паспорте приводятся данные оптималь­ ной величины сопротивления нагрузки, при которой обес­ печиваются наилучшие качественные показатели. Если сопротивление громкоговорителя будет меньше величины оптимального нагрузочного сопротивления, то выходная мощность уменьшится, возрастут нелинейные искаже­ ния. (Величина искажений и уменьшение выходной мощ­ ности тем больше, чем больше эта разница.)

Для контроля за уровнем передачи к каждому каналу

266

звукоусиления должен подключаться индикатор уровня передачи с соответствующим усилителем.

Кроме контроля уровня передачи по индикатору преду­ сматривается слуховой контроль при помощи головных телефонов, которые можно подключать к трем основным участкам схемы: после каждого индивидуального регу­ лятора уровня, после общего регулятора и к выходу уси­ лителей мощности до подключения выходной линии к громкоговорителям.

Рассмотренные варианты комплектов выездной аппа­ ратуры безусловно не исчерпывают всех возможностей. Каждый театр, в зависимости от технологических требо­ ваний проведения гастрольных спектаклей, найдет свои решения выбора и комплектования аппаратуры.