Файл: Гаркави, Н. Г. Эксплуатация средств технического вооружения железнодорожных и дорожных войск учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 0
Рис. 3. Характеристика эффективности профилактической замены деталей.
Неисправности машины приводят к ухудшению ряда важней ших эксплуатационных показателей:
а) уменьшаются мощности, тяговые усилия, крутящие момен ты, развиваемые машиной; например, мощность изношенного дви гателя может составлять 75—80% мощности нового;
б) увеличивается потребление энергии и расход эксплуатаци онных материалов. Потребность изношенного двигателя в смазке может быть на 20—25% выше нормы, для трансмиссий эта цифра доходит до 50—60%. Указанное явление происходит не только вследствие износа элементов двигателя и трансмиссии, но и пото му, что износ рабочих органов машин повышает энергоемкость их рабочего процесса;
в) уменьшается надежность машин и безопасность работы на них. Основной причиной этого является изменение размеров, фор мы « -качества поверхности деталей;
г) уменьшение производительности машин, происходящее, как вследствие увеличения продолжительности простоев в ремонте, так и вследствие изменения эксплуатационных показателей ма шин-— падения мощности их двигателей, неисправностей системы управления (пробуксовывание муфт) и т. п., изменения парамет ров рабочего оборудования. Известно, например, что при большом износе дробящих плит камнедробилки ее производительность сни жается на 10—20%, при значительном ухудшении качества про дукции.
Сопротивление грунта резанию изношенными режущими кром ками ковша экскаваторов повышается, по сравнению с новыми на
60-70% [15].
Неисправности могут быть разделены на три группы:
—эксплуатационные, появляющиеся в процессе работы машин
иявляющиеся следствием естественного изнашивания деталей или нарушения правил эксплуатации;
—конструктивные, являющиеся следствием конструктивных недостатков машины;
—технологические, возникающие вследствие низкого качества изготовления или ремонта машин.
Кроме того, неисправности могут возникнуть вследствие бое вого -воздействия противника.
ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ И НАПРАВЛЕНИЯ БОРЬБЫ С НИМ
Основной причиной неисправностей машин является износ их деталей. Нарушение регулировок, большей частью, является так же следствием износа деталей.
Износ деталей проявляется в изменении их размеров и свойств поверхностей и является результатом процесса постепенного раз рушения поверхностных слоев, происходящего при трении или других внешних воздействиях на материал детали, т. е. изнаши вания.
15
Скорость изнашивания Св
С„. = t. ’
где / — величина износа;
tn — время изнашивания.
Удобен для практического использования такой показатель, как темп изнашивания Таз
где V — объем продукции машины (например, объем грунта, вы копанный экскаватором).
Изнашивание деталей является чрезвычайно сложным процес сом и его исследованием занято большое количество ученых как в
СССР, так и за рубежом. Отрадно отметить, что советские ученые проделали в этой области наибольшую работу и всему миру из вестны имена Е. А. Чудакова, В. Д. Кузнецова, И. В. Крагельского и др. Однако многие вопросы теории изнашивания остаются со вершенно неизученными и, в частности, нет еще общепринятой классификации видов изнашивания.
Одной из наиболее распространенных является классификация проф. М. М. Хрущева, которая и может быть принята за основу. Различается три основных вида изнашивания: механическое, мо лекулярно-механическое и коррозионно-механическое (оно будет рассмотрено в главе 11). Изнашивание деталей машин может быть одновременно нескольких видов.
Механическое изнашивание вызывается внешним механическим воздействием и происходит без существенных физико-химических изменений поверхностей деталей. Оно подразделяется на несколь ко разновидностей: абразивное, при пластическом течении и при хрупком разрушении.
Абразивное изнашивание — разрушение поверхности детали, обусловленное режущим или царапающим действием твердых ча
стиц. Оно возникает в тех случаях, когда |
между |
поверхностями |
||
трения |
находится абразивная |
среда — частицы |
грунта, метал |
|
ла и т. д. |
|
|
|
|
Абразивное изнашивание происходит и тогда, когда по поверх |
||||
ности |
металла перемещается |
абразивный |
материал — грунт, це |
мент, камень. Первый вид такого изнашивания встречается при ра боте плохо защищенных узлов трения в запыленной среде, при не достаточном удалении из узлов трения продуктов износа (главным образом вследствие неудовлетворительной смазки), второй — яв ляется характерным для рабочих органов строительных машин — ковшей и ножей землеройных машин, щек камнедробилок и т. п.
При абразивном изнашивании большое значение имеет механи ческая характеристика структурных составляющих материала дета-
16
лей, свойства абразивного материала. Изнашивающие частицы при движении прорезают канавки в менее твецдой основе, затем эти канавки увеличиваются, происходит разрушение более твердых структурных зерен.
Данные многих исследователей (М. М. Хрущева, Ю. В. Волко ва и др.) доказывают, что интенсивность изнашивания этого вида возрастает с уменьшением твердости материала детали, с увеличе нием нагрузки, температуры, скорости скольжения. Однако влия
ние всех этих факторов не однозначно |
и проявляется |
по-разному |
||
в зависимости от их значения. |
С |
деталей, |
работающих |
|
Скорость абразивного изнашивания |
||||
без нагрева, может быть определена из выражения |
|
|||
|
C—a\pv, |
|
|
|
где й|— коэффициент, характеризующий |
конструктивные качества |
|||
детали; |
на поверхности |
трения; |
|
|
р — удельная нагрузка |
|
|||
и — скорость скольжения |
абразивного материала относительно |
|||
детали. |
|
|
|
|
Влияние скорости относительного скольжения и удельной на грузки на скорость изнашивания неоднозначно и должно учиты ваться раздельно.
Основной эксплуатационной мерой борьбы с абразивным изна шиванием является надежная защита узлов трения от абразивной среды (в основном с помощью защитных консистентных смазок) и постоянное и полное удаление из них продуктов износа (жидки ми маслами).
В ряде случаев смазка изнашиваемых поверхностей (например, стальных канатов, втулочно-роликовых цепей машин, работающих в запыленной среде) увеличивает интенсивность абразивного из нашивания.
Иногда оказывается целесообразным увеличение предельно до пустимых зазоров в сопряжениях, уменьшающее интенсивность абразивного изнашивания на 10— 15%. Это увеличение ограниче но условиями эффективной работы сопряжения.
Форма рабочих органов землеройных машин влияет на ско рость их абразивного изнашивания. Так, Е. П. Огрызков [17] при шел к выводу о рациональности уменьшения толщины лемеха плу га до 2,5—3,8 мм и угла его заострения до 15—20°.
Важными являются и свойства материалов деталей, П. Н. Львов [38] предлагает формулы для расчета необходимой микротвердости
Я д.о слоя наплавки рабочих |
органов |
землеройных машин |
||
|
Яд.о = А |
с |
|
|
|
,, кj - кгс/мм2, |
|
||
|
|
U,(Jo |
|
|
где Л — коэффициент запаса |
прочности (А = |
2,0): |
||
ок — прочность |
разрабатываемого |
грунта, |
кгс/мм2 |
|
В работе П. Н. |
Львова |
|
таблцц.'ьГдля расчета. |
2 Заказ >& 696. |
17 |
Изнашивание при пластическом течении металла заключается в изменении размеров детали при постепенном смещении поверх ностных слоев по направлению скольжения или же в изменении микроформы детали при дефопмированин всей ее массы.
Этот вид изнашивания характерен, например, для подшипни ков, залитых мягким сплавом, где при больших нагрузках и высо ких температурах происходит изменение размеров слоя сплава, а иногда и его откалывание.
Изнашивание деталей при хрупком разрушении происходит тогда, когда поверхностный слой одной из трущихся деталей дела ется хрупким вследствие наклепа, поверхностной усталости, струк турных изменений и некоторых других причин. Этот вид изнашива ния характерен для беговых дорожек подшипников качения, зубь ев колес и т. п.
Усталость металла, возникающая у детален с концентрирован ными, пульсирующими или знакопеременными нагрузками, приво дит к разрушению даже при сравнительно невысоких напряжениях.
Возникающие в поверхностных слоях детали касательные на пряжения вызывают появление сети мелких трещин, которые в дальнейшем могут вызвать отслаивание чешуек металла и образо вание на поверхности осповидных углублений. Большое влияние на характер усталостного разрушения оказывает наличие в тре щинах масла, которое под действием внешнего давления расклини вает их.
В зубчатых передачах усталостные трещины возникают раньше всего в 3 o h q , близкой к начальной окружности, где сила трения и напряжения на поверхности наибольшие. На ножках зубьев тре щины ориентированы так, что масло в них находится под давле нием и выкрашивание металла поэтому происходит быстро. На го ловках зубьев, вследствие противоположного направления сил тре ния, трещины направлены в другую сторону, давление на масло там отсутствует и раковин не образуется. В открытых зубчатых пе редачах, где смазка недостаточна, выкрашивания металла не про исходит, так как он до этого истирается.
Опыт эксплуатации и экспериментальные исследования пока зывают, что уменьшение вязкости масла и чрезмерное увеличение его количества,-подаваемого в зацепление, повышает интенсивность изнашивания. Чем тверже и чище рабочие поверхности, тем при большей нагрузке в них возникает наклеп и следовательно дольше не происходит усталостных разруишннй.
На интенсивность усталостного изнашивания оказывает влия ние шероховатость поверхности, так как каждая микровпадина яв ляется как бы концентратором напряжений. С увеличением шага неровностей, с уменьшением их глубины интенсивность усталост ного изнашивания уменьшается. Риски, царапины на поверхности деталей становятся очагами усталостных трещин. Например, ца рапина глубиной 0,04 мм уменьшает долговечность некоторых де талей из стали ЗОХГСА в 8 раз, а глубиной 0,35 мм — в 155 раз.
18
Молекулярно-механическое изнашивание является результатом молекулярного взаимодействия сопряженных поверхностей при на личии значительных напряжений сжатия и отсутствии промежу точных сред (смазки, окислов и т. д.). В этих условиях на некото рых участках фактического контакта деталей возникают металли ческие связи (участки схватывания), которые при относительном перемещении деталей разрушаются с глубинным вырыванием ча стиц менее прочного металла. Иногда разрушение связей происхо дит по наименьшему сечению узла схватывания. В результате на одной поверхности образуется впадина, на другой выступ, который при малой скорости скольжения получает наклеп и действует, как абразивная частица. При большой скорости выступы разогрева ются, деформируются пластически и размазываются по поверхно стиПри этом иногда наблюдаются тепловые изменения физико-хи мических свойств и структуры поверхностей деталей (на глубину до 80—100 мкм).
Основное влияние на скорость и характер молекулярно-механи ческого изнашивания оказывают вид трения между контактирующимися поверхностями, их состояние и материал.
Наиболее интенсивно изнашивание при сухом трении, когда два твердых тела оказываются в непосредственном контакте при лю бой скорости относительного скольжения. По данным многих со
ветских и иностранных ученых |
(П. А. Ребиндера, И. В. Крагель- |
|||||||
ского и др.) |
весовой |
износ |
Iq |
равен |
|
|||
|
|
|
/ |
- |
S - |
- k |
N |
|
|
|
|
*ч |
|
AL |
|
РША ’ |
|
где q — вес |
истертого |
материала; |
|
|
||||
А — номинальная |
площадь |
касания; |
|
|||||
L — путь |
трения ; |
узел |
трения; |
|
|
|||
N — нагрузка |
на |
текучести материала; |
||||||
Рт — давление, |
соответствующее |
|||||||
k — коэффициент |
износа, например, для трения |
одноименных |
||||||
металлов |
k = 5 • 10~3, |
разноименных — 1 • |
10-4, неме |
|||||
талла по неметаллу—5- 10-6. |
|
|||||||
Линейный износ /й |
|
|
|
|
|
|||
|
|
, |
_ |
h |
|
|
N ig 0 |
|
йL ~ 2ACos (y-\-\)m ’
где |
h — высота истертого слоя; |
|
|
v, |
tg0 — показатели, характеризующие шероховатость поверх |
||
|
ности деталей; |
деталей; |
|
|
as — твердость материала |
способность материа |
|
|
С — коэффициент, характеризующий |
||
|
ла к наклепу; |
на деталь, |
приводящее к отделе |
|
т — число воздействий |
||
|
нию материала. |
|
|
2* |
19 |