Файл: Гаркави, Н. Г. Эксплуатация средств технического вооружения железнодорожных и дорожных войск учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 0
В спецификациях на некоторые сорта иностранного дизельного топлива в качестве показателя, характеризующего его воспламе няемость, указывается дизельный индекс. Он выражает зависи мость между химическим составом топлива и его воспламеняе мостью.
Чем меньше в топливе содержится ароматических и чем боль ше алкановых углеводородов, тем выше его дизельный индекс и лучше воспламеняемость.
Для обеспечения нормальной работы быстроходных дизелей требуется топливо с цетановым числом летом около 45, зимой — 50, а для арктических условий—55. Дизельное топливо, удовле творяющее требованиям по вязкостным свойствам и испаряемости на зимние сорта, как правило, имеет цетановое число не более 40. В связи с этим возникает необходимость улучшения его воспла меняемости, которое может быть достигнуто добавлением высоко цетановых компонентов или специальных присадок. В качестве высокоцетановых компонентов могут быть использованы фракция
синтетического жидкого |
топлива, получаемого из |
окиси |
углерода |
и водорода с пределами |
выкипания 180—200° С, так называемая, |
||
дизельная фракция синтина, с цетановым числом |
(ЦЧ), |
равным |
|
80—90 единицам, или газойль из парафинистых |
нефтей |
с ЦЧ = |
= 55—60. Эти продукты добавляют к дизельным топливам в коли честве 15—20%.
Введением присадок удается значительно повысить цетановое число. К таким присадкам относятся перекиси углеводородов и
нитросоединения |
(этилнитрат, |
нзопропилнитрат и пзоамилнптрат). |
||||||||||
|
|
Т а б л и ц а |
39 |
Присадки этого типа уско |
||||||||
|
|
ряют |
предпламенные |
реак |
||||||||
|
Количество |
Цетановое |
ции |
окисления |
углеводоро |
|||||||
|
число топ |
дов и образования переки |
||||||||||
Топливо |
присадки, |
лив по |
|
сей |
и тем самым сокраща |
|||||||
|
г на 1 кг |
маркам |
|
ют период задержки вос |
||||||||
|
топлива |
д з |
С |
|
||||||||
|
|
|
|
пламенения. |
Их |
добавляют |
||||||
Топливо без |
|
_ |
41 |
50 |
к дизельным |
топливам |
в ко |
|||||
|
личестве 1 —2 % по весу. |
|||||||||||
присадки |
|
2 |
— |
58 |
||||||||
Топливо с при- |
|
Эффективность |
действия |
|||||||||
садкой |
|
2,5 |
48 |
— |
присадок |
(изопропплнитра- |
||||||
То же |
|
та) |
на |
воспламеняемость ди |
||||||||
|
63 |
|||||||||||
ш |
|
5,0 |
50 |
зельных |
топлив |
иллюстри |
||||||
я |
|
10,0 |
55 |
64 |
||||||||
В настоящее |
время |
присадки |
|
руется данными |
таблицы 39. |
|||||||
применяются |
з |
незначительных |
масштабах. В дальнейшем, в связи с форсированием дизелей, они будут использоваться шире.
КОРРОЗИОННОСТЬ
Коррозионность дизельного топлива обусловливается в основ ном теми же причинами, что и бензинов. В дизельном топливе, как и в бензинах, не допускаются водорастворимые кислоты и щелочи
298
и ограничивается содержание сернистых соединений и органиче ских кислот. Наличие органических кислот в топливе нормируется таким показателем как кислотность. Она не должна превышать 5 мг КОН на 100 мл.
Наибольшую опасность в отношении коррозии металлов в ди зельном топливе представляют сернистые соединения и вода.
Всвязи с увеличением производства нефтепродуктов из сернис тых нефтей для двигателей применяют дизельное топливо с повы шенным содержанием серы (S = 0,5—1,0%). Наряду с общим со держанием сернистых соединений в дизельном топливе ограничи вается наличие меркаптанов. При большом количестве их в топ ливе сильно увеличивается коррозионный износ прецизионных пар топливных насосов и деталей форсунок.
Вслучае применения сернистых дизельных топлив в двигате лях особенно сильному коррозионному воздействию подвержены вкладыши подшипников, изготовленные из свинцовистой бронзы. Повышается также износ и деталей цилиндро-поршневой группы. Исследованиями установлено, что при повышении содержания се
ры в топливе с 0,2 до 1 ,0 % износ деталей двигателя возрастает в 1,5—2,0 раза.
Механизм коррозии металлов под действием продуктов сгора ния сернистого дизельного топлива такой же, как и при сгорании бензинов.
Следует иметь в виду, что при большой концентрации сернис тых газов в продуктах сгорания топлив температура конденсации водяных паров (точка росы) повышается иногда до 130° С.
Коррозионное действие сернистых топлив на двигатели можно значительно уменьшить при эксплуатации их на маслах с эффек тивными антикоррозионными присадками.
Вода усиливает коррозионность дизельного топлива. В ее при сутствии возрастает активность меркаптанов, а также продуктов жизнедеятельности микроорганизмов, находящихся в топливе.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И СОРТА ТОПЛИВА
Дизельное топливо применяют для дизелей и некоторых типов газотурбинных двигателей. Среди энергетических установок дви гатели с воспламенением от сжатия имеют большое распростране ние. Они устанавливаются на автомобилях, танках, тягачах, трак торах, дорожно-эксплуатационных машинах, кораблях и других видах военной техники.
Объем производства дизельного топлива постоянно возрастает
ив последние годы превысил выпуск автомобильного бензина.
Взависимости от типа дизелей и условий их эксплуатации вы пускают два сорта топлива:
— дистиллятное, основу которого составляют керосино-газой-
левые фракции прямой перегонки нефти с добавкой продуктов ка талитического крекинга;
299
— остаточное, представляющее собой смесь вязких остатков переработки нефти с дистиллятами.
Дистиллятное топливо используется для быстроходных дизе лей и некоторых газотурбинных двигателей.
На остаточном топливе в основном работают тихоходные судо вые и стационарные двигатели (не более 500 об/мин).
Дистиллятное топливо для быстроходных дизелей выпускают двух групп. Из несернистых нефтей вырабатывают топливо марок ДА, ДЗ, ДЛ и ДС; из сернистых нефтей — марок А, 3, ЗС, С.
Маркировка топлива расшифровывается следующим образом: Д —дизельное, А — арктическое, 3 — зимнее, Л — летнее, С—спе циальное.
Топлива ДЛ и Л применяют в летний период при температуре не ниже 0°С; ДЗ и 3 — зимой при температуре от 0 до —30° С, а ДА и А — при температуре ниже -- 30° С в районах, определен ных приказом МО.
Малосернистое дизельное топливо отличается небольшим со держанием серы ( S > 0 ,2 %) и применяется для всех двигателей боевых и транспортных машин без ограничения. Сернистое топли во имеет повышенное содержание серы (S > 0,5%) и использует ся в основном для автотракторных двигателей.
Внедрение гидроочистки позволит значительно снизить кон центрацию сернистых соединений в дизельном топливе и получать из сернистых нефтей топливо с содержанием серы не более 0 ,2 %.
Для мнбготопливных двигателей в нашей стране вырабатыва ется топливо широкого фракционного состава марок: ШФС-А, ШФС-3, ШФС-Л. Основными компонентами этого топлива явля ются керосино-газойлевые и тяжелые бензиновые фракции нефти.
Г л а в а 19. СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
СМАЗОЧНЫЕ МАСЛА
Назначение и классификация смазочных масел
Боевая готовность военной техники, надежность и эффектив ность ее эксплуатации, а также межремонтные сроки службы раз личных машин в большой степени зависят от правильного подбора и применения смазочных масел.
При относительном перемещении сопряженных деталей раз личных машин и агрегатов всегда возникает трение. Затраты энер гии на преодоление трения могут достигать значительных вели чин. Так, в современном автомобиле они составляют около 20% всей мощности, развиваемой двигателем.
Смазочные масла, применяемые в машинах и механизмах, вы полняют следующие основные функции: уменьшают трение между относительно перемещающимися деталями, снижают износ тру щихся поверхностей и отводят от них тепло, защищают детали от коррозии, уплотняют зазоры в сопряжениях и удаляют частицы износа и загрязнения с поверхностей трения.
Все масла по назначению подразделяются на смазочные и не смазочные. К смазочным относятся: моторные, для реактивных двигателей, турбинные, трансмиссионные, индустриальные, при борные и специальные.
Вгруппу несмазочных масел входят электроизоляционные, ги дравлические, технологические и другие.
Для эксплуатации автотракторной техники и дорожно-эксплуа тационных машин важнейшее значение имеют моторные и транс миссионные масла. Группу моторных масел составляют автомо бильные, дизельные и авиационные масла.
ВСССР разработана и постепенно внедряется новая классифи кация моторных масел, по которой, масла вырабатываются с вяз
костью 6, 8 , 10, 12, 14, 16 и 20 сСт при 100° С и подразделяются на 6 групп: А, Б, В, Г, Д и Е. Группы Б, В, Г. кроме того, имеют полгруппы: Б| и Бо; Bi и В2; Г] и Г2. Масла всех групп, кроме «А», содержат многофункциональные присадки или композиции приса док. улучшающие их эксплуатационные свойства.
По этой классификации моторные масла обозначаются сле дующим образом, например, МбБь М10В2, где:
М — масло моторное; Bi и В2 — подгруппы;
6 и 10 — вязкость масла в сСт при 100° С.
Масла группы «А» используют для карбюраторных двигателей и дизелей старых моделей. Масла группы «Б» предназначены для малофорсированных двигателей:
Б] — карбюраторных; Б2 — дизелей.
30 1
Масла группы «В» применяют для двигателей средней форси ровки:
Bi — карбюраторных; В2 — дизелей.
Масла группы «Г» используют для высокофорснрованных дви гателей:
Гj — карбюраторных; Го — дизелей.
Масла групп «Д» и «Е» предназначены для мощных форсиро ванных дизелей, устанавливаемых на судах, кораблях п других видах техники.
Для обеспечения надежной и эффективной эксплуатации раз личной техники смазочные масла должны обладать определенны ми эксплуатационными свойствами. Важнейшими из них являются антифрикционные, противоизносные и защитные свойства и ста бильность.
Антифрикционные свойства
Под антифрикционными свойствами масел понимают их спо собность снижать затраты энергии на преодоление трения в маши нах и агрегатах. Они характеризуются вязкостью и пластичностью (при низких температурах).
Вязкость — это свойство жидкости, проявляющееся в сопро тивлении относительному перемещению ее частиц под действием внешних сил. Величина вязкости определяет возможность созда ния жидкостного трения в узлах, т. е. условий, при которых сни жаются потери энергии на преодоление трения, а детали предо храняются от износа. От вязкости зависит также подача масла к узлам трения, охлаждение относительно перемещающихся по верхностей и предохранение их от загрязнения.
При работе двигателя (агрегата) на масле с большей вязко стью меньше износ деталей (рис. 61). Такое масло более надежно уплотняет детали цилиндро-поршневой группы двигателя, а также сальники и прокладки крышек картеров различных агрегатов, вследствие чего расход масла будет меньше (рис. 62).
Однако, в случае применения высоковязких масел, проявляют ся и их недостатки: возрастают потери мощности на трение внут ри смазочного слоя, затрудняется циркуляция масла в системе смазки, ухудшается отвод тепла.
Особенно сильно проявляется влияние вязкости в момент пуска двигателя при низкой температуре воздуха. Около 60—70% изно са основных его деталей приходится на период пуска. Это вызы вается недостаточной подачей холодного масла к узлам трения из-за повышенной вязкости (рис. 63).
Надежный пуск двигателя может быть осуществлен только при определенной величине вязкости масла,которая,в зависимости от типа двигателя, находится в пределах 80—100 Ст.
302