Файл: Бальсис, А. Становление научного мировоззрения личности пресса в системе формирования научного мировоззрения личности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 159
Скачиваний: 0
АКАДЕМИЯ НАУК ЛИТОВСКОЙ ССР ОТДЕЛ ФИЛОСОФИИ, ПРАВА II СОЦИОЛОГИИ
ПРИ ИНСТИТУТЕ ИСТОРИИ
Антанас Бальсис
СТАНОВЛЕНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
ЛИЧНОСТИ
ПРЕССА В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
«ПЕРИОДИКА» ВИЛЬНЮС, 1974
НИТАЛtНО. о ЗАЛА
s o m
Научный редактор кандидат исторических наук II. А н и ч а
ПРЕДИСЛОВИЕ
В предлагаемой читателю книге автор стремится проанали зировать процесс становления научно-материалистических взгля дов и коммунистических идейных убеждений трудящихся Совет ской Литвы, показать социально-экономическую, политическую и идеологическую детерминированность этого процесса, раскрыть роль субъективного фактора в формировании научного мировоз зрения.
В книге освещаются две неразрывно связанные стороны целе направленного воздействия на личность:
а) непосредственное пропагандистское, публицистическое воз действие на сознание людей с целью воспитания марксистсколенинского отношения к действительности, направления познава тельной деятельности трудящихся к достоверным источникам научных знаний, удовлетворения и развития потребности в науч ном мировоззрении;
б) борьба прессы за дальнейшее совершенствование эконо мических, политических, социально-психологических условий, помогающих адекватному восприятию действительности, способ ствующих развитию производственной и общественно-политиче ской активности трудящихся, формированию всесторонне разви той личности, свободной от религиозных и других пережитков прошлого.
Становление научно-материалистического атеистического ми ровоззрения трудящихся в книге рассматривается как сущест венная составная часть процесса формирования социалистиче ского сознания в целом. Поэтому в некоторых разделах книги освещаются проблемы, не вмещающиеся иногда в строгие рамки темы, но имеющие важное значение для раскрытия отдельных тесно с ней связанных актуальных идеологических и политиче ских вопросов.
Основываясь на теоретических положениях классиков марк сизма-ленинизма, а также на программных и директивных доку
3
ментах КПСС, автор стремился к научному обобщению богатых эмпирических данных, полученных им при изучении документов партийного и государственного архивов, содержания республи канских, городских, районных газет и журналов Советской Литвы за 1945—1973 гг., статистических сборников, результатов конк ретных социологических исследований и т. д.
В работе подвергаются критическому анализу официальные документы Ватикана по социальным вопросам, труды некоторых идеологов католицизма, а также авторов литовской буржуазной эмиграции.
Для обоснования своих выводов автор использовал теорети ческие положения советских и зарубежных марксистов — фило софов, социологов, социальных психологов, исследователей жур налистики, историков.
Автор выражает признательность и благодарность научным сотрудникам Отдела философии, права и социологии при Ин ституте истории Академии наук Литовской ССР, а также всем другим научным и практическим работникам, которые своими советами, замечаниями способствовали появлению этой книги.
ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ — НЕОТЪЕМЛЕМАЯ СТОРОНА ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ
1. СОЦИАЛЬНАЯ ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ ПОТРЕБНОСТИ В НАУЧНО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ
Первостепенной задачей в области коммунистического воспи тания трудящихся, согласно Программе КПСС, является фор мирование научного мировоззрения всех тружеников советского общества1. В. И. Ленин придавал огромное значение «выработке цельного революционного миросозерцания»2, способного противо стоять натиску буржуазной и клерикальной идеологии.
Мировоззрение3 представляет собой систему теоретически обоснованных с определенных принципиальных позиций есте ственнонаучных, социально-экономических, философских, поли тических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических идей и воззрений о мире в целом и его явлениях, о происхож дении и развитии природы, человека и человеческого общества, о сущности и смысле человеческой жизни, о проблемах мышле ния и ценностях культуры. Главную роль в системе мировоззрен ческих взглядов играет философия, которая, обосновывая основ ной вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к мате рин, природе, проводит грань между материализмом и идеализ мом, между научно-материалистической и религиозно-идеали стической системами воззрений.
Научное диалектико-материалистическое мировоззрение яв ляется теоретически обобщенным отражением бытия, высшим
1 Материалы XXII |
съезда КПСС, |
М., 1961, |
с. 409. |
2 В. И. Ленин, Полное собрание сочинений, |
т. 7, с. 312. |
||
3 См., Философская |
энциклопедия, |
т. 3, М„ |
1964, разд. «Мировоззрение»; |
3. Тэле, Формирование марксистско-ленинского мировоззрения .молодой ин теллигенции, Автореферат кандидатской диссертации, М., АОН при ЦК КПСС, 1972, с. 5: П. Федосеев, XXIV съезд КПСС и основные направления исследований в области общественных наук, «Коммунист», 1972, № 1, стр. 57, 58; Проблемы формирования духовных потребностей личности. Научные тру ды Новосибирского государственного педагогического института, Выпуск 47, Новосибирск, 1970, с. 126; Философия в современном мире, М., 1972, с. 120.
5
синтезом всех знаний, добытых отдельными науками, осмыслен ных с позиций марксистско-ленинской философии.
Превращение функционирующей на уровне общественного сознания теоретической системы мировоззренческих взглядов и воззрений в элементы индивидуального сознания является не отъемлемой частью процесса приобретения человеком той со циальной сущности, которую К- Маркс в «Тезисах о Фейербахе» назвал совокупностью (das Ensemble) общественных отношений. Благодаря этому процессу у человека формируются личностные мировоззренческие принципы, он приобретает стратегическую программу методологической и идеологической ориентации.
Марксистско-ленинское мировоззрение в отличие от других мировоззрений научно определяет место и позицию человека в исторически конкретной системе общественных отношений, дает личности и обществу единые идейные критерии действия, влия ет на формирование общественного идеала. Благодаря этому у человека образуется внутренняя исходная система для социально го поведения и активности, основанная на оптимизме в понима нии будущего, ясности целей; максимально расширяется сфера индивидуальных возможностей в деятельности человека и тем самым — степень свободы, присущей социалистической личности. Кроме того, научное мировоззрение дает истинные идейные кри терии преемственности прогрессивных духовных ценностей, спо собствует их устойчивости и представляет собой гарантию действий человека в духе социализма и коммунизма4.
Составной и неотъемлемой частью диалектико-материалисти ческого мировоззрения является научный марксистско-ленинский атеизм как неизбежный духовный продукт развития человече ства, достигшего такого уровня общественной мысли, когда стало возможным анализировать с позиций марксистско-ленинской диа лектики открытия естествознания, обществоведения и получить достоверные философские выводы, материалистически объясняю щие действительную сущность сил, господствующих над челове ком на определенном этапе истории, указывающие пути их по знания и подчинения интересам общества.
Гносеологические корни марксистско-ленинского атеизма — в передовых научных знаниях, осмысленных с позиций диалектико исторического материализма, в диалектическом способе мышле
4 3. Тэле, Формирование марксистско-ленинского мировоззрения молодо интеллигенции, Автореферат кандидатской диссертации, М., АОН при ЦК КПСС, 1972, с. 6.
6
ния, диалектическом характере познавательного процесса, адек ватно отражающего объективную действительность.
Социальные корни научного атеизма связаны с прогрессив ными тенденциями развития общества, классовой сущностью эко номических и политических отношений, с процессами преодоления отчуждения труда, развитием общественно-политической актив ности трудящихся, ростом их культурного и профессионального уровня.
В теоретической системе научно-атеистических взглядов на ряду с критикой религиозных догм и представлений принци пиальное значение имеет позитивное материалистическое объ яснение целого комплекса общефилософских, естественнонауч ных, социологических, моральных, эстетических, психологиче ских и других проблем, связанных с бытием и жизнедеятельно стью личности, ее отношением к природе и культуре, назначением и призванием, местом и ролью в системе производственных и других социальных отношений, с целью и смыслом жизни, по ниманием будущего, личного счастья.
Усваивая теоретические иаучно-атеистические воззрения, лю ди при наличии благоприятных социальных условий быстрее освобождаются от религии как одного из видов духовного гне та, как «чувства связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной покло нения»5.
Подлинно благоприятные условия для формирования научно материалистического мировоззрения широких масс создаются при социализме. Социалистическая революция открыла реаль ные перспективы для ликвидации « в с е х о т н о ше н и й , в ко торых человек является униженным, порабощенным, беспомощ ным, презренным существом»6. Она подняла к «активной жизни, к героическим усилиям, к «основательному историческому твор честву» гигантские массы»7. По мере развития социализма воз растает, как отмечал В. И. Ленин, и «размер той массы насе ления, которая является сознательным историческим деятелем»8. Стихийность, бессознательность уступают место сознательной социальной активности, основывающейся на познанных законах общественного развития.
5 Философский словарь, М., 1961, с. 503. (Сокращенный перевод с не мецкого. Составитель Г. Шмидт. Штутгарт).
6К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, 422.
7В. И. Ленин, ПСС. т. 10, 19.
6 В. И. Ленин, ПСС, т. 2, 539—540.
/
Строительство социализма и коммунизма является одновре менно процессом, в котором ассоциированные производители постоянно берут производство под свои контроль, сознательно планируют и планомерно, в соответствии со своими целями, раз вивают9.
Благодаря этому сужается сфера бессилия люден по отно шению к природе и общественным отношениям и расширяется поле их сознательной научно обоснованной деятельности по осу ществлению своих коренных интересов н стремлений.
Люди начинают осознавать, что «общественная н частная жизнь человека не нуждается ни в какой религиозной санкции, что, наоборот, освобождение от этой санкции ускоряет соци альный прогресс»101. Религия, таким образом, теряет свою со циальную питательную почву.
Постепенное преодоление социального бессилия людей, их приобщение к процессу сознательного исторического творчества, к контролю и регулированию общественного развития форми руют человека, «нуждающегося во всей полноте человеческих проявлений жизни, человека, в котором его собственное осу ществление выступает как внутренняя необходимость, как нуж да»". Возможности формирования такого человека в ходе со циального прогресса, вызванного строительством коммунизма, расширяются. Строительство новой жизни ведется на научной основе, целенаправленно осуществляя задачи социально-эконо мического развития, теоретически обосновывая перспективы бу дущего. «Теоретическое осмысление явлений общественной жиз ни, ее главных тенденций.— сказано в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду,— позволяет партии предвидеть ход обще ственных процессов, вырабатывать верный политический курс, избегать ошибок и субъективистских решений»12. В разработке и осуществлении планов коммунистического строительства уча ствуют миллионы советских людей. Это требует от них овладения не только научными знаниями, но и философией строителя ком мунизма, цельным диалектико-историческим материалистиче ским мировоззрением, которое раскрывает теоретически обосно ванные перспективы движения общества по пути социального прогресса.
9 |
А. Козипг, Эрнст Фишер — современный марксист?. М„ 1971, |
с. |
71. |
10 |
Ю. Францев, Великий исторический опыт. — Вопросы научного атеизма, |
||
Выпуск 4, М., 1967, с. 8. |
с. |
596. |
|
11 |
К. Маркс II Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М., 1956, |
||
12 |
Материалы XXIV съезда КПСС..М., 1971, с. 101. |
|
|
S