Файл: Бальсис, А. Становление научного мировоззрения личности пресса в системе формирования научного мировоззрения личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 159

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АКАДЕМИЯ НАУК ЛИТОВСКОЙ ССР ОТДЕЛ ФИЛОСОФИИ, ПРАВА II СОЦИОЛОГИИ

ПРИ ИНСТИТУТЕ ИСТОРИИ

Антанас Бальсис

СТАНОВЛЕНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

ЛИЧНОСТИ

ПРЕССА В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

«ПЕРИОДИКА» ВИЛЬНЮС, 1974

НИТАЛtНО. о ЗАЛА

s o m

Научный редактор кандидат исторических наук II. А н и ч а

ПРЕДИСЛОВИЕ

В предлагаемой читателю книге автор стремится проанали­ зировать процесс становления научно-материалистических взгля­ дов и коммунистических идейных убеждений трудящихся Совет­ ской Литвы, показать социально-экономическую, политическую и идеологическую детерминированность этого процесса, раскрыть роль субъективного фактора в формировании научного мировоз­ зрения.

В книге освещаются две неразрывно связанные стороны целе­ направленного воздействия на личность:

а) непосредственное пропагандистское, публицистическое воз­ действие на сознание людей с целью воспитания марксистсколенинского отношения к действительности, направления познава­ тельной деятельности трудящихся к достоверным источникам научных знаний, удовлетворения и развития потребности в науч­ ном мировоззрении;

б) борьба прессы за дальнейшее совершенствование эконо­ мических, политических, социально-психологических условий, помогающих адекватному восприятию действительности, способ­ ствующих развитию производственной и общественно-политиче­ ской активности трудящихся, формированию всесторонне разви­ той личности, свободной от религиозных и других пережитков прошлого.

Становление научно-материалистического атеистического ми­ ровоззрения трудящихся в книге рассматривается как сущест­ венная составная часть процесса формирования социалистиче­ ского сознания в целом. Поэтому в некоторых разделах книги освещаются проблемы, не вмещающиеся иногда в строгие рамки темы, но имеющие важное значение для раскрытия отдельных тесно с ней связанных актуальных идеологических и политиче­ ских вопросов.

Основываясь на теоретических положениях классиков марк­ сизма-ленинизма, а также на программных и директивных доку­

3

ментах КПСС, автор стремился к научному обобщению богатых эмпирических данных, полученных им при изучении документов партийного и государственного архивов, содержания республи­ канских, городских, районных газет и журналов Советской Литвы за 1945—1973 гг., статистических сборников, результатов конк­ ретных социологических исследований и т. д.

В работе подвергаются критическому анализу официальные документы Ватикана по социальным вопросам, труды некоторых идеологов католицизма, а также авторов литовской буржуазной эмиграции.

Для обоснования своих выводов автор использовал теорети­ ческие положения советских и зарубежных марксистов — фило­ софов, социологов, социальных психологов, исследователей жур­ налистики, историков.

Автор выражает признательность и благодарность научным сотрудникам Отдела философии, права и социологии при Ин­ ституте истории Академии наук Литовской ССР, а также всем другим научным и практическим работникам, которые своими советами, замечаниями способствовали появлению этой книги.


ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ — НЕОТЪЕМЛЕМАЯ СТОРОНА ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ

1. СОЦИАЛЬНАЯ ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ ПОТРЕБНОСТИ В НАУЧНО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ

Первостепенной задачей в области коммунистического воспи­ тания трудящихся, согласно Программе КПСС, является фор­ мирование научного мировоззрения всех тружеников советского общества1. В. И. Ленин придавал огромное значение «выработке цельного революционного миросозерцания»2, способного противо­ стоять натиску буржуазной и клерикальной идеологии.

Мировоззрение3 представляет собой систему теоретически обоснованных с определенных принципиальных позиций есте­ ственнонаучных, социально-экономических, философских, поли­ тических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических идей и воззрений о мире в целом и его явлениях, о происхож­ дении и развитии природы, человека и человеческого общества, о сущности и смысле человеческой жизни, о проблемах мышле­ ния и ценностях культуры. Главную роль в системе мировоззрен­ ческих взглядов играет философия, которая, обосновывая основ­ ной вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к мате­ рин, природе, проводит грань между материализмом и идеализ­ мом, между научно-материалистической и религиозно-идеали­ стической системами воззрений.

Научное диалектико-материалистическое мировоззрение яв­ ляется теоретически обобщенным отражением бытия, высшим

1 Материалы XXII

съезда КПСС,

М., 1961,

с. 409.

2 В. И. Ленин, Полное собрание сочинений,

т. 7, с. 312.

3 См., Философская

энциклопедия,

т. 3, М„

1964, разд. «Мировоззрение»;

3. Тэле, Формирование марксистско-ленинского мировоззрения .молодой ин­ теллигенции, Автореферат кандидатской диссертации, М., АОН при ЦК КПСС, 1972, с. 5: П. Федосеев, XXIV съезд КПСС и основные направления исследований в области общественных наук, «Коммунист», 1972, № 1, стр. 57, 58; Проблемы формирования духовных потребностей личности. Научные тру­ ды Новосибирского государственного педагогического института, Выпуск 47, Новосибирск, 1970, с. 126; Философия в современном мире, М., 1972, с. 120.

5


синтезом всех знаний, добытых отдельными науками, осмыслен­ ных с позиций марксистско-ленинской философии.

Превращение функционирующей на уровне общественного сознания теоретической системы мировоззренческих взглядов и воззрений в элементы индивидуального сознания является не­ отъемлемой частью процесса приобретения человеком той со­ циальной сущности, которую К- Маркс в «Тезисах о Фейербахе» назвал совокупностью (das Ensemble) общественных отношений. Благодаря этому процессу у человека формируются личностные мировоззренческие принципы, он приобретает стратегическую программу методологической и идеологической ориентации.

Марксистско-ленинское мировоззрение в отличие от других мировоззрений научно определяет место и позицию человека в исторически конкретной системе общественных отношений, дает личности и обществу единые идейные критерии действия, влия­ ет на формирование общественного идеала. Благодаря этому у человека образуется внутренняя исходная система для социально­ го поведения и активности, основанная на оптимизме в понима­ нии будущего, ясности целей; максимально расширяется сфера индивидуальных возможностей в деятельности человека и тем самым — степень свободы, присущей социалистической личности. Кроме того, научное мировоззрение дает истинные идейные кри­ терии преемственности прогрессивных духовных ценностей, спо­ собствует их устойчивости и представляет собой гарантию действий человека в духе социализма и коммунизма4.

Составной и неотъемлемой частью диалектико-материалисти­ ческого мировоззрения является научный марксистско-ленинский атеизм как неизбежный духовный продукт развития человече­ ства, достигшего такого уровня общественной мысли, когда стало возможным анализировать с позиций марксистско-ленинской диа­ лектики открытия естествознания, обществоведения и получить достоверные философские выводы, материалистически объясняю­ щие действительную сущность сил, господствующих над челове­ ком на определенном этапе истории, указывающие пути их по­ знания и подчинения интересам общества.

Гносеологические корни марксистско-ленинского атеизма — в передовых научных знаниях, осмысленных с позиций диалектико­ исторического материализма, в диалектическом способе мышле­

4 3. Тэле, Формирование марксистско-ленинского мировоззрения молодо интеллигенции, Автореферат кандидатской диссертации, М., АОН при ЦК КПСС, 1972, с. 6.

6


ния, диалектическом характере познавательного процесса, адек­ ватно отражающего объективную действительность.

Социальные корни научного атеизма связаны с прогрессив­ ными тенденциями развития общества, классовой сущностью эко­ номических и политических отношений, с процессами преодоления отчуждения труда, развитием общественно-политической актив­ ности трудящихся, ростом их культурного и профессионального уровня.

В теоретической системе научно-атеистических взглядов на­ ряду с критикой религиозных догм и представлений принци­ пиальное значение имеет позитивное материалистическое объ­ яснение целого комплекса общефилософских, естественнонауч­ ных, социологических, моральных, эстетических, психологиче­ ских и других проблем, связанных с бытием и жизнедеятельно­ стью личности, ее отношением к природе и культуре, назначением и призванием, местом и ролью в системе производственных и других социальных отношений, с целью и смыслом жизни, по­ ниманием будущего, личного счастья.

Усваивая теоретические иаучно-атеистические воззрения, лю­ ди при наличии благоприятных социальных условий быстрее освобождаются от религии как одного из видов духовного гне­ та, как «чувства связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной покло­ нения»5.

Подлинно благоприятные условия для формирования научно­ материалистического мировоззрения широких масс создаются при социализме. Социалистическая революция открыла реаль­ ные перспективы для ликвидации « в с е х о т н о ше н и й , в ко ­ торых человек является униженным, порабощенным, беспомощ­ ным, презренным существом»6. Она подняла к «активной жизни, к героическим усилиям, к «основательному историческому твор­ честву» гигантские массы»7. По мере развития социализма воз­ растает, как отмечал В. И. Ленин, и «размер той массы насе­ ления, которая является сознательным историческим деятелем»8. Стихийность, бессознательность уступают место сознательной социальной активности, основывающейся на познанных законах общественного развития.

5 Философский словарь, М., 1961, с. 503. (Сокращенный перевод с не­ мецкого. Составитель Г. Шмидт. Штутгарт).

6К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, 422.

7В. И. Ленин, ПСС. т. 10, 19.

6 В. И. Ленин, ПСС, т. 2, 539—540.

/


Строительство социализма и коммунизма является одновре­ менно процессом, в котором ассоциированные производители постоянно берут производство под свои контроль, сознательно планируют и планомерно, в соответствии со своими целями, раз­ вивают9.

Благодаря этому сужается сфера бессилия люден по отно­ шению к природе и общественным отношениям и расширяется поле их сознательной научно обоснованной деятельности по осу­ ществлению своих коренных интересов н стремлений.

Люди начинают осознавать, что «общественная н частная жизнь человека не нуждается ни в какой религиозной санкции, что, наоборот, освобождение от этой санкции ускоряет соци­ альный прогресс»101. Религия, таким образом, теряет свою со­ циальную питательную почву.

Постепенное преодоление социального бессилия людей, их приобщение к процессу сознательного исторического творчества, к контролю и регулированию общественного развития форми­ руют человека, «нуждающегося во всей полноте человеческих проявлений жизни, человека, в котором его собственное осу­ ществление выступает как внутренняя необходимость, как нуж­ да»". Возможности формирования такого человека в ходе со­ циального прогресса, вызванного строительством коммунизма, расширяются. Строительство новой жизни ведется на научной основе, целенаправленно осуществляя задачи социально-эконо­ мического развития, теоретически обосновывая перспективы бу­ дущего. «Теоретическое осмысление явлений общественной жиз­ ни, ее главных тенденций.— сказано в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду,— позволяет партии предвидеть ход обще­ ственных процессов, вырабатывать верный политический курс, избегать ошибок и субъективистских решений»12. В разработке и осуществлении планов коммунистического строительства уча­ ствуют миллионы советских людей. Это требует от них овладения не только научными знаниями, но и философией строителя ком­ мунизма, цельным диалектико-историческим материалистиче­ ским мировоззрением, которое раскрывает теоретически обосно­ ванные перспективы движения общества по пути социального прогресса.

9

А. Козипг, Эрнст Фишер — современный марксист?. М„ 1971,

с.

71.

10

Ю. Францев, Великий исторический опыт. — Вопросы научного атеизма,

Выпуск 4, М., 1967, с. 8.

с.

596.

11

К. Маркс II Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М., 1956,

12

Материалы XXIV съезда КПСС..М., 1971, с. 101.

 

 

S