Файл: Бальсис, А. Становление научного мировоззрения личности пресса в системе формирования научного мировоззрения личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 160

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пещере. Только сейчас и почувствовала себя полноценным чело­ веком».

Статьи в прессе обращают внимание и на то, как важно, чтобы коллектив тщательно разобрался, какая среда окружает челове­ ка, кто является его близкими, друзьями, какое идейное влияние они оказывают на него67.

На поиски ложных ценностей человека могут толкать разные причины. Иногда это бывают материальные трудности, иногда душевное переживание. Духовенство, церковники стараются не пропустить такого случая, чтобы перетянуть человека на свою сторону. Вот почему очень важно, чтобы обстановка в коллективе, методы воспитания не давали возможности для деятельности церковников. Всегда ли это удается? Ознакомимся с письмом одного учащегося сельхозтехникума «Я не буду ксендзом», на­ печатанным в комсомольской газете68. Его автор Ромас В. рас­ сказывает о том, как он, испытывая материальные затруднения, подпал под влияние ксендза, в прошлом ярого националиста, и уже написал было заявление о приеме в духовную семинарию. Но друзья комсомольцы вовремя предостерегли его от этого

ложного

шага.

 

 

 

Ромас писал: «Помню один вечер, когда мы разговаривали с

Пранасом Орвидасом. Это прекрасный

друг. Он

не и з д е ­

в а лс я ,

не

п о с м е и в а л с я н а д о

м н о й

(подчеркнуто

мною.— А.Б.),

но душевно беседовал, посоветовал,

какие книги

прочесть. Должен признаться, что до этого времени и не был знаком даже с книгой В. Миколайтиса-Путинаса «В тени ал­ тарей».

Теперь я очень благодарен своим товарищам за то, что они не высмеяли меня, а помогли разобраться в моих заблуждениях».

Обратим внимание на то, что в своем письме юноша несколь­ ко раз повторяет мысль о том, как он благодарен товарищам за их чуткое отношение к нему; они не высмеяли его, не издевались над ним, не отталкивали от себя, а помогли разобраться в слож­ ных жизненных вопросах.

Учитывая важность проблемы, поднятой молодежной газетой, это выступление поддержал орган ЦК КП Литвы «Тиеса»69. Раз­ вивая изложенные в письме мысли, газета подчеркивает, какое огромное значение для воспитательной работы имеет чуткое, дру­ жественное отношение к религиозному человеку. Не издеваться

G7 ,,Komunistas“, 1962, Nr. 7; ,,Tiesa“, 1962.11.17; „Valstieciu laikrastis", 1962.IV.17; I963.VI.24.

68 «Комсомольская правда», Вильнюс, 10.Х.1962. 69 ,,Tiesa“, 1964.XII.20.

335


над заблуждениями, не раздувать их, а настойчиво добиваться прозрения заблуждающегося.

К чему приводит формальное отношение к человеку, особенно молодому, убедительно показано в статье Ю. Ярмалавичюса «Отступление без битвы», напечатанной в газете «Тпеса»70.

На примере судьбы молодой колхозницы Броне А. в статье вскрываются причины, почему комсомольцы, коммунисты колхо­ за потерпели поражение в битве за человека, отдавая молодую колхозницу комсомолку в руки церковников.

Ведь в этой борьбе, отмечает газета, силы были явно нерав­ ные. О заблуждениях Броне в колхозе знали многие: партийная организация, комсомольцы, учителя, которые не так давно были воспитателями девушки, прививали ей правильные взгляды на жизнь. Это одна сторона баррикады. На другой — старая мать н ксендз. И победила другая сторона. Победила из-за равнодушия колхозных коммунистов к судьбе молодого человека. Коммуни­ сты, даже те. которые жили совсем по соседству, считали, что

70 Броне А. работала в третьей бригаде. Колхозники уважали ее за тр долюбие, за активность. Комсомольцы колхоза приняли ее в своп ряды. Броне старалась еще больше. Но семью постигло тяжелое горе. Неожиданно погиб

отец Броне. Мать

и дочь глубоко

переживали эту

утрату.

В воскресенье

мать пригласила

Броне сходить в

костел. У дочери заныло

сердце. Уже давно ее ничто не связывало с костелом. Но жалость к матери взяла верх... В следующее воскресенье мать с дочерью опять стояли на ко­ ленях в костеле. Последующее — тоже.

Когда девушка все-таки решилась возразить матери, па ее голову посы­ пались проклятия и угрозы.

— Ты мне не дочь. Дверь моего дома для тебя навсегда закрыта, грозилась мать.

Надеясь, что в трудную минуту комсомольцы не оставят се в беде. Броне решила не подчиниться матери. Прошло одно воскресенье, другое, Броне в костел, не ходила.

Но однажды зашла она по делам в контору правления колхоза. Взгля­ нула на стенгазету. А там красовалась посвященная ей карпкатхра и ехид­ ные, злые стишки. На работе любители похихикать напомнили Броне о ка­ рикатуре, принялись дразнить ее. Заступиться было некому. Комсомольцы

махнули рукой: так

п надо, зачем ходила в костел. Дома брань матери,

на работе — насмешки

друзей1,— все это угнетало девушку. Она перестала

ходить на работу, начала сторониться людей. Но не все забыли Броне. Как раз в самое трудное время в их дом пришел настоятель. Мать жаловалась, что дочь совсем испортилась, не ходит в костел, не подчиняется ее материн­ ской воле. Долго беседовал с девушкой ксендз. Ом не ругал ее, не высмеи­ вал. Просто побеседовал с ней о добре, о красоте, о скромности, об обязан­

ностях детей по отношению к своим родителям...

Некоторое время спустя Броне снова провожала мать в костел. Тогда комсомольцы созвали собрание и исключили девушку из комсомола. С за­ плаканными глазами бежала Броне домой с собрания. („Tiesa", 1964.XI.14).

336


не их дело вмешиваться в дела комсомолки. Учителя полагали, что она уже не их воспитанница, т. е. не школьница, и тоже не вмешивались, А комсомольцы? Они воспитывали так, как уме­ ли,— карикатурами, собраниями, шумихой. А серьезной мораль­ ной поддержки со стороны коллектива девушке оказано не было. Рядом с Броне не оказалось человека, друзей, которые могли бы утешить ее, поддержать в конфликте с матерью.

Описанный в газете случай не единичен71.

В газетах «Тиеса», «Советская Литва», журнале «Комуиистас» не раз подчеркивалась мысль о том, что в области форми­ рования научного мировоззрения предстоит долгая, умелая и кропотливая работа не только по пропаганде научных знаний, но и по созданию в коллективе хорошего нравственно-психологи­ ческого климата, способствующего развитию творческой инициа­ тивы людей. Однако были случаи, когда редакторы некоторых районных и городских газет, глубоко не разобравшись в пси­ хологических тонкостях индивидуальной воспитательной работы, выдавали за положительный опыт бестактные действия отдель­ ных руководителей общественных организаций.

Бестактность в отношении к человеку часто порождает лице­ мерие, карьеризм. Желая избежать неприятностей, боясь поте­ рять доброе имя пли положение, человек иногда вынужден одно делать и говорить в коллективе, на работе, другое — дома, в кругу друзей, единомышленников. Воспитать такого человека трудно, ибо он скрывает свои истинные убеждения.

«Нельзя забывать,— подчеркивается в статье А. Снечкуса «Важное условие воспитания нового человека»,— что церковники развивают широкую деятельность прежде всего среди пассивных людей, которые слабо участвуют в общественной жизни, чувст­ вуют себя кем-то обиженными или больными и т. д.»72. С такими людьми нужно работать индивидуально. Но порой бывает и так., что уходит человек на пенсию или временно по каким-то семей­ ным причинам покидает трудовой коллектив, и его социальные связи обедняются, круг общественных интересов сужается. Скла­ дываются первичные группы, отдаленные от важнейших задач и интересов общества. Во избежание этого необходимо, чтобы кол­ лектив сохранял связи со своими бывшими работниками.

Поучительно признание председателя месткома Каунасского мебельного комбината Ч. Добровольскпса, опубликованное в га­ зете «Тиеса». Много лет назад работал на комбинате пожилой,

71 См. об этом:

«Тиеса», i964.XI.20; «Советская Россия», 24.XI.1963. и др.

72 «Коммунист»,

М., 1962,•№ 4.

337


слабого здоровья рабочий. «Скоро иа пенсию. Скучно будет. По­ забудете вы меня»,— говорил он друзьям по цеху. Грустно было слушать его слова. Но так и случилось. После ухода на пенсию сотрудники раз послали ему поздравление с Новым годом. По­ том и об этом забыли. «Два года спустя после ухода па пенсию встретил я его на улице,— вспоминает председатель месткома,— он был грустный, одинокий, болезненно переживал свое одино­ чество... Каждый раз, когда на месткоме обсуждаем вопросы, связанные с уходом на пенсию ветеранов труда, или говорим о воспитании молодых рабочих, я всегда вспоминаю этот давниш­ ний случай, когда коллектив проявил непростительное равноду­ шие к человеку. Стараемся, чтобы подобные ошибки не повто­ рялись»73.

От подобного рода ошибок ЦК КП Литвы предостерегает партийные и общественные организации. В документах ЦК КП Литвы говорится, что главным недостатком в нашей воспита­ тельной работе является слабая и подчас неумелая индивиду­ альная работа с людьми. «Мы еще мало стремимся узнать, чем живет человек... Увлечение собраниями, массовыми мероприя­ тиями, различными шумными кампаниями мешает понять, чем озабочен человек, каковы его нужды, чем он интересуется. А ведь часто получается так, что именно те люди, которых надо воспитывать, на собрания не приходят, массовыми мероприя­ тиями не охвачены. С ними необходимо работать индивидуаль­ но»74.

Характеризуя содержание индивидуальной работы с верую­ щими, ЦК КП Литвы в своем постановлении «Об атеистическом воспитании трудящихся в Кедайнском районе» подчеркивает, что индивидуальная работа — это комплекс разных мероприятий, что «организовать индивидуальную работу среди верующих, это значит систематически проводить с каждым из них откровенные беседы, чутко реагировать на те или иные трудности, возникаю­ щие в работе и быту, умело удовлетворять культурные потреб­ ности каждого из них, вовлекая их в различные, соответствую­ щие возрасту и образованию полезные формы общественной деятельности. Индивидуальная работа должна проводиться тер­ пеливо, тактично, чтобы не отталкивать верующих, не задевать их чувства»75.

В жизни бывают сложные ситуации, когда влияние среды, друзей крепко держит человека в объятиях религии. В этом

73 С. Dobrovolskis, Кuг mokomps gyventi, ,,Tiesa“, 1972.И1.26.

74ПА, ф. 1771. on. 196, д. 29, л. 354.

75ПА, ф. 1771. оп. 207, д. 91, лл. 1—6.

338


смысле поучительно письмо студента В. Бразаускаса в редакцию газеты «Тиеса». В нем показана сложность переживаний молодой девушки, религиозной фанатички, которая па все аргументы от­ вечала единственной фразой: «Так нашли, так и оставим». Вы­ яснилось, что девушка находится под сильным влиянием группы молодых религиозных людей. II только тогда, когда ему удалось отвлечь Ирену от этой группы, создалась возможность ее пере­

воспитать76.

Партийно-советская печать призвана старательно собирать крупицы положительного опыта воспитательной работы с людь­ ми, рассказывать о нем на своих страницах, сделать его достоя­ нием всех, а также вскрывать недостатки.

Пресса Советской Литвы, анализируя конкретные жизненные ситуации, борется за высокое идейно-нравственное содержание социальных связей в коллективах, за усвоение людьми социа­ листических норм и принципов отношений.

76 ,,Tiesa“, 1n62.IV. 17.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Итак, рассмотрен определенный комплекс проблем, связан­ ных с формированием научно-материалистических атеистических взглядов и убеждений трудящихся Советской Литвы.

Итоги исследования свидетельствуют о том, что в процессе строительства социализма и коммунизма у трудящихся возникает и развивается потребность в научно-материалистических миро­ воззренческих знаниях как теоретическом инструментарии, необхо­ димом для освоения и изменения природной и социальной среды согласно своим интересам. Развитие этой потребности обуслов­ ливает комплекс факторов:

коренное изменение положения трудящихся па производст­ ве, в сфере политической жизни, культуры, быта;

возможность активного участия масс в общественно-полити­ ческой деятельности на базе социалистических отношений и марк­ систско-ленинской идеологии;

расширение интеллектуальных возможностей (благодаря ро­ сту образования) трудящихся в.овладении достижениями совре­ менной науки, культуры, а также в усвоении и развитии прогрес­ сивных, общедемократических, общечеловеческих духовных цен­ ностей, созданных в прошлом собственной и другими нациями;

подчинение последствий научно-технической революции гу­ манистическим целям общественно-политической системы, выра­ жающей интересы всех членов общества.

Благодаря этому расширяется социальная и гносеологическая база для адекватного отражения в сознании людей естественных и социальных процессов; постепенно исчезают остатки отчужде­ ния п самоотчуждения; возрастают интерес и доверие масс к диалектико-материалистическому методу теоретического анализа социальной действительности, которым пользуется Коммунисти­ ческая партия.

Учитывая все это, Коммунистическая партия строит систему целенаправленного идеологического и социально-пснхологиче-

340