Файл: Бальсис, А. Становление научного мировоззрения личности пресса в системе формирования научного мировоззрения личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 161

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дает. Но познавательный процесс бывает более извилистым, так как личность не имеет яркого представления о предмете потреб­ ности.

Формирование мировоззрения совершается более целенаправ­ ленно и успешно, если действие объективных факторов усилива­ ется системой воспитания. Об этом К. Маркс говорил: «Религия б у д е т и с ч е з а т ь в той мере, в какой будет развиваться со­ циализм. Ее исчезновение должно произойти в результате об­ щественного развития, в котором крупная роль принадлежит воспитанию»23.

В. И. Ленин формирование научного мировоззрения трудя­ щихся рассматривал как процесс, обусловленный объективными и субъективными факторами. Он писал, что в живой действитель­ ности неразрывно связаны «теоретическая пропаганда атеизма, т. е. разрушение религиозных верований у известных слоев про­ летариата, и успех, ход, условия классовой борьбы этих слоев»24. От условий, успеха борьбы трудящихся за социализм и комму­ низм в значительной мере зависят характер и содержание тео­ ретической пропаганды научного мировоззрения.

Интерпретация религиозными идеологами причин атеизации сознания людей

Постоянно усиливающееся влияние научно-матерналнстиче- ских, атеистических идей на сознание людей обостряет внимание к ним со стороны религиозных идеологов. В документах секрета­ риата Ватикана по делам неверующих подчеркивается, что марксистский атеизм есть самый опасный из всех видов когда-то существовавшего атеизма. Председатель этого секретариата кар­ динал Ф. Кениг пишет: «Марксистский атеизм имеет особенно важное значение ввиду своей теоретической способности обра­ зовать гармоническую идеологическую систему, с помощью ко­ торой он может влиять на миллионы людей во всем мире и орга­ низовать их»25. Христианство за всю свою историю «не встре­ тило такого сильного противника, каким является коммунисти­ ческий атеизм»26, подчеркивает теолог Ч. Браден.

Христианские идеологи понимают, что с «сильным противни­ ком» нельзя бороться слабым оружием, лишь его проклиная

23

К. Маркс, Ф. Энгельс, Об атеизме, религии и церкви,

М., 1971, с.

470.

24

В. И. Ленин, ПСС, т. 17, с. 420.

 

 

25

V. Niunka. Vatikanas ir antikomunizmas, V., 1970, p. 243—244.

1953,

26

Charles Braden, War, communism and world religions,

New York,

p. 256.

13


или отвергая и т. д., как делала католическая церковь в недале­ ком прошлом и как теперь поступают некоторые теологи.

По отношению к материалистическому мировоззрению в це­

лом

и составной его части — научному

атеизму

идеологи церк­

ви

и теологии придерживаются единого

мнения,

закрепленного

в официальных документах католицизма: материалистическое, атеистическое мировоззрение — зло и заблуждение, «ложное философское учение о природе, происхождении и назначении Вселенной и человека»27.

Подход христианских идеологов к атеизму дифференцируется лишь в объяснении причин, .обусловливающих распространение научного мировоззрения, и в разработке методов борьбы с ним.

Среди христианских теологов существует «теория», изобра­ жающая атеизм как случайное явление в истории человеческого общества. Представители этого направления не. анализируют глубоко ни социальных, ни гносеологических корней атеизма, а просто объявляют его «не требованием разума, а продуктом воли, и, как правило, недоброй воли»28. Отстаивая эту точку зрения, католический теолог П. Якас в книге «Новый гуманизм» утверждает, что «атеизм есть ненормальность; нормальный че­ ловек ведь в бога верует... Теизм для жизни человечества яв­ ляется живительной идеей. Вырвать ее, это значит — изуродовать самые начала жизни, лишить основы для идеалов и обречь на провал все усилия людей к прогрессу»29.

Французский христианский психолог И. Лепп подходит к на­ учному атеизму более глубоко, видит в нем революционизирую­ щие личность элементы, но и он приходит к выводу, что проис­ хождение современного атеизма «лежит в человеческой воле», что атеизм Маркса не научен, а относится к комплексу челове­ ческих ситуаций30.

Литовский католический философ в эмиграции (США) Ю. Гирнюс доказывает, что научного атеизма вообще быть не может. «Нет основания атеизму выступать от имени науки, так как вопрос о боге находится за пределами научного познания. Науки не дают и не могут дать права прикрывать атеизм их

именем просто по той причине, что они не занимаются

вопро­

27

См. Папские энциклики и речи „Popieziij enciklikos

ir kalbos. Lux, 1949;

Энциклика Иоанна XXIII «Пацем ин террнс».— Konstanty

Grzybowski,

Barba­

ra Sobolewska, Doktryna polityczna i spoleczna popiestwa

(1789—1968), War­

szawa,

1971.

p..

117.

 

28

P. Jakas, Naujasis liumanizmas, Kaunas, 1940,

 

29 Там же, с. 118.

dissection of the

modern

30

I. Lepp, Atheism in our lime. A psychoanalyst's

in belief, New York, 1964, p. 59, 67.

 

 

 

14


сами, связанными с богом»3'. Распространение атеизма он рас­ сматривает как «извечную борьбу в душе человека между верой и неверием»312, не связывая ее с социальными причинами, с на­ учно-техническим прогрессом. «Великим вопросом на протяже­ нии всей истории человечества,— пишет Ю. Гирнюс,— является вопрос об отношении человека к богу, а не политические и со­ циальные напряжения»33. Если с социально-политическими си­ стемами можно бороться политическими средствами, то с атеиз­ мом, по мнению католического философа, имеет смысл только идейная борьба. Бороться идейно — это не «борьбу вести», а любовь проповедовать. Любая «воинственность» «вызвала бы у людей возмущение»34. Определяя отношения верующих к ате­ истам, он подчеркивает мысль, что ошибочно избегать людей из-за их убеждений, так как никакое чистосердечное убеждение нельзя считать преступлением.

Ю. Гирнюс воспринимает атеизм как неизбежное реальное явление, но причины его существования ищет во внутренней ду­ ховной структуре самого человека.

Некоторые христианские теологи и философы пытаются обо­ сновать положение, будто бы атеизм является случайным эле­ ментом в марксистском мировоззрении, плодом определенных исторических ситуаций. Так, западноберлинский профессор М. Рединг доказывает, что атеизм для Маркса был всего лишь средством политической борьбы, так как в те времена истори­ ческие условия были особенно неблагоприятными для хороших отношений между социализмом и религией35. Теолог англикан­ ской церкви А. Ричардсон вину за возникновение марксистского атеизма возлагает на церковь. Он пишет, что «атеизм маркси­ стско-ленинского материализма является горьким плодом цер­ ковного компромисса с правящими классами и регрессивными социальными системами»36.

По мнению литовского эмигрантского теолога А. Рубикаса, вина церкви в том, что она прервала диалог с трудящимися. Это дало повод для критики иерархии, которая превратилась в кри­ тику церкви, еще позже — христианства и, наконец, в критику самого бога, или в воинствующий атеизм37. Таким образом, де­

31 J. Girnius, Idealas ir Iaikas, Chicago, 1966, p. 118

32

J. Girnius, 2mogus be dievo, Chicago, 1964, p. 6.

33

Там же

34

J. Girnius. Idealas ir Iaikas, p. 207.

35 M. Reding, Der politische Atheismus, Graz, 1957, S. 206.

36

A. Richardson, Religion in contemporary debate, London, 1966, p. 62.

37

„Aidai", 1968, Nr. 10, p. 428.

15


лается попытка доказать односторонний, политический характер марксистского атеизма. Если бы церковь в своей социальной по­ литике не совершила «роковых ошибок», Марксу и его сторонни­ кам не было бы повода выступать против религии, не было бы и марксистского атеизма.

Подобные концепции извращают сущность марксистского атеизма. Они подвергаются критике на страницах журнала «Комуннстас» и в других изданиях38. В научных статьях подчерки­ вается мысль, что марксистскому атеизму чужды какие-либо конъюнктурные цели, что он является последовательной, науч­ но обоснованной мировоззренческой системой, несовместимой с идеализмом и религией. В изменившихся социально-политиче­ ских условиях могут меняться содержание и методы научно­ атеистической пропаганды, но атеизм всегда остается несовме­ стимым с антинаучными взглядами. Научно-атеистическое ми­ ровоззрение— не случайное преходящее историческое явление, а закономерный результат социального прогресса.

Среди христианских мыслителей усиливается тенденция под­ ходить к научному атеизму не как к случайному, а как к за­ кономерному явлению современности. Например, Ж. Лакруа, А. Мацейна39 объясняют научный атеизм как качественно новое явление, сравнивая с атеизмом просветителей, или механистиче­ ским материализмом, которые опровергают бога, не думая о пос­ ледствиях. «Коммунистический атеизм по своей сущности является не столько отрицанием бога, сколько утверждением человека»,— пишет А. Мацейна в своей работе «Атеизм и коммунизм»40. По­ добной точки зрения придерживается и Ж. Лакруа. Коммуни­ стический атеизм, отмечает он, есть не завершение, а исходная точка, так как «после устранения бога остается человек, перед которым стоит задача самому справиться с любыми его ожида­ ющими в мире ситуациями»41.

Коммунистический атеизм, отмечает А. Мацейна, связан со своими предшественниками, но сумел преодолеть их непоследо­ вательность. Он вырос на основе западного атеистического дви­ жения и только благодаря своей последовательности далеко его

опередил. Коммунистический атеизм стал

вершиной

западного

атеистического движения42.

 

 

 

38

А. Гайдне, Диалектика идей научного атеизма, «Коммунист», Вильнюс

1069,

11.

sens de l’atheisme moderne,

Toumai,

1958,

p. 12, 13;

33

J.

Lacroix, Le

A. Maceina, Ateizmas

ir komunizmas, „Aidai", 1969,

Nr. 8, p.

340.

 

40„Aidai", 1969, Nr. 8, p. 340.

41S. Lacroix, Le sens de l'atheisme moderne, p. 12, 13

42A. Maceina, Ateizmas ir komunizmas, ,,Aidai“, 1969, Nr. 9, p. 401.

16


Такие высказывания идейных противников атеизма вызваны серьезными причинами. Дело в том, что некоторые теологи, включаясь в «философский и научный разговор с материализ­ мом», к диалектическому и историческому материализму подхо­ дят с меркой вульгарного, механистического материализма. На­ пример, литовский эмигрантский теолог Ю. Л. Навицкас в работе «Сущность ценностей в свете материализма» (статья, опублико­ ванная в «Трудах съезда Литовской католической академии наук») примитивно, вульгаризаторски излагает марксистское понимание отношений между материальной действительностью

идуховными сферами жизни людей, приписывая марксистам «опровержение духовных проявлений действительности», «ове­ ществление даже самого человека». Подобным вульгаризатор­ ским путем идет и другой эмигрантский теолог А. Балтинис, ко­ торый утверждает, будто бы марксистская философия не при­ знает за человеческой психикой какой-либо активной роли в исто­ рическом развитии, что это развитие, согласно диалектическому методу, является чисто механическим43. От вульгаризаторских упрощений или тенденциозных извращений сущности научного материализма и атеизма, как отмечает В. Нюнка, не свободны

инекоторые статьи энциклопедического издания папского Салазийского университета «Современный атеизм»44.

Примитивные «критические» труды теологов не встречают поддержки даже со стороны верующих или индифферентных к религии образованных читателей. Поэтому более дальновидные теологи и религиозные философы в своих работах делают по­ пытку «понять», научно анализировать материализм, атеизм и, как замечает советский философ Б. Олейник, преподнести пуб­ лике выводы в виде «беспристрастного» исследования45. На такое «беспристрастное» исследование претендуют многие ра­ боты А. Мацейны. Например, в статье «Атеизм и коммунизм» он признает, что научный атеизм «является историческим до­ стоянием современного человека. Его нельзя свести к субъек­ тивному настроению пли убеждению. Это объективный образ жизни, охватывающий даже тех, для которых бог еще живой. Даже верующие сегодня живут и поступают так, будто бы бог действительно умер, будто бы потусторонняя действительность

43 J. L. Navickas, Vertybiu prasme materializmo akivaizdoje, Lietuviu kalaliku mokslo akademijos suvaziavimo darbai, 6, Roma, 1969.

44

V. Niunka, L’Ateismo conternрогаneo, „Mokslas ir gyvenimas",

1968,

Nr. 4.

 

 

45 Б. Олейник. Об одном из приемов извращения сущности научного ате­

изма,

Вестник МГУ, ■уЖм-1п<-пфцо^| итгд—ха—з я я - ~ ~

 

 

Гос. г..'1'-'...........

17

2-25S8

научно - v -