Файл: Бальсис, А. Становление научного мировоззрения личности пресса в системе формирования научного мировоззрения личности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 0
Под влиянием ооъективных условии жизни, на основе усво енных идей, знаний, практики личность в процессе социальной деятельности испытывает определенное психическое состояние, в котором воплощается осознанная или не вполне осознанная нужда в материальных или духовных предметах, форме социаль ной деятельности или общения, в самовыражении, самоутверж дении, собственном осуществлении. Это нервно-психологическое состояние в литературе по социальной психологии называется п о т р е б н о с т ь ю 13. «Потребность,—в определении Д. А. Кикнадзе,— в самом общем смысле слова—-это нужда, надобность субъекта в чем-либо, для удовлетворения которой необходимы та или иная форма активности, тот или иной предмет»14. В потреб ности человека преломляются как внешние условия действитель ности, так и внутренний мнр личности, ее интеллектуальный уро вень, жизненный опыт, эмоционально-психический склад и т. д.
Потребность в научном мировоззрении можно охарактеризо вать как объективными причинами вызванное у человека или социальной группы определенное интеллектуальное и эмоцио нально-психическое состояние, выражающее нужду в таком тео ретическом инструментарии, в таких идеях, теориях, взглядах, с помощью которых личность могла бы получить цельную адек ватную картину мира, познать и научно объяснить природные и социальные процессы, обосновать эффективные способы совер шенствования условий своей материальной и духовной жизни.
Возникновение, развитие, возвышение материальных и духов ных потребностей, их содержание основоположники марксизмаленинизма связывали с экономическим развитием общества — состоянием производительных сил, способом производства в це лом, культурным уровнем страны, условиями жизни, привыч ками и жизненными притязаниями трудящихся15. Все это на формирование мировоззрения влияет двояко: непосредственно отражаясь в общественном и индивидуальном сознании, и опо средствованно— через образование и воспитание, деятельность идеологических учреждений и т. д.
Проведенный нами анализ содержания 300 писем бывших верующих людей, присланных ими в редакции газеты «Тиеса» и других газет и журналов, свидетельствует, что мировоззрен ческая потребность в первую очередь возникает как необходи
13 См.: Проблемы формирования духовных потребностей личности. Но
восибирск, 1970, 20, 21. |
1968. |
с. |
8. |
14 Д. А. Кикнадзе, Потребности. Поведение. Воспитание, М., |
|||
15 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч.. т. 23, стр. 183; В. И. Лепин, |
ПСС, |
т. |
I, |
с. 101. |
|
|
|
9
мость получить достоверные представления о какой-либо одной области социальной или природной действительности. Напри мер, пожилая крестьянка И. Мепзерайтене еще в буржуазное время, сопоставляя факты классовой несправедливости с учени ем религии, приходит к мнению: бог, который терпит такую несправедливость, это бог богатых, а не бедных. В 1940 г., после свержения народом буржуазного строя, который церковь вся чески поддерживала, в сознании женщины созревает следующий вывод: «Правда наверняка у коммунистов, если они верх взяли, если по-ихнему вышло». У нее возникает интерес к этой правде, стремление разобраться в ней. Этот путь ведет женщину к источ никам, помогающим объяснить причины, детерминирующие развитие социальной жизни16.
Изучение писем бывших верующих людей дает основание для вывода, что в условиях коренных социальных преобразований потребность в научном мировоззрении трудящихся Советской Литвы главным образом проявлялась: 1. Как жизненная необ ходимость разобраться в сущности классовых, политических от ношений и определить свое место в революционном преобра зовании жизни; 2. Как порожденное жизнью стремление выяс нить причины определенного нравственного поведения людей (и, особенно, в чем источники высокой нравственности коммунистов, которые не признают бога); 3. Как желание проникнуть в тайны явлений природы.
Потребность в иаучно-атеистическом мировоззрении у ве рующего человека не всегда проявляется как сознательное не посредственное желание овладеть определенными философскими материалистическими знаниями. Часто мировоззренческая по требность прокладывает себе путь опосредствованно, с помощью целого комплекса других потребностей. Главную роль в этом комплексе играет познавательная потребность, которая тесней шим образом связана с необходимостью развивать общественное производство, с развитием теоретической мысли, с народным об разованием. Она находится в ближайшем взаимодействии с творческой потребностью, которая отражает объективную необ ходимость в целенаправленной, сознательной деятельности чело века по преобразованию окружающей среды на основе достовер ных знаний. Совместный коллективный труд и другая деятель ность людей, их общение порождают потребность в нравственной регуляции общественных отношений и т. д.
16 J. Meizeraitiene, Kodel as meciau rozanciq, „Tarybine moteris11, 1959. Nr. 7.
10
Научное диалектико-материалистическое понимание челове ком проблем, связанных с развитием познавательной, творческой, нравственной, эстетической и других потребностей, в то же время является удовлетворением отдельных элементов потребности в научно-атеистическом мировоззрений. Следовательно, формиро вание научного мировоззрения — неотъемлемая сторона процесса всестороннего развития личности, который совершается в ходе строительства коммунизма.
В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии сказано: «Великое дело — строительство коммунизма невозможно дви гать вперед без всестороннего развития самого человека»17. Пар тия ставит задачу «о создании условий, благоприятствующих всестороннему развитию способностей и творческой активности советских людей, всех трудящихся, то есть о развитии главной производительной силы общества»18.
В социалистическом обществе, пишет марксист из ГДР А. Козинг, «развитие производительной силы человека является также основой для формирования, развития и утверждения его инди видуальности, его универсальных врожденных качеств, способ ностей»19. С развитием человека, отмечал К- Маркс, возрастают его потребности, и поэтому расширяется царство естественной необходимости, но в то же время расширяются и производитель ные силы, которые служат для их удовлетворения.20
Следовательно, решающую роль в формировании духовно богатого человека играют материальная база общества, совер шенствование общественных отношений, расширение социальных
связей людей. Обосновывая идею о « в с е с т о р о н н е м |
развитии |
в с е х членов общества»21, В. И. Ленин подчеркивал |
необходи |
мость в такой организации производственного процесса, которая обеспечивала бы всестороннее развитие человека. Коммунизм, писал В. И. Ленин, идет, должен идти и придет «к воспитанию, обучению и подготовке в с е с т о р о н н е развитых и всесторонне подготовленных людей»22, способных обеспечить успешное дви жение общества вперед по пути социального прогресса. В про цессе строительства коммунизма общество формирует опреде ленный тип личности, воздействуя на характер ее материальных
и духовных потребностей производственными и другими |
соци- |
||
17 |
Материалы XXIV съезда КПСС, Москва, 1972, с. 83. |
|
|
18 |
Там же, с. 42. |
марксист?, М., 1971, |
с. 50. |
19 |
А. Козин г, Эрнст Фишер — современный |
||
20 |
К. Маркс и Ф. Энгельс. Собр. соч., т. 25, ч. |
II, с. 386—387. |
|
21В. И. Ленин, ПСС, т. 6. с. 232.
22В. И. Ленин, ПСС, т. 41, с. 33.
II
альнымн отношениями, идеологией, политикой, моральными и правовыми нормами.
Личность, ее мировоззрение формируется на основе взаимо влияния общественных и личных интересов при главенствова нии общественных.
Для социалистического общества необходимо, чтобы личность испытывала потребность в создании материальных и духовных ценностей и реализовала ее практической деятельностью по упрочению материально-технической базы коммунизма; в соз нательном участии в управлении общественными процессами, хозяйственным и культурным строительством; в высокой идейнополитической сознательности, которая складывается иа основе глубокого усвоения марксистско-ленинской теории; в Строгом соблюдении и утверждении в жизни принципов коммунистиче ской нравственности.
Чтобы личность могла нормально выполнять свои социальные функции и обеспечить реализацию собственных индивидуальных интересов, она обязана корректировать своп действия с целями коллектива, общества, согласно принципам разделения труда.
Мировоззренческие потребности личности формируются всем социалистическим укладом жизни, всем ходом дел в обществе как отражение в сознании преображенного общественного бытия и как теоретическая предпосылка для дальнейшего его преобра зования.
Такие закономерности перерастания социалистического об щества в коммунистическое, как планомерное и целенаправлен ное развитие общественного производства, утверждение равно мерности, гармоничности, плановости всех социальных процес сов, всех сторон общественной жизни, ликвидация неравномер ности развития и противоречий между городом и деревней, между умственным и физическим трудом, уровнем механизации производства и условиями труда и т. д., являются определяющи ми для формирования научного мировоззрения.
Но было бы неправильно полагать, что мировоззренческая потребность человека в условиях социализма всегда носит на учно-материалистический, атеистический характер. В силу опре деленных гносеологических и социальных причин сложность, противоречивость общественных процессов не всегда адекватно отражается в сознании людей. Поэтому действ,ие психическо го механизма, с помощью которого формируются мировоззренче ские потребности, иногда может оказаться искаженным. В таких случаях нужда в научных мировоззренческих ценностях не отпа
12