Файл: Архангородский, Л. А. Ремонт и монтаж оборудования учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
Периодичность между осмотрами и ремонтами оборудования определяется «Инструкцией по организации и проведению ремон та технической базы хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятий». Так, например, ремонтный цикл для сепаратора на элеваторе (при нормальной работе) предусматривает пять осмот ров и один текущий ремонт; для вальцового стайка — 17 осмотров и пять текущих ремонтов (приложения 5 и 6).
§ 5. Планирование и финансирование ремонтных работ
При планировании ремонтных работ определяют объемы, сро ки и стоимость ремонта. Исходными документами для этого яв ляются годовой график технических осмотров и ремонтов обору дования, сметы на ремонты и планы ремонтных работ во время кратковременных (декадных) и годовых остановок предприятий.
Текущий ремонт финансируют по смете за счет оборотных средств в пределах сумм, предусмотренных планом хозяйственно финансовой деятельности предприятия. На зерноперерабатываю щих предприятиях эти расходы относят на себестоимость выпу скаемой продукции, а на предприятиях, хранящих зерно, — на из держки обращения (по приему, хранению, отпуску, а также суш ке и обработке зерна и семян масличных культур).
Капитальный ремонт финансируют за счет амортизационных отчислений. С этой целью на себестоимость продукции или из держки обращения ежемесячно начисляют соответствующую до лю стоимости оборудования по действующим нормам (для пред приятий по хранению и переработке зерна 9,4—11,4%).
За счет средств амортизационных отчислений, предназначен ных на капитальный ремонт, можно:
полностью или частично заменять износившиеся механизмы и приборы или отдельные узлы машин новыми, более экономичны ми, что повышает эксплуатационные возможности ремонтируе мых объектов;
модернизировать оборудование; приобретать материалы, оборудование, механизмы, сменные
узлы и детали, расходуемые на капитальный ремонт.
Средства на капитальный ремонт расходуют в соответствии с планом и сметой на каждый вид оборудования. Для получения средств на капитальный ремонт предприятие представляет в мест ный Госбанк утвержденную смету и титульный годовой список работ с распределением по кварталам.
Основанием для составления смет служат ведомости дефек тов, подготовленные начальниками цехов, типовые нормы време ни и расценки на ремонтные работы, утвержденные Министер ством заготовок СССР, нормы расхода материалов и величина накладных расходов. Стоимость капитального ремонта, выпол няемого ремонтно-монтажными трестами и ремонтными завода
24
ми, определяется по установленному для них прейскуранту опто
вых цен (приложение 7).
Капитальный ремонт финансируют по представлению Госбан ку справки предприятия о годовом плане капитального ремонта оборудования, утвержденной вышестоящей организацией, и о на личии утвержденной сметно-технической документации. Смету на капитальный ремонт утверждает директор предприятия.
Г л а в а 3. СДАЧА ОБОРУДОВАНИЯ В РЕМОНТ
§ 1. Последовательность ремонтных работ
Работы по ремонту оборудования делятся на два этапа: подго товительный и собственно ремонтный.
В подготовительном этапе проводят наружный предремонтный осмотр для уточнения ранее выявленного объема ремонтных ра бот, готовят техническую документацию (технологические карты, рабочие чертежи оборудования, альбомы деталей и т. п.), материа лы, инструменты, приспособления и запасные детали и определяют состав ремонтных бригад.
Работы второго этапа — собственно ремонтные выполняют в соответствии с технологическим процессом, который разрабаты вают на основе технологических карт, составленных заводом-изго- товителем или ремонтными организациями, а также с учетом вида и метода ремонта и технических возможностей ремонтных мас терских (завода).
В состав |
технологического процесса ремонта оборудования |
входят следующие операции: |
|
разборка |
оборудования — разъединение неподвижных и по |
движных частей, очистка и промывка разобранных деталей, конт роль и сортирование;
ремонт — подтягивание ослабленных частей, крепление повреж денных деталей, регулирование сопряжений, восстановление чи стоты, формы, размеров и утраченных механических свойств де талей, замена деталей, которые нецелесообразно восстанавливать;
сборка узлов и машин в целом; регулирование всех частей механизмов, опробывание на холо
стом ходу и под нагрузкой, шпаклевка, окраска и прием оборудо вания из ремонта.
Опробывание машины под нагрузкой на зерноперерабатываю щих предприятиях проводят после дегазации производственного помещения и во время наладки всего технологического процесса предприятия.
Оборудование, которое будут ремонтировать, очищают от гря зи и тщательно осматривают для определения дефектов, связан ных с износом деталей. Осмотр проводит начальник цеха, а на предприятиях -с большой производительностью — его заместитель
25
/
совместно с механиком по ремонту оборудования. Он устанавли вает комплектность всех механизмов и узлов, определяет, нет ли на деталях механизмов задир, забоин, вмятин, трещин, изломов, изгибов и других дефектов, видимых без разборки механизмов, кроме того, оценивает состояние смазочных и защитных устройств. Ознакомившись с записями в журнале технических осмотров и опросив обслуживающий персонал, выявляют характер неполадок, возникавших при работе оборудования.
Результаты осмотра и анализа записей журнала плановых тех нических осмотров оформляют актом, который учитывается при составлении окончательной ведомости дефектов на ремонт при
~ разборке оборудования.
На предприятиях по хранению и переработке зерна оборудова ние в основном ремонтируют без снятия его с рабочего места. От дельные виды оборудования, как, например, передвижные транс портные механизмы, можно направлять для капитального ремонта в центральные ремонтные мастерские (ЦРМ) или на ремонтно механические заводы (РМЗ). Перед отправкой в ремонт механиз мы очищают от грязи и комплектуют всеми деталями независимо от их состояния. Вместе с механизмами в ЦРМ или на РМЗ пересылают акт об их техническом состоянии и спецификации (опись) упакованных деталей. При поступлении механизмов в ЦРМ или на РМЗ приемщик составляет приемо-сдаточный акт, экземпляр которого высылают отправителю.
§ 2. Разборка оборудования
Объем разборочных работ определяется видом ремонта (теку щий, капитальный) и конструкцией машины. При текущем ремон те частично разбирают оборудование. При капитальном ремонте необходима значительная или полная разборка для восстановле ния и замены большего количества деталей и узлов.
Оборудование разбирают в определенной последовательности, указанной в техническом паспорте. Разборку начинают со снятия ограждений, ременных и цепных передач, а затем переходят к разъединению машины на агрегаты и узлы, которые направляют в мастерские для последующей разборки на детали.
При разборке узлов следут иметь в виду, что разъединять со пряженные детали с неподвижными посадками можно только, пользуясь специальными съемниками и прессами. Разъединять де тали ударами молотка разрешается в исключительных случаях с обязательным применением выколоток или прокладок из дерева или меди.
Мелкие детали разбираемых узлов (болты, гайки и др.) укла дывают в ящики, а крупные ставят на пол или стеллажи, жела тельно около ремонтируемого оборудования. Резьбовые соедине ния разбирают при помощи ключей и отверток. Для отвертывания гаек в труднодоступных местах применяют трещеточные и шар-
26
нирные ключи. Шпильки с резьбой на сво |
|
|
||||
бодном конце можно вывинчивать при по |
|
|
||||
мощи гайки, контргайки или обычного клю |
|
|
||||
ча, надетого на навернутую гайку, а также |
|
|
||||
при помощи специального ключа. |
|
|
|
|||
Сломанные болты и шпильки извлекают |
|
|
||||
различными способами. Если шпилька |
|
|
||||
выступает над поверхностью детали, приме |
|
|
||||
няют зубчатый бор (рис. |
6, а) . Его |
вгоня |
|
|
||
ют в заранее просверленное в шпильке от |
|
|
||||
верстие, а затем, вращая за головку, вы |
|
|
||||
вертывают |
шпильку. Для |
вывертывания |
|
|
||
шпильки в просверленное отверстие можно |
|
|
||||
вставить экстрактор (рис. |
6, 6), на |
поверх |
|
|
||
ности которого нарезаны |
специальные ле |
а |
6 |
|||
вые канавки. При ввертывании экстракто |
||||||
|
|
|||||
ра шпилька |
вывинчивается. |
|
Рис. 6. Удаление сломан |
|||
Существуют и другие способы извлече |
ных шпилек при помощи: |
|||||
ния сломанных шпилек и болтов. |
|
а — зубчатого |
бора; б — эк |
|||
Соединения с клиновой шпонкой разби |
страктора. |
|
||||
рают, выбивая шпонку выколоткой |
с пря |
|
|
моугольным концом. При извлечении клиновой шпонки, располо
женной на |
конце вала, применяют |
рычажное |
приспособление |
(рис. 7, а) |
или специальный съемник |
(рис. 7,6). |
Головку 1 съем |
ника надевают на головку шпонки 2 и закрепляют кольцом 3 и болтом 4. Ударяя 2—3 раза грузом 5 по упору 6 стержня 7, выдер гивают шпонку из гнезда.
При разборке шпоночных, шлицевых, конусных соединений, соединений с натягом, а также при снятии шарикоподшипников, муфт, зубчатых колес и выпрессовке втулок пользуются винтовы ми съемниками (рис. 8, а). В зависимости от назначения съемни ки могут быть универсальными и специальными — для снятия ка кой-либо определенной детали. Часто для выпрессовки и распрес-
Рис. 7. Извлечение клиновых шпонок из пазов:
а — рычажным приспособлением; 6 — специальным |
приспособлением: / — го |
ловка; 5 — шпонка; 3^-кольцо; rf— болт; 5 — груз; |
5 —упор; 7 — стержень. |
27
совки деталей применяют ручные (винтовые и рычажно-реечные) и гидравлические (рис. 8, б) прессы.
При разборке оборудования рекомендуется применять электроили пневмогайковерты.
Грузоподъемные и транспортные работы, связанные с разбор кой и сборкой оборудования, механизируют при помощи блоков, полиспастов, талей, рычажных и приводных лебедок, тележек, монорельсов с тельферами, поворотных кранов и различных при способлений.
§ 3. Очистка и мойка деталей
После разборки все детали должны быть тщательно очищены от грязи, масла, нагара и накипи, так как дефекты можно об наружить только на совершенно чистых деталях.
Очистка- и промывка деталей улучшает санитарные условия ремонта. Детали очищают следующими способами: термическим (огневым), механическим, абразивным и химическим.
При термическом способе очистки старую краску и ржавчину удаляют пламенем.
28
При механическом способе очистки старую краску, ржавчину и отвердевшие наслоения маслаудаляют щетками, механизиро ванными шарошками и другими переносными механизированны ми механизмами.
При абразивном способе очистки применяют гидропескоструй ные установки. При химическом способе старую краску, смазку и другие наслоения удаляют специальной пастой или раствором из негашеной извести, мела и каустической соды и др.
На рабочем месте или в местных ремонтных мастерских дета ли после очистки промывают обычно керосином в противнях или ваннах с применением обтирочных материалов, кистей, щеток и т. п.
Для механизации процесса мойки рекомендуется пользоваться
передвижной моечной машиной (рис. 9). Она |
состоит из тележки 1 |
||
с закрепленной на ней ванной 4, в нижней |
части |
которой |
уста |
новлена сетка 3. Для промывки мелких деталей к |
боковой |
стен |
ке прикреплена полка 5. Ванна закрывается крышкой 6. Загрязненная жидкость по патрубку 2 сливается в бачок 10,
имеющий перегородки 11. В бачок вмонтирован электронасос 9, который нагнетает по трубе 8 и бензостойкому шлангу 7 жидкость для промывки деталей.
В крупных мастерских детали целесообразно обрабатывать в ваннах, сваренных из листовой стали толщиной 4—6 мм и разде ленных на две части: в одной должен находиться раствор каусти ческой соды, а в другой — горячая вода, подогреваемая паром, циркулирующим по змеевику.
Рис. 9. Передвижная моечная машина:
1 —тележка; 2*—патрубок; 3 ~ сетка; |
4 —ванна; 5 —полка: 6 — крышка; |
7 — бензостойкнй шланг; 8 — труба; 9 |
— электронасос; 10— бачок; 11 — пе |
регородки. |
|