Файл: Архангородский, Л. А. Ремонт и монтаж оборудования учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Периодичность между осмотрами и ремонтами оборудования определяется «Инструкцией по организации и проведению ремон­ та технической базы хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятий». Так, например, ремонтный цикл для сепаратора на элеваторе (при нормальной работе) предусматривает пять осмот­ ров и один текущий ремонт; для вальцового стайка — 17 осмотров и пять текущих ремонтов (приложения 5 и 6).

§ 5. Планирование и финансирование ремонтных работ

При планировании ремонтных работ определяют объемы, сро­ ки и стоимость ремонта. Исходными документами для этого яв­ ляются годовой график технических осмотров и ремонтов обору­ дования, сметы на ремонты и планы ремонтных работ во время кратковременных (декадных) и годовых остановок предприятий.

Текущий ремонт финансируют по смете за счет оборотных средств в пределах сумм, предусмотренных планом хозяйственно­ финансовой деятельности предприятия. На зерноперерабатываю­ щих предприятиях эти расходы относят на себестоимость выпу­ скаемой продукции, а на предприятиях, хранящих зерно, — на из­ держки обращения (по приему, хранению, отпуску, а также суш­ ке и обработке зерна и семян масличных культур).

Капитальный ремонт финансируют за счет амортизационных отчислений. С этой целью на себестоимость продукции или из­ держки обращения ежемесячно начисляют соответствующую до­ лю стоимости оборудования по действующим нормам (для пред­ приятий по хранению и переработке зерна 9,4—11,4%).

За счет средств амортизационных отчислений, предназначен­ ных на капитальный ремонт, можно:

полностью или частично заменять износившиеся механизмы и приборы или отдельные узлы машин новыми, более экономичны­ ми, что повышает эксплуатационные возможности ремонтируе­ мых объектов;

модернизировать оборудование; приобретать материалы, оборудование, механизмы, сменные

узлы и детали, расходуемые на капитальный ремонт.

Средства на капитальный ремонт расходуют в соответствии с планом и сметой на каждый вид оборудования. Для получения средств на капитальный ремонт предприятие представляет в мест­ ный Госбанк утвержденную смету и титульный годовой список работ с распределением по кварталам.

Основанием для составления смет служат ведомости дефек­ тов, подготовленные начальниками цехов, типовые нормы време­ ни и расценки на ремонтные работы, утвержденные Министер­ ством заготовок СССР, нормы расхода материалов и величина накладных расходов. Стоимость капитального ремонта, выпол­ няемого ремонтно-монтажными трестами и ремонтными завода­

24


ми, определяется по установленному для них прейскуранту опто­

вых цен (приложение 7).

Капитальный ремонт финансируют по представлению Госбан­ ку справки предприятия о годовом плане капитального ремонта оборудования, утвержденной вышестоящей организацией, и о на­ личии утвержденной сметно-технической документации. Смету на капитальный ремонт утверждает директор предприятия.

Г л а в а 3. СДАЧА ОБОРУДОВАНИЯ В РЕМОНТ

§ 1. Последовательность ремонтных работ

Работы по ремонту оборудования делятся на два этапа: подго­ товительный и собственно ремонтный.

В подготовительном этапе проводят наружный предремонтный осмотр для уточнения ранее выявленного объема ремонтных ра­ бот, готовят техническую документацию (технологические карты, рабочие чертежи оборудования, альбомы деталей и т. п.), материа­ лы, инструменты, приспособления и запасные детали и определяют состав ремонтных бригад.

Работы второго этапа — собственно ремонтные выполняют в соответствии с технологическим процессом, который разрабаты­ вают на основе технологических карт, составленных заводом-изго- товителем или ремонтными организациями, а также с учетом вида и метода ремонта и технических возможностей ремонтных мас­ терских (завода).

В состав

технологического процесса ремонта оборудования

входят следующие операции:

разборка

оборудования — разъединение неподвижных и по­

движных частей, очистка и промывка разобранных деталей, конт­ роль и сортирование;

ремонт — подтягивание ослабленных частей, крепление повреж­ денных деталей, регулирование сопряжений, восстановление чи­ стоты, формы, размеров и утраченных механических свойств де­ талей, замена деталей, которые нецелесообразно восстанавливать;

сборка узлов и машин в целом; регулирование всех частей механизмов, опробывание на холо­

стом ходу и под нагрузкой, шпаклевка, окраска и прием оборудо­ вания из ремонта.

Опробывание машины под нагрузкой на зерноперерабатываю­ щих предприятиях проводят после дегазации производственного помещения и во время наладки всего технологического процесса предприятия.

Оборудование, которое будут ремонтировать, очищают от гря­ зи и тщательно осматривают для определения дефектов, связан­ ных с износом деталей. Осмотр проводит начальник цеха, а на предприятиях -с большой производительностью — его заместитель

25


/

совместно с механиком по ремонту оборудования. Он устанавли­ вает комплектность всех механизмов и узлов, определяет, нет ли на деталях механизмов задир, забоин, вмятин, трещин, изломов, изгибов и других дефектов, видимых без разборки механизмов, кроме того, оценивает состояние смазочных и защитных устройств. Ознакомившись с записями в журнале технических осмотров и опросив обслуживающий персонал, выявляют характер неполадок, возникавших при работе оборудования.

Результаты осмотра и анализа записей журнала плановых тех­ нических осмотров оформляют актом, который учитывается при составлении окончательной ведомости дефектов на ремонт при

~ разборке оборудования.

На предприятиях по хранению и переработке зерна оборудова­ ние в основном ремонтируют без снятия его с рабочего места. От­ дельные виды оборудования, как, например, передвижные транс­ портные механизмы, можно направлять для капитального ремонта в центральные ремонтные мастерские (ЦРМ) или на ремонтно­ механические заводы (РМЗ). Перед отправкой в ремонт механиз­ мы очищают от грязи и комплектуют всеми деталями независимо от их состояния. Вместе с механизмами в ЦРМ или на РМЗ пересылают акт об их техническом состоянии и спецификации (опись) упакованных деталей. При поступлении механизмов в ЦРМ или на РМЗ приемщик составляет приемо-сдаточный акт, экземпляр которого высылают отправителю.

§ 2. Разборка оборудования

Объем разборочных работ определяется видом ремонта (теку­ щий, капитальный) и конструкцией машины. При текущем ремон­ те частично разбирают оборудование. При капитальном ремонте необходима значительная или полная разборка для восстановле­ ния и замены большего количества деталей и узлов.

Оборудование разбирают в определенной последовательности, указанной в техническом паспорте. Разборку начинают со снятия ограждений, ременных и цепных передач, а затем переходят к разъединению машины на агрегаты и узлы, которые направляют в мастерские для последующей разборки на детали.

При разборке узлов следут иметь в виду, что разъединять со­ пряженные детали с неподвижными посадками можно только, пользуясь специальными съемниками и прессами. Разъединять де­ тали ударами молотка разрешается в исключительных случаях с обязательным применением выколоток или прокладок из дерева или меди.

Мелкие детали разбираемых узлов (болты, гайки и др.) укла­ дывают в ящики, а крупные ставят на пол или стеллажи, жела­ тельно около ремонтируемого оборудования. Резьбовые соедине­ ния разбирают при помощи ключей и отверток. Для отвертывания гаек в труднодоступных местах применяют трещеточные и шар-

26


нирные ключи. Шпильки с резьбой на сво­

 

 

бодном конце можно вывинчивать при по­

 

 

мощи гайки, контргайки или обычного клю­

 

 

ча, надетого на навернутую гайку, а также

 

 

при помощи специального ключа.

 

 

 

Сломанные болты и шпильки извлекают

 

 

различными способами. Если шпилька

 

 

выступает над поверхностью детали, приме­

 

 

няют зубчатый бор (рис.

6, а) . Его

вгоня­

 

 

ют в заранее просверленное в шпильке от­

 

 

верстие, а затем, вращая за головку, вы­

 

 

вертывают

шпильку. Для

вывертывания

 

 

шпильки в просверленное отверстие можно

 

 

вставить экстрактор (рис.

6, 6), на

поверх­

 

 

ности которого нарезаны

специальные ле­

а

6

вые канавки. При ввертывании экстракто­

 

 

ра шпилька

вывинчивается.

 

Рис. 6. Удаление сломан­

Существуют и другие способы извлече­

ных шпилек при помощи:

ния сломанных шпилек и болтов.

 

а — зубчатого

бора; б — эк­

Соединения с клиновой шпонкой разби­

страктора.

 

рают, выбивая шпонку выколоткой

с пря­

 

 

моугольным концом. При извлечении клиновой шпонки, располо­

женной на

конце вала, применяют

рычажное

приспособление

(рис. 7, а)

или специальный съемник

(рис. 7,6).

Головку 1 съем­

ника надевают на головку шпонки 2 и закрепляют кольцом 3 и болтом 4. Ударяя 2—3 раза грузом 5 по упору 6 стержня 7, выдер­ гивают шпонку из гнезда.

При разборке шпоночных, шлицевых, конусных соединений, соединений с натягом, а также при снятии шарикоподшипников, муфт, зубчатых колес и выпрессовке втулок пользуются винтовы­ ми съемниками (рис. 8, а). В зависимости от назначения съемни­ ки могут быть универсальными и специальными — для снятия ка­ кой-либо определенной детали. Часто для выпрессовки и распрес-

Рис. 7. Извлечение клиновых шпонок из пазов:

а — рычажным приспособлением; 6 — специальным

приспособлением: / — го­

ловка; 5 — шпонка; 3^-кольцо; rf— болт; 5 — груз;

5 —упор; 7 — стержень.

27


совки деталей применяют ручные (винтовые и рычажно-реечные) и гидравлические (рис. 8, б) прессы.

При разборке оборудования рекомендуется применять электроили пневмогайковерты.

Грузоподъемные и транспортные работы, связанные с разбор­ кой и сборкой оборудования, механизируют при помощи блоков, полиспастов, талей, рычажных и приводных лебедок, тележек, монорельсов с тельферами, поворотных кранов и различных при­ способлений.

§ 3. Очистка и мойка деталей

После разборки все детали должны быть тщательно очищены от грязи, масла, нагара и накипи, так как дефекты можно об­ наружить только на совершенно чистых деталях.

Очистка- и промывка деталей улучшает санитарные условия ремонта. Детали очищают следующими способами: термическим (огневым), механическим, абразивным и химическим.

При термическом способе очистки старую краску и ржавчину удаляют пламенем.

28

При механическом способе очистки старую краску, ржавчину и отвердевшие наслоения маслаудаляют щетками, механизиро­ ванными шарошками и другими переносными механизированны­ ми механизмами.

При абразивном способе очистки применяют гидропескоструй­ ные установки. При химическом способе старую краску, смазку и другие наслоения удаляют специальной пастой или раствором из негашеной извести, мела и каустической соды и др.

На рабочем месте или в местных ремонтных мастерских дета­ ли после очистки промывают обычно керосином в противнях или ваннах с применением обтирочных материалов, кистей, щеток и т. п.

Для механизации процесса мойки рекомендуется пользоваться

передвижной моечной машиной (рис. 9). Она

состоит из тележки 1

с закрепленной на ней ванной 4, в нижней

части

которой

уста­

новлена сетка 3. Для промывки мелких деталей к

боковой

стен­

ке прикреплена полка 5. Ванна закрывается крышкой 6. Загрязненная жидкость по патрубку 2 сливается в бачок 10,

имеющий перегородки 11. В бачок вмонтирован электронасос 9, который нагнетает по трубе 8 и бензостойкому шлангу 7 жидкость для промывки деталей.

В крупных мастерских детали целесообразно обрабатывать в ваннах, сваренных из листовой стали толщиной 4—6 мм и разде­ ленных на две части: в одной должен находиться раствор каусти­ ческой соды, а в другой — горячая вода, подогреваемая паром, циркулирующим по змеевику.

Рис. 9. Передвижная моечная машина:

1 —тележка; 2*—патрубок; 3 ~ сетка;

4 —ванна; 5 —полка: 6 — крышка;

7 — бензостойкнй шланг; 8 — труба; 9

— электронасос; 10— бачок; 11 — пе­

регородки.