Файл: Архангородский, Л. А. Ремонт и монтаж оборудования учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

между ремонтными рабочими. На предприятиях по хранению и пе­ реработке зерна имеется значительное количество однотипного обо­ рудования (например, на мельницах вальцовые станки, рассева, ситовеечные машины и т. п., на элеваторах нории, ленточные транспортеры п др.). Поэтому здесь наибольшее распространение должны найти узловой и рассредоточенный (последовательно-узло­ вой) методы ремонта. Этому в значительной мере способствует постоянное расширение ремонтной базы предприятий и все увели­ чивающийся выпуск запасных деталей.

§ 2. Централизованный и децентрализованный ремонт

На предприятиях системы министерства заготовок используют три вида организации ремонтного хозяйства: децентрализованная, централизованная и смешанная.

Децентрализованная организация ремонта оборудования. За­ ключается в том, что все виды работ выполняют ремонтные брига­ ды совместно с обслуживающим персоналом индивидуальным ме­ тодом, но на промышленной основе. Выявленные дефекты исправ­ ляют на месте, в механической мастерской или путем замены изношенных деталей запасными частями, чаще всего изготовлен­ ными собственными силами.

Трудоемкость и стоимость децентрализованного ремонта вы­ сокие. Такая организация ремонтных работ все еще распростране­ на в системе министерства заготовок из-за отсутствия достаточно развитой промышленной базы.

Централизованная организация ремонта. Заключается в том, что ремонт осуществляют специализированные ремонтные службы (тресты) узловым и агрегатно-узловым методами на индустриаль­ ной основе. Ремонт изношенных деталей (обезличенных) выполня­ ется на хорошо оснащенных заводах в условиях серийного и по­ точного производства.

Смешанная организация ремонта. Состоит в том, что ремонт выполняется силами предприятия (хозяйственным способом) и специализированной ремонтной организации. Центральные ремонт­ ные мастерские или ремонтные заводы специализированной орга­ низации (ремонтного треста) восстанавливают детали и узлы оборудования. Смешанная организация ремонта имеет распростра­ нение на крупных предприятиях-комбинатах с большим числом про­ изводственных цехов. Ее значение особенно возрастает в период плановых годовых ремонтов, когда возникает потребность в боль­ шом количестве высококвалифицированных ремонтных рабочих на ограниченный период времени.

Структура цеховых ремонтных: служб на предприятиях по хра­ нению и переработке зерна видоизменяется в зависимости от мощ­ ности предприятия, числа цехов и вида производства.

34


Г л а в а 6. Р Е М О Н Т Н Ы Е П Р Е Д П Р И Я Т И Я

§ 1. Типы ремонтных предприятий

Основным условием внедрения планово-предупредительного ремонта, а также индустриализации ремонтных работ является на­ личие специализированных предприятий по ремонту оборудования

иизготовлению запасных деталей. В зависимости от назначения

ихарактера выполняемых ремонтных работ различают следующие типы ремонтных предприятий.

Передвижные ремонтные мастерские (ПРМ). Предназначены для слесарной и механической обработки деталей при текущем ре­ монте оборудования предприятий, расположенных в глубинных пунктах и не имеющих своих мастерских. Мастерские ПРМ подчи­ нены местным или центрально-ремонтным мастерским, террито­ риально тяготеющим к глубинным предприятиям.

Местные ремонтные мастерские (МРМ). Находятся на террито­

рии действующего предприятия и непосредственно ему подчинены. Эти мастерские могут обслуживать несколько предприятий, объеди­ ненных одним заводоуправлением. Местные ремонтные мастерские могут выполнять все виды ремонтных работ, не требующих спе­ циального оборудования.

Центральные ремонтные мастерские (ЦРМ). Подчинены обла­ стным (краевым) управлениям хлебопродуктов или ремонтно-мон­ тажным трестам. Центральные ремонтные мастерские проводят ка­ питальные ремонты отдельных видов оборудования, направляемых с предприятий области (края), изготавливают запасные детали, металлоконструкции и нестандартное оборудование.

Ремонтно-механические заводы (РМ З). Выполняют капиталь­ ные ремонты технологического, энергетического оборудования и сложных транспортных механизмов, изготавливают запасные де­ тали, нестандартное и вспомогательное оборудование для пред­ приятий, находящихся в различных районах страны. Ремонтно­ механические заводы подчинены республиканским министерствам заготовок или ремонтно-монтажным трестам.

§ 2. Передвижные и местные ремонтные мастерские

Передвижные ремонтные мастерские (ПРМ) оборудуют на шас­ си автомобилей разных марок. Основное оборудование мастер­ ской — это токарно-винторезный, вертикально-сверлильный и то­ чильный станки, верстаки для слесарей. Кроме того, мастерская располагает выносным оборудованием (сварочный агрегат, куз­ нечный горн, наковальня и др.) и набором инструментов. Обору­ дование ПРМ приводится в действие индивидуальными электро­ двигателями, которые питаются электроэнергией от подстанций предприятия или от передвижной электростанции. Персонал ПРМ'

3 :

35


Рис. 11. План местной ремонтной мастерской типового мелькомбината производительностью 240 т/сутки:

1 — поперечно-строгальный

станок

7М36; 2

— токарно-винторезный

станок

1К62;

3 — шкаф

для

инструмента; 4 — вертикально-сверлнль-

ный станок 2Н-125;

5 —точильный

станок 332-А; 6, 12,

17, 20,

27— верстаки; 7,

18 — настольные

сверлильные станки СН-12А; 8,

13 — тис­

ки

параллельные;

9 — зигмашнна

ВМС-11;

10 — листогибочный

трехвалковый

станок С-235А;

11 — фальцеосадочный станок

ВМС-64;

14 — внброножпицы

ИЭ-5402;

15— стенд для

испытания

электродвигателей;

16— сварочный

трансформатор

СТ-24; 19 — комбинированный

станок;

21 — электроклееварка ЭОК-1; 22 — шкаф для инструментов;

23 — горн,

 

работающий

на

жидком

топливе; 24 — наковальня

куз­

нечная;

25 — вентилятор высокого

давления;

26 — электродвигатель

мощностью

4,5 кВт; 28—-тиски кузнечные;. 29 —металлическая

бочка

для

жидкого топлива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


состоит из 3—4 человек, обычно владеющих несколькими профес­ сиями (например, токарь-слесарь, слесарь-жестянщик и др.).

График передвижения мастерской устанавливает та организа­

ция, которой она подчинена.

Состав оборудования

местной ремонтной мастерской зависит

от типа обслуживаемого

предприятия и его мощности. При этом

учитывают, что основное количество запасных деталей оборудова­ ния будет поступать на предприятие от заводов-изготовителей, ре­ монтно-механических заводов и из центральных ремонтных ма­ стерских.

На рисунке 11 показан план местной ремонтной мастерской типового мелькомбината производительностью 240 т/сутки, разра­ ботанной ЦНИИпромзернопроект. Мастерская состоит из ремонт­ но-механического, электроремонтного, столярного, жестяницкого цехов и кузницы, которые размещены в подсобном корпусе.

В ремонтно-механическом цехе установлены металлорежущие станки, позволяющие выполнять токарные, строгальные и заточ­ ные работы. В кузнечном отделении, оборудованном одноогневым горном, изготавливают мелкие поковки. В электроремонтном цехе выполняют малый ремонт электроаппаратуры и электродвигате­ лей. В жестяницком цехе изготавливают детали для сетей аспира­ ции и мельничных трубопроводов. Персонал мастерской состоит из 10—12 рабочих. Мастерская подчинена главному механику пред­ приятия.

С ростом мощности предприятия состав оборудования местных ремонтных мастерских и численность производственного персонала увеличиваются. Так, например, в ремонтной мастерской мельком­ бината № 4 в Москве установлены станки: токарно-винторезные (3 шт.), вертикально-фрезерный, поперечно-строгальный, верти­ кально-сверлильные (2 шт.), заточные (2 шт.), круглопильный, ленточнопильный, фуговальные (2 шт.), а также приспособления для жестяницких работ. Из общей численности ремонтного персонала (62 человека) за мастерской закреплено 15 человек, подчиненных главному механику мелькомбината. Остальной ремонтный персо­ нал распределяется: по элеватору 18 человек, по складу . готовой

продукции 7 человек

и по мельнице 22 человека (в

том числе

13 жестянщиков). Они подчиняются .начальникам этих цехов.

§ 3.

Центральные ремонтные мастерские

 

Центральные ремонтные мастерские имеют обычно следующие

цехи:

механический

с инструментальным отделением; слесарно­

сборочный; кузнечно-термический; электроремонтный;

жестяниц­

кий; столярный; отделения металлизации, наплавки, сварки и др. Некоторые ЦРМ специализированы на ремонте отдельных ви­ дов оборудования, включая и энергетическое. Так, например, цент­ ральные ремонтные мастерские Волгоградского управления хлебо­ продуктов состоят из следующих цехов: механического, весоремонт­

37


ного, столярного, металлоконструкций и электротехнического. В те­ чение года мастерские ремонтируют до 1000 электродвигателей и 350 электровентиляторов ОВМ-5 и ВМ-200. Значительное место в плане мастерских занимает изготовление металлоконструкций и нестандартизированного оборудования для строительства и рекон­ струкции предприятий по хранению и переработке зерна.

Штат ремонтных мастерских вместе с автобазой и пилорамой составляет 100 человек, в том числе 68 рабочих, 23 инженернотехнических работника и служащих, 9 человек младшего обслужи­ вающего персонала. Годовой план мастерских — 290—330 тыс. руб.

§ 4. Ремонтно-механические заводы

Ремонтно-механические заводы специализированы для выпуска отдельных видов деталей и оборудования, например дисков к трие­ рам, шестерен, шкивов, редукторов и т. п.

По сравнению с центральными ремонтными мастерскими заво­ ды оснащены лучше. Они могут иметь ряд дополнительных цехов (котельно-сборочный, кузнечно-прессовой, литейный, пластмассо­ вый и др.). Литейный цех в составе ремонтно-механического заво­ да предусматривается только тогда, когда в данном районе нет специализированного литейного завода и нет возможности полу­ чить отливки с другого предприятия.

На рисунке 12 показан план ремонтно-механического завода

в Минске треста «Союзэлеватормельремстрой».

1085 тыс. руб.,

Годовой

план завода

определяется в сумме

в том числе

по выпуску

нестандартизированного

оборудования

705 тыс. руб., производству запасных частей 200 тыс. руб., капи­ тальному ремонту электродвигателей 60 тыс. руб. и по выпуску дета­ лей аспирации и мельничного самотечного транспорта 120 тыс. руб.

Рабочих 126 человек, в том числе слесарей 70, жестянщиков 9, токарей 11, фрезеровщиков 3, электрообмотчиков 9, электросвар­ щиков 11, сантехников 1 и рабочих других специальностей 12 че­ ловек. ИТР и служащих 33 человека, в том числе охраны 5 чело­ век и обслуживающего персонала 5 человек.

Г л а в а 7. СПОСОБЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И УПРОЧНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ

§ 1. Общие сведения

Восстановление работоспособности изношенных деталей может быть достигнуто двумя методами.

По первому методу требуемую посадку в сопряжении полу­ чают обработкой одной из деталей под новый ремонтный размер, а другую деталь, входящую в соединение, заменяют новой.

38