Файл: Архангородский, Л. А. Ремонт и монтаж оборудования учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
В первом отделении ванны детали обрабатывают в течение 10—15 мин в 10%-ном растворе каустической соды, нагретом до 80—90° С с добавлением зеленого мыла (3 г на 1 л воды). Во вто ром отделении ванны детали промывают горячей водой для удаления остатков соды. Вычищенные и вымытые детали реко мендуется высушивать под струей сжатого воздуха.
В центральных мастерских и на ремонтных заводах детали можно промывать механизированным способом в стационарных и передвижных установках под действием струи моющей жидко сти, которая нагнетается насосом в трубу с соплами под давле нием 0,6 МН/м2.
В качестве моющей жидкости применяют водный раствор сле дующего состава: 2—3% кальцинированной соды; 0,3—0,5% мою щего средства ОП-7; 2—3% нитрата натрия.
§ 4. Способы снятия нагара и накипи
От нагара детали очищают металлическими щетками, скреб ками (алюминиевыми или деревянными) после предварительного размягчения нагара керосином или бензином. На ремонтно-меха нических заводах пользуются химическими способами удаления нагара при помощи растворителя (трихлорэтилена) или путем по гружения деталей на 2—4 ч в специальные нагретые до 90—95° С растворы (например, 25 г едкого натра и жидкого мыла, 35 г каль цинированной соды и 1,5 г жидкого стекла на 1 л воды). Детали, промытые в растворе, повторно обрабатывают в горячей воде и
протирают ветошью. |
на |
8—10 ч в ванну |
Для удаления накипи детали погружают |
||
с горячим (60—70° С) 2—3%-ным раствором |
каустической ' соды, |
|
а затем промывают холодной водой. |
|
промывкой в |
Накипь со стальных деталей удаляют также |
3—5%-ном растворе тринатрий фосфора или 5%-ном растворе со ляной кислоты с добавлением костного клея.
Для того чтобы удалить ржавчину, можно воспользоваться 25%-ной соляной кислотой с добавлением 1% цинка или 15%-ной серной кислотой с добавлением 5% спирта.
Г л а в а 4. КОНТРОЛЬ И ДЕФЕКТАЦИЯ ДЕТАЛЕЙ
§ 1. Контроль деталей
Промытые и очищенные детали подвергают тщательному конт ролю для выявления дефектов и определения возможности ре монта деталей или необходимости их замены. В зависимости от характера дефектов, выявленных в процессе контроля, детали подразделяют на три группы: годные, требующие ремонта и не годные.
30
Детали к той или иной группе относят, учитывая степень изно са, технологические и экономические факторы.
Каждую группу деталей маркируют. Годные детали окраши вают белой краской или совсем не окрашивают. На деталях, тре бующих ремонта, места дефектов отмечают зеленой или желтой краской, на негодных деталях красной краской отмечают места, по которым их выбраковывают.
§ 2. Методы дефектации деталей
Дефектацию деталей проводят следующими методами. Наружный осмотр. В это время определяют поверхностные
дефекты, т. е. трещины, забоины, раковины, значительные износы и изгибы.
Остукивание детали рукояткой мягкого молотка. Наличие дре безжащего звука позволяем сделать вывод о возникновении внут ренних трещин.
Гидравлическое испытание. Оно позволяет определить трещины и раковины в корпусных деталях. Для этого в корпусе заглушают все отверстия, кроме одного, в которое нагнетают жидкость (дав ление 0,2—0,3 МН/м2) . При наличии трещины появляется течь или возникает запотевание стенок. Можно также погружать кор пус в воду и в него нагнетать воздух; появление пузырьков укажет на имеющуюся неплотность.
Керосиновая проба. Позволяет обнаружить трещины. Детали или узлы покрывают слоем мела, а затем с противоположной сто роны смазывают керосином. Если меловая обмазка темнеет, то в этом месте следует искать пороки металла или сварки (раковины, трещины и пр.).
Магнитный метод контроля. Позволяет определить мелкие ра ковины, закалочные и шлифовальные трещины. Железный поро шок наносят на поверхность намагниченной детали в виде суспен зии или сухом виде. В дефектных местах вследствие рассеивания потока магнитных силовых линий образуется скопление железного порошка.
Магнитную суспензию применяют следующего состава: на 1 л смеси керосина с трансформаторным маслом (в пропорции 2:1) берут 35—45 г магнитного порошка (окалины). При контроле де талей со светлой поверхностью применяют черный порошок, с темной — красный порошок.
Для магнитного контроля на ремонтных заводах пользуются стационарными магнитными дефектоскопами 77МД-1, МЭД-2 и пе реносным дефектоскопом 11ПМД-3.
Контроль упругости деталей (пружин, клапанов, муфт сцепле ния и т. п.). Эту работу выполняют при помощи приспособления, показанного на рисунке 10. На корпусе 1 жестко закреплена стой ка 2, вдоль которой нажимное устройство 3 может перемещаться в соответствии с высотой проверяемой пружины 4. Величину сжа-
31
|
|
|
|
|
|
тия пружины под действием |
|||||
|
|
|
|
|
|
груза и ее упругости отсчи- |
|||||
|
|
|
|
|
|
тывают по шкалам 6 н 7. |
|||||
|
|
|
|
|
|
Проверка |
твердости из |
||||
|
|
|
|
|
|
ношенных поверхностей поз |
|||||
|
|
|
|
|
|
воляет |
обнаружить измене |
||||
|
|
|
|
|
|
ния, происшедшие с мате |
|||||
|
|
|
|
|
|
риалом в процессе эксплуа |
|||||
|
|
|
|
|
|
тации. |
В большинстве |
слу |
|||
|
|
|
|
|
|
чаев твердость измеряют пу |
|||||
|
|
|
|
|
|
тем вдавливания в исследуе |
|||||
|
|
|
|
|
|
мую поверхность |
стального |
||||
|
|
|
|
|
|
закаленного шарика или ал |
|||||
|
|
|
|
|
|
мазного конуса. |
|
|
|||
Рис. 10. Приспособление для контроля |
В зависимости от прибо |
||||||||||
ра, на |
котором |
измеряют |
|||||||||
упругости |
пружин: |
|
|
||||||||
/ — корпус; |
2, |
9 —стойки; |
3 — нажимное уст |
твердость, различают |
твер |
||||||
ройство; |
4 — клапанная пружина; 5, |
// — пере |
дость по Бринеллю (обозна |
||||||||
движные |
грузы; |
6 — шкала |
показаний |
в грам |
|||||||
мах; 7 — весовое |
коромысло со шкалой-в кило |
чается |
НВ ГОСТ 9012—59) |
||||||||
граммах; |
S — стрелка; /0 — гири. |
|
и твердость |
по |
Роквеллу |
||||||
|
|
|
|
|
|
(обозначается HRB, HRC и |
|||||
HRA ГОСТ 9013—59). Приблизительно твердость термически об |
|||||||||||
работанной |
стали можно определить |
набором напильников |
(10— |
15 шт.). Их подбирают так, чтобы твердость последующего на пильника отличалась от предыдущего на 2—4 единицы по Рок веллу.
Проверка взаимодействия сопрягаемых деталей позволяет оп ределить плотность неподвижных соединений, наличие и величину зазоров.
Замер износов трущихся поверхностей необходим для опреде ления изменения первоначальных размеров и геометрической формы.
Основанием для выбраковки деталей в процессе их сортирова ния является степень износа, соответствующая предельно допусти мой по техническим условиям на ремонт данной детали.
Результаты контроля деталей заносят в карты дефектации и ремонта (приложение 8), в которых указывают технические ха рактеристики, нормы и показатели, определяющие эксплуатацион ные свойства составных частей изделия и качество их ремонта.
~ Г л а в а 5. МЕТОДЫ РЕМОНТА ОБОРУДОВАНИЯ
§ 1. Индивидуальный, узловой и рассредоточенный ремонт
Оборудование можно ремонтировать следующими методами: индивидуальным, узловым (обезличенный) и рассредоточенным (последовательно-узловым).
32
Индивидуальный метод ремонта. Оборудование разбирают, де тали и узлы ремонтируют и вновь устанавливают на ту же маши ну, с которой они были сняты. Индивидуальный метод ремонта применяют преимущественно для уникального оборудования и при большом разнообразии типов оборудования, а также в тех случаях, когда предприятие не обеспечено запасными деталями. Основными недостатками индивидуального метода являются дли тельный простой машины в ремонте и необходимость привлечения высококвалифицированных ремонтников.
Узловой метод ремонта. Это более прогрессивный метод. Сущ ность его состоит в том, что узлы оборудования, нуждающегося в ремонте, снимают и заменяют запасными, заранее отремонтиро ванными или изготовленными заново, или покупными. Узлы, сня тые с данной машины, ремонтируют и используют при ремонте однотипного оборудования. Таким образом, эти узлы обезличи ваются.
Для выполнения капитального ремонта узловым методом необ ходимо на складе предприятия иметь постоянный обменный фонд узлов, а также их деталей (приложения 9—16). В обменный фонд передают и снятые с оборудования узлы после их ремонта.
Разновидностью узлового метода ремонта является агрегатно узловой метод, при котором снятые с ремонтируемого оборудова ния агрегаты целиком заменяют другими, новыми или заранее отремонтированными. Этот метод ремонта особенно пригоден для оборудования, легко расчленяемого на узлы и агрегаты.
Узловой метод ремонта позволяет организовать работы на инду стриальной основе, снизить трудоемкость и стоимость ремонтных работ, улучшить их качество и повысить производительность тру да. Кроме того, узловой метод' ремонта обеспечивает более пол ную и рациональную загрузку оборудования ремонтно-механиче ского цеха.
Внедрение узлового ремонта требует тщательной подготовки. На все узлы, намеченные к изготовлению или ремонту, необходи мо подготовить техническую документацию и карты технологиче ского процесса ремонта. Важное значение имеет правильное пла нирование неснижаемого запаса узлов и деталей.
Рассредоточенный метод ремонта (последовательно-узловой). Узлы оборудования ремонтируют в определенной очередности во время плановых остановок. В нерабочее время то один, то другой подлежащий ремонту узел разбирают и в нем заменяют изношен ные детали или целиком заменяют данный узел.
Рассредоточенный метод ремонта целесообразен при ремонте оборудования, имеющего четко оформленные в конструктивном отношении узлы.
Простои оборудования на период ремонта можно уменьшить широким и рациональным применением подъемно-транспортных механизмов, приспособлений и устройств, механизирующих разборочные операции, а также правильным распределением работы
3 З а к а з № 6 5 7 0 |
зз |
|