ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
метром 4 мм с промежуточным слоем пластилина толщиной 2 мм. Составное ребро приваривалось к образцу после проведения всех операций. Щель в составном ребре размещалась в зоне обжатого ме талла.
Результаты испытаний (рис. 104) свидетельствуют о том, что ми кровзрывная обработка практически не влияет на условия распро странения хрупкой трещины: результаты испытаний обработанных и необработанных соединений лежат в пределах разброса, характер ного для подобных опытов. Следует отметить, что в некоторых слу
чаях, трещина, |
|
начиная |
|
распространяться |
в |
наклепанной |
зоне, |
|||||||||||||
выходила затем в основной |
металл. |
в,нГ/»иг |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
Это обстоятельство еще |
раз |
|
под |
|
|
|
|
|
д |
о ' |
а - |
/ |
||||||||
тверждает, |
что |
|
анизотропия |
|
пла |
|
|
3 |
|
|
||||||||||
стических свойств, связанная с ми |
|
|
\ |
|
а |
о |
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
в е |
—/// 1 |
|||||||||||||||
кровзрывной |
обработкой, |
незначи |
|
|
|
|
|
|||||||||||||
тельна. |
|
|
|
с |
этим |
пластическое |
|
|
|
|
'—п |
|
||||||||
Наряду |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
обжатие, |
осуществлявшееся |
меха |
|
|
А |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
ническим |
|
способом, |
снизило |
со |
|
-ВО |
-60 |
|
-АО |
-20 |
|
0 |
+20t'C. |
|||||||
противляемость металла околошов |
Рис. |
105. |
Зависимость |
разрушаю* |
||||||||||||||||
ной зоны |
|
распространению |
хруп |
щих |
нетто-напряжений от темпера |
|||||||||||||||
кого разрушения, что, по всей |
туры |
испытания: |
|
|
|
|
||||||||||||||
вероятности, |
связано |
с |
более |
вы |
/ — в |
исходном состонни; |
2 |
— п о с л е |
||||||||||||
сокой |
степенью |
предварительной |
мнкровзрывноп обработки; 3 — после м и - |
|||||||||||||||||
кровзрывной обработки и старении; 4 — |
||||||||||||||||||||
деформации |
и |
большей |
глубиной |
условный |
уровень |
предела |
текучести;: |
|||||||||||||
/ |
— х р у п к о е |
(по |
виду) |
разрушение; |
||||||||||||||||
деформированной |
зоны. |
|
|
|
|
/ / |
— смешанное |
разрушение; |
/ / / — |
|||||||||||
Кроме |
|
того, |
|
была |
сделана |
по |
вязкое |
разрушение . |
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
пытка |
оценить |
|
влияние |
микро |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
взрывной |
обработки на сопротивляемость стали 10Г2С1 зарождению |
хрупкой трещины. Испытанию подвергались образцы, подобные описанным выше (см. рис. 100), с надрезом, расположенным в де формированной зоне. Часть образцов испытывалась непосредствен но после микровзрывной обработки; другая — подвергалась допол нительному искусственному старению (3 ч при 250° С), призванно му имитировать возможные изменения в свойствах наклепанного металла с течением времени. Для сопоставления были также проведены испытания образцов в исходном (необработанном) со стоянии.
Микровзрывная обработка (рис. 105) незначительно повлияла на прочность образцов. Верхняя критическая температура, соответст вующая переходу от вязкого к квазихрупкому характеру разруше ния, в результате наклепа и последующего старения несколько по высилась; ,в области нижних критических температур в поведении образцов не наблюдалось существенных изменений.
Таким образом, можно сделать вывод, что микровзрывная обра ботка практически не снижает стойкость сварных соединений про тив хрупких разрушений. Надо полагать, что и пластическое об жатие, осуществляемое механическим способом, при соответст-
165
вующем выборе глубины деформированной зоны также не будет существенно снижать работоспособность сварных соединений при низких температурах.
5. Области применения основных способов
обработки соединений
Способы повышения выносливости сварных соединений,
основанные на снижении |
концентрации напряжений |
и |
изменении |
||
полей остаточных напряжений, для удобства рассмотрения |
разде |
||||
лены на две группы (I и II) (табл. 43). В первую группу |
вошли спо |
||||
собы общей обработки конструкций или их элементов, |
а |
во вто |
|||
рую — способы |
местной |
обработки. Сопоставление |
указанных в |
||
таблице видев |
обработок |
выполняется по результатам |
испытаний, |
описанных в предыдущих разделах. Несмотря на различия приме
нявшихся |
образцов, критериев и видов |
испытания на |
усталость, |
|
а также |
неравномерность |
распределения |
результатов |
по отдель |
ным видам соединений, |
совокупность данных, представленных в |
табл. 43, позволяет установить рациональные области применения способов обработки и выделить из них наиболее эффективные.
Высокий отпуск и предварительная статическая перегрузка поразному повышают выносливость стыковых, нахлесточных соедине ний и прикреплений конструктивных элементов. Эти способы как бы дополняют друг друга. Если высокий отпуск эффективен в области знакопеременных напряжений, более заметно повышает сопро тивление усталости соединений с невысокой концентрацией напря-
Т а б л и ц а |
43. Эффективность различных способоз обработки |
сварных |
соединений |
||||||
|
|
|
|
Обработка |
|
|
t |
Стыковые |
соединения |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г |
= — 1 |
г = 0 |
I . Высокий |
отпуск |
|
|
|
|
30—70 |
0 |
||
Предварительная |
статическая |
перегрузка, |
вызываю |
|
|
|
|||
щая номинальные |
напряжения равные: |
|
|
|
|
||||
пределу текучести материала |
|
|
50 |
|
|||||
предельным |
допускаемым |
статическим |
напряже |
|
|
||||
ниям |
|
|
|
|
|
|
60—90 |
20—95 |
|
Л . Механическая зачистка швов |
|
|
|||||||
Электродуговая |
обработка швов |
|
|
35—90 |
35—280 |
||||
Поверхностный |
наклеп пневматическим молотком, мно- |
80—105 |
45 |
||||||
гобойковым |
устройством и т. п. |
|
|
|
|
||||
Точечный и местный |
нагрев |
|
|
|
40 |
30 |
|||
Точечное и линейное |
пластическое обжатие |
|
|
||||||
|
|
|
25 |
||||||
Мнкровзрывная |
обработка |
|
|
|
|
||||
|
|
|
0—20 |
0—75 |
|||||
Нанесение |
покрытий |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
жений и прикреплений конструктивного характера, то предвари тельная статическая перегрузка, наоборот, лучшие результаты дает в области однозначных переменных напряжений и в случае при менения сварных соединений с повышенной концентрацией рабочих напряжений. Высокий отпуск снимает остаточные напряжения во всех сварных соединениях. Предварительная статическая пере грузка в большей степени воздействует на соединения с высокими рабочими напряжениями. Этим и определяются области наиболее целесообразного использования того и другого способа обработок. Тем не менее предварительная статическая перегрузка приводит к более ровному повышению выносливости соединений различного вида и с этой точки зрения заслуживает предпочтения. Кроме того, эффективность предварительной статической перегрузки может ре гулироваться ее величиной. С возрастанием перегрузочных напря жений повышается степень ее эффективности, но следует учесть, что перегрузки, вызывающие номинальные напряжения свыше пре дела текучести материала, при определенных условиях могут при водить к заметному снижению хладостойкое™ сварных соединений.
Перегрузка может быть рекомендована для металлоконструк ций всех видов рассматриваемого профиля и особенно в тех случаях, когда ее можно осуществить без особых трудностей и дополнитель ных затрат (например, во время статических испытаний конструк ции). Как уже упоминалось, дефектные соединения под воздейст вием перегрузки заметно выравнивают свою несущую способность. Недостаток этого способа обработки— затруднительность контроля перегрузочных напряжений, особенно в сложных узлах.
Способы местной обработки, повышающие выносливость за счет
малоуглеродистых и низколегированных |
сталей |
|
|
||
Повышение пределов выносливости после обработки, % |
|
|
|||
Соединения с |
лобовыми |
Соединения |
с фланговыми |
Прикрепления |
конструктивных |
швами |
|
швами |
и связующих элементов |
||
г = —1 |
/"=0 |
г = —1 |
/• = 0 |
г = — 1 |
|
— |
0 |
30 |
0 |
90—260 |
60 |
|
30 |
|
|
135 |
65 |
— |
— |
— |
45 • |
— |
40 |
20 |
5—25 |
|
0—10 |
|
0—30 |
— |
30 |
— |
— |
60—80 |
10—20 |
40-100 |
|
20—40 |
|
255 |
35—70 |
|
|
|
|
|
(г> 0) |
— |
— |
— |
80—105 |
65 |
45—200 |
— |
— |
— |
70—90 |
ПО |
— |
— . |
— |
— |
120 |
80 |
45 |
— |
— |
— |
— |
— |
10—20 |
166 |
167 |
наводимых сжимающих остаточных напряжений, для большинства соединений оказываются более действенными, чем способы, ос нованные на снижении концентрации напряжений. Исключение составляют стыковые соединения, для которых механическая зачи
стка и электродуговая обработка являются |
столь же эффективными |
||
мерами, как и поверхностный наклеп. Соединения |
с лобовыми |
||
или фланговыми швами, |
а также различного рода прикрепления |
||
незначительно изменяют |
сопротивление |
усталости |
после за |
чистки швов, если не принимаются дополнительные меры, сущест венно усложняющие изготовление сварных узлов. В то же время поверхностный наклеп, местный нагрев и другие способы пласти ческого деформирования повышают пределы выносливости таких соединений на 70—80% и только в отдельных случаях на 30—40%. Наибольший эффект от наведения сжимающих остаточных напряже ний получают соединения с повышенной концентрацией напряжений.
Более высокое упрочняющее действие поверхностного пластиче ского деформирования подтверждается и практикой эксплуатации таких конструкций, как роторы дымососов мощных блоков ГРЭС. Их сварные швы после зачистки оказывались недостаточно долговеч ными. Выносливость тех же соединений без механической обработки швов, но после упрочняющего наклепа повысилась во много раз [89].
Поверхностное пластическое деформирование широко исполь зуется для повышения сопротивления усталости деталей машин. В то же время в металлоконструкциях, испытывающих переменные напряжения и работающих при низких климатических температу рах, такая технология упрочнения не нашла еще применения. Ограничения по использованию наклепа в металлоконструкциях вызываются, главным образом, опасениями возможного проявления его влияния на сопротивление хрупким разрушениям.
Выше было показано, что поверхностное пластическое деформи: рование, получаемое микровзрывной обработкой, не снижает сопротивления сварных соединений зарождению и распространению хрупких трещин. Когда наклеп выполняется механическим путем, работоспособность конструкции при пониженной температуре в ря де случаев также может быть обеспечена. В этом отношении пред ставляет интерес изучение несущей способности сварных соедине ний локомотивных тележек. Опыты показали, что поверхностный наклеп пневматическим молотком может понижать несущую спо собность соединений в условиях пониженных температур при воз действии многократных ударов, вызывающих номинальные напря жения, превышающие предел текучести метериала [26, 761. Однако, когда испытания на многократный удар проводились при номина льных напряжениях ниже предела текучести, сопротивление сварных соединений хрупким разрушениям не понижалось, а замет но возрастало. Исходя из этого поверхностный наклеп рекомендует ся теперь для повышения выносливости сварных соединений локомо тивных тележек [79]. Этот опыт не должен исключаться при выборе способа обработки строительных и других металлоконструкций.
Г л а в aV.
РАСЧЕТ СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ НА УСТАЛОСТЬ
Исследования усталостной прочности металлов с про катной поверхностью и сварных соединений, выполненные
впоследние два десятилетия, способствовали отражению
внормах проектирования достоверных характеристик
|
выносливости |
соединений |
и развитию |
методов |
расчета |
||||
|
на усталость сварных конструкций и машин. Вместе с |
||||||||
|
тем ряд положений расчета сварных соединений на уста |
||||||||
|
лость требует |
дальнейших |
уточнений |
и |
обоснований, |
||||
|
особенно в связи |
с вероятностно-статистическими |
подхо |
||||||
|
дами к оценкам |
несущей |
способности |
и |
учету |
неста |
|||
|
ционарности |
нагружения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Методики расчета сварных соединений |
|
|
|
|||||
|
на усталость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При расчете деталей машин на прочность и определении |
||||||||
несущей способности элементов строительных конструкций |
про |
||||||||
верка сварных соединений |
на усталость выполняется по номи |
||||||||
нальным |
напряжениям |
и |
сводится |
к |
установлению • неравенства |
||||
N < R, |
где N — расчетное |
воздействие |
внешних |
переменных |
на |
||||
грузок; |
R — расчетная |
несущая способность сварного соединения |
по условиям усталости.
Это общее исходное положение не исключает, однако, различий в методиках расчета соединений на усталость. Принятые в отдель ных отраслях машиностроения и строительства методики расчета отличаются не только формой, но и подходами к установлению N и R в части использования вероятностных аспектов их оценки, а так же учета нестационарности нагружения, влияния асимметрии цик ла, остаточной напряженности, стадийности развития усталостных трещин и т. д. Дополнительные отличия связаны с особенностями расчетных методов, установившихся в машиностроении и строи тельстве. Детали машин рассчитываются по методу допускаемых напряжений, элементы строительных конструкций — по методу предельных состояний.
Для деталей машин типичным является метод расчета, рекомен дуемый нормами проектирования и изготовления локомотивных тележек [138, 153]. Расчет производится исходя из условий работы сварных рам тележек без усталостных повреждений в течение всего
IG'J