Файл: Труфяков, В. И. Усталость сварных соединений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

образцов сечением 500—700 мм2, полученным М. М. Гохбергом в Ленинградском политехническом институте [36]. Принятая зако­ номерность и указанные значения Ка и \\> позволяют получить рас­ четные величины пределов выносливости, близкие к эксперименталь­ но установленным на образцах небольшого сечения, но они могут отличаться от предельных значений ог образцов большого сечения (5000—6000 мм2), особенно в тех случаях, когда соединение имеет поперечные швы. Соответствующее сопоставление приводилось на рис. 108. На тех же диаграммах нанесены допускаемые напряжения, рекомендуемые в локомотивостроеиии и краностроении.

Более существенные расхождения между значениями, получен­ ными в результате испытаний образцов, и расчетными значениями наблюдаются при использовании зависимости Гудмана, положен­ ной в основу расчета на усталость сварных соединений пролетных строений мостов и стальных конструкций промышленных coop уже-- ний. Согласно этой зависимости, диаграммы предельных напряже­ ний основного металла и различных сварных соединений сходятся в точке С, соответствующей временному сопротивлению материала

(см. рис. 42, а). В

этом

случае уравнение линии

предель­

ных напряжений может

быть

выражено через известные

значения

o_i и ств исходя из следующего.

 

В общем виде

 

 

(28)

 

a p

= d + fam.

Постоянные d и f определяются из условия прохождения прямой

.через точки А1 и С (см. рис. 42, а):

<*=(0-_,)соед = ^ ;

/ = 1 - - ^ " ,

(29)

где ст 1 — предел выносливости основного металла с прокатной по­ верхностью; 6 = Ка — эффективный коэффициент концентрации напряжений; ав — временное сопротивление материала.

Подставляя значения d и / в уравнение (28), имеем

0 0

=

- + ( ' - - £ г ) ( ^ к

р ° )

 

 

Отсюда получаем исходную расчетную формулу для определения

предельных

напряжений

а т а х ,

указанную в работе [51]:

Ос =

O n

 

 

) \ 2о_х • 26,

 

2 о _ , Р +

в

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

(31)

где К \ =

— и Кг —

; р =

 

г — характеристика цикла.

В зависимости от характеристики цикла, принятой при экспери­ ментальном определении пределов выносливости сварных соедине­ ний, формула (31) может давать как завышенные, так и заниженные

(73


значения предельных напряжений. Применительно к сварным мо­ стам расчетные величины (o_i)c o e f l и эффективные коэффициенты концентрации напряжений В определялись Б. Н. Дучинским

eiwx.Kr/MM*

251

 

 

 

^4

20

Стынобые

/

У г

 

{//

w

 

соединения

1

 

У

 

 

 

 

У / У

 

 

У

У

 

 

 

 

w Нахлесточные

 

 

 

 

соединения,

вкпю-

 

 

 

 

чоющие

 

лабобые

 

/ / / 7

 

 

шбы

 

 

<МУ

 

 

 

 

 

 

 

 

Ю 15

ет,кГ/мм2

25,

 

 

 

 

 

 

20

 

 

 

1,

W

 

 

 

/У

У

 

 

 

у/

 

 

10

 

Y/t/

Прикрепление

 

 

 

 

диафрагм,

ребер и

 

 

'///планок

лобовыми

у

швами

 

Ю 15 бт,нГ/Ш2

25

 

20

У

Прикрепление срасонон встык

\1

 

 

10

15 OmjdJuu2

ОтахЖ/ММ2

 

 

/ /У

20

у

/

уу

///'УУУ

 

/

 

 

У

 

 

/ / у //Нахлесточные

 

 

 

• соединения с

 

 

(рланеобыми

шбаш

f

 

10

" 15

от/<Г/миг

Рис. 109. Расчетные значения пределов выносливости:

/ и 3 вычисленные по формуле (31); 2 — вычисленные по формуле (26)

при л = 1.

151—53] по пределам выносливости, установленным эксперимен­ тально при характеристике цикла р = -f- . Вследствие этого, а

также из-за неучета влияния остаточных напряжений расчетные пределы выносливости по формуле (31) получаются обычно завышен­ ными в области знакопеременных напряжений и заниженными при высоких значениях р.

На рис. 109 приведены расчетные пределы выносливости сварных соединений малоуглеродистой стали, полученные по выражению

176


(31) * и формуле (26) при п = 1, которая дает наиболее близкие зна­ чения по отношению к экспериментально установленным на образ­ цах большого сечения. Если в области однозначных переменных напряжений расхождения между соответствующими значениями аг (ар) не превышают 10%, то в области знакопеременных напряже­

ний они могут достигать 40—60%. Разница между пределами

выно­

сливости G_I стыковых соединений составляет около 4 кПмм2,

на-

хлесточных соединений1,5

кГ/мм2, прикреплений нерабочих эле­

ментов поперечными угловыми

швами — свыше

4,0 кГ/млг,

если

коэффициент принимать р =

1,6

(что согласуется

с нормами

проек­

тирования [1521, предусматривающими плавный переход от шва к основному металлу) и около 2 кГ/мм2 (кривая 3), если принимать Р = 2,2 (что отвечает более выпуклым угловым швам).

Как уже упоминалось, расчет строительных конструкций, вклю­ чая мосты, выполняется по методу предельных состояний, особен­ ность которого заключается в замене общего коэффициента запаса несколькими расчетными коэффициентами, посредством которых раздельно учитывается влияние различных факторов [8, 55, 148, 149]. Проверка на выносливость отнесена к первому предельному состоянию. В общем случае первое предельное состояние выражает­ ся расчетной формулой

2antP[ < m<X>R,

(32)

где Pf — отдельные частные значения нормативных нагрузок; щ — коэффициенты перегрузок; а — коэффициент перехода от нагрузки к

усилию; Ф—геометрическая характеристика сечения

(площадь,

момент сопротивления

и т. д.); т — коэффициент условий работы;

R = R"K—расчетное

сопротивление; R"—нормативное

сопротив­

ление; К — коэффициент однородности.

Расчет на выносливость сварных соединений пролетных строений мостов производится на многократно-повторное действие регуляр­ ных нагрузок в их нормативных значениях, т. е. без коэффициен­ тов перегрузки и без учета редко действующих нагрузок, входящих в дополнительные особые сочетания. Учитываются лишь часто встречающиеся условия загружения и значения динамических коэффициентов, но при этом более строго подходят к выбору расчет­ ной схемы пролетного строения, а также учету дополнительных на­ пряжений [55].

Переход от расчетного сопротивления на прочность R к понижен­ ному расчетному сопротивлению на выносливость КРар рекоменду­ ется осуществлять с помощью коэффициента у [55]:

Ry = KPap или v = ^ S - ,

(33)

где стр расчетный предел выносливости основного металла или соединения; КР — коэффициент однородности в отношении предела усталости.

* При расчетах предел выносливости а — 1 основного металла принимался

13,5 кГ/лиг.

а а в = 42,0 кПмм-

[55].


Коэффициент у является функцией предела выносливости со­ единения. Поэтому структура формулы для его определения та­ кая же, как выражения (31):

У =

( а р + Ь) — (ар — 6) р < 1 '

( 3 4 )

где а и Ь — постоянные

коэффициенты.

 

Вместе с тем роль коэффициента у существенно изменилась после того, как с его помощью стали повышать расчетное сопротивление

на выносливость в связи с учетом нестационарности нагружения

пролетного строения. Под нестационарностью нагружения в дан­

ном случае понимается изменение нагрузки с течением времени.

Дело в том, что мосты рассчитываются на нагрузку подвижного со­

става с учетом перспективы. В течение продолжительного времени

они работают в более легких условиях при меньших нагрузках, не

достигающих нормативных значений. Это обстоятельство учитыва­

ется коэффициентом режима нагрузки \, который является

одной

из составляющих коэффициента

а. Величина £ принимается

равной

1,4 [51, 53, 551. В этом случае

постоянные коэффициенты а и b в

формуле (34) равны

 

 

 

 

 

а = щкж> ь

=

- 2

^

г

-

 

(35

При R

=

19,0 кГ1ммг,

o_i = 13,5 кГ/мм\

ств=

42,0

кГ/мм2,

КР

=

— 0,87

формула

для

подсчета коэффициента

у

применительно

к

сварным соединениям малоуглеродистых сталей приобретает вид,

указанный

в нормах проектирования

мостов [152]:

 

 

 

 

 

r

(0,58р + 0,26) — (0,580 — 0,26) р < 1 .

 

(36)

Существует еще одна особенность расчета сварных соединений на усталость, принятая в нормах проектирования мостов. Она отно­ сится к дополнительному понижению расчетного сопротивления на усталость сварных соединений элементов проезжей части моста и малых пролетных строений.

В отличие от элементов главных ферм, для которых проход по­

езда по мосту соответствует

одному циклу

перемен

напряжений,

элементы проезжей части и малые пролетные

строения

испытывают

переменность напряжений при прохождении каждой

вагонной те­

лежки. Количество циклов

оказывается

выше

расчетного

числа

N = 2 • 10е. Исходя из предположения, что при

увеличении

числа

циклов свыше 2 - 10"

предел выносливости

продолжает снижаться

вплоть до 100 • 10е циклов

[52], для указанных

элементов

пред­

усматривается увеличение значения а в формуле для

определения

коэффициента у. Коэффициент а увеличивается в А раз, если

дли­

на загружения линии

влияния меньше 22 м [551. Величина А опре­

деляется по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

А = Б — £ А > 1 .

 

 

 

 

(37)

178


Значения Б и В принимаются в зависимости от коэффициента р" [152].

С учетом нестационарности нагружения расчетные сопротив­ ления сварных соединений усталостным разрушениям несколько

выше

расчетных

 

пределов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выносливости.

В

то

же

Отах-КГ/ми-

 

Отах.кГ/М"2

 

 

 

 

время они существенно

по­

25

 

25|

 

 

 

 

нижаются

для

элементои

 

 

 

 

 

 

 

с

длиной

загружения

ли­

 

 

 

 

 

ш

нии

влияния

Я <

22

м.

 

 

 

 

 

 

 

На

рис.

ПО

сопоставле­

 

 

 

 

 

 

 

ны

пределы

выносливости

 

 

 

 

'Л-

 

 

 

сгр,

подсчитанные

по

фор­

 

 

 

 

 

 

 

муле

(31),

с

расчетными

 

 

 

 

V

 

 

 

 

 

 

f

 

 

 

 

 

сопротивлениями,

которые

 

 

 

 

 

 

 

установлены

 

с

 

помощью

 

 

 

 

 

150т.нГ/шт

коэффициента у (36). Здесь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

же

 

нанесены

 

диаграммы

 

 

25.

 

 

 

 

 

 

расчетных

 

сопротивлений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

без

учета • коэффициента

|

 

 

 

 

 

 

 

 

 

для

соединений

элементов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

длиной

загружения

ли­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нии

влияния

Я свыше

22,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 и 5 м.

Если

расчетные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сопротивления

при

£ =

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

принять

за

исходные,

то,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

как

видно из рисунка, сни­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

жение,

связанное

с

пред­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

полагаемым

падением пре­

Рис. ПО. Пределы

выносливости

и

расчет­

делов

выносливости

 

при

ные сопротивления, рекомендуемые в мосто­

N >

2 • 106,

может

ока­

строении:

 

 

 

 

 

 

 

 

а — стыковые соединения;

б

— прикрепление фа ­

заться

соизмеримым

с

по­

сонок в стык;

в — прикрепление

диафрагм ребер

вышением

 

расчетных

со­

и планок лобовыми

швами;

е —

нахлесточные

 

соединения с фланговыми швамн; / — расчетные

противлений

 

 

вследствие

значения пределов выносливости;

2

расчетные

 

 

сопротивления,

учитывающие

 

нестационарность

нестационарности

 

нагру­

нагружения моста с

течением

времени

(коэффи­

жения.

 

 

 

 

 

 

 

 

циент режима нарузки | =

1,4);

3, 4

и

5

— р а с ­

 

 

 

 

 

совер­

четные сопротивления сварных соединении при

 

При дальнейшем

ветственно свыше 22,

10 и

5 м.

влияния

\ с о о т ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

| = 1 и длине

з а г р у ж е н и я

линии

шенствовании

норм

про­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ектирования

 

мостов

сле­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дует не только найти более правильное

отражение

влияния

асимметрии цикла, но и уточнить надобность сохранения ряда

коэф­

фициентов. Перелом кривых

усталости наступает обычно при

1,5—

3,5

млн. циклов,

а не при N = 100 X 10е, как это предполагалось,

при составлении норм проектирования железнодорожных

мостов..

В связи с этим отпадает необходимость в коэффициенте А,

что при­

водит к заметному повышению расчетных сопротивлений

сварных

соединений

элементов

с длиной загружения

линии

влияния

Я <с

<

22

м.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

179'