ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
образцов сечением 500—700 мм2, полученным М. М. Гохбергом в Ленинградском политехническом институте [36]. Принятая зако номерность и указанные значения Ка и \\> позволяют получить рас четные величины пределов выносливости, близкие к эксперименталь но установленным на образцах небольшого сечения, но они могут отличаться от предельных значений ог образцов большого сечения (5000—6000 мм2), особенно в тех случаях, когда соединение имеет поперечные швы. Соответствующее сопоставление приводилось на рис. 108. На тех же диаграммах нанесены допускаемые напряжения, рекомендуемые в локомотивостроеиии и краностроении.
Более существенные расхождения между значениями, получен ными в результате испытаний образцов, и расчетными значениями наблюдаются при использовании зависимости Гудмана, положен ной в основу расчета на усталость сварных соединений пролетных строений мостов и стальных конструкций промышленных coop уже-- ний. Согласно этой зависимости, диаграммы предельных напряже ний основного металла и различных сварных соединений сходятся в точке С, соответствующей временному сопротивлению материала
(см. рис. 42, а). В |
этом |
случае уравнение линии |
предель |
ных напряжений может |
быть |
выражено через известные |
значения |
o_i и ств исходя из следующего. |
|
||
В общем виде |
|
|
(28) |
|
a p |
= d + fam. |
Постоянные d и f определяются из условия прохождения прямой
.через точки А1 и С (см. рис. 42, а):
<*=(0-_,)соед = ^ ; |
/ = 1 - - ^ " , |
(29) |
где ст 1 — предел выносливости основного металла с прокатной по верхностью; 6 = Ка — эффективный коэффициент концентрации напряжений; ав — временное сопротивление материала.
Подставляя значения d и / в уравнение (28), имеем
0 0 |
= |
- + ( ' - - £ г ) ( ^ к |
р ° ) |
|
|
Отсюда получаем исходную расчетную формулу для определения
предельных |
напряжений |
а т а х , |
указанную в работе [51]: |
||
Ос = |
O n |
|
2а |
|
) \ 2о_х • 26, |
|
2 о _ , Р + |
в |
|||
|
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
(31) |
где К \ = |
— и Кг — |
; р = |
|
г — характеристика цикла. |
В зависимости от характеристики цикла, принятой при экспери ментальном определении пределов выносливости сварных соедине ний, формула (31) может давать как завышенные, так и заниженные
(73
значения предельных напряжений. Применительно к сварным мо стам расчетные величины (o_i)c o e f l и эффективные коэффициенты концентрации напряжений В определялись Б. Н. Дучинским
eiwx.Kr/MM*
251 |
|
|
|
^4 |
||
20 |
Стынобые |
/ |
У г |
|||
|
{// |
w |
||||
|
соединения |
1 |
|
У |
||
|
|
|
|
У / У |
||
|
|
У |
У |
|
|
|
|
|
w Нахлесточные |
||||
|
|
|
|
соединения, |
вкпю- |
|
|
|
|
|
чоющие |
|
лабобые |
|
/ / / 7 |
|
|
шбы |
|
|
|
<МУ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ю 15 |
ет,кГ/мм2 |
|
25, |
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
1, |
W |
|
|
|
|
/У |
У |
||
|
|
1у |
|
у/ |
|
|
10 |
|
Y/t/ |
Прикрепление |
|||
|
|
|
|
диафрагм, |
ребер и |
|
|
|
'///планок |
лобовыми |
у |
швами |
|
Ю 15 бт,нГ/Ш2
25 |
|
20 |
У |
Прикрепление срасонон встык
\1
|
|
10 |
15 OmjdJuu2 |
|
ОтахЖ/ММ2 |
|
|
/К/ /У |
|
20 |
у |
/ |
||
уу |
///'УУУ |
|||
|
/ |
|||
|
|
У |
|
|
|
/ / у //Нахлесточные |
|||
|
|
|
• соединения с |
|
|
|
(рланеобыми |
шбаш |
|
f |
|
10 |
" 15 |
от/<Г/миг |
Рис. 109. Расчетные значения пределов выносливости:
/ и 3 — вычисленные по формуле (31); 2 — вычисленные по формуле (26)
при л = 1.
151—53] по пределам выносливости, установленным эксперимен тально при характеристике цикла р = -f- . Вследствие этого, а
также из-за неучета влияния остаточных напряжений расчетные пределы выносливости по формуле (31) получаются обычно завышен ными в области знакопеременных напряжений и заниженными при высоких значениях р.
На рис. 109 приведены расчетные пределы выносливости сварных соединений малоуглеродистой стали, полученные по выражению
176
(31) * и формуле (26) при п = 1, которая дает наиболее близкие зна чения по отношению к экспериментально установленным на образ цах большого сечения. Если в области однозначных переменных напряжений расхождения между соответствующими значениями аг (ар) не превышают 10%, то в области знакопеременных напряже
ний они могут достигать 40—60%. Разница между пределами |
выно |
сливости G_I стыковых соединений составляет около 4 кПмм2, |
на- |
хлесточных соединений— 1,5 |
кГ/мм2, прикреплений нерабочих эле |
|||
ментов поперечными угловыми |
швами — свыше |
4,0 кГ/млг, |
если |
|
коэффициент принимать р = |
1,6 |
(что согласуется |
с нормами |
проек |
тирования [1521, предусматривающими плавный переход от шва к основному металлу) и около 2 кГ/мм2 (кривая 3), если принимать Р = 2,2 (что отвечает более выпуклым угловым швам).
Как уже упоминалось, расчет строительных конструкций, вклю чая мосты, выполняется по методу предельных состояний, особен ность которого заключается в замене общего коэффициента запаса несколькими расчетными коэффициентами, посредством которых раздельно учитывается влияние различных факторов [8, 55, 148, 149]. Проверка на выносливость отнесена к первому предельному состоянию. В общем случае первое предельное состояние выражает ся расчетной формулой
2antP[ < m<X>R, |
(32) |
где Pf — отдельные частные значения нормативных нагрузок; щ — коэффициенты перегрузок; а — коэффициент перехода от нагрузки к
усилию; Ф—геометрическая характеристика сечения |
(площадь, |
|
момент сопротивления |
и т. д.); т — коэффициент условий работы; |
|
R = R"K—расчетное |
сопротивление; R"—нормативное |
сопротив |
ление; К — коэффициент однородности.
Расчет на выносливость сварных соединений пролетных строений мостов производится на многократно-повторное действие регуляр ных нагрузок в их нормативных значениях, т. е. без коэффициен тов перегрузки и без учета редко действующих нагрузок, входящих в дополнительные особые сочетания. Учитываются лишь часто встречающиеся условия загружения и значения динамических коэффициентов, но при этом более строго подходят к выбору расчет ной схемы пролетного строения, а также учету дополнительных на пряжений [55].
Переход от расчетного сопротивления на прочность R к понижен ному расчетному сопротивлению на выносливость КРар рекоменду ется осуществлять с помощью коэффициента у [55]:
Ry = KPap или v = ^ S - , |
(33) |
где стр — расчетный предел выносливости основного металла или соединения; КР — коэффициент однородности в отношении предела усталости.
* При расчетах предел выносливости а — 1 основного металла принимался
13,5 кГ/лиг. |
а а в = 42,0 кПмм- |
[55]. |
Коэффициент у является функцией предела выносливости со единения. Поэтому структура формулы для его определения та кая же, как выражения (31):
У = |
( а р + Ь) — (ар — 6) р < 1 ' |
( 3 4 ) |
где а и Ь — постоянные |
коэффициенты. |
|
Вместе с тем роль коэффициента у существенно изменилась после того, как с его помощью стали повышать расчетное сопротивление
на выносливость в связи с учетом нестационарности нагружения |
||
пролетного строения. Под нестационарностью нагружения в дан |
||
ном случае понимается изменение нагрузки с течением времени. |
||
Дело в том, что мосты рассчитываются на нагрузку подвижного со |
||
става с учетом перспективы. В течение продолжительного времени |
||
они работают в более легких условиях при меньших нагрузках, не |
||
достигающих нормативных значений. Это обстоятельство учитыва |
||
ется коэффициентом режима нагрузки \, который является |
одной |
|
из составляющих коэффициента |
а. Величина £ принимается |
равной |
1,4 [51, 53, 551. В этом случае |
постоянные коэффициенты а и b в |
|
формуле (34) равны |
|
|
|
|
|
а = щкж> ь |
= |
- 2 |
^ |
г |
- |
|
(35 |
|
При R |
= |
19,0 кГ1ммг, |
o_i = 13,5 кГ/мм\ |
ств= |
42,0 |
кГ/мм2, |
КР |
= |
|||
— 0,87 |
формула |
для |
подсчета коэффициента |
у |
применительно |
к |
|||||
сварным соединениям малоуглеродистых сталей приобретает вид, |
|||||||||||
указанный |
в нормах проектирования |
мостов [152]: |
|
|
|
||||||
|
|
r |
(0,58р + 0,26) — (0,580 — 0,26) р < 1 . |
|
(36) |
Существует еще одна особенность расчета сварных соединений на усталость, принятая в нормах проектирования мостов. Она отно сится к дополнительному понижению расчетного сопротивления на усталость сварных соединений элементов проезжей части моста и малых пролетных строений.
В отличие от элементов главных ферм, для которых проход по
езда по мосту соответствует |
одному циклу |
перемен |
напряжений, |
||||
элементы проезжей части и малые пролетные |
строения |
испытывают |
|||||
переменность напряжений при прохождении каждой |
вагонной те |
||||||
лежки. Количество циклов |
оказывается |
выше |
расчетного |
числа |
|||
N = 2 • 10е. Исходя из предположения, что при |
увеличении |
числа |
|||||
циклов свыше 2 - 10" |
предел выносливости |
продолжает снижаться |
|||||
вплоть до 100 • 10е циклов |
[52], для указанных |
элементов |
пред |
||||
усматривается увеличение значения а в формуле для |
определения |
||||||
коэффициента у. Коэффициент а увеличивается в А раз, если |
дли |
||||||
на загружения линии |
влияния меньше 22 м [551. Величина А опре |
||||||
деляется по формуле |
|
|
|
|
|
|
|
|
А = Б — £ А > 1 . |
|
|
|
|
(37) |
178
Значения Б и В принимаются в зависимости от коэффициента р" [152].
С учетом нестационарности нагружения расчетные сопротив ления сварных соединений усталостным разрушениям несколько
выше |
расчетных |
|
пределов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
выносливости. |
В |
то |
же |
Отах-КГ/ми- |
|
Отах.кГ/М"2 |
|
|
|
|
||||||||||
время они существенно |
по |
25 |
|
25| |
|
|
|
|
'А |
|||||||||||
нижаются |
для |
элементои |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
с |
длиной |
загружения |
ли |
|
|
|
|
|
ш |
|||||||||||
нии |
влияния |
Я < |
22 |
м. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
На |
рис. |
ПО |
сопоставле |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
ны |
пределы |
выносливости |
|
|
|
|
'Л- |
|
|
|
||||||||||
сгр, |
подсчитанные |
по |
фор |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
муле |
(31), |
с |
расчетными |
|
|
|
|
V |
|
|
|
|
||||||||
|
|
f |
|
|
|
|
|
|||||||||||||
сопротивлениями, |
которые |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
установлены |
|
с |
|
помощью |
|
|
|
|
|
150т.нГ/шт |
||||||||||
коэффициента у (36). Здесь |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
же |
|
нанесены |
|
диаграммы |
|
|
25. |
|
|
|
|
|
|
|||||||
расчетных |
|
сопротивлений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
без |
учета • коэффициента |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
для |
соединений |
элементов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
с |
длиной |
загружения |
ли |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
нии |
влияния |
Я свыше |
22, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
10 и 5 м. |
Если |
расчетные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
сопротивления |
при |
£ = |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
принять |
за |
исходные, |
то, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
как |
видно из рисунка, сни |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
жение, |
связанное |
с |
пред |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
полагаемым |
падением пре |
Рис. ПО. Пределы |
выносливости |
и |
расчет |
|||||||||||||||
делов |
выносливости |
|
при |
ные сопротивления, рекомендуемые в мосто |
||||||||||||||||
N > |
2 • 106, |
может |
ока |
строении: |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
а — стыковые соединения; |
б |
— прикрепление фа |
||||||||||||||||||
заться |
соизмеримым |
с |
по |
сонок в стык; |
в — прикрепление |
диафрагм ребер |
||||||||||||||
вышением |
|
расчетных |
со |
и планок лобовыми |
швами; |
е — |
нахлесточные |
|||||||||||||
|
соединения с фланговыми швамн; / — расчетные |
|||||||||||||||||||
противлений |
|
|
вследствие |
значения пределов выносливости; |
2 |
— |
расчетные |
|||||||||||||
|
|
сопротивления, |
учитывающие |
|
нестационарность |
|||||||||||||||
нестационарности |
|
нагру |
нагружения моста с |
течением |
времени |
(коэффи |
||||||||||||||
жения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
циент режима нарузки | = |
1,4); |
3, 4 |
и |
5 |
— р а с |
||||||
|
|
|
|
|
совер |
четные сопротивления сварных соединении при |
||||||||||||||
|
При дальнейшем |
ветственно свыше 22, |
10 и |
5 м. |
влияния |
\ с о о т |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| = 1 и длине |
з а г р у ж е н и я |
линии |
||||||
шенствовании |
норм |
про |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
ектирования |
|
мостов |
сле |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
дует не только найти более правильное |
отражение |
влияния |
||||||||||||||||||
асимметрии цикла, но и уточнить надобность сохранения ряда |
коэф |
|||||||||||||||||||
фициентов. Перелом кривых |
усталости наступает обычно при |
1,5— |
||||||||||||||||||
3,5 |
млн. циклов, |
а не при N = 100 X 10е, как это предполагалось, |
||||||||||||||||||
при составлении норм проектирования железнодорожных |
мостов.. |
|||||||||||||||||||
В связи с этим отпадает необходимость в коэффициенте А, |
что при |
|||||||||||||||||||
водит к заметному повышению расчетных сопротивлений |
сварных |
|||||||||||||||||||
соединений |
элементов |
с длиной загружения |
линии |
влияния |
Я <с |
|||||||||||||||
< |
22 |
м. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
179'