ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
срока службы локомотива (20—30 лет). Выносливость конструкции оценивается величиной запаса прочности
где п — запас прочности; o_i — предел выносливости стандартно го образца при симметричном цикле; от — среднее напряжение цик-
ла; а0 |
—амплитуда |
напряжения |
цикла; |
г|з = 2а |
, — а0 |
коэффи- |
циент, |
учитывающий |
влияние асимметрии |
|
сто |
|
|
цикла; К — эффектив |
||||||
ный коэффициент, учитывающий |
пониженную |
сопротивляемость |
||||
детали |
усталостному |
разрушению*. |
|
|
|
Амплитуда av устанавливается по результатам обработки осциллографических записей действующих в раме переменных напряже ний. Расчетная величина av находится либо путем выборки макси мальных размахов, либо в результате статистической обработки осциллограмм по методу размахов. В последнем случае расчетная
величина амплитуды принимается |
равной |
|
a„ = a „ |
+ 3 S D , |
(16) |
где аа — статистическая средняя величина амплитуды; 5„ — сред нее квадратическое отклонение амплитуды.
Эффективный коэффициент К рекомендуется устанавливать на основании стендовых испытаний или же путем оценки степени влия ния отдельных факторов, ее определяющих:
Здесь Рк |
— эффективный коэффициент |
концентрации напряжений; |
|||
k x — коэффициент, |
учитывающий неоднородность материала дета |
||||
ли; k 2 — коэффициент, учитывающий |
внутренние |
напряжения в |
|||
материале |
детали; т — коэффициент, |
учитывающий |
состояние по |
||
верхности |
детали; |
у — коэффициент, |
учитывающий |
влияние раз |
|
мерного |
фактора; |
т] — эффективный |
коэффициент, |
учитывающий |
|
влияние |
возможного отклонения от установленной технологии. |
Для ориентировочного выбора коэффициента К и оценки испол нения сварных соединений допускается определять его величину исходя из приводимых в справочной литературе эффективных коэф фициентов концентрации напряжений Ко, используя при этом сле дующую зависимость:
К = ^ > |
08) |
где £ — коэффициент пропорциональности, для основных балок рамы тележек его принимают равным 0,5—0,6.
Рекомендуемая методика согласуется с общими принципами и формой расчетов на усталость деталей машин [141]. Вместе с тем
* Здесь и далее сохраняются буквенные обозначения, указанные в перво источниках.
170
очевидно, что для расчета сварных соединений с высокими остаточ ными напряжениями она требует некоторых уточнений.
Формула (15) для подсчета коэффициента запаса получена исхо дя из схематизированной диаграммы сг,„, crm a x (см. рис. 42, б) в
|
° о : ( ° а ) с о е д |
* |
предположении постоянства отношения |
; |
без учета влия- |
ни я остаточных напряжений. Когда в районе сварного соединения действуют значительные остаточные напряжения, более обоснован но исходить из того, что величина ( а а ) с о е д постоянна (см. гла вы I I и III) . В этом случае урав
нение линии предельных напряже ний сварного соединения (рис. 106) принимает вид
( 0 > ) с о е д — |
°т + |
{<У—\)соек — |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
» - 1 |
(19) |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
к „ |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
где (а,)с о е д |
— |
предел |
выносливос |
|
|
|
|
|
|||
ти сварного соединения при асим |
|
|
|
|
|
||||||
метричном |
цикле; |
|
ат |
— среднее |
|
|
|
|
|
||
напряжение |
цикла; |
Ка |
— эффек |
|
|
|
|
|
|||
тивный коэффициент концентрации |
Рис. 106. Схема к определению за |
||||||||||
напряжений; |
штрихами |
обозначе |
|||||||||
ны текущие координаты. |
|
пасов |
прочности |
сварного соедине- |
|||||||
|
|
|
|
|
остаточными на |
||||||
Fr-п |
чяпяннп |
|
Н Я П П Я Ж Р Н Н П Р |
н и я |
с |
в ы с 0 |
К И Ш 1 |
||||
глели |
заданное |
|
напряженное |
п р |
я ж |
е н и я м |
и . |
|
|||
состояние |
выражается |
точкой |
М |
|
|
|
|
|
|||
с координатами ат, |
с т а Х , |
то предельное напряжение сварного соеди |
|||||||||
нения при |
простом |
нагружении |
(характеризующееся положением |
точки АО, а также искомый запас прочности п наиболее просто [141] определяются путем совместного решения уравнений для линии
предельных напряжений и луча ON. Поскольку уравнение для |
ON |
|||
имеет вид |
max |
' |
tc\r\\ |
(20) |
|
||||
ffmax = — |
О п |
|
||
и для точки N |
О / п |
|
|
|
|
|
|
(21) |
|
°"тах = |
О ^ с о е д = |
(^/Ocoefli |
||
совместное решение уравнений (19) |
и (20) |
дает |
|
|
|
( ° > ) с о е д |
с т т , |
° _ , |
(22) |
(0"г )соед — |
|
|
||
Отсюда |
|
|
|
|
((т /-)соед — «а |
|
= ° " - 1 ° т а х |
(23) |
|
(°max ~ |
стт) |
К а 0 0 |
||
Запас прочности |
|
|
|
|
|
( ° » с о е д = |
Q--1 |
|
(24) |
|
|
|
|
171
То же самое выражение для п можно получить из уравнения (15) подстановкой в него яр = 0.
Если исходить из одних и тех же пределов выносливости свар ных соединений при симметричном цикле напряжений (или же рав ных значений Ко), то полученные запасы прочности по формуле (24) более высокие, чем полученные по формуле (15). Однако, поскольку
6тах.кГ/ммг
20 |
' / / / |
15 |
|
10 |
V/ / |
У/1 |
// |
л |
/ |
6тах,кГ/шг 20
15
10
ж//
у
//
/
' У
/
О |
5 |
10 |
15ст.кГ/ммг |
|
|
Ю „ 15 GmJ<rMu2 |
||||
|
|
|
||||||||
бтах.кГ/ММ! |
|
/ |
Отах.кГ/Шг |
|
|
|
|
|||
20 |
У |
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
10 |
//V |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Л/у/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г |
|
Ю „ |
15 бт,кГ/мм2 |
|
|
|
|
|
|
|
Отах.кГ/мм2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20, |
1>// |
|
|
Рис. |
107. |
Допускаемые |
||||
|
|
|
||||||||
15 |
У |
|
напряжения для |
сварных |
||||||
|
соединений: , |
|
|
|||||||
|
|
|
/ — |
установленные |
по форму |
|||||
10 |
|
/ |
|
|
ле (25); |
2 — |
вычисленные по |
|||
1 |
|
|
формуле |
(26) |
(здесь и |
далее |
||||
|
|
|
штрих-пунктнрные линии — |
|||||||
2J, |
|
|
лучи диаграммы предельных |
|||||||
г |
5Щ10 15ст,нГ/мм2 |
напряжений, |
соответствую |
|||||||
щие |
характеристикам |
цик |
||||||||
ла |
г). |
|
|
|
|
|||||
|
|
д |
|
|
|
|
|
|
|
|
рекомендуемые значения Ко, установленные по результатам испыта ния больших образцов с учетом влияния остаточных напряжений, выше принимаемых в настоящее время (см. табл. 21), запасы проч ности, подсчитанные по равенству (24), существенно снижаются. Поэтому представляет интерес сопоставить диаграммы допускаемых напряжений, полученные в соответствии с предпосылками, приня тыми при выводе формул (24) и (15).
В первом случае значения Ко и \\> должны приниматься равными рекомендуемым в настоящее время, а допускаемые напряжения
172
должны определяться [361 по равенству
(25)
Во втором случае значения Ко следует принимать по данным табл. 21, а допускаемые напряжения вычислять по формуле
|
|
2а_. |
(26) |
|
|
|
|
Такое сопоставление выполнено на рис. 107, при этом принима |
|||
лось: п — 1,3, |
а я|э = |
0,2 [36]. Для нахлесточных соединений с |
|
обваркой по |
контуру |
(рис. 107, б), прикреплений в стык |
(рис. 107, е) и соединений с фланговыми швами (рис. 107, д) линии
допускаемых |
напряжений |
1 и 2 пересекаются |
под острым |
углом и |
|
практически |
совпадают. Для стыковых |
соединений (рис. |
107, а) |
||
и прикреплений лобовыми |
швами (рис. |
107, |
г) формула (26) дает |
болеее низкие допускаемые напряжения, чем формула (25). В из вестной мере здесь отражается зависимость сопротивления устало сти различных соединений от размеров образцов. Нетрудно заме тить, что к первой группе относятся соединения с продольными швами; ко второй — соединения только с поперечными швами. По скольку продольные швы создают высокую остаточную напряжен ность даже в образцах небольшого сечения, пределы выносливости таких соединений на малых и больших образцах отличаются мень ше, чем пределы выносливости образцов различных сечений с по перечными швами. Отсюда при одинаковых коэффициентах запаса прочности п формула (26) дает примерно такие же значения допу скаемых напряжений, что и выражение (25), либо ниже, особенно в области знакопеременных напряжений. Соответственно запасы прочности, подсчитанные по формуле (24), будут иметь меньшие значения по сравнению с установленными по формуле (15).
К частным замечаниям в отношении расчета на усталость свар ных соединений локомотивных тележек следует отнести выбор ве личины запаса прочности. Нормы проектирования [153] предписы вают принимать п > 2. Кроме того, в выражение (15) вместо Ко рекомендуется подставлять величину К, превышающую почти в два раза значение Ка. Это дает еще большее завышение значения за паса прочности. На рис. 108 представлены расчетные пределы вы
носливости сварных соединений |
ап вычисленные по формуле (25) |
и (26) при п = 1, и допускаемые |
напряжения [аг\, полученные по |
равенству (15) подстановкой в него п = 2 и средних значений К-
Отношения .q ' превышают величину п = 2 и в ряде случаев до-
стигают2,3—2,5. Анализ повреждений локомотивных тележек пока зал, что основные причины появления в них усталостных трещин— недостатки конструктивного и технологического решений свар ных узлов. Большое число усталостных повреждений возникло от непрбваров в поперечных стыковых швах. Долговечность таких
конструкций должна повышаться путем устранения выявленных недостатков, а не путем снижения допускаемых напряжений до уровня пределов выносливости дефектных соединений, как это сде лано в рассматриваемых нормах.
Для доброкачественных сварных соединений обычно рекоменду
ется принимать |
п = |
1,5 Ч- 1,7 |
[141]. Однако |
в тех случаях, |
когда |
||||||||||||||||
бюах.КГ/ми2 |
|
|
|
|
Ътах.кГ/мм- |
|
|
|
|
расчетные |
амплитуды |
на |
|||||||||
25, |
|
|
|
|
25, |
|
|
|
|
|
/ал |
пряжений |
устанавливают |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
^ |
к |
ся |
по данным |
осциллогра- |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
\/ |
У |
фических |
|
наблюдений |
за |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
работой |
детали |
или |
кон |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
/J-y |
|
струкции, величина запаса, |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
/ |
|
|
|
вероятно, |
может |
быть |
до |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
у/ |
|
|
|
полнительно |
снижена. |
Со |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
гласно анализу, |
выполнен |
||||||||
|
|
|
|
|
|
у/у |
|
|
|
|
ному |
М. |
М. |
Гохбергом |
|||||||
|
|
|
|
|
|
W |
1 |
Ю |
|
150л,Ж/мы* |
применительно |
к сварным |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
металлоконструкциям, |
ко |
|||||||||
|
|
|
|
|
втах.кГ/мм' |
|
|
|
|
эффициенты |
запаса |
могут |
|||||||||
|
|
|
/ |
|
251 |
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
приниматься |
1,3, |
если |
пре |
|||||||
|
|
/ |
/ w |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
20\ |
f |
|
|
|
|
|
|
|
делы |
выносливости |
соеди |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
нений |
определяются |
на |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
достаточно больших |
образ |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
цах |
с |
|
черной |
поверх |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ностью. Для |
|
большинства |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
крановых |
|
конструкций |
та |
||||||
У |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
кая |
величина |
п |
принима |
||||||
|
в |
|
|
|
|
|
|
г |
150т/<Г/Шг |
ется уже давно [36]. |
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При |
расчете |
на |
уста |
|||||||||
Рис. 108. |
Расчетные значения пределов вынос |
|
|||||||||||||||||||
лость |
крановых |
металло |
|||||||||||||||||||
ливости и допускаемых |
напряжений: |
|
|
конструкций |
|
исходят |
из |
||||||||||||||
а — стыковые |
соединения; |
|
б — |
прикрепление |
|
||||||||||||||||
фасонок в |
стык; |
в — прикрепление |
|
диафрагм, |
той |
же |
|
закономерности, |
|||||||||||||
ребер и планок |
лобовыми |
швами; г |
— |
нахлесточ- |
что и в локомотивострое- |
||||||||||||||||
ные соединения, |
включающие |
лобовые |
швы; / и |
||||||||||||||||||
2 — пределы выносливости соответственно по фор |
нии. |
Эта |
закономерность |
||||||||||||||||||
мулам (25) |
и (26) |
при |
л = |
1; |
3 |
и 4 — |
допускаемые |
заключается |
|
в |
том, |
что |
|||||||||
напряжения, |
принятые соответственно |
в локомо- |
|
||||||||||||||||||
тивостроении |
и |
краностроении. |
|
|
|
|
отношение предельных |
ам |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
плитуд основного металла |
(в |
|
данном |
случае |
с прокатной коркой) |
и сварных соединений остается постоянным, независимо от величи ны среднего напряжения цикла. В краностроении коэффициенты запаса п принято определять путем сопоставления расчетных на пряжений с табличными данными допускаемых напряжений. Те же значения п могут быть установлены расчетным путем:
В отличие от формулы (15) коэффициент при аа равен эффектив ному коэффициенту концентрации Ко- Значения Ка (см. табл. 21) и величина -ф = 0,2 определены по результатам испытаний сварных
174