Файл: Труфяков, В. И. Усталость сварных соединений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

срока службы локомотива (20—30 лет). Выносливость конструкции оценивается величиной запаса прочности

где п — запас прочности; o_i — предел выносливости стандартно­ го образца при симметричном цикле; от — среднее напряжение цик-

ла; а0

—амплитуда

напряжения

цикла;

г|з =

, — а0

коэффи-

циент,

учитывающий

влияние асимметрии

 

сто

 

цикла; К — эффектив­

ный коэффициент, учитывающий

пониженную

сопротивляемость

детали

усталостному

разрушению*.

 

 

 

Амплитуда av устанавливается по результатам обработки осциллографических записей действующих в раме переменных напряже­ ний. Расчетная величина av находится либо путем выборки макси­ мальных размахов, либо в результате статистической обработки осциллограмм по методу размахов. В последнем случае расчетная

величина амплитуды принимается

равной

 

a„ = a „

+ 3 S D ,

(16)

где аа — статистическая средняя величина амплитуды; 5„ — сред­ нее квадратическое отклонение амплитуды.

Эффективный коэффициент К рекомендуется устанавливать на основании стендовых испытаний или же путем оценки степени влия­ ния отдельных факторов, ее определяющих:

Здесь Рк

— эффективный коэффициент

концентрации напряжений;

k x — коэффициент,

учитывающий неоднородность материала дета­

ли; k 2 — коэффициент, учитывающий

внутренние

напряжения в

материале

детали; т — коэффициент,

учитывающий

состояние по­

верхности

детали;

у — коэффициент,

учитывающий

влияние раз­

мерного

фактора;

т] — эффективный

коэффициент,

учитывающий

влияние

возможного отклонения от установленной технологии.

Для ориентировочного выбора коэффициента К и оценки испол­ нения сварных соединений допускается определять его величину исходя из приводимых в справочной литературе эффективных коэф­ фициентов концентрации напряжений Ко, используя при этом сле­ дующую зависимость:

К = ^ >

08)

где £ — коэффициент пропорциональности, для основных балок рамы тележек его принимают равным 0,5—0,6.

Рекомендуемая методика согласуется с общими принципами и формой расчетов на усталость деталей машин [141]. Вместе с тем

* Здесь и далее сохраняются буквенные обозначения, указанные в перво­ источниках.

170


очевидно, что для расчета сварных соединений с высокими остаточ­ ными напряжениями она требует некоторых уточнений.

Формула (15) для подсчета коэффициента запаса получена исхо­ дя из схематизированной диаграммы сг,„, crm a x (см. рис. 42, б) в

 

° о : ( ° а ) с о е д

*

предположении постоянства отношения

;

без учета влия-

ни я остаточных напряжений. Когда в районе сварного соединения действуют значительные остаточные напряжения, более обоснован­ но исходить из того, что величина ( а а ) с о е д постоянна (см. гла­ вы I I и III) . В этом случае урав­

нение линии предельных напряже­ ний сварного соединения (рис. 106) принимает вид

( 0 > ) с о е д —

°т +

{<У—\)соек —

 

 

 

 

 

 

 

 

 

» - 1

(19)

 

 

 

 

 

 

 

 

к „

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где (а,)с о е д

предел

выносливос­

 

 

 

 

 

ти сварного соединения при асим­

 

 

 

 

 

метричном

цикле;

 

ат

— среднее

 

 

 

 

 

напряжение

цикла;

Ка

— эффек­

 

 

 

 

 

тивный коэффициент концентрации

Рис. 106. Схема к определению за­

напряжений;

штрихами

обозначе­

ны текущие координаты.

 

пасов

прочности

сварного соедине-

 

 

 

 

 

остаточными на­

Fr-п

чяпяннп

 

Н Я П П Я Ж Р Н Н П Р

н и я

с

в ы с 0

К И Ш 1

глели

заданное

 

напряженное

п р

я ж

е н и я м

и .

 

состояние

выражается

точкой

М

 

 

 

 

 

с координатами ат,

с т а Х ,

то предельное напряжение сварного соеди­

нения при

простом

нагружении

(характеризующееся положением

точки АО, а также искомый запас прочности п наиболее просто [141] определяются путем совместного решения уравнений для линии

предельных напряжений и луча ON. Поскольку уравнение для

ON

имеет вид

max

'

tc\r\\

(20)

 

ffmax = —

О п

 

и для точки N

О / п

 

 

 

 

 

 

(21)

°"тах =

О ^ с о е д =

(^/Ocoefli

совместное решение уравнений (19)

и (20)

дает

 

 

( ° > ) с о е д

с т т ,

° _ ,

(22)

(0"г )соед —

 

 

Отсюда

 

 

 

 

((т /-)соед — «а

 

= ° " - 1 ° т а х

(23)

(°max ~

стт)

К а 0 0

Запас прочности

 

 

 

 

 

( ° » с о е д =

Q--1

 

(24)

 

 

 

 

171


То же самое выражение для п можно получить из уравнения (15) подстановкой в него яр = 0.

Если исходить из одних и тех же пределов выносливости свар­ ных соединений при симметричном цикле напряжений (или же рав­ ных значений Ко), то полученные запасы прочности по формуле (24) более высокие, чем полученные по формуле (15). Однако, поскольку

6тах.кГ/ммг

20

' / / /

15

10

V/ /

У/1

//

л

/

6тах,кГ/шг 20

15

10

ж//

у

//

/

' У

/

О

5

10

15ст.кГ/ммг

 

 

Ю „ 15 GmJ<rMu2

 

 

 

бтах.кГ/ММ!

 

/

Отах.кГ/Шг

 

 

 

 

20

У

 

20

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

10

//V

 

 

 

 

 

 

 

 

Л/у/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г

 

Ю „

15 бт,кГ/мм2

 

 

 

 

 

 

Отах.кГ/мм2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20,

1>//

 

 

Рис.

107.

Допускаемые

 

 

 

15

У

 

напряжения для

сварных

 

соединений: ,

 

 

 

 

 

/ —

установленные

по форму­

10

 

/

 

 

ле (25);

2

вычисленные по

1

 

 

формуле

(26)

(здесь и

далее

 

 

 

штрих-пунктнрные линии —

2J,

 

 

лучи диаграммы предельных

г

5Щ10 15ст,нГ/мм2

напряжений,

соответствую­

щие

характеристикам

цик­

ла

г).

 

 

 

 

 

 

д

 

 

 

 

 

 

 

 

рекомендуемые значения Ко, установленные по результатам испыта­ ния больших образцов с учетом влияния остаточных напряжений, выше принимаемых в настоящее время (см. табл. 21), запасы проч­ ности, подсчитанные по равенству (24), существенно снижаются. Поэтому представляет интерес сопоставить диаграммы допускаемых напряжений, полученные в соответствии с предпосылками, приня­ тыми при выводе формул (24) и (15).

В первом случае значения Ко и \\> должны приниматься равными рекомендуемым в настоящее время, а допускаемые напряжения

172


должны определяться [361 по равенству

(25)

Во втором случае значения Ко следует принимать по данным табл. 21, а допускаемые напряжения вычислять по формуле

 

 

2а_.

(26)

 

 

 

Такое сопоставление выполнено на рис. 107, при этом принима­

лось: п — 1,3,

а я|э =

0,2 [36]. Для нахлесточных соединений с

обваркой по

контуру

(рис. 107, б), прикреплений в стык

(рис. 107, е) и соединений с фланговыми швами (рис. 107, д) линии

допускаемых

напряжений

1 и 2 пересекаются

под острым

углом и

практически

совпадают. Для стыковых

соединений (рис.

107, а)

и прикреплений лобовыми

швами (рис.

107,

г) формула (26) дает

болеее низкие допускаемые напряжения, чем формула (25). В из­ вестной мере здесь отражается зависимость сопротивления устало­ сти различных соединений от размеров образцов. Нетрудно заме­ тить, что к первой группе относятся соединения с продольными швами; ко второй — соединения только с поперечными швами. По­ скольку продольные швы создают высокую остаточную напряжен­ ность даже в образцах небольшого сечения, пределы выносливости таких соединений на малых и больших образцах отличаются мень­ ше, чем пределы выносливости образцов различных сечений с по­ перечными швами. Отсюда при одинаковых коэффициентах запаса прочности п формула (26) дает примерно такие же значения допу­ скаемых напряжений, что и выражение (25), либо ниже, особенно в области знакопеременных напряжений. Соответственно запасы прочности, подсчитанные по формуле (24), будут иметь меньшие значения по сравнению с установленными по формуле (15).

К частным замечаниям в отношении расчета на усталость свар­ ных соединений локомотивных тележек следует отнести выбор ве­ личины запаса прочности. Нормы проектирования [153] предписы­ вают принимать п > 2. Кроме того, в выражение (15) вместо Ко рекомендуется подставлять величину К, превышающую почти в два раза значение Ка. Это дает еще большее завышение значения за­ паса прочности. На рис. 108 представлены расчетные пределы вы­

носливости сварных соединений

ап вычисленные по формуле (25)

и (26) при п = 1, и допускаемые

напряжения г\, полученные по

равенству (15) подстановкой в него п = 2 и средних значений К-

Отношения .q ' превышают величину п = 2 и в ряде случаев до-

стигают2,3—2,5. Анализ повреждений локомотивных тележек пока­ зал, что основные причины появления в них усталостных трещин— недостатки конструктивного и технологического решений свар­ ных узлов. Большое число усталостных повреждений возникло от непрбваров в поперечных стыковых швах. Долговечность таких


конструкций должна повышаться путем устранения выявленных недостатков, а не путем снижения допускаемых напряжений до уровня пределов выносливости дефектных соединений, как это сде­ лано в рассматриваемых нормах.

Для доброкачественных сварных соединений обычно рекоменду­

ется принимать

п =

1,5 Ч- 1,7

[141]. Однако

в тех случаях,

когда

бюах.КГ/ми2

 

 

 

 

Ътах.кГ/мм-

 

 

 

 

расчетные

амплитуды

на­

25,

 

 

 

 

25,

 

 

 

 

 

/ал

пряжений

устанавливают­

 

 

 

 

 

 

 

 

^

к

ся

по данным

осциллогра-

 

 

 

 

 

 

 

\/

У

фических

 

наблюдений

за

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

работой

детали

или

кон­

 

 

 

 

 

 

 

 

/J-y

 

струкции, величина запаса,

 

 

 

 

 

 

 

 

/

 

 

 

вероятно,

может

быть

до­

 

 

 

 

 

 

 

у/

 

 

 

полнительно

снижена.

Со­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гласно анализу,

выполнен­

 

 

 

 

 

 

у/у

 

 

 

 

ному

М.

М.

Гохбергом

 

 

 

 

 

 

W

1

Ю

 

150л,Ж/мы*

применительно

к сварным

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

металлоконструкциям,

ко­

 

 

 

 

 

втах.кГ/мм'

 

 

 

 

эффициенты

запаса

могут

 

 

 

/

 

251

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

приниматься

1,3,

если

пре­

 

 

/

/ w

 

 

 

 

 

 

 

20\

f

 

 

 

 

 

 

 

делы

выносливости

соеди­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нений

определяются

на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

достаточно больших

образ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

цах

с

 

черной

поверх­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ностью. Для

 

большинства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

крановых

 

конструкций

та­

У

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кая

величина

п

принима­

 

в

 

 

 

 

 

 

г

150т/<Г/Шг

ется уже давно [36].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При

расчете

на

уста­

Рис. 108.

Расчетные значения пределов вынос­

 

лость

крановых

металло­

ливости и допускаемых

напряжений:

 

 

конструкций

 

исходят

из

а — стыковые

соединения;

 

б

прикрепление

 

фасонок в

стык;

в — прикрепление

 

диафрагм,

той

же

 

закономерности,

ребер и планок

лобовыми

швами; г

нахлесточ-

что и в локомотивострое-

ные соединения,

включающие

лобовые

швы; / и

2 — пределы выносливости соответственно по фор­

нии.

Эта

закономерность

мулам (25)

и (26)

при

л =

1;

3

и 4

допускаемые

заключается

 

в

том,

что

напряжения,

принятые соответственно

в локомо-

 

тивостроении

и

краностроении.

 

 

 

 

отношение предельных

ам­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

плитуд основного металла

 

данном

случае

с прокатной коркой)

и сварных соединений остается постоянным, независимо от величи­ ны среднего напряжения цикла. В краностроении коэффициенты запаса п принято определять путем сопоставления расчетных на­ пряжений с табличными данными допускаемых напряжений. Те же значения п могут быть установлены расчетным путем:

В отличие от формулы (15) коэффициент при аа равен эффектив­ ному коэффициенту концентрации Ко- Значения Ка (см. табл. 21) и величина -ф = 0,2 определены по результатам испытаний сварных

174