ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
максимальным напряжениям, а по нижним, отвечающим эквива лентным напряжениям (рис. 119).
О спектрах эксплуатационных напряжений в сварных элементах экскаваторов можно судить по данным работы [43]. Исследовался од ноковшовый универсальный экскаватор Э-2005 с прямой лопатой ем
костью 2,25 м3, |
выпускаемый |
Воронежским экскаваторным |
заво |
|
дом. Напряжения |
измерялись |
во время работы |
машины в карьере |
|
с высотой забоя |
8 м, высотой |
выгрузки 6 м и |
категорией |
грун |
та 4. Проволочные тензодатчики устанавливались в 46 точках стре лы, рукояти, ходовой рамы и задней стенки ковша. Напряжения регистрировались'на протяжении большого числа рабочих циклов,
f
Рис. 119. Нестационарность поездной нагрузки (схема):
/ |
— напряжения от |
нормативных |
нагрузок; 2 — максимальные напряжения ступеней; |
3 |
— эквивалентные |
напряжения |
ступеней . |
которые включали процесс копания, поворот, разгрузку ковша и возврат в исходное положение. Статистическому анализу подверга лись данные измерений в наиболее напряженных точках. Распре деление переменных напряжений в наиболее нагруженных точках рукояти, стрелы и ходовой рамы приведены на рис. 120. В 80% случаев напряжение в рукояти находится между —120 и +600 кГ1смг, в то время как единичные максимальные напряжения могут приближаться к пределу текучести исходного материала (в данном случае применялась сталь 09Г2С).
Приведенные выше спектры напряжений, являющиеся, очевидно, представительными для подкрановых балок, кранов, пролетных строений железнодорожных мостов и экскаваторов, свидетельству ют о том, что наиболее часто повторяющиеся эксплуатационные нагрузки составляют только 0,4—0,6 принимаемых в настоящее время нормативных нагрузок для расчетов на усталость этих кон струкций. В этой связи открываются широкие возможности по уточнению расчета сварных соединений на усталость, особенно ка сающихся определения расчетных переменных напряжений.
Для мостов, кранов, подкрановых балок, радиомачт, экскава торов, вагонов и ряда других конструкций характерен нестационар ный режим нагружения со случайной изменчивостью как максималь ных а т а х , так и минимальных am i n напряжений или же переменной
характеристикой цикла т = . Р г ш п . Имеется несколько предложе-
Ошах
199
ний по приведению нестационарности такого вида к эквивалент ному стационарному режиму нагружения в расчетах на усталость
сварных |
соединений |
[23, |
53, 137]. Однако все |
решения относятся |
||||||||
|
|
|
|
|
только к тому случаю, |
когда |
кри |
|||||
|
|
|
|
|
вые усталости могут быть выраже |
|||||||
|
|
|
|
|
ны функцией ст"'Л/ = |
const, |
т. |
е. |
||||
|
|
|
|
|
предполагается, |
что кривые |
уста |
|||||
|
|
|
|
|
лости сварных соединений не име |
|||||||
|
|
|
|
|
ют |
перелома в пределах |
рассмат |
|||||
|
|
|
|
|
риваемых |
напряжений |
и количест |
|||||
|
|
|
|
|
ва их перемен. Между тем, как |
|||||||
|
|
|
|
|
было показано в гл. I , кривые |
ус |
||||||
-ЗЮ ХО т |
№ |
2520 5X0 -600 -S60 |
•SO 0 120 |
талости сварных соединений |
резко |
|||||||
|
|
|
|
е.нг/сиг |
меняют |
свое |
направление |
|
при |
|||
|
|
т/пюо% |
|
|
сравнительно небольшом числе цик |
|||||||
№•100% |
|
|
|
|
лов, равном 1,5—3,5 млн., и описы |
|||||||
*1 |
|
|
|
|
ваются экспоненциальным |
уравне |
||||||
|
|
|
|
нием (44) с числом циклов в пока |
||||||||
|
|
|
|
|
зателе экспоненты. В этой общей |
|||||||
|
|
|
|
|
постановке решение задачи по оцен |
|||||||
|
|
|
|
|
ке |
повреждаемости |
сварных |
со |
||||
-450 so |
даця^-ю -Х5 |
|
|
единений, испытывающих |
нестаци- |
|||||||
ss |
495сф<* |
онарное |
нагружение |
со случайно |
||||||||
б |
|
|
е |
|
меняющимися |
максимальными |
и |
|||||
|
|
|
|
|||||||||
Рис. 120. |
Распределение |
перемен |
минимальными напряжениями, рас |
|||||||||
ных напряжении в наиболее нагру |
сматривается в работе |
[170]. |
|
|
||||||||
женных точках: |
|
|
|
Переменные |
эксплуатационные |
|||||||
a — рукояти (/ |
— при копании; |
2 — |
|
|||||||||
при повороте); |
б ив — стрелы; |
г — |
нагрузки |
представляются |
стаци |
|||||||
ходовой раыы. |
|
|
|
онарным |
случайным |
процессом, |
||||||
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
о свойствах которого |
можно |
су |
дить по одной достаточно продолжительной реализации. В качестве примера на рис. 121 показана осциллограмма переменных напря жений в узле крепления ванты радиомачты, которая может рассматри ваться в качестве такой реализации. Если разделить весь диапазон изменения напряжений (от самой высокой до самой низкой точки осциллограммы) на k уровней с одинаковыми промежутками меж ду ними и считать, что отах t отвечает уровню i или располагается между уровнями i и (i + 1), a am i n / соответствует уровню / или на-
Рис. 121. Осциллограмма переменных напряжении в узле крепления ванты радиомачты.
200
ходится между уровнями /' и (/* + 1), то любая последовательность Циклов такого процесса может быть представлена ||пг /|| матрицей, которая в координатах а т а х будет иметь вид
т. |
flk, |
Пк2 |
ПкЗ . . . rtft (ft_[) |
0 |
|
|
|
|
К |
I = Пц |
1*42 |
'ha |
- . . |
0 |
0 |
(69) |
|
'hi |
П32 |
0 |
. .. |
0 |
0 |
|
|
'hi |
0 |
0 |
. .. |
0 |
0 |
|
СТщах |
f 0 |
0 |
0 |
. . . 0 |
0 |
|
|
|
-> |
CTmin |
|
|
|
|
|
Здесь i и / — порядковый номер |
уровней напряжений, причем пер |
вый уровень может быть расположен как угодно относительно на
чала |
координат. |
|
Если матрица |
(69) определена по достаточно продолжительной |
|
записи процесса |
изменения напряжений в эксплуатационных усло |
|
виях, то отношение числа циклов nti с экстремальными значениями |
||
° w t |
и a min/ к полному числу циклов п определит вероятность |
появления таких циклов в процессе. С увеличением числа уровней уменьшается интервал Да между соседними уровнями и при Да ->- -»- 0 матрица, нормированная по полному числу циклов, пе
реходит в двумерную функцию |
плотности вероятностей Ф (аг а а х t , |
|||
a m i n /) |
появления |
минимума на i-м уровне после максимума |
на /-м |
|
уровне, |
которая |
наиболее полно |
характеризует циклические |
свой |
ства процесса [140J. Зная зависимость общего числа циклов я от времени Т, можно определить количество циклов изменения напря жений от a m a x t до а т ( п / за это время:
пц = п (Т) Ф (amaxh |
amin/). |
(70) |
Рассекая поверхность Ф ( a m a x ( , a m i n |
/) плоскостью, |
перпендику |
лярной плоскости а т а х , 0, а ш 1 п , проходящей через прямую, прове денную через начало координат под углом arctg-^- к оси абсцисс,
получаем функцию плотности вероятностей появления циклов с эк стремальными значениями a m a x и а т 1 п / п р и постоянном коэффициен те асимметрии г = const. Эти циклы будут вызывать такое же уста лостное повреждение сварных соединений, какое наблюдается при обычных испытаниях на усталость при соответствующей характери стике цикла. В данном случае, используя гипотезу линейного на копления усталостных повреждений, можно определить накоплен ное относительное повреждение при данном коэффициенте асиммет рии Г). Проводя суммирование по всем встречающимся г, получаем
J4 |
2—2315 |
201 |
относительное усталостное повреждение сварного соединения в за висимости от времени эксплуатации конструкции
V V nU - V V П ( Г ) Ф ( g m a x i] ^ 1 Г 7 П
i "ii / ,• •• *"max i ' u m i n i>
При непрерывном распределении суммирование в формуле (71) заменяется интегрированием по области определения функции. В этом случае допустимый срок эксплуатации определяется из усло вия
И « , t w n V < l |
< 7 2 ) |
Используя уравнение кривой усталости (44) и уравнение линии предельных напряжений (65), можно получить следующее выраже ние для определения числа циклов Ntj:
Nti= |
g т |
В. |
(73) |
Если напряжение ст0 |
задано в виде |
расчетного |
сопротивления |
усталости Rr0, формулы для проверки на выносливость принимают следующий окончательный вид:
в случае дискретного распределения |
|
|
|
< 1 , |
(74) |
|
В |
|
, ^max t |
. |
|
l n - ^ — ( 1 - г , ) |
|
'а
вслучае непрерывного распределения
< Ы г < 1 . |
(75) |
В
, |
тах/ ,, |
ч |
Зная функцию ПЛОТНОСТИ вероятностей Ф (am i n , am a x ) и зависи мость числа циклов п от времени Т, по формуле (74) или (75) нетруд но установить допустимую расчетную долговечность сварного со единения.
Предлагаемый метод позволяет сохранить в случае необходи мости традиционную форму расчета по эквивалентным напряжениям:
о , < / ? „ |
(76) |
где а э — напряжение, эквивалентное по повреждающему действию
эксплуатационному режиму нагружения |
сварной |
конструкции; |
||
R, |
— расчетное сопротивление усталости |
сварного |
соединения. |
|
|
При таком подходе к проверке на усталость |
расчетные форму |
||
лы |
могут быть получены исходя из следующего. |
Если принять, что |
202