Файл: Труфяков, В. И. Усталость сварных соединений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

максимальным напряжениям, а по нижним, отвечающим эквива­ лентным напряжениям (рис. 119).

О спектрах эксплуатационных напряжений в сварных элементах экскаваторов можно судить по данным работы [43]. Исследовался од­ ноковшовый универсальный экскаватор Э-2005 с прямой лопатой ем­

костью 2,25 м3,

выпускаемый

Воронежским экскаваторным

заво­

дом. Напряжения

измерялись

во время работы

машины в карьере

с высотой забоя

8 м, высотой

выгрузки 6 м и

категорией

грун­

та 4. Проволочные тензодатчики устанавливались в 46 точках стре­ лы, рукояти, ходовой рамы и задней стенки ковша. Напряжения регистрировались'на протяжении большого числа рабочих циклов,

f

Рис. 119. Нестационарность поездной нагрузки (схема):

/

— напряжения от

нормативных

нагрузок; 2 — максимальные напряжения ступеней;

3

— эквивалентные

напряжения

ступеней .

которые включали процесс копания, поворот, разгрузку ковша и возврат в исходное положение. Статистическому анализу подверга­ лись данные измерений в наиболее напряженных точках. Распре­ деление переменных напряжений в наиболее нагруженных точках рукояти, стрелы и ходовой рамы приведены на рис. 120. В 80% случаев напряжение в рукояти находится между —120 и +600 кГ1смг, в то время как единичные максимальные напряжения могут приближаться к пределу текучести исходного материала (в данном случае применялась сталь 09Г2С).

Приведенные выше спектры напряжений, являющиеся, очевидно, представительными для подкрановых балок, кранов, пролетных строений железнодорожных мостов и экскаваторов, свидетельству­ ют о том, что наиболее часто повторяющиеся эксплуатационные нагрузки составляют только 0,4—0,6 принимаемых в настоящее время нормативных нагрузок для расчетов на усталость этих кон­ струкций. В этой связи открываются широкие возможности по уточнению расчета сварных соединений на усталость, особенно ка­ сающихся определения расчетных переменных напряжений.

Для мостов, кранов, подкрановых балок, радиомачт, экскава­ торов, вагонов и ряда других конструкций характерен нестационар­ ный режим нагружения со случайной изменчивостью как максималь­ ных а т а х , так и минимальных am i n напряжений или же переменной

характеристикой цикла т = . Р г ш п . Имеется несколько предложе-

Ошах

199



ний по приведению нестационарности такого вида к эквивалент­ ному стационарному режиму нагружения в расчетах на усталость

сварных

соединений

[23,

53, 137]. Однако все

решения относятся

 

 

 

 

 

только к тому случаю,

когда

кри­

 

 

 

 

 

вые усталости могут быть выраже­

 

 

 

 

 

ны функцией ст"'Л/ =

const,

т.

е.

 

 

 

 

 

предполагается,

что кривые

уста­

 

 

 

 

 

лости сварных соединений не име­

 

 

 

 

 

ют

перелома в пределах

рассмат­

 

 

 

 

 

риваемых

напряжений

и количест­

 

 

 

 

 

ва их перемен. Между тем, как

 

 

 

 

 

было показано в гл. I , кривые

ус­

-ЗЮ ХО т

2520 5X0 -600 -S60

•SO 0 120

талости сварных соединений

резко

 

 

 

 

е.нг/сиг

меняют

свое

направление

 

при

 

 

т/пюо%

 

 

сравнительно небольшом числе цик­

№•100%

 

 

 

 

лов, равном 1,5—3,5 млн., и описы­

*1

 

 

 

 

ваются экспоненциальным

уравне­

 

 

 

 

нием (44) с числом циклов в пока­

 

 

 

 

 

зателе экспоненты. В этой общей

 

 

 

 

 

постановке решение задачи по оцен­

 

 

 

 

 

ке

повреждаемости

сварных

со­

-450 so

даця^-ю -Х5

 

 

единений, испытывающих

нестаци-

ss

495сф<*

онарное

нагружение

со случайно

б

 

 

е

 

меняющимися

максимальными

и

 

 

 

 

Рис. 120.

Распределение

перемен­

минимальными напряжениями, рас­

ных напряжении в наиболее нагру­

сматривается в работе

[170].

 

 

женных точках:

 

 

 

Переменные

эксплуатационные

a — рукояти (/

— при копании;

2 —

 

при повороте);

б ив — стрелы;

г —

нагрузки

представляются

стаци­

ходовой раыы.

 

 

 

онарным

случайным

процессом,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о свойствах которого

можно

су­

дить по одной достаточно продолжительной реализации. В качестве примера на рис. 121 показана осциллограмма переменных напря­ жений в узле крепления ванты радиомачты, которая может рассматри­ ваться в качестве такой реализации. Если разделить весь диапазон изменения напряжений (от самой высокой до самой низкой точки осциллограммы) на k уровней с одинаковыми промежутками меж­ ду ними и считать, что отах t отвечает уровню i или располагается между уровнями i и (i + 1), a am i n / соответствует уровню / или на-

Рис. 121. Осциллограмма переменных напряжении в узле крепления ванты радиомачты.

200


ходится между уровнями /' и (/* + 1), то любая последовательность Циклов такого процесса может быть представлена ||пг /|| матрицей, которая в координатах а т а х будет иметь вид

т.

flk,

Пк2

ПкЗ . . . rtft (ft_[)

0

 

 

 

 

К

I = Пц

1*42

'ha

- . .

0

0

(69)

 

'hi

П32

0

. ..

0

0

 

 

'hi

0

0

. ..

0

0

 

СТщах

f 0

0

0

. . . 0

0

 

 

->

CTmin

 

 

 

 

Здесь i и / — порядковый номер

уровней напряжений, причем пер­

вый уровень может быть расположен как угодно относительно на­

чала

координат.

 

Если матрица

(69) определена по достаточно продолжительной

записи процесса

изменения напряжений в эксплуатационных усло­

виях, то отношение числа циклов nti с экстремальными значениями

° w t

и a min/ к полному числу циклов п определит вероятность

появления таких циклов в процессе. С увеличением числа уровней уменьшается интервал Да между соседними уровнями и при Да ->- -»- 0 матрица, нормированная по полному числу циклов, пе­

реходит в двумерную функцию

плотности вероятностей Ф г а а х t ,

a m i n /)

появления

минимума на i-м уровне после максимума

на /-м

уровне,

которая

наиболее полно

характеризует циклические

свой­

ства процесса [140J. Зная зависимость общего числа циклов я от времени Т, можно определить количество циклов изменения напря­ жений от a m a x t до а т ( п / за это время:

пц = п (Т) Ф (amaxh

amin/).

(70)

Рассекая поверхность Ф ( a m a x ( , a m i n

/) плоскостью,

перпендику­

лярной плоскости а т а х , 0, а ш 1 п , проходящей через прямую, прове­ денную через начало координат под углом arctg-^- к оси абсцисс,

получаем функцию плотности вероятностей появления циклов с эк­ стремальными значениями a m a x и а т 1 п / п р и постоянном коэффициен­ те асимметрии г = const. Эти циклы будут вызывать такое же уста­ лостное повреждение сварных соединений, какое наблюдается при обычных испытаниях на усталость при соответствующей характери­ стике цикла. В данном случае, используя гипотезу линейного на­ копления усталостных повреждений, можно определить накоплен­ ное относительное повреждение при данном коэффициенте асиммет­ рии Г). Проводя суммирование по всем встречающимся г, получаем

J4

2—2315

201


относительное усталостное повреждение сварного соединения в за­ висимости от времени эксплуатации конструкции

V V nU - V V П ( Г ) Ф ( g m a x i] ^ 1 Г 7 П

i "ii / ,• •• *"max i ' u m i n i>

При непрерывном распределении суммирование в формуле (71) заменяется интегрированием по области определения функции. В этом случае допустимый срок эксплуатации определяется из усло­ вия

И « , t w n V < l

< 7 2 )

Используя уравнение кривой усталости (44) и уравнение линии предельных напряжений (65), можно получить следующее выраже­ ние для определения числа циклов Ntj:

Nti=

g т

В.

(73)

Если напряжение ст0

задано в виде

расчетного

сопротивления

усталости Rr0, формулы для проверки на выносливость принимают следующий окончательный вид:

в случае дискретного распределения

 

 

 

< 1 ,

(74)

 

В

 

, ^max t

.

 

l n - ^ — ( 1 - г , )

 

'а

вслучае непрерывного распределения

< Ы г < 1 .

(75)

В

,

тах/ ,,

ч

Зная функцию ПЛОТНОСТИ вероятностей Ф (am i n , am a x ) и зависи­ мость числа циклов п от времени Т, по формуле (74) или (75) нетруд­ но установить допустимую расчетную долговечность сварного со­ единения.

Предлагаемый метод позволяет сохранить в случае необходи­ мости традиционную форму расчета по эквивалентным напряжениям:

о , < / ? „

(76)

где а э — напряжение, эквивалентное по повреждающему действию

эксплуатационному режиму нагружения

сварной

конструкции;

R,

— расчетное сопротивление усталости

сварного

соединения.

 

При таком подходе к проверке на усталость

расчетные форму­

лы

могут быть получены исходя из следующего.

Если принять, что

202